Информационно - педагогический модуль опыта
Тропиной Ирины Петровны,
учителя химии высшей категории средней школы №15 г. Орска

Представила: Л.В.Криворучкина, зав. УМК химии
Д
ата: 08.01.2003 г.

Проблема: система работы с одаренными детьми при обучении химии.

Цель: практически обосновать значение системы расчетных задач при обучении химии в развития учебно - интеллектуальных умений одаренных детей.

Сущность опыта: автором выработаны уровни и критерии оценивания сформированности учебно - интеллектуальных умений у одаренных детей;

разработаны диагностические контрольные работы, анализ результатов которых позволяет выяснить уровень сформированности учебно - интеллектуальных умений у одаренных детей;

подобрана система расчетных задач по химии повышенной сложности для использования на уроках и  индивидуальной работы с учащимися;

написаны методические рекомендации о реализации системы работы с одаренными   детьми при обучении химии.

Особенности методической системы: по мнению Тропиной И.П формированием умений и навыков у учащихся учитель занимался всегда, но раньше они выступали как бы приложением к главному - к знаниям. В современной школе именно умения и навыки становятся первичными, а знания - вторичными, признанными работать на них.

  Умения всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процесс мышления. Активизация интеллектуальной деятельности происходит тогда, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.

   В формировании учебно - интеллектуальных умений большую роль играют расчетные задачи, так как химическая задача - модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительных и практических действий на основе знания законов, теорий и методов химии, направленная на закрепление, расширение знаний и развитие химического мышления.

  Ирина Петровна считает, что использование системы расчетных задач позволит учителю в значительной мере реализовать основные функции обучения, воспитания и развития одаренных учащихся.

   Бессистемно отобранные задачи не обеспечивают должного развития мышления. Необходима продуманная система последовательно усложняющихся задач, отражающая химические явления в их взаимосвязи и развитии. Задачи, подобранные в соответствии с уровнем развития учащихся, реализуют их психологический потенциал и мобилизуют личность в целом, охватывая эмоциональную сферу, интересы, потребности.

  Учителем выделены  критерии сформированности  учебно - интеллектуальных умений учащихся:

n    умения анализировать задачи

n    составлять условия задачи

n    классифицировать их

n    умения составлять прямые и обратные задачи

n    находить рациональные способы решения

n    решать задачи повышенной сложности.

 

Тропиной И.П. сформулированы правила формирования учебно-интеллектуальных умений учащихся через  систему расчетных задач повышенной сложности:

 1.Отбор задач на основе их предварительной типизации.

 2.»Привязывание» задач к теоретическому курсу.

 3.Подготовка учащихся к решению новой задачи на основе ранее решаемых.

 4.Учет уровня готовности учащихся к решению задач.

 5.Использование времени на уроке не на само решение задач, а на обучение способам их решения.  

 

Новизна: 

  Учителем разработан сборник задач повышенной сложности для подготовки одаренных учащихся к олимпиадам. В него включены расчетные задачи по теме электролиз, задачи - головоломки, задачи с неполными данными, экспериментальные задания, задачи с экологическим содержанием.

 

Результативность: учащиеся Тропиной И.П. участвуют в работе городского научного общества. Темы их исследований актуальны: «Химия и рациональное питание», «Влияние микроэлементов на рост растений» и др.

   Ежегодно ученики Ирины Петровны занимают призовые места на городских и областных олимпиадах по химии. В 2000 году ученик 9 класса Колычев Е. занял первое место на областной олимпиаде и второе на Всероссийской олимпиаде.

   Выпускники школы поступают и успешно обучаются в ведущих химических высших учебных заведениях страны.

   С целью выяснения мотивации к обучению химии в школе проведено анкетирование учащихся 9 и 11 классов. 70% анкетируемых считают химию интересным предметом, 43 % относят предмет к трудным, 60% учащихся изучают химию  для того, чтобы быть образованными людьми.

 

Трудоемкость: основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать систему обучения, которая удовлетворяла бы образовательным потребностям каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями. Обучение эффективно только при такой его организации, когда учащиеся усваивают учебное содержание в деятельности. Если ученики под руководством учителя овладевают рациональными приемами учебной работы, то они не только более эффективно будут усваивать знания, но и сумеют оценить свои трудности и учебные возможности.

  Опыт Тропиной И.П. по реализации системы работы с одаренными учащимися позволяет сделать вывод о необходимости диагностики уровня сформированности у учеников учебно-интеллектуальных умений, разработки системы диагностических контрольных работ и основных правил по использованию расчетных задач на уроках и индивидуальной работе с учащимися, подборки системы расчетных задач повышенной сложности по основным разделам курса химии.

 

Рекомендации по использованию опыта: опыт Тропиной И.П. может применяться учителями  различных типов образовательных учреждений при организации  работы с учениками, проявляющими интерес к изучению химии, на уроках, а так же при подготовке их к предметным олимпиадам в индивидуальной работе.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации