Информационно - педагогический модуль
(Обобщение опыта работы учителя физики МОУ
 «Городецкая средняя общеобразовательная школа» Тюльганского района Оренбургской области Русинова Петра Георгиевича)

Автор материала:
Груздова Е.А., методист кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ
Дата предоставления материала: _12.02.2009____________

Информационно - педагогический модуль
(Обобщение опыта работы учителя физики МОУ
 «Городецкая средняя общеобразовательная школа» Тюльганского района Оренбургской области Русинова Петра Георгиевича)

I.Теоретическая база опыта

Теоретической базой  педагогического опыта П.Г. Русинова являются теоретические положения основоположников системно-деятельностного подхода Д.Б.Эльконина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцовой и А.Н. Крутского, которые разработали теоретические основы новых педагогических технологий, которые используются в преподавании физики.

II. Актуальность

В условиях модернизации образования в методике преподавания учебных предметов возник разрыв между целью общего среднего образования по формированию разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, ещё неизвестных задач и традиционной системой обучения, основанной на репродуктивно-иллюстративном методе объяснения нового материала, монологической и авторитарной функциях учителя, пассивности учащихся, использовании устаревших учебно-методических комплектов. Актуальность педагогического опыта Русинова П.Г. заключается в том, что он показывает способ преодоления этого разрыва. В процессе внедрения в преподавание физики УМК нового поколения, он использует приемы современных технологий: проблемного и модульного обучения, метода проектов, индивидуально ориентированный подход к учащимся, развитие их интереса и мотивации физики через использование на каждом уроке физических демонстраций и эксперимента, решения качественных задач и выполнения творческих заданий. Один из путей развития самостоятельности учащихся - «включение» ребят в разнообразную познавательную деятельность: демонстрацию опытов, выполнение экспериментальных и исследовательских работ во внеурочное время, работу в группах по решению задач, дидактические игры и др. Третий год Петр Георгиевич участвует в эксперименте по внедрению УМК Н.С. Пурышевой и Н.Е. Важеевской. Он провел семинары для учителей физики, директоров и завучей Тюльганского района, выступил с докладом «Первые итоги апробации» на встрече с автором УМК Н.С. Пурышевой в ИПКиППРО ОГПУ и перед учителями курсов на высшую категорию со своей работой «Системный анализ УМК Н.С. Пурышевой и Н.Е. Важеевской».

III. Основополагающими принципами данного опыта являются:

  • Научность
  • Доступность
  • Систематичность и последовательность
  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
  • Компетентностно-деятельеностный подход к обучению
  • Учет индивидуальных способностей и запросов учащихся
  • Перспективность

 

IV. Условия возникновения и становления опыта:

Одним из основных направлений модернизации образования является пересмотр структуры и содержания общего образования. Новые УМК по физике полностью отвечают требованиям стандарта образования 2004 года, позволяют реализовать деятельный подход к преподаванию предмета, способствуют формированию самостоятельной и ответственной личности учащегося. П.Г. Русинов, используя УМК Н.С. Пурышевой и Н.Е. Важеевской, создает условия для развития познавательного интереса, творческих способностей и прогрессивного развития личности школьника. Для формирования естественнонаучного стиля мышления он использует следующие приемы:

  • раскрывает плодотворность многоаспектного изучения природных процессов и ограниченность одностороннего подхода к ним;
  • устанавливает тесную связь физики с другими школьными предметами;
  • побуждает учащихся высказывать разнообразные точки зрения при изучении того или иного явления;
  • обучает разным способам выражения физических идей (символ, образ, график, формула);
  • составляет авторские задачи (по рисункам, сказкам, стихам, литературным произведениям, в которых речь идёт о физических явлениях).

 

При разработке уроков он стремится к тому, чтобы на различных этапах урока учащиеся выполняли различные виды деятельности: глубоко осваивали информацию, которую дает на уроке учитель, осуществляли поиск информации, представленной в текстах, графиках, таблицах, рисунках, фотографиях, демонстрировали и наблюдали опыты; работали в группах постоянного и переменного состава, отвечали на проблемные вопросы; выполняли практические и экспериментальные задания в классе и дома. Этому способствует сама структура и содержание УМК Н.С. Пурышевой и Н.Е. Важеевской, который внедряет одним из первых в Оренбургской области П.Г. Русинов.

V. Сущность:

Для изменения привычного опыта работы, отказа от прежних стереотипов мышления, от учителя требуется переосмысление целей и задач, стоящих перед образованием, внимательное изучение инновационных направлений его развития. П.Г. Русинову пришлось проделать большую внутреннюю работу над собой, для выбора пути учителя-исследователя, не боящегося пойти на риск и выбрать для своей работы совершенно новый учебно-методический комплект. Пришлось объективно оценить проблемы, возникающие перед ним, учащимися и их родителями при ведении комплекта. Им были разработаны специальные анкеты «Учебник глазами ученика, родителей и учителей».  

Для формирования разностороннее развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельности и самообразованию, надо создать подходящие для этого условия. Одним из этих условий является качество УМК, который должен давать учителю возможность осуществить дифференцированный подход к обучению, организовать деятельность учащихся по формированию ключевых и предметных компетентностей, развивать их практические и экспериментальные навыки. Эти задачи позволяет решить УМК Н.С. Пурышевой и Н.Е. Важеевской. Этот учебно-методический комплект обладает глубиной, научностью, логичностью, доступностью учебного материала. В УМК реализован системный подход к обучению для развития творческого мышления подростков. Разнообразие творческих, экспериментальных заданий в нем способствуют развитию интереса к физике.

Постоянное самообразование, курсы повышения квалификации, районные и областные семинары учителей физики, творческие встречи с авторами современных УМК В.А. Касьяновым, Н.С. Пурышевой, С.В. Тихомировой, позволили П.Г. Русинову освоить современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии обучения. Им разработана методика подготовки учащихся к ЕГЭ и олимпиадам по физике для школьного и районного уровня.

VI. Основные компоненты опыта:

При подготовке и проведении уроков физики с использованием УМК Н.С. Пурышевой и Н.Е. Важеевской П.Г. Русинов применял следующие приемы:

  • анализировал программу по физике, определял какие ЗУН и компетенции надо сформировать или развить по данному разделу, какое время отводится для этого, и уточнял тематику уроков, приводимых авторами УМК в пособии для учителя;
  • анализировал содержание изучаемого материала по выбранной тематике в учебнике, рабочей тетради для учащегося и электронном учебном пособии;
  • проводил тематическое планирование учебного процесса; при планировании каждого урока детально продумывал форму его проведения, объем заданий для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и при подготовке домашнего задания, обеспечение урока дидактическими материалами, выбирал необходимые приборы и материалы для демонстрационного физического эксперимента;
  • предусматривал возможность использования информационных технологий, ТСО, наглядных пособий, практических работ, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся;
  • регулярно проводил диагностику качества знаний учащихся и заполнял диагностические карты для накопления статистического материала для последующего анализа эффективности обучения;
  •  особое место в организации учебной деятельности учащихся отводил решению задач, для чего постоянно пополнял свой дидактический материал, в котором представлена обширная подборка задач различного уровня сложности.

В своей работе он придерживаюсь таких правил:

  • смещение акцентов с содержания обучения на процесс учения;
  • создание для каждого ученика возможности реализовать свою потребность в познании и творческой деятельности.

За последние три года Петр Георгиевич приобрел навыки учителя - экспериментатора, что является актуальным для современных условий модернизации образования, которая не может быть реализована без творчества, энтузиазма и самоотдачи учителя.

VII. Новизна педагогического опыта П.Г. Русинова, заключаются:

  • в переходе на новый учебно-методический комплект, который отражает современные идеи педагоги, психологии, методики преподавания предмета и стандарта образования нового поколения;
  •  в освоении и использовании в при апробации УМК Н.С. Пурышевой и Н.Е. Важеевской современных педтехнологий;
  • в создании авторской методики обучения учащихся решению физических задач и приемов использования физического эксперимента на разных этапах урока.

 

Им реализован исследовательский подход к обучению для развития творческого мышления подростков на уроках физики. Он считает, что любая деятельность подростков может быть организована с включением элементов исследования и творчества.

VIII. Результативность работы учителя.

Результативность работы П.Г. Русинова характеризуют следующие достижения:

    • учащиеся заняли призовые места на районных олимпиадах по физике в 2007 и 2008 годах, двое учащихся участвовали в областной олимпиаде;
    • в 2008 году двое учащихся вошли в число лучших участников межрегиональной заочной физико-математической олимпиады «Авангард»;
    • увеличилось число учащихся, принимающих участие в Интернет – олимпиадах;
    • высокое качество знаний выпускников на ЕГЭ по физике;
    • большой процент выпускников Городецкой школы, поступивших в вузы с технической направленностью;
    • высокое качество знаний по физике, которое учащиеся показывают по результатам экзаменов, текущих, годовых контрольных работ и централизованного тестирования;
    • интерес учащихся к проектной и исследовательской деятельности.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации