Груздова Елена Анатольевна, старший методист УМК физики ООИПКРО

5.12.2005

Категория потребителей – учителя физики

Алексеев С.И. Концепция современного естествознания./Учебное пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики,- М., 2002.

 

Самодиагностика для учителей физики к проблемным курсам «Преподавание естествознания на старшей ступени общего образования»

 

Вопросы

Задания

Ответы

1

 Уровни познания

Установить соответствия

Методы исследования

 

1.               Теоретический уровень;

2.                  2. Эмпирический уровень;

3.               Универсальный уровень.

 

ٱ а) аксиоматизация;

 ٱ б) наблюдение; ٱ в) анализ; 

 ٱ г) формализация;

 ٱ д) индукция; ٱ е) измерение;

 ٱ ж) обобщение

2

Функции науки

Найти соотношения

Характеристика функции

 

1.               Предсказание новых открытий

 

ٱ а) описательная;

 

2. Применение на практике

 

ٱ б) Объяснительная;

 

3. Выявление существенных свойств

 

ٱ в) прогностическая;

 

4.Изложение сущности и причин развития;

 

ٱг) производственно- практическая;

 

5.  Рационализация отношений к действительности

 

ٱ д) систематизирующая;

 

6. Разбиение по классам и разделам

 

ٱ е) мировоззренческая

3

Методы познания

Установить соответствия

Характеристики

 

1) абстрагирование;

 

ٱ а) мысленное выделение свойства или отношения;

 

2) идеализация;

 

ٱ б) многократная опытная проверка данных;

 

3) верификация;

 

ٱ в) мысленное отвлечение от свойств, связей, отношений объекта

 

4) анализ;

 

ٱ г) переход от частных посылок к частным результатам;

 

5) синтез;

 

ٱ д) расчленение объекта на части;

 

6) индукция;

 

ٱ е) соединение различных элементов в единое целое;

 

7) дедукция.

 

ٱ ж) обобщение данных наблюдения.

4

Линзу телескоп, микроскоп, магнит, барометр изобрел:

Выбрать ответ

 

 

1)     Архимед; 2) Галилей;

2)     3) Ньютон; 4) Аристотель.

 

                              ٱ

 

 5

Основателем статики – науки о равновесии тел является:

Выбрать ответ

 

 

1)  Архимед; 2) Галилей;

     3) Ньютон.

 

                              ٱ

6

Эволюционную теорию в биологии создал

 

Выбрать ответ

 

 

1) Ч. Дарвин; 2) К. Линней;

3) Ж.Б. Ламарк.

 

                          ٱ

7

Клеточная теория создана

Выбрать ответ

.

 

1) Шлейданом и Шванном;

 2) Дарвиным; 3) Вернадским

 

                          ٱ

8

Теория химического строения органических соединений создана

Выбрать ответ

.

 

1)Д.М. Менделеевым;

2)А.М. Бутлеровым;

3)Н.Н. Семеновым.

 

                         ٱ

9

Электромагнитная теория света разработана:

Выбрать ответ

 

 

 

1)Столетовым;

 2)Максвеллом;

2)     Планком

 

                    ٱ

10

Теория химической термодинамики создана:

Выбрать ответ

 

 

1)     Я.Х. Вант-Гоффом и Дж. Гиббсом;

2)      С. Аррениусом;

3)     3) В.В. Морковниковым.

 

     

                    ٱ

11

Основы научной физиологии заложил:

Выбрать ответ

 

 

1)     И.М. Сеченов; 2) И.П. Павлов;

3) И.И. Мечников

 

 

                    ٱ

12

Открытия

Установить соответствие

Авторы

 

1) электромагнитные волны

 

ٱ В.К. Рентген

 

2) коротковолновое электромагнитное излучение

 

ٱ Г. Герц

 

3) радиоактивность

 

ٱ П.Н. Лебедев

 

4) электрон

 

ٱ А. Беккерель

 

5) световое давление

 

ٱ Дж. Томсон

 

6) квант

 

ٱ Н. Бор

 

7) радиоактивный распад

 

ٱ М. Планк

 

8) модель атома водорода

 

ٱ Э. Резерфорд

13

Суть квантово-волнового дуализма заключается в

 

Выбрать продолжение фразы

 

 

1)     способности частиц проявлять свойства волн;

2)     двойственная природа частиц;

3)     способности частиц к взаимодействию с волнами.

 

 

                

                             ٱ

14

Фундаментальные взаимодействия

Упорядочить взаимодействия по мере увеличения их мощности:

 

 

1)     электромагнитное;

2)     ядерное;

3)     гравитационное.

 

                   ٱ, ٱ, ٱ

15

Понятия

Установить соответствия

Характеристики

 

1) Волна

2) Частица

 

ٱ Амплитуда

ٱ Заряд

ٱ Масса

ٱ Частота

ٱ Время жизни

ٱ фаза

16

Понятия

Установить соответствия

Свойство

 

1) Поле

2) Вещество

 

ٱ  Дискретно

ٱ  непрерывно

ٱ Занимает малую часть пространства

ٱ Занимает большую часть пространства

ٱ Имеет конечное число степеней свободы

ٱ Имеет бесконечное число степеней свободы

ٱ  Имеет массу покоя

ٱ  Не имеет массы покоя

17

Уровни организации вещества

Расположить в соответствии с уменьшением размеров

Размер материальных системы

 

1)     атомный;

2)     суперструнный;

3)     молекулярный;

4)     нуклонный;

5)     кварковый

 

ٱ, ٱ, ٱ, ٱ, ٱ

18

Заряд кварков:

Выбрать ответ

ٱ

 

1)     + - 1/2

2)     + - 1/3; + - 2/3;

3)     + - 1/2; + - 1/3

 

 

19

Виды взаимодействий

Установить соответствие

Место проявления

 

1)     сильное;

2)     слабое;

3)     гравитационное;

4)     электромагнитное

 

ٱ движение планет

ٱ химические реакции

ٱ β- распад

ٱ соединение кварков и антикварков в адроны

20

Частицы

Выбрать ответ

Сильное взаимодействие переносится:

 

1)     фотон;

2)     глюон;

3)     гравитон.

 

 

           

               ٱ

21

Величины

Выбрать ответ

Мера хаоса системы

 

1)     энтропия;

2)     температура;

3)     энергия

 

             

                ٱ

22

Величины

Выбрать ответ

Мера порядка в системе

 

1)     вероятность;

2)     негэнтропия;

3)     температура

 

              

                ٱ

24

Синергетика- наука о

 

 

 

1)     динамике систем;

2)     самоорганизации систем;

3)     структуре систем.

 

               

                 ٱ

25

Синергетические процессы происходят только в

Выбрать продолжение фразы

                

               

 

1)     открытых системах;

2)     закрытых системах;

3)     изолированных системах.

 

 

                 ٱ

26

Самоорганизующиеся системы приобретают присущие им структуры или функции

Выбрать продолжение фразы

 

 

 

1)     при слабом воздействии из вне;

2)     при сильном воздействии из вне;

3)     без вмешательства из вне.

 

                 ٱ