Развитие творческого мышления подростка 12-15 лет способами дифференциации и индивидуализации обучения через создание персональных образовательно-коррекционных программ
из опыта работы
Редниковой Т.А.,
учителя физики МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля № 57» г. Оренбурга

Представила: Груздова Е.А., заведующая УМК физики ООИПКРО.
Дата: 28.03.2010г.

Категория потребителей подготовленного материала: учителя физики области

Цель: создать условия, которые необходимы для развития мышления учащегося, их творческих возможностей.

Сущность опыта

Опыт работы в школе высветил перед Т.А. Редниковой следующие противоречия:

- между постоянно растущими требованиями к уровню подготовки выпускника, его умением получать и применять знания на практике и несовершенством процесса;

- между растущей нагрузкой уч-ся, связанной с увеличением объема научной информации и современными рамками учебного процесса;

- между групповой формой организации учебного процесса и индивидуальным характером усвоения ЗУН каждым уч-ся.

- между природными творческими задатками детей и фактическими психолого-педагогическими условиями развития ребенка в школе.

Все это привело её к необходимости проведения педисследования и созданию собственной педагогической системы.

Обучаясь в данной системе, ученик имеет возможность использовать опережающее обучения по предмету. Работа по индивидуально-ориентированному плану позволяет организовать углубленное или коррекционное изучение учебных курсов на индивидуальном уровне.

Особенности методической системы

Дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном (субъектом) уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей определяет личную «траекторию» своего развития.

Задачей же педагогов при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Особенно это важно в классах, где подбор учащихся резко полярен по уровню обучаемости и обученности.

Индивидуально-ориентированная система обучения (в дальнейшем ИОСО) призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика.

Основой используемой методики обучения является индивидуально-ориентированный учебный план по предмету. Он составляется по следующей форме:

Источники изучения
Контрольные сроки
Необходимо знать и уметь
Задания на оценку
Индивидуальные задания
оценка
Подпись учителя
"3" "4" "5"
1
2
3
4
5
6
7
8
9

- В первой графе указываются номера параграфов, наименование тем или разделов курса;

- Во второй - определяются временные рамки изучения, параграфов тем или разделов;

- В третьей - обозначаются понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать;

- В седьмой - определяются по мере необходимости индивидуальные дополнительные задания ученику с учетом зоны его ближайшего развития;

- В восьмой и девятой графах отражается подтверждение учебных результатов, полученных учеником.

План позволяет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету, тем самым создавая условия для движения по коллективному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям.

План задает четкие и ясные правила деятельности как для учителя, так и для каждого ученика, что делает его доступным для реализации в любой школе.

Как организуются занятия?

При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводиться самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делится на два блока - лекционный и лабораторный.

На уроках-лекциях ведется объяснение нового материала учителем. На этих занятиях не проводятся опросы, контрольные и проверочные работы, не выставляются оценки. Посещение лекционных занятий является обязательным.

На лабораторных занятиях учащиеся сдают учебные темы учителю, выполняют практические и контрольные работы, получают индивидуальные консультации, как у учителя, так и у одноклассников.

В начале учебного года каждому ученику выдаются учебные планы по предмету. Учитель проводит инструктирование учащихся о том, как организовать работу по их выполнению, знакомит с правилами, обязательными для выполнения каждым.

После первых лекционных занятий по предмету ученик приступает к реализации своего индивидуально-ориентированного учебного плана.

Самостоятельную подготовку выбранного уровня фрагментов-заданий ученик может осуществлять как на лабораторном занятии, так и в свободное от уроков время. Это связано прежде всего с тем, что индивидуально-ориентированные учебные планы одновременно содержат в себе домашние задания.

Выполнив задание, ученик сдает его учителю. Учитель имеет право выслушать ответ учащегося как на все вопросы, так и на отдельные вопросы, выбранные им непосредственно при приеме задания, а также поручить процедуру контроля исполнения своим консультантом из числа учащихся.

Ученик может одновременно сдавать не более двух тем или параграфов. При этом не должна нарушаться последовательность в изучении материала, т. е. нельзя сдавать, к примеру, третий параграф, если не сданы задания по первому и второму параграфам.

Если при ответе ученик не подтвердил оценку выбранного им уровня заданий, то между ним и учителем могут состояться следующие варианты договоренностей:

- о повторной сдаче учебного материала с возможным изменением уровня заданий;

- о выставлении оценки, соответствующей фактическому знанию учебного материала, но не выше заявленной.

Но во всех случаях при ответах учащихся не используется оценка «неудовлетворительно», так как по данной методике ученик имеет право на ошибку и возможность ее исправления.

Если ученик при выполнении учебного плана постоянно занижает уровень заданий, не соответствующий его возможностям, то между учителем и учащимся может быть заключен контракт, в котором определяется конкретный или минимальный уровень выбора оценки.

При выполнении плана ученик имеет возможность опережающего обучения по предмету, вне зависимости от выбранного им уровня заданий. Самостоятельно выполнив определенное количество заданий, установленных планом на месяц, четверть, он может продолжать изучение материала последующих календарных сроков.

Опережающее обучение позволяет ученику использовать сэкономленное при изучении одного предмета, время на изучение учебных материалов других предметов.

Работа по индивидуально-ориентированному учебному плану позволяет организовать углубленное или коррекционное изучение учебных курсов на индивидуальном уровне. Зная возможность и способности того или иного ученика, учитель путем определения дополнительных заданий в графе «индивидуальное дополнительное задание» может стимулировать работу ученика, в том или ином направлении.

Обязательным условием работы по ИОСО является включение в учебное расписание консультативных часов, которые проводятся после основных занятий в строго установленное время. Учитель по утвержденному администрацией графику не менее двух раз в неделю проводит консультации и прием выполненных заданий у учащихся. Так как на этих занятиях могут присутствовать учащиеся из различных классов, учитель может поручить старшим школьникам проверку выполнения заданий младшими школьниками.

Как распределяется учебное время при ИОСО?

Для правильного распределения учебного времени между лекционными и лабораторными занятиями рекомендуется пользоваться следующими соотношениями:

классы
Доля учебного времени на лекции, в %
Доля учебного времени на лабораторные занятия, в %
7-е 8-е 9-11-е
40 30 20
60 70 80

Как видно из таблицы, доля учебного времени, отводимого на лекционные занятия, от класса к классу уменьшается, а доля на лабораторные занятия, наоборот, увеличивается. Это связано с поэтапным формированием у учащихся умений и навыков самостоятельной работы.

Как осуществляется разбивка учебного материала на фрагменты-задания?

Распределения учебного материала на фрагменты- задания является самым сложным видом деятельности для учителя, изъявившего желание работать по технологии ИОСО, так как при этом необходимо учесть множество требований, изложенных в стандартах, программах. Также необходимо соотнести предъявляемые требования с критериями, заложенными в технологии индивидуально-ориентированной системы обучения.

Учитывая вышесказанное, мы рекомендуем при дифференциации заданий руководствоваться следующими требованиями к трем уровням фрагментов-заданий, предусмотренных технологией ИОСО. Фрагменты-задания нормативного уровня должны обеспечивать обязательное усвоение учебного материала, соответствующего оценке «удовлетворительно». Как правило, это задания на воспроизведение основного содержания параграфа, темы и их понимание. Содержание такого уровня заданий включает в себя вопросы: кто, что, где, когда? Кроме того, предусматривается описание, пересказ, формулировка теоремы или понятия, работа с картой или справочником, выполнение практических упражнений или опытов.

Фрагменты-задания компетентного уровня (компетентный - т.е. знающий, сведущий в определенной области) должны быть направлены на развитие у школьников умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять и соответствовать оценке «хорошо». Типовыми для данного уровня заданий являются вопросы: почему, зачем, как, в чем суть, как использовать? Это и задания, содержащие возможность приведения примеров, составления опорного конспекта и т.д.

Фрагменты-задания творческого уровня должны быть направлены на развитие у школьников самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала и соответствовать оценке «отлично». Это могут быть задания сравнить, систематизировать, решить разными способами, найти логическую ошибку, объяснить причину, обосновать свое отношение, доказать, почему, действительно ли..., перечислить преимущества или недостатки, привести аргументы или контраргументы, составить проверочный тест по теме, написать и защитить реферат по проблеме, подготовить и провести беседу или лекцию и т.д.

Для составления таких фрагментов-заданий учитель прежде всего использует вопросы и задания, помещенные к параграфу или теме в учебном пособии. При этом не обязательно задания переписывать в план, а достаточно ограничиться указанием номера заданий и упражнений, а также страницы учебного пособия, где они помещены.

Имеются ли ограничения к объему учебных знаний?

Технологией ИОСО предусматриваются ограничения на объем выполняемых учащимися фрагментов-заданий.

Для устранения перегрузки учащихся учитель руководствуется следующими критериями к объему выполняемых учащимися заданий:

оценка
количество заданий к параграфу
количество заданий к разделу или теме
удовлетворительно
Не более четырех устных и трех письменных заданий
Не более десяти устных и восьми письменных заданий
хорошо
Не более трех устных и двух письменных заданий
Не более восьми устных и шести письменных заданий
отлично
Не более двух устных и одного письменного задания
Не более шести устных и четырех письменных заданий

Следует обратить внимание на тот факт, что чем выше уровень оценки, тем меньшее количество заданий должен выполнить учащийся. Это связано:

- с качественной степенью трудности заданий по уровням дифференциации;

- со стимулированием учащихся на выбор более высокого уровня фрагментов-заданий;

- с ориентацией нормативного уровня фрагментов-заданий на формирование базовых знаний, умений, навыков, способствующих дальнейшему успешному обучению учащихся;

- с созданием условий для формирования реальной самооценки, произвольной регуляции учебной деятельности у учащихся.

Например, выбрав для выполнения задания высокого уровня по причине их малого количества, ученик реально сталкивается с трудностями: для их выполнения, оказывается, необходимо знать материал нормативного и компетентного уровней. В последующем он либо выберет оптимальный для него уровень заданий, либо останется на выбранном им уровне, основательно готовясь к ответу с учетом требований предыдущих уровней.

Уменьшение количества заданий, соответствующих оценкам «хорошо» и «отлично», также должно способствовать развитию у школьников творческого подхода к получению знаний, что является немаловажным фактором развития познавательных процессов у каждого из них.

Однако учитель, работающий по ИОСО, может не руководствоваться данными требованиями технологии и распределять задания по уровням на основе их равного количества.

Для учащихся 7-х классов, занимающихся по ИОСО, следует планировать фрагменты-задания к каждому параграфу, а не по темам или разделам. Это требование связано с тем, что учащиеся соответствующих возрастов еще не умеют в полной мере обобщать, осуществлять дедуктивные и индуктивные умозаключения, а также не обладают достаточными навыками самостоятельной работы.

Для учащихся 8-11-х классов допускаются фрагменты-задания одновременно к нескольким параграфам, к теме или разделу в целом.

При планировании фрагментов-заданий можно использовать поуровневое выполнение дифференцированных заданий, когда, к примеру, для получения оценки «отлично» необходимо поэтапно выполнить задания всех уровней. Однако такая форма работы может быть использована только при условии, что количество заданий не должно превышать десяти устных или письменных упражнений. При этом варьирование количества заданий по уровням осуществляется по выбору самого учителя.

Вместе с тем мы не рекомендуем использовать поуровневое выполнение фрагментов-заданий в работе с учащимися 8-11 классов.

Это правило связано с тем, что от класса к классу увеличивается количество предметов и объем изучаемого материала. Поэтому введение данного ограничения, прежде всего, направлено на недопущение перегрузок, как правило, ведущих к нарушениям психического и физического здоровья учащихся.

Как организуются лекционные занятия?

Лекция является одной их ведущих форм учебных занятий по индивидуально-ориентированной системе обучения.

Ее основой является изложение учителем учебного материала в течение ряда уроков согласно календарно-тематическому плану с акцентом на освещение ведущих идей, принципов, законов, алгоритмов.

Основными методами и приемами при проведении лекционных занятий являются объяснение и рассуждение. Как правило, урок-лекция проводится:

- при прохождении нового раздела, темы учебного курса;

при прохождении учебного материала, мало или совсем не связанного в ранее изученным;

- при обобщении отдельных разделов или тем изученного материала;

- при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей;

- при выводе сложных закономерностей с использованием большого математического аппарата и ряда логических операций;

- при изучении учебных тем, где необходимы межпредметные связи;

- при изучении материала проблемного характера.

В зависимости от дидактических целей лекции бывают вводные, инструктивные, обзорные, обобщающие, мини-лекции, кино(видео)лекции.

Как организуются лабораторные занятия?

Лабораторные занятия при индивидуально-ориентированной системе обучения включают в себя:

- самостоятельную работу учащегося по изучению учебного материала;

- индивидуальные или групповые консультации, проводимые учителем по заявкам учащихся;

- выполнение практических и контрольных работ;

- отработку изученного материала.

Как осуществляются организация и контроль выполнения индивидуально-ориентированных учебных планов ?

Выполнение заданий осуществляется поэтапно, т.е. от параграфа к параграфу, от темы к теме.

По каждой группе заданий ученик сам выбирает уровень их выполнения, т.е. изучая одну тему, он может выбрать один уровень, а по другой - более высокий или низкий. Если ученик занижает свои возможности, то учитель путем проведения разъяснительной работы может заключить с ним контракт на выполнение заданий соответствующего уровня. При этом в письменном или устном виде оговариваются особые условия и обязательства каждой из сторон. В то же время не допускается ограничивать желания учащихся первым (базовым) уровнем усвоения.

После выполнения задания к параграфу или теме ученик сдает учителю изученный и выполненный письменно материал.

Учитель имеет право:

- выслушать ответы учащегося на все задания;

- указать, на какие из выполненных заданий он хотел бы получить ответы.

Во время ответа учитель не перебивает ученика в течение пяти минут или до его завершения. Только после этого он вправе задать уточняющие вопросы. Данное требование методики связано с тем, что при обучении по ИОСО важное значение придается приобретению учащимися вербального опыта.

Учитель может привлекать к приему заданий учащихся. Таким образом, создаются ситуации взаимного обучения, стимулирования более успешной учебной деятельности слабых учащихся и повышения уровня их самооценки.

Не следует злоупотреблять помощью одних и тех же, как правило, сильных учащихся, так как это может стать сдерживающим фактором их успешного обучения и повлечь за собой увеличение интенсивности учебных нагрузок.

Ученики-консультанты могут освобождаться от сдачи учебного материала. Вместе с тем следует гораздо шире использовать формы морального поощрения.

Ученик не имеет права одновременно сдавать учителю более двух тем или параграфов.

В случае болезни, пропуска занятий ученик не освобождается от отработки учебных заданий, пройденных в его отсутствие.

По каждой сданной теме или параграфу учитель выставляет полученную оценку в классный журнал. Учитывая особенности индивидуально-ориентированной системы обучения, журнал необходимо заполнять следующим образом. Заранее заполняется раздел «что пройдено» на всю четверть или изучаемую тему с указанием планируемых календарных сроков. Даты прохождения материала первоначально проставляются карандашом, так как по различным причинам (болезнь учителя, изменение в расписании) они могут быть пересмотрены. Под каждым столбцом в разделе «учет успеваемости и посещаемости» указывается сдаваемая учащимися тема.

Возможен и другой вариант учета прохождения учебного материала. Учитель ведет первоначальный учет в своей рабочей тетради и раз в неделю заполняет классный журнал.

Если ученик не справился с выполнением задания первого (базового) уровня, то неудовлетворительная оценка не выставляется, и ему предоставляется право повторной сдачи темы.

Если ученик при ответе не подтвердил оценки заявленного уровня, то по обоюдному согласию сторон ему может быть выставлена фактически полученная оценка или предоставляется право повторного выполнения этой группы заданий.

Для повышения ответственности учащихся за результаты своей учебной деятельности может быть использована несколько иная форма оценки не соответствующего предъявленным требованиям ответа. Так, вне зависимости от заявленного уровня, если ученик не справился заданием, то ему выставляется (-), т.е. минус, который при повторной сдаче превращается в (+), т.е. плюс, который соответствует оценке: «удовлетворительно».

Итоговая оценка за четверть или полугодие выставляется по следующей схеме: суммируются все баллы, полученные учеником по предмету; полученный результат делится на количество запланированных для выполнения на этот срок заданий. Например, на четверть было запланировано 10 заданий, ученик выполнил 8, сумма его полученных оценок составляет 40 баллов. Значит, 40 баллов/10 заданий, в результате получится 4, т.е. «хорошо». Это и есть его итоговая оценка за четверть по предмету.

Если в результате у школьника получается по предмету отрицательная оценка, то в назначенное время с ним проводятся дополнительные занятия, после которых проводится коллегиальное итоговое собеседование, результат которого может быть засчитан как итоговая оценка за четверть.

Новизна опыта

Индивидуально- ориентированная система обучения призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика.

 

Результативность опыта

Результативность опыта характеризуется следующими результатами, полученными в ходе мониторинга достижений учащихся:

- Стабильная динамика роста уровня обучаемости и обученности уч-ся ;

- Заметный рост уровня технического мышления уч-ся ;

- Уч-ся сохраняют устойчивый к предмету интерес; высокий уровень мотивации учения;

- Высокая активность уч-ся во внеурочной деятельности.

 

Трудоемкость

Индивидуально-ориентированная система обучения требует постоянного изучения новинок педагогики и психологии, кропотливой подготовки к уроку. К каждому уроку следует подготовить разнообразный дидактический материал (лекции-гипертексты, карточки с разноуровневыми контрольными заданиями для самостоятельной групповой и индивидуальной работы и т.д.)

 

Рекомендации по использованию опыта:

– дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном (субъектном уровне), когда сам учащиеся, исходя из своих возможностей и потребностей, определяет личную траекторию своего развития;

- необходимо избегать жесткой ориентации ребенка на достижение успеха, особенно внешнего успеха – погоня за «5», наградами, и чрезмерной ориентации на завоевание авторитета среди сверстников;

- недопустимо резко отрицательное отношение учителя к различным исследовательским действия уч-ся, которые ведут к порче приборов, а также раздражение, которое высказывают учителя по отношению к подросткам, задающим слишком много вопросов;

- отрицательно сказывается на творческом развитии детей стремление учителя отделить работу от игры;

- иногда тормозящим фактором оказывается то обстоятельство, что чрезмерный упор делается на словесное обучение.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации