Дифференцированный подход при обучении физике
из опыта работы
Петровой В.И.,
учителя физики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Бузулука

Представила: Груздова Е.А., заведующая УМК физики ООИПКРО.
Дата: 31.03.2010г.

Категория потребителей подготовленного материала: учителя физики

Цель: Создать алгоритм деятельности учителя по использованию дифференцированного подхода в условиях модульного обучения.

Сущность опыта

В свете модернизации современного образования в старшей (профильной) школе нужны современные технологии для формирования личности, способной адаптироваться в изменяющемся информационном мире, основанном на знаниях. Для формирования ключевых и предметных компетентностей по физике В.И. Петрова использует модульную технологию.

Особенности методической системы

В каждый учебный модуль входит следующее:

1. Цели (общие или специальные)

2. Входное повторение.

3. Планируемые результаты обучения (ЗУН).

4. Содержание (контекст, методы, формы, процедуры оценок).

Изучение нового материала крупным массивом должно обязательно предваряться вводным повторением (ВП). Нужно загрузить в оперативную память учащихся те знания, умения, ценности, над которыми будут надстраиваться вновь изучаемые.

При изучение нового материала (ИНМ) в начале блока внимание уделяется только общеобразовательному объему. Основные позиции заключаются в схемы, таблицы. Формулируются проблемные вопросы- «белые пятна».

С помощью тренинг-минимума отрабатываются до автоматизма умения решать задачи минимального уровня планируемых результатов обучения.

Затем в содержании модуля используются методы развивающего дифференцированного обучения. Реализуются идеи системы задач, соответствующих планируемым результатам, групповые способы организации обучения. Отслеживается динамика развития общеучебных и предметных знаний и умений учащихся. Кроме этого, каждый модуль содержит обобщающее повторение, контроль и коррекцию.

При использовании модульной технологии широко применяются семинарские занятия по изучению теоретического материала и практикумы по решению задач.

На практикуме учащиеся могут работать в группах, парах. Минимальное количество задач решает каждый. Задачи для дальнейшего решения должны быть разного уровня сложности. Каждый учащийся работает со своей скоростью. В конце практикума можно провести промежуточный контроль.

Чем лучше у учителя сформированы управленческие навыки, тем в большей степени он сможет придать учебно-воспитательному процессу в отношении учащихся характер саморазвития, самовоспитания и самообучения. Корректная управленческая деятельность учителя создает для ученика и педагога паритетность взаимоотношений на уроке при ведущей роли преподавателя.

Завершение учебного цикла связано с проведением контроля (итогового тематического), от которого могут быть освобождены ребята, отлично справившиеся с работой на первых этапах. Итоги контроля должны быть сопоставлены с первоначально запланированными результатами. Расхождение между ними предполагает коррекцию сформированных ЗУН учащихся.

Завершение цикла управленческой деятельности учителя в рамках учебной темы связано с переходом в управленческий цикл следующей темы, поскольку анализ результатов учебно-воспитательного процесса становится основанием для формирования новых целей.

Новизна опыта

Новизна опыта В.И. Петровой заключается в разработке модульного планирования курса физики 10-11 класса и его апробации.

Для реализации модульного обучения накоплены и систематизированы диагностические методики развития культуры мыследеятельности, диагностические методики по определению уровня мотивации, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, степени обучаемости, степени обученности, разработаны дидактические игры, карточки-задания.

Результативность опыта

Итоги освоения модульной педагогической технологии – разумная интенсификация учебного труда. Вместе с дифференциацией обучения и индивидуализацией учения она приводит к сокращению времени, необходимого для формирования минимального уровня знаний и умений учащихся. Резерв учебного времени достигает 30%. Экономия времени позволяет сократить объем часов для «прохождения» стандартной учебной программы по предмету. Другая возможность, вытекающая из экономии времени, связана с включением в учебный план материала повышенного уровня сложности без увеличения нагрузки школьников.

Не менее важным результатом следует признать сокращение затрат ресурсов здоровья детей и учителей на 40%. Участники педагогического процесса меньше болеют, а следовательно меньше пропускают занятий.

Сравнение результатов обучения по годам показывает, что они остаются стабильными и высокими. Увеличилось число учащихся, которые учатся на «отлично». Ученики и родители на протяжении всех лет использования модульной технологии однозначно высказываются в ее пользу.

Рекомендации по использованию опыта:

Модульная технология является универсальной оболочкой для других современных методик и технологий. Запретом к ее применению служат всего 2 фактора:

1. класс компенсирующего обучения;

2. недостаточный профессиональный уровень педагога.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации