Представил: Бузунов В.П. зав. УМК физического воспитания

Педагогическая валеология

Валеология (от латинского - здравствую) - это область знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека. Одним из направлений валеологии является педагогическая валеология.

Педагогическая валеология - это направление валеологии, предусматривающее формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся педагогическими средствами.

В педагогической валеологии определены два направления:

1.   Педагогические аспекты валеологического образования.

2.   Валеологические основы общего образования.

Термин «валеология» впервые был предложен проф. И.И.Брехманом в 1980 г. Он оказался актуальным, так как проблема состояния здоровья населения России становится с каждым годом все более острой. Особенно тревожит здоровье детей. Результаты массовых обследований состояния здоровья детей угрожающи для будущего страны: сокращаются рождаемость и доля здоровых новорожденных детей; растет уровень детской смертности; увеличивается количество «социальных сирот».

Но особенно должно волновать представителей системы образования стремительное падение здоровья детей от класса к классу. В среднем по России 10% выпускников могут  считаться здоровыми. Отсюда следует, что одним из факторов, влияющих на снижение здоровья детей, является сама система образования.

На протяжении многих лет целью воспитания и образования провозглашается воспитание всесторонне развитой личности, на деле же качества личности, уровень ее культуры и нравственности отходят на второй план. Приоритетным направлением образования и воспитания стали знания. Однако известно, что знания сами по себе еще не гарантируют душевных и духовных качеств человеку. Часто они идут вразрез с нравственным, психическим и физическим здоровьем ребенка. Это происходит тогда, когда знания становятся самоцелью.

Понятно, что знания человеку нужны, но не как самоцель, а как средство для развития личности ребенка, как инструмент решения им своих жизненных задач. Целью воспитания и образования должен стать сам ребенок, его физическое, душевное и духовное развитие. 

Негативные результаты воспитания и образования можно преодолеть путем формирования у ребенка ответственного отношения к самому себе: к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым. Эта готовность должна складываться из потребности (хочу) быть здоровым; из способности (могу) строить отношения с самим собой и окружающим миром; и решимостью (буду) жить по природосообразным законам.

Валеология может помочь решить эти проблемы; помочь переосмыслить весь учебно-воспитательный процесс с позиции здоровьетворения. Для этого все педагоги должны владеть технологиями управления процессами сохранения, пополнения и укрепления здоровья, должны стать учителями здоровья.

Валеология учит человека строить отношения с самим собой (своим телом, душой и разумом); отношения с людьми; отношения со всем своим окружением. Валеология подходит к здоровью человека с позиции «само» (самоосознание, самопознание, самооздоровление, самосовершенствование). Следовательно, предметом валеологии является процесс здоровьетворения, который строится на знании законов человеческого здоровья, на знаниях особенностей и возможностей своего организма, на владении умениями и технологиями сохранения, поддержания и улучшения собственного здоровья.

«Здоровье» является важнейшей категорией валеологии. Для понимания этой категории можно выделить следующие основания:

1)   понятие «здоровье», как область человеческой культуры, включает в себя в единстве три составляющие: тело, душу и разум, следовательно здоровье - это совокупность культуры физической (способности управлять своими движениями, своим телом); культуры физиологической (способности управлять физиологическими процессами в организме и наращивать их резервную мощность); культуры психической (способности управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями); культуры интеллектуальной (способности управлять своими мыслями);

2)   здоровье человека - это результат его собственной деятельности;

3)   уровень здоровья определяется запасом, объемом жизненных сил человека; путь здоровья - это путь накопления, сохранения и усиления жизненных сил;

4)   здоровье - это уровень адаптивных возможностей организма, его способности адекватно реагировать на внешние воздействия и приспосабливаться к возникающим условиям проживания, это степень устойчивости жизненных сил человека в изменяющихся условиях (экологических, социальных и др.);

5)   здоровье каждого человека находится в зависимости от здоровья окружающих его людей;

6)   система массового образования является механизмом здоровьетворения ребенка и в целом человечества, ибо почти каждый человек связан с ней всю свою жизнь: когда учится сам, когда учатся его дети, и когда учатся его внуки.

Признаками здоровья являются:

n  специфическая (имунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

n  показатели роста и развития;

n  функциональное состояние и резервные возможности организма;

n  наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

n  уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

 Если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% - от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения, 50% - от самого человека, от образа жизни, который он ведет.

  Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

 Уровень жизни - экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.

 Качество жизни - социальная категория, представляющая степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей.

Стиль жизни - социально-психологическая категория, характеризующая поведенческие особенности жизни человека.

Первые две категории носят общественный характер. Отсюда следует, что здоровье человека в первую очередь зависит от стиля жизни.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ); это понятие положено в основу валеологии.

В основе здорового образа жизни лежат биологические и социальные принципы. К биологическим принципам относятся: 

n  образ жизни должен быть возрастным;

n  образ жизни должен быть обеспечен энергетически;

n  образ жизни должен быть укрепляющим;

n  образ жизни должен быть ритмичным;

n  образ жизни должен быть умеренным.

К социальным принципам относят:

n  образ жизни должен быть эстетичным;

n  образ жизни должен быть нравственным;

n  образ жизни должен быть волевым;

n  образ жизни должен быть самоограничительным.

В понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

n  отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

n  оптимальный двигательный режим;

n  рациональное питание

n  закаливание;

n  личная гигиена;

n  положительные эмоции.

Здоровье в нашем обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не встало на первое место в иерархии потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности. Решение этой задачи возможно при работе по следующим направлениям:

n  валеологическое образование каждого человека начиная с самого раннего возраста;

n  создание оптимальных условий и рациональная организация труда и отдыха школьников - педагогическая валеология.

Педагогическая валеология опирается на ряд принципов здоровьетворящего образования.

1.   Принцип природосообразности

   На основе этого принципа система воспитания и образования должна строиться в соответствии  с природой ребенка, с законами его развития. Образование и воспитание необходимо строить для реализации трех базовых потребностей, присущих человеку: Это:

n  потребность в поиске смысла жизни (эта потребность является основой духовности человека);

n  потребность человека в другом человеке (это основа бесконфликтного существования общества);

n  потребность в творческом самоутверждении (смысл человеческого бытия - в стремлении к раскрытию заложенных в каждом из нас внутренних возможностей и в признании их другими людьми).

Этот принцип может быть реализован через содержание образования, через методы стимулирования у ребенка стремления постоянно отвечать на вопросы: Кто я? Что я? Зачем я? Откуда я? И продвижения ребенка с одной ступени развития на другую.

2.   Принцип уникальности личности.

 Цель и смысл образования - развитие уникальности и неповторимости каждого ребенка. Детей не нужно делать одинаковыми, не нужно их усреднять, «подтягивать» одного до другого, сравнивать друг с другом, провоцируя агрессию и нездоровье детей.

3.   Принцип дополнения.

 Реализация этого принципа ведет к принятию и осознанию того, что:

n  природа творит все на земле и человека в том числе как дополнение друг к другу;

n  люди нужны друг другу, потому что для реализации своей жизненной задачи человеку нужна помощь других людей;

n  без взаимодействия с другими людьми человек не может познать и реализовать себя;

n  к взаимопониманию ведет умение слушать, понимать другого, принимать и согласовывать мнения и результаты деятельности.

4.   Принцип безусловной любви.

 Ответственное отношение у ребенка за свое здоровье можно воспитать только в том случае, если ребенок чувствует свою нужность и желанность для близких ему людей. В свою очередь, отношение к себе как ценности формирует ответственное отношение у человека и к окружающей его действительности.

5.   Принцип неопределенности

 Этот принцип реализуется на основе логики развития ребенка и взрослого человека. Реализация этого принципа открывает путь к творчеству и сотворчеству, где ни дети, ни взрослые не имеют представления о том, что же они получат вместе в конечном результате. Этот принцип предполагает постепенный отказ от готовых знаний в образовании. 

6.   Принцип проектировочного образования.

 Реализация этого принципа начинается с освоения детьми способа организации своей деятельности,  который предполагает сформированность у ребенка умения любое дело начинать с  анализа ситуации, целеполагания, планирования деятельности, реализации деятельности и заканчивать его анализом результата деятельности.

7.   Принцип резонанса.

 Этот принцип признает в ребенке творца от природы. Проблема образования в чтобы моделировать ситуации для проявления ребенком своих возможностей.

Учет этих принципов даст возможность выйти на формирование не только готовности ребенка к здоровьетворению, но и готовности к единению с самим собой, другими людьми и природой; готовности к самоорганизации; готовности к творчеству, как развитию адаптивных свойств личности.

Новая философия здоровья находит многих сторонников в западных странах, в первую очередь потому, что здоровье необходимо, чтобы достичь успеха; во-вторых, воспитание у людей чувства ответственности за здоровье может устранить многие опасности - экологические и социальные.

Школа, пропагандирующая здоровье - это школа, которая обеспечивает ученикам оптимальную социальную среду, физическое и оздоровительное воспитание, в центре интересов такой школы - здоровье каждого учащегося.

Стратегия валеологического воспитания:

n  обеспечение гигиенических условий;

n  формирование чувства ответственности за свое здоровье и ЗОЖ;

n  соответствующая материальная среда;

n  социальная среда;

n  создание условий для развития и формирования личности;

n  профилактические мероприятия;

n  коррекция физических дефектов;

n   изучение основ безопасности жизнедеятельности;

n  развитие физических качеств;

n  организация правильного отдыха;

n  учет физического и умственного развития школьников;

n  поддержка со стороны родителей, организаций, общества;

n  обучение педагогов методике оздоровительного воспитания, совершенствования и самосовершенствования.

Самосовершенствование человека носит комплексный характер. В него входят четыре направления (ступени).

1.   Постижение знаний законов природы и умения жить согласно законов природы. Учиться быть в гармонии со Вселенной и с самим собой. Преодоление отрицательных психологических состояний.

Отрицательные психологические  Средства их преодоления

состояния

Раздражительность  Культивировать рациональное питание, спокойные  

  мысли, регулярное расслабление

Несдержанность  Практиковать самоконтроль

Страх Знания. Знания дают уверенность в себе. Уверенность - 

  мужество

Нерешительность и безволие Развитие способности претворять свои планы в жизнь.

Пассивность Активность ментальная и физическая

Невежество  Знание, обучение, опыт

Эгоизм  Любовь к ближним

Пессимизм Учиться видеть во всем хорошее

Фанатизм Развивать дух терпимости

2.   Создание комфортного состояния души посредством рациональной организации работы ума и воли, общения с другими людьми.

3.   Укрепление психики и тела.

 Средства: очистительные процедуры, рациональное питание, физические упражнения, аутогенная тренировка, закаливание.

4.   Расширение сознания.

 Сознание является предпосылкой для интеллекта, личностной ориентации. Способность ориентации ограничена узостью сознания и эмоциями. Большая часть информации препровождается в подсознание, так как сознание перегружено. Главная задача: освободить место в сознании для мыслительных процессов. Эта задача решается поэтапно.

Первый этап: отключение эмоций. Средства: дыхательные упражнения.

Второй этап: разгрузка моторных центров мозга. Релаксация.

Третий этап: заполнение сознания единственной информацией (одним словом, одной мантрой).

Четвертый этап: обобщение разнообразной информации в одну. Средства: упражнения в концентрации.     

Примерные темы семинарских занятий.

1.   Человек. Биологическая и социальная сущность человека.

2.   Технологии сохранения, поддержания и улучшения здоровья.

3.   Здоровье - важнейшая категория валеологии.

4.   ЗОЖ - основа валеологии.

5.   Принципы здоровьетворящего образования.

6.   Стратегия валеологического воспитания.

7.   Пути самосовершенствования человека.

Рекомендуемая литература.

Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 1987.

Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 1982.

Байярд Р.Т.,Байярд Д. Ваш беспокойный ребенок. - М. Просвещение, 1991.

Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М., 1993.

Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., ФиС, 1990.

Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. 1995.

Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - М., Прогресс, 1989.

Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. 1992.

Никитин Б.П. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней. - Л., Лениздат, 1990.

Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. - М., ФиС, 1991.

Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. 1995.

Фролькинс В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. - Л.,Наука, 1988.