Концепция политехнического образования в современных условиях

П.Р.Атутов

 

Научное обеспечение политехнического об­разования должно иметь межпредметный характер. Помимо результатов собственно педагогических исследований необходимо, чтобы оно включало в себя достижения, например, философии, социологии, научно- технических дисциплин, психологии. Сум­марное требование современного производства - обеспечение максимального роста творческих способностей человека - предполагает признание в качестве веду­щей функции политехнического образова­ния развитие способностей учащихся, не­обходимых им для успешной дальнейшей работы в различных областях. В свою очередь, это делает обязательным вопло­щение общекультурных аспектов содержа­ния обучения, направленного на формиро­вание широкой трудовой культуры, а не на адаптацию к сложившимся производ­ственным условиям.

В качестве ведущего психолого-педагоги­ческого принципа образования должен быть принят деятельностно-личностный подход, ориентированный на способы ус­воения знаний, способы мышления, дея­тельности и развитие творческих способ­ностей личности. Необходимые условия его реализации: многообразие видов дея­тельности учащихся, возможность альтер­нативных решений и многовариантность способов ликвидации проблема усвоение школьниками широких теоретических обобщений, общих способов преобразова­тельной деятельности и, соответственно, выделение в содержании обучения основ­ных видов деятельности, типовых задач и конкретных, частных ситуаций в качестве средств их усвоения и решения.

В содержании базового компонента об­щего среднего образования наряду с осно­вами естественно- и общественно-научных знаний должен быть представлен и техно­логический аспект, связанный с синтезом искусственных объектов, с технологиче­ским освоением мира, а не его научным, художественным познанием. Технология в данном случае понимается в самом широ­ком значении слова как способ использо­вания научных знаний в качестве средства преобразовательной деятельности человека. В современных условиях технологическое освоение действительности осуществляется, прежде всего, в рамках системы "нау­ка - производство", т.е. в процессе науч­но-производственной деятельности. Общая же технологическая культура, определяемая как совокупность способов такой деятель­ности, является сегодня основой трудовой культуры человека. В связи с этим поня­тия культуры, технологии, деятельности, способов деятельности являются ключевы­ми в предлагаемой концепции политехни­ческого образования.

Усвоение общих способов деятельности предполагает активное, творческое участие школьников в непосредственном моделиро­вании и осуществлении этапов научно-про­изводственного цикла, трансформации зна­ний в труд, включая: выдвижение идеи, поиск и усвоение необходимых приклад­ных знаний как средств реализации ре­зультатов фундаментальных наук, нахождение способов их применения, проведение необходимых исследований, участие в раз­работках образцов, технологической подго­товке, организации производственной рабо­ты и т.д. Непосредственно производствен­ный процесс является при этом заверша­ющим этапом, результатом всех видов деятельности. При таком подходе объектом усвоения являются не только способы пре­образования материалов, энергии, но и, прежде всего, способы получения, приме­нения, трансформации научных знаний, информации в процессе создания того или иного продукта. Перечисленные виды дея­тельности учащихся целесообразно рас­сматривать в качестве звеньев целостной системы "учение - труд" как педагоги­ческой модели системы "наука - произ­водство".

В массовой практике труд школьников происходит преимущественно в рамках традиционной формы производственного процесса, при этом они участвуют, в ос­новном, только в его завершающих, ис­полнительских звеньях, редко включаются в процессы конструкторской, технологиче­ской, организационной подготовки произ­водства. В результате деятельность уча­щихся во многом основана на эмпириче­ских знаниях, слабо связана с использова­нием научных достижений, что сковывает развитие инициативности, самостоятельно­сти, творческих потенций школьников, препятствует подлинному соединению об­учения с трудом. Существующие в школе и внешкольных учреждениях различные виды работы, отражающие звенья научно- производственного цикла (факультативы и кружки научно-прикладного характера, формы технического творчества, школьного производства и т.п.) необходимо попытаться объединить в целостную систему "уче­ние - труд" (на уровне школы, района или города в зависимости от конкретных условий, возможностей), т.е. установить между ними органическое "сотрудниче­ство", отражающее структуру системы "наука - производство" при широкой вариа­тивности, гибкости форм реализации взаи­мосвязей между базовым компонентом об­щего среднего образования и конкретными видами трудовой деятельности, учете инте­ресов, склонностей учащихся, избранных ими профилей обучения.

Основными задачами политехнического образования школьников видятся следую­щие: формирование представлений о тех­нологическом аспекте современной научной картины мира как совокупности фундамен­тальных идеи, принципов, понятии о техносфере, способах получения и преобразо­вания материалов, энергии, информации. социально-техническом проектировании ок­ружающей среды, развитие технологиче­ского системного способа мышления уча­щихся, ориентированного на синтез раз­личных знаний, интеграцию подходов, многофакторное, междисциплинарное ос­мысление проблем, воспитание технологи­ческой культуры, способности критического восприятия, всесторонней оценки создан­ных проектов, продуктов труда с учетом их социальных, экологических, экономи­ческих, эстетических и других характери­стик, культивирование инициативного, творческого подхода к решению практи­ческих проблем. Актуальность постановки таких задач подтверждает анализ тенден­ций развития систем образования разви­тых зарубежных стран.

В условиях интеграции науки и произ­водства усиливается роль проблемно ори­ентированных научно-технических дисцип­лин, направленных на определенные ком­плексные проблемы, виды социально-тех­нической деятельности (эргономика, ин­форматика, инженерная экология и т.д.). методологии инженерной, изобретательской мысли как формы непосредственного сближения научного и технического твор­чества, преодоления противоречия между логикой науки и логикой производства. Такие знания, наряду с традиционными предметами, прикладными разделами есте­ственных и общественных наук, следует рассматривать в качестве источников со­держания политехнического образования учащихся.

Системный характер ночного обеспече­ния современной производственной дея­тельности требует развития комплексного стиля мышления, ориентированного на целостное восприятие объектов с учетом всех сторон их функционирования (соци­альных, экологических, экономических, технологических и т.д.), на поиск взаимо­связей различных знаний и подходов. Ос­нову такого способа мышления составляют фундаментальные идеи, принципы, осново­полагающие представления, взгляды на научно-производственную деятельность до­лей и ее результаты - мир искусствен­ных объектов или техносферу. Все это и должно входить в инвариант, базовый компонент содержания политехнического образования. С другой стороны, овладение школьниками общими способами научно- производственной деятельности на примере конкретных, по выбору ребят, видов трупа составляет вариативный компонент содер­жания обучения. Однако следует подчерк­нуть, что учащиеся 1-*1 классов не в *состоянии еще понимать и решать все возникающие проблемы, поэтому содержа­ние образования здесь должно быть ори­ентировано преимущественно на структурную организацию технических объектов (принципы действия, устройство и т.п.). Содержание обучения школьников старших классов необходимо четко систематизиро­вать. Основанием такой систематизации является целостность научно-производствен­ного цикла в его трех аспектах: как си­стемы "наука - производство" (фундамен­тальные, прикладные исследования, разра­ботки, техническая подготовка производ­ства, сам производственный процесс), как системы производственного процесса (тех­ника, технология, предмет, продукт, субъект труда), как системы описания компонентов производственного процес­са - взаимосвязи его функциональных, пропсссных, структурных свойств. При этом должны быть выделены различные уровни содержания: его общая для всех, инвариантная часть и вариативные состав­ляющие, связанные с отдельными видами, направлениями трудовой деятельности.

Практическая реализация данной концеп­ции требует существенного усиления тру­дового и технологического начал в обще­образовательных предметах. Базисный ком­понент их содержания должен способство­вать формированию у учащихся представлений о современной технологической сто­роне научной картины мира, в вариативной части (в том числе формируемой за счет резервного времени в школьном ком­поненте учебного плана) необходимо обес­печить активное, творческое ознакомление школьников с прикладными вопросами изучаемых фундаментальных наук (есте­ственно, с учетом интересов ребят, профи­лей обучения в школе), их участие в по­иске способов практической реализации научных знаний, моделировании различ­ных вариантов их применения и т.д. В то же время возможна реализация подхо­да, основанного на логике практики с выходом на соответствующие разделы не­обходимых предметов. Такой вариант мо­жет быть приемлем для учащихся, опре­деливших профиль своего обучения и на­целенных на практическую подготовку (а не на академическое образование).

Необходимо разработать принципиально новую стратегию воплощения промежуточ­ных (между базовым компонентом общего среднего образования и непосредственно трудовой деятельностью школьников) звеньев системы "учение - труд", обеспе­чивающих включение учащихся в модели­рование этапов разработки и подготовки производства. Они могут быть практиче­ски реализованы в форме курсов по вы­бору (с VIII класса), в содержании про­фильного обучения (с X класса), в виде групповых занятии или индивидуальной работы в выделенное в школьном компо­ненте учебного плана резервное время и, наконец, в самом процессе трудового об­учения.

Программы в этих звеньях должны быть гибкими, открытыми, построенными на деятельностной, проблемной основе с учетом требований к развиваемым поли­техническим качествам личности, формам мышления, способам их формирования. Необходимо реализовать соответствующую направленность учебных пособий, осуще­ствить логику их построения в виде про­цесса решения научно-производственных проблем, ориентацию на самостоятельное, творческое участие школьников в проекти­ровании, конструировании изделий, разра­ботку технологии их производства, поиск необходимой информации, на постоянное использование активных методов включе­ния учащихся в различные ситуации (на­пример в деловых играх).

В качестве одного из возможных вари­антов целесообразно разработать самостоя­тельный обобщающий политехнический предмет (для старших классов, по выбо­ру). Его логика, структура, содержание должны быть связаны с соответствующи­ми звеньями научно-производственного процесса. Инвариантная часть предмета будет составлять содержание программы обучения, специальная же часть - широ­ко варьироваться в зависимости от кон­кретных видов деятельности, форм орга­низации труда, интересов и склонностей школьников.

Необходимо также обеспечить активное взаимодействие учащихся с окружающей производственной и социальной средой. Это предполагает тесное взаимодействие учебных заведений, научно-исследователь­ских, производственных и других учреждений, подлинную интеграцию образования, науки и производства. Реальными форма­ми такой интеграции могут служить учеб­но-научно-производственные объединения, технические лицеи и колледжи.

Важно наличие современной учебно-ма­териальной базы. Исходя из нынешних непростых экономических условий, воз­можно использование оборудования, по­строенного на основе модульного принци­па, компоненты которого имеют полифункциональный характер. В учебном процессе целесообразно шире применять работу учащихся с моделями, конструкторами, демонстрирующими принципы современной техники. Однако при этом не должно до­пускаться нарушений естественных отноше­ний, связей между функцией и материа­лом, формой и содержанием моделируе­мых устройств.

Естественно, нужно существенно повы­сить уровень подготовки педагогов в обла­сти современной техники, творческой на­учно-технической, технологической деятель­ности. Они должны ориентироваться в способах осуществления различных этапов научно-производственного труда, владеть современными методами технического творчества. Целесообразно поэтому больше привлекать к преподавательской деятельно­сти работников НИИ, технических вузов, КБ, предприятий и т.п.

Реализация концепции немыслима без развития научных исследований в области политехнизации современной школы. Они должны иметь комплексный, междисципли­нарный характер и осуществляться на раз­личных взаимосвязанных уровнях: фунда­ментальные, прикладные исследования и научно-педагогические разработки. Приори­тетными направлениями в настоящее вре­мя должны стать общие теоретико-методо­логические работы, выявление и обоснова­ние инвариантного компонента содержания обучения, разработка и экспериментальная проверка различных способов реализации инвариантного и вариативного компонентов политехнического образования в условиях действия государственного базисного учеб­ного плана средней общеобразовательной школы.