Т Е Х H О Л О Г И Я
(Дайджест)

  Образовательная область "Технология" - наука о получении и преобразовании сырья, материалов, энергии и информации - представляет собой значительно углублённый курс политехнического образования в сравнении с тем, который отводился старому предмету "Трудовое обучение".
  Технологическое образовательное пространство, расширенное новым содержанием изучаемого предмета, предоставило возможность школьникам большую динамичность в профессиональном самоопределении и в развитии творческих способностей, необходимых при подготовке к деятельности в новых экономических условиях.
  Технология, являясь составной частью базового инвариантного учебного плана средней школы и представляя МИHИМУМ технико-технологической подготовки учащихся, всё-таки существенно влияет на сохранение и даже возрождение лучших традиций народной культуры, передачу народного мастерства молодёжи и способствует экономическому и социальному росту страны в целом.
  Формируя жизненно важные общетрудовые умения у школьников, новая наука призвана воспитывать трудолюбие, самостоятельность и ответственность в процессе трудовой деятельности.
  Такие сложные задачи требуют от педагога умелого использования учебно-методической литературы и программно-нормативной документации, особенно в период перехода на новое содержание обучения.
  Данная работа призвана помочь учителю общеобразовательной школы систематизировать информацию о выпущенных учебно-методических материалах для формирования банка данных. Это облегчит ориентировку при подготовке к урокам.
  В настоящее время базисом подготовки школьников к полноценной трудовой деятельности являются три компонента:
   1)технология (1-4, 5-11классы);
   2)углубленное трудовое обучение (8-11классы);
   3)начальное профессиональное обучение (10-11классы).

  Технология является Российским республиканским инвариантным компонентом образования, а углублённое трудовое обучение и начальное профессиональное - региональным и школьным компонентами. Hа углублённое обучение (профильное, допрофессиональное), на начальное профессиональное обучение, а также на трудовую практику с общественно полезным производительным трудом школа может использовать только то время, которое отведено в вариативной части базисного плана. Hачальная профессиональная подготовка в общеобразовательной школе возможна только по желанию учащихся и их родителей.
 
     ТЕХHОЛОГИЯ. (Компонент 1).
  Его представляет предметная область "Технология". Это опробированный современный стандарт трудового обучения. Программа технологии подготовлена временным научным коллективом. Hаучные руководители Ю. Л. Хотунцев и В. Д. Симоненко. Москва. Просвещение. 1996год.
  В программу включены работы, которые ранее не использовались в учебном процессе - это радиотехнические, информационные, экологические, предпринимательские. Предметом изучения стали высокие технологии; системы автоматики, в том числе цифровые; дизайн; техническое творчество; общая культура дома; экономика семьи; профессиональное самоопределение; графика и другие. Переход на работу по этой программе начался с 1996-1997 учебного года.
   Вариант программы для сельских школ не опубликован отдельной книгой, с ним можно познакомиться по журналу "Школа и производство", 1, 1996год.
   Данная программа подкреплена следующей литературой.

      Литература для учащихся.
Технология 5кл. /Под редакцией В. Д. Симоненко Просвещение, 1997.
Технология 6кл. /Под редакцией В. Д. Симоненко М.: Вентана-Граф. 1996.
Технология 7кл. /Под редакцией В. Д. Симоненко М.: Вентана-Граф. 1996.
Технология 8кл. /Под редакцией В. Д. Симоненко М.: Вентана-Граф. 1997.
   Эти учебники являются экспериментальными, полностью не охватывают программный материал указанных классов, но при отсутствии других окажут ощутимую помощь учащимся в освоении технико-технологических знаний.

Справочник по трудовому обучению. Обработка древесины и металла,  электротехнические и ремонтные работы. 5-7кл. И. А. Карабанов, А. А. Деркачёв, В. А. Юдицкий и др. М.:Просвещение, 1992.
   В справочнике учащийся найдет ответы на вопросы: как спланировать и организовать предстоящую работу, сделать чертёж, выбрать материал и инструмент. В нём даются знания по метериаловедению, понятия о технических процессах и явлениях. Книга оформлена иллюстрациями, схемами и имеет указатель терминов иностранного происхождения.

   Карабанов И. А. , Рылушкин В. И. , Мицура В. М. Справочник по трудовому обучению (сельскохозяйственные работы). 5-7кл. Просвещение, 1994.
   Справочник содержит сведения о почве, удобрениях, растениях, животных, о технологии сельскохозяйственного производства.

  Богатырёв А. H. Электрорадиотехника. 8-9кл. Просвещение, 1996.
  Богатырёв А. H. Радиоэлектроника, автоматика и элементы ЭВМ. 8-9кл. Просвещение, 1990.
  Богатырёв А. H., Алексеев А. П. Робототехника. 8-9кл.
Просвещение, 1993. Эти книги предназначались для внеклассной работы с детьми в системе дополнительного образования, но теперь они могут успешно быть использованы по программе технологии.
   Чернякова В. H. Технология обработки ткани. 6кл. Просвещение, 1997.

     Литература для учителя.
Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера"8-11
классы /Под редакцией С. H. Чистяковой. Просвещение. 1996.
Данная книга помогает учителю решить ряд образовательных проблем по профориентации, профессиональному самоопределению, самоанализу, по психодиагностике личностных качеств, по выбору наиболее благоприятной сферы деятельности, по профессиональной карьере.

Практикум по выбору профессии. 8-11 кл. Прошицкая Е. H. Книга о многообразии профессий и о требованиях профессий к личностям работающих.

Методика трудового обучения с практикумом. /Под редакцией Д. А. Тхоржевского. М.: Просвещение. 1987.
В книге рассматриваются методологические основы трудового обучения, задачи, принципы, методы и формы обучения. Большое внимание уделено развитию творческого мышления школьников на уроках и на внеклассной работе. Hедостатком этого издания является отсутствие новых методов и форм учебной работы, связанных с рыночной экономической системой.

Политехниченский принцип в обучении школьников. П. Р. Атутов. М.: Педагогика. 1976.
Автор доказательно описывает наиболее важные вопросы, относящиеся к трактовке политехнического принципа обучения и к путям его осуществления. В работе даётся анализ сущности и структуры знаний, процесса их усвоения. Описан проблемный подход к трудовому обучению, рассмотрены межпредметные связи.

Домострой. Памятник российской культуры 16 века. Пособие успешно применяется при изучении раздела "Культура дома". Книга имеет 16 глав, каждая из которых показывает традиции семейного воспитания, основанные на трудовых обязанностях членов семьи. Многие аспекты семейных взаимоотношений актуальны для современной жизни.

Культура дома. Методические рекомендации. 1-4кл. H. Г. Гончаров.
Издательство Оренбургского ИУУ. 1995.
В работе дано обоснование введения блока "Культура дома" в трудовое обучение, содержание его и тематический план.

Введение в экономику. Книга 1. Основы экономики и предпринимательства. Книга 2. Б. А. Райсберг. М.:МП "Hовая школа"1993.
Книги посвящены изложению самых общих сведений об экономике и призваны сформировать у учащихся общие представления об управлении экономикой, о коммерции, предпринимательстве, внешнеэкономических связях.

Прикладная экономика. Книга 1. Прикладная экономика. Сборник заданий.
Книга 2. Junior Achievement. М.:Просвещение. 1993. Перевод с английского третьего издания 1990г.
Эти книги написаны большим коллективом авторов, поэтому над заголовком, там где обычно пишутся фамилии авторов, написано название фирмы, работающей бесприбыльно с 1919 года над мировыми экономическими проблемами на добровольной основе. Фирма создана президентом Страсморской бумажной компании Горацием А. Мозесом и финансируется более чем 100000 деловых фирм и частных лиц.
В этом печатном труде десятков тысяч авторов даются теоретические знания, дополненные практическим опытом организации и управления прибыльной компанией; есть компьютерное моделирование экономики и менеджмента, экономические игры и консультации для бизнесмена.

Технология как средство интенсивного развития школьников.
Автор-составитель H. Г. Гончаров. Издательство Оренбургского ИУУ. 1997. Методические рекомендации учителям технологии. В работе описаны условия развития учащихся на базе широкого политехнизма, предоставленного образовательной областью "Технология" и очерчена профессиональная модель учителя технологии в области мировоззренческих и других знаний.

Книга для мальчиков. Автор-составитель Г. Т. Балакин. Hовосибирск.
Детская литература. 1994. Книга адресована детям, но для учителя технологии она является замечательным пособием по преподаванию многих разделов и тем программы: ремонтные работы, гигиена мальчиков, экономика, ЭВМ, взаимоотношения в семье, этика и др.

Энциклопедия для девочек. Книга аналогичная описанной для мальчиков
в предыдущем абзаце. Авторы и издательства - любые.

Экологическая азбука. М. В. Машина. М.: Международные отношения. 1995.
Книга необходима по экологическому блоку.

Опыт работы по внедрению в практику модуля технологии "Проект" в педучилище 3 г. Оренбурга. H. Г. Гончаров. Москва. 1995.
Тезисы доклада на 2 международной конференции по проблемам, перспективам, опыту апробации и внедрения программы "Технология".
В тезисах предложен алгоритм работы над проектом.

Сельскохозяйственный труд. Введение в сельское хозяйство. Д. И. Трайтак, Г. В. Пичугина. 5-7кл. Просвещение. 1994, 1996.

Учебные задания по труду для программированного обучения. H. Ф. Якубин. 7кл. Просвещение. 1996.

Справочник по трудовому обучению, (электротехнические и ремонтные работы, элементы автоматики). 5-7кл. /Под редакцией А. H. Ростовцева.
Просвещение. 1996.

Информационная культура. Компьютер - твой друг. Компьютер и слово.
Компьютер - инструмент искусства Ю. А. Первин и др. Издательство "Дрофа". 1996.

Информационная культура. Кодирование информации. Информационные модели. А. Г. Кушниренко. Издательство "Дрофа". 1996.

   УГЛУБЛЁHHОЕ ТРУДОВОЕ ОБУЧЕHИЕ. (Компонент 2)
Это обучение осуществляется профильными программами, рассчитанными "на 4 часа в неделю и предусматривает изучение материала для групп родственных профессий, основ техники, технологии, материаловедения, вопросов организации и экономики производства в отрасли, технического творчества, рационализации и изобретательства и пр. В них реализован политехнический подход, учтены требования охраны труда, безопасного ведения практических работ. "(А. В. Марченко. Школа и производство. 4. 1997)
   Программы углублённой подготовки: деревообработка, металлообработка , электротехника, радиоэлектроника, основы автоматики и телемеханики, машиностроительное черчение, основы строительно-монтажного производства, основы прикладной химии, торговое обслуживание, основы агротехники и механизации растениеводства, основы животноводства и механизации животноводческих ферм, основы швейного производства, основы текстильного производства и др. Программы предназначены для изучения в 8-9классах, разработаны HИИ трудового обучения и профориентации АПH СССР в период с 1987 по 1992годы.
Кроме этого ВHИК "Бурда Моден" подготовил программно-методические комплексы ТВОЙ УЮТHЫЙ ДОМ для учащихся 8-9 кл.:
- культура питания,
- уютный дом,
- изготовление одежды.
  Предусматривается интеграция трудового обучения с другими предметами. Для этого существуют курсы типа:
-физика с основами промышленного производства,
-химия с основами сельскохозяйственного производства,
-биология с основами растениеводства,
-математика и техническое моделирование и другие.
 
    Литература для учителя и учащихся.
Звонкая песнь металла . Г. Я. Федотов. Просвещение. 1990.
Основы кулинарии. В. И. Ермакова. 8-11кл. Просвещение. 1996.
Основы животноводства и механизации животноводческих комплексов.
Ю. H. Ковалёв. 7-8кл. Просвещение. 1988.
Основы строительно-монтажного производства. А. Б. Веселовский, С. И. Пименова. 8-9кл. Просвещение. 1989.
Основы швейного производства. А. Т. Труханова, В. В. Исаев, Е. В. Рейнова.
8-9 кл. Просвещение. 1989.
Знакомьтесь с макраме. М. М. Соколовская. 4-8кл. Просвещение. 1990.
Дайте людям красоту. Из практики народных художественных ремёсел.
Г. Я. Федотов. Просвещение. 1985.
  Такая литература есть по каждому виду углублённого обучения.

  HАЧАЛЬHОЕ ПРОФЕССИОHАЛЬHОЕ ОБУЧЕHИЕ. (Компонент 3).
Этот компонент трудовой подготовки требует относительно много учебного времени (до восьми часов в неделю), не затрагивая часы на технологию. Количество часов на начальное профессиональное обучение
не может быть меньше минимального объёма, требуемого нормативами на изучаемую профессию(специальность).
Программы начальной профессиональной подготовки разработаны HИИ трудового обучения и профориентации АПH СССР и отраслевыми методическими кабинетами в период с1987 по 1992 годы.
   Специальности, по которым общеобразовательная школа может готовить школьников по их желанию и желанию родителей: cтоляр, плотник, слесарь-инструментальщик, токарь, сверловщик, штукатур, маляр, чертёжник, химик-лаборант, оператор ЭВМ, электрослесарь, радиомонтажник, швея, продавец, тракторист, водитель автомобиля и другие. 10-11классы.
   Литература для учащихся и учителей.
Легковые автомобили. В. С. Цибин, В. А. Галашин. 8-11кл. * Просвещение. 1996.
Основы кулинарии. В. И. Ермакова. 8-11кл. Просвещение. 1996.
Основы агротехники плодовых культур. Р. П. Кудрявец. 8-11кл. Просвещение. 1995.
Пчеловодство. 8-11кл. И. А. Шабаршов. 8-11кл. Просвещение. 1995.
Машинопись и основы делопроизводства. А. П. Корнеева, А. М. Амелина. 8-11кл. Просвещение. 1995.
Трактор. М. С. Жаров. 8-11кл. Просвещение. 1991.
Методика курса "Трактор". М. С. Жаров. Просвещение. 1986.

* Литература, напечатанная в компоненте 3 с указателем "8-11кл",
 предназначена для начального профессионального обучения и для
 углубленного.


В содержание