Представил: Семенов Ю.А., заведующий УМК технологии                                  

Дата: 21.12.01

Система повышения квалификации учителей технологии

Оренбургской области


На предметную область «Технология» возложено решение очень сложной проблемы обеспечения повышения качества подготовки специалистов всей системой профессионального образования. Одной из предпосылок ее успешного решения является уровень квалификации учителей технологии. Анализ кадрового потенциала учителей технологии Оренбургской области показывает, что большинство из них являются так называемыми условными специалистами, то есть людьми, окончившими высшие или средние педагогические, технические или иные учебные заведения, которые не имеют прямого отношения к профилю технологии. Доля учителей технологии, имеющих базовое высшее или среднее образование по специальности «Технология», не превышает 20-30 процентов. Среди учителей технологии имеется и определенное (относительно незначительное) число неспециалистов,  то есть людей, имеющих лишь рабочие специальности. Все это делает весьма актуальным процесс повышения квалификации учителей технологии области. Одним из ведущих учебных заведений, занимающихся данным процессом, является Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования (ООИПКРО).

Имеющаяся в ООИПКРО система повышения квалификации имеет многонаправленный и многоуровневый характер. Она содержит в себе подсистемы: курсовой подготовки, включающей в себе курсы проблемные, базового повышения квалификации, подготовки к аттестации, стажировки; издание методических и научных материалов; подготовку всевозможных информационных материалов; индивидуальные и групповые консультации для педагогических работников; методическое обеспечение массовых мероприятий (совещаний, семинаров, конференций и т.п.) и т.д. Учебно-методический кабинет технологии является одним из элементов данной системы.

В процессе курсовой подготовки в 2000-2001 учебном году прошли обучение в общей сложности 208 учителей технологии и 52 методических работника по данному профилю, в том числе: 47 учителя технологии и 52 руководителей районных и городских методических объединений области на проблемных курсах, 78 учителей технологии на курсах базового повышения квалификации и аттестации на вторую категорию по первому направлению организованных в гг. Оренбурге и Бугуруслане, и 31 учитель технологии - на  курсах повышения квалификации к аттестации на первую и высшую категории. Следует отметить, что среднегодовое число прошедших курсовую подготовку учителей технологии и методических работников за период с 1997-1998 по 2000-2001 учебные годы составило 184 человека.

В 2001-2002 учебном году число прошедших курсовую подготовку учителей составило 188 человек, в том числе на проблемных - 44 человека, на курсах базового повышения квалификации - 78, подготовки к аттестации на первую категорию - 55 и подготовки к аттестации на высшую категорию - 11.

  

 Итоги курсовой подготовки учителей технологии в 2000-2001 и 2001-2002 учебных годах могут быть оценены положительно. Комплектование групп обучающихся в основном соответствовало социальному заказу. Численность слушателей колебалась в пределах 35-60 человек. В то же время имели место случаи отступления от пофамильного списка соцзаказа: вместо одного заявленного учителя приезжал другой или  не приезжал никто. В последнем случае вероятное недокомплектование учебных групп слушателей предотвращалось за счет превышения социального заказа другими городами и районами. Посещение учебных занятий слушателями было активным, пропуски были явлением достаточно редким. Психологический контакт слушателей с проводившими занятия преподавателями был в основном тесным, носил характер плодотворного сотрудничества. Поведение слушателей отличалось корректностью. Случаев существенного отклонения от правил внутреннего распорядка в учебных корпусах и общежитии не наблюдалось.

Результаты курсовой подготовки варьировали в значительной степени, Особенно это было свойственно курсам повышения квалификации к аттестации на первую и высшую категории. Наряду с работами высокого уровня было немало работ среднего уровня. К тому же некоторые работы представлялись на экспертизу с запозданием. В то же время, справедливости ради следует отметить, что на защите работ были представлены выполненные учащимися под руководством аттестуемых многочисленные изделия, качество которых зачастую граничило с качеством произведений искусства. Немало высокохудожественных изделий способны изготовить и учителя технологии. Однако в теоретическом плане многие работы недостаточно совершенны. Подавляющее большинство педагогов испытывают серьезные затруднения при формулировке темы, цели, проблемы исследования, обосновании их актуальности и реальности, выборе объекта и предмета исследования, формулировке гипотез. Зачастую все это осуществляется случайным образом, без сколько-нибудь достаточного обоснования. Аналогичная ситуация при выборе или разработке инновационных методов исследования и организации педагогической деятельности. Недостаточно уверенно ориентируются аттестующиеся в целях, специфике, методах теоретического и эмпирического (экспериментального) этапов исследования, недостаточно компетентны в проблемах педагогической диагностики. Имеют место случаи, когда педагоги не обладают достаточным уровнем базовой подготовки, не знают, к примеру, закономерностей функционирования психики учащегося и учителя, недостаточно полно знают перечень традиционных методов организации образовательного процесса и не способны их эффективно использовать в своей педагогической практике.

Это обусловлено  рядом причин, в том числе: 1) недостаточным уровнем педагогической и технологической подготовки аттестуемых, 2) дефицитом требуемой педагогической литературы, 3) дефицитом времени, 4) недостаточной ответственностью, 5)  несовершенством методического обеспечения курсовой подготовки. Первая причина усилиями УМК технологии и ИПК планирует  устранить путем организации дополнительных проблемных курсов и курсов базового повышения квалификации, вторую - переводом наиболее актуальной педагогической информации на электронные носители с тем, чтобы иметь возможность при необходимости копировать и тиражировать ее, пятую - разработкой и изданием более совершенной методической литературы, в частности  дополнительной редакцией аттестационных заданий по технологии. Перспективным представляется совершенствование программного  обеспечения  курсового обучения. В частности, в проблемных курсах для учителей технологии планируется включать значительно больший, по сравнению с существующим, объем практических заданий. Разумеется, все это будет дополняться работой с учителями технологи непосредственно в образовательных учреждениях, где они работают.

При этом не исключается возможность применения и других, альтернативных вариантов, которые в определенных педагогических ситуациях могут оказаться более предпочтительными.