Особенности применения метода проектов в преподавании технологии
Представил: Семенов Ю.А., зав. УМК технологии
Дата: 01.07.02

Образовательная область "Технология" была введена в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений в 1993 году для формирования у учащихся жизненно важных основ технологических знаний и умений применять их в различных сферах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности. Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путем организации целостного учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся, использования в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, позволяющий школьникам системно овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии (продукте труда).

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Самостоятельная творческая работа выполняется учащимися или их группой под руководством (или с помощью) учителя (мастера производственного обучения). В образовательной области "Технология" метод проектов - это комплексный процесс, формирующий у учащихся общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Он позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. У них должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, технологических и иных ситуаций, способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный способ изготовления объекта проектной деятельности (продукта труда).

Метод проектов - это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом. Проектная деятельность основана на гибкой организации процесса обучения учащихся. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи.

Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов.

I. Поисково-исследовательский:
1. Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблем или темы предложенного проекта (объекта проектной деятельности).
2. Сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников, проработка оптимальной идеи.
3. Планирование проектной деятельности:
а) определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие;
б) исследование вариантов конструкции объекта труда (модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки;
в) выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия.

II. Технологический:
1. Составление конструкторской и технологической документации.
2. Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделия.
3. Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
4. Внесение, при необходимости, изменений в конструкции технологию.
5. Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
6. Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.

III. Заключительный:
1. Оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда), включая его влияние на окружающую среду.
2. Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта проектной деятельности), испытание его на практике, защита (презентация).
3. Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.

Необходимо помнить, что данная схема не является единственной, существуют и другие варианты. Количество основных этапов проектной деятельности, внутренних компонентов (шагов), доступных для выполнения учащимися, меняется в зависимости от их возраста и развития.

Поисково-исследовательский этап предусматривает определение потребностей и возможностей деятельности, основанной на умении генерировать и анализировать идеи, формулировать тему учебного проекта (проблемы). Потребности в проектной деятельности (существующие проблемы) могут возникать всюду: дома, в школе, на отдыхе, в бизнесе и т.д. Они определяют тему проекта и способствуют формированию внутренней мотивации в приобретении учащимися новых знаний. Поисково-исследовательский этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого следует собрать необходимую информацию на тему проекта и проанализировать ее. Источниками информации могут быть учебники, справочники, журналы, книги, газеты, радио и телевидение, беседы по телефону, базы данных на электронных носителях, системе "Интернет", специальных каталогах и др. Полученная информация позволяет выдвинуть спектр идей и на основе их анализа выбрать для решения проблемы оптимальную идею (лучшую). ЕЕ исследование дает возможность оценить реализуемость, дизайнерские качества будущего изделия (конструкции), его себестоимость и экологичность, организовать рабочее место, наметить пути изготовления и эффективные режимы применения.

Технологический этап включает планирование, составление необходимой документации, организацию безопасных условий труда, соблюдение технологической дисциплины, культуры труда, качества выполнения работ. Этот этап в "Технологии" является центральным, основополагающим, связанным с продуктивной деятельностью, результатом которой является объект проектной деятельности (продукт труда), например, исследовательская работа по проблемам технологии (изделие, модель, сувенир).

Заключительный этап включает оформление и презентацию работы, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем. В качестве оценки результата выполнения проекта могут использоваться конструктивные, технологические, экологические, эстетические, экономические и маркетинговые критерии, оригинальности качество выполнения проекта.

Приоритетной педагогической задачей в процессе обучения является не репродуктивное - строго последовательное соблюдение этапов, а вооружение обучающихся целостной культурой организации проектной деятельности, развитие у них способности к генерации идеи, их анализу, самостоятельному принятию решения, формированию своего мнения, позиции, взаимодействию и диалогу в процессе решения совместных задач.

Логика выполнения проектов основывается на включении обучающихся во все этапы проектной деятельности, коллективную и индивидуальную работу, сотрудничество в группах.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации