Интегрированный подход к формированию коммуникативной компетентности учителя технологии

Соловьева Ю.В., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПКиППРО ОГПУ.

e-mail: coloveeva@mail.ru

На протяжении довольно длительного времени развитие образования (особенно образования взрослых) обусловливалось в первую очередь общественными нуждами, потребностями развития народного хозяйства и лишь косвенно ориентировалось на интересы личности. Сегодня, в связи с кардинальными социальными переменами, актуализирующими проблему выбора человеком жизненных приоритетов, возрастает значение личностного аспекта образования. Чего ждет человек от образования на разных этапах жизни? В чем специфика образовательных ориентации различных социально-профессиональных групп? В каких знаниях и умениях нуждается современный человек?

Каждый период человеческой жизни, так или иначе, связан с понятием образования. В детстве ребенок, играя, «образовывает» себя. В школьные годы образование становится специальным, самостоятельным и ведущим видом деятельности. Позднее оно уступает первое по значимости место трудовой деятельности, хотя возможен и, более того, желателен творческий синтез двух этих факторов.

Каждая образовательная ступень решает проблемы развития общей и профессиональной культуры, а также является предпосылкой для развития необходимых коммуникативных умений на последующих этапах непрерывного образования.

I ступень – дошкольное образование.
II ступень – общее школьное образование.
III ступень – среднее специальное образование.
IY ступень – высшее образование.

Y ступень – послевузовское образование (система повышения квалификации). На профессиональной ступени важнейшим является социальное взаимодействие, освоение средств взаимопонимания и согласованности действий, владение коммуникативной компетентностью на протяжении трудовой деятельности и всей жизни в целом. Управление процессом повышения квалификации рассматривается с точки зрения выявления специфики инновационных форм работы, возможности профессионального роста специалистов в разных условиях, дают сравнительный анализ организационных форм профессиональной деятельности.

В работах, посвященных проблеме коммуникации рассматриваются разнообразные коммуникативные категории:

  • коммуникативная личность;
  • коммуникативное сознание;
  • коммуникативная деятельность;
  • коммуникативное поведение;
  • коммуникативные способности;
  • коммуникативные конфликты.

Коммуникативная компетентность раскрывается в социологических исследованиях как способность участника общения координировать собственные речевые действия коммуникативных партнеров в соответствии с выбранной целью в условиях конкретной коммуникативной ситуации.

Выявляют следующие характеристики коммуникативной компетентности:

- общение как форма обучения коммуникативным умениям и навыкам (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, А.М. Шахнарович);
- речевая деятельность – как условие развития коммуникативной компетентности (Л.С. Выготский, А.А Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Е.И. Пассов, В.А. Сластенин);
- педагогическое взаимодействие (Ю.К. Бабанский, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина, В.П. Давыдов, В.А. Канн-Калик, И.А. Зимняя).

Коммуникативная компетенция есть рабочий набор коммуникативных тактик и стратегий, присущих индивиду или группе индивидов. Коммуникативная тактика рассматривается ими в качестве совокупности практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия, т. е. коммуникативная тактика, в отличие от коммуникативной стратегии, прежде всего, соотнесена не с коммуникативной целью, а с набором коммуникативных намерений.

Структурные компоненты коммуникативной компетентности:

1) прогнозирование и программирование коммуникативной ситуации - умение осмыслить программу и результативность общения с любым социальным партнером, в любом типе коммуникационного поведения;
2) знания и эрудиция – представления об обществе, его устройстве, о социальных отношениях и взаимосвязях партнеров в различных коммуникативных ситуациях. Моделирование разных форм общения (спор, дискуссия, полемика);
3) средства общения (вербальные и невербальные) – владение средствами и способами общения, умение оценивать информацию, подвергать анализу и контролировать высказывания собеседника, читать и пользоваться схемами, таблицами, моделями;
4) управление коммуникативной ситуацией – умение организовать внимание и мыслительную деятельность собеседника, резюмировать его речевое поведение и рефлексировать свою тактику общения;
5) коммуникативная культура (общая и национальная) - высокий уровень культуры общения, представления о культуре речевого и коммуникационного поведения представителей разных стран и государств;
6) ориентировка на социального партнера – моделирование речевого поведения с сокурсниками, педагогами, преподавателями, руководителями факультетов;
7) речевая компетенция - знание языка и речи, понимание функций языка и традиций, регулирующих его использование.

Сегодня можно выявить следующие типы коммуникативного поведения специалистов: 1)люди, стремящиеся к лидерству, подавляя других; 2) индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку; 3) конформисты, приспосабливающиеся к любым условиям и требованиям; 4) коллективисты, решающие задачу совместными усилиями.

На основе традиционных и современных технологий преподавания можно рассмотреть схему интегрированного подхода к формированию коммуникативной компетентности учителя технологии:

В эту схему включены активные методы, эффективно повышающие интерес к учебному процессу, позволяющие почувствовать ситуацию и определить возможные стратегии собственных действий, а также способствующие формированию коммуникационной компетентности.

Выбор методов обусловливался целями обучения, содержанием учебного материала, профессиональной мотивацией обучающихся, необходимостью формирования коммуникативных навыков и умений, нужных в практической деятельности. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают активные методы обучения: чтение проблемных лекций и докладов с активным участием обучающихся, проведение деловых игр, тесты, анкетирование, индивидуальные беседы и тренинги, организацию работы парами и в командах.

Для самостоятельной работы разрабатываются творческие задания, включается система интерактивных методов преподавания, добавляются следующие методы активного обучения: моделирование ситуации общения с партнером (ребенок, коллега, родители); анализ любых ситуаций педагогического общения; составление плана наблюдения; составление плана-конспекта педагогического исследования по теме, заданной преподавателем; обоснование выбранной проблемы для педагогического совета.

Поэтапное развитие коммуникативной компетентности в условиях непрерывного образования может быть реализовано при условии учета следующих основных принципов:

1. Принцип целостности и системности, который включает сочетание всех компонентов КК, обеспечивает их органическую взаимозависимость, взаимодействие и взаимопроникновение.

2. Принцип преемственности, позволяющий осуществлять поступательность и динамику процесса обучения и образования. Этот принцип, проявляющийся в образовательных программах «по вертикали» и «по горизонтали», обеспечивает положительную динамику обучающихся на каждой ступени системы образования. Преемственность предполагает взаимосвязь каждой новой ступени с предыдущей, поэтапное накопление знаний о языке и речи, коммуникативный опыт. Навыки речевого общения, полученные на дошкольной ступени, углубляются в школе; совершенствуются в средних и высших учебных заведениях и становятся частью профессиональной компетентности в трудовой деятельности.

3. Принцип комплексного подхода, который  выражается в структуре и содержании коммуникативной компетентности.

За основу берутся следующие компоненты:

- умение прогнозировать и программировать коммуникативную ситуацию развивает способность оценить, спланировать ожидаемый результат общения, осмыслить программу и ролевое поведение партнера;
- представления о коммуникативной эрудиции, знания общих и профессиональных ориентаций, о человеческих ценностях и видах общения позволяют грамотно выстроить линию речевого и коммуникативного поведения;
- владение средствами общения (вербальными и невербальными) помогает осуществлять общение в зависимости от обстоятельств и условий;
- управление коммуникативной ситуацией дает возможность включаться, «вживаться» в ход общения, адаптироваться в коммуникативной ситуации, резюмировать речевое поведение партнера и свое собственное, добывать нужную информацию;
- коммуникативная культура (общая и национальная) определяет рамки общей языковой культуры, норм общения, основы коммуникативного поведения представителей разных стран и государств, элементарные знания традиций культуры и языка своей страны и своего края.

Таким образом, наиболее значимым в профессиональном образовании, наряду с общей и специальной подготовкой, является формирование коммуникативной компетентности - как особого направления профессиональной компетенции и личностного совершенствования.

Развитие коммуникативной компетентности учителя технологии позитивно влияет на их профессиональный уровень, творческую самореализацию, совершенствование их деятельности, именно это необходимо специалистам для адекватной ориентации во всех сферах общественной жизни. Изучение основ коммуникативной компетентности  на каждой ступени непрерывного образования способствует осмыслению специалистами ее значимости для профессиональной деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности, программно-методическое обеспечение и его практическая реализация, интерактивные методы обучения (интегративный подход) влияют на профессиональную образованность специалиста в системе повышения квалификации и культуру личности в целом.

Литература:

1. Генике Е.А., Профессиональная компетентность педагога. – М., «Сентябрь», 2008, 175 с.
2. Смирнова Е.А., Коммуникативная компетентность в программных документах дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального образования // Материалы II Международной научно-практической конференции. Орловский государственный университет. Сб. Орел, 2006.
3. Смирнова Е.А., Коммуникативная компетентность – один из компонентов профессиональной деятельности педагогов. Учебно-методические материалы. Шуя: Издательство «Весть». ГОУ ВПО «ШГПУ».

 

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации