Материалы в помощь учителям технологии курсов повышения квалификации./ Подбор и обработка материалов: В.М.Дрофа, Ю.В. Соловьева.

 

Данный материал содержит дайджесты публикаций и рефераты статей, вышедших в разных сборниках и учебно- и научно-методических пособиях, журналах. Объединяет эти работы одно - все они так или иначе посвящены проблемам учителей технологии,  актуальным на сегодняшний день.

Технологии обучения:

Соловьева Ю.В., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПКиППРО ОГПУ.

Интегрированный подход к формированию коммуникативной компетентности учителя технологии

На протяжении довольно длительного времени развитие образования (особенно образования взрослых) обусловливалось в первую очередь общественными нуждами, потребностями развития народного хозяйства и лишь косвенно ориентировалось на интересы личности. Сегодня, в связи с кардинальными социальными переменами, актуализирующими проблему выбора человеком жизненных приоритетов, возрастает значение личностного аспекта образования. Чего ждет человек от образования на разных этапах жизни? В чем специфика образовательных ориентации различных социально-профессиональных групп? В каких знаниях и умениях нуждается современный человек?

Каждый период человеческой жизни, так или иначе, связан с понятием образования. В детстве ребенок, играя, «образовывает» себя. В школьные годы образование становится специальным, самостоятельным и ведущим видом деятельности. Позднее оно уступает первое по значимости место трудовой деятельности, хотя возможен и, более того, желателен творческий синтез двух этих факторов.

Каждая образовательная ступень решает проблемы развития общей и профессиональной культуры, а также является предпосылкой для развития необходимых коммуникативных умений на последующих этапах непрерывного образования.

I ступень – дошкольное образование.
II ступень – общее школьное образование.
II ступень – среднее специальное образование.
IY ступень – высшее образование.
Y ступень – послевузовское образование (система повышения квалификации). На профессиональной ступени важнейшим является социальное взаимодействие, освоение средств взаимопонимания и согласованности действий, владение коммуникативной компетентностью на протяжении трудовой деятельности и всей жизни в целом. Управление процессом повышения квалификации рассматривается с точки зрения выявления специфики инновационных форм работы, возможности профессионального роста специалистов в разных условиях, дают сравнительный анализ организационных

 

Петренко В.Ф.  Конструктивизм как новая парадигма в науках о человеке.

Ключевые слова: знаниe, конструктивизм, «жизненный мир», «множественность истины», «картина мира», личностные конструкты.

Автор исходит из представления о том, что знания не являются калькой («отражением») реальности, а конструируются субъектом на основе опыта взаимодействия с миром и зависят от мотивации субъекта познания, языка описания, операциональных средств и т.п., что определяется в конечном итоге культурой общества и личностными особенностями субъекта познания, его «картиной мира».

 

Мясников В.. Глобализация. Образование. Личность. 

Ключевые слова: человеческий капитал, национальное богатство страны, глобализация, смыслы образования и образовательной деятельности

Образование стало одним из наиболее приоритетных направлений долговременной стратегии экономического и социального развития каждого цивилизованного государства. Как главное средство овладения знаниями, развития способностей человека оно позволяет ему активно участвовать в экономической, культурной и политической жизни мирового сообщества, дает возможность нации утвердить свою самобытность, политическую и интеллектуальную самостоятельность, участвовать в международной жизни, в том числе в сохранении, обогащении и распространении мировой и национальной культуры.

В современных условиях ключевыми становятся вопросы развития человека, инвестиций в человеческий капитал. Как отмечает академик Ю.С. Давыдов, образование стоит не рядом с экономикой, а определяет ее развитие Человеческий капитал, являющийся национальным богатством всех стран мира, это, прежде всего, образованное население, умеющее использовать знания для нахождения наиболее эффективных решений возникающих проблем.

 

Воспитательные технологии:

Кто ты, о человек?  Зелинский К.

Ключевые слова: падение нравственного уровня, социокультурная ситуация, высший уровень человеческого существования, мир добра и любви.

Падение нравственного уровня современного российского общества — печальный, но, к сожалению, непреложный факт. Какая-то мощная и неведомая сила тянет человечество на дно его бытия. И остановить это падение, по всей видимости, весьма сложно. По закону падающих с высоты тел скорость падения только увеличивается, и движение вниз ускоряется. Что в этом случае может принести ребёнку учитель? Как слово его отзовётся в сердца; тех, кто по своему статусу должен внимать каждому слову педагога? И всегда ли, общаясь с учащимися, учитель в действительности с ними обретает общность? Живя в череде информации, будучи ценителем всяких разнообразных методик и технологий, зная методы воспитания и обучения, не опускаются ли у учителя руки перед столь серьёзной и нарастающей угрозой полного разрушения нравственного здоровья и искажённости подлинного бытия человека? К началу XXI века, как реакция, с одной стороны, на период «нравственного безвременья» эпохи 90-х г., и как ответ, с другой стороны, на новую социокультурную ситуацию, активизировалась исследовательская деятельность учёных по самым разнообразным этико-педагогическим вопросам. Попытки преодолеть мировоззренческое и содержательное единообразие воспитательных практик, расширить границы культурных основ воспитания, обогатить ценностный мир ребёнка в настоящее время осуществляются в педагогических исследованиях через обращение к отечественной православной традиции воспитания в семье и в обществе.

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К  РЕАЛИЗАЦИИ  ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА   ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. В. Вагнер, зам. директора по научной работе Института семьи и воспитания РАО, доктор пед. наук, профессор
Подготовка педагогов в учреждениях среднего профессионального образования в современных условиях должна отвечать актуальным задачам реализации нового поколения федеральных государственных стандартов общего образования, которые впервые в истории отечественного образования включают в себя воспитательный компонент.

Необходимость специального внимания к формированию у будущих педагогов готовности к воспитательной деятельности обусловлена приоритетностью Задач  модернизации инфраструктуры детства и созданию условий для позитивной социализации подрастающего поколения в современной государственной социальной политике, о чем ярко свидетельствует содержание Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 30 ноября 2010 г.

Повышение социального статуса воспитания в российском обществе, реализация воспитательного компонента ФГОС и тенденции усиления ценностной составляющей современного образования в целом поднимают требования к выпускникам педагогических колледжей в части готовности их к реализации воспитательного процесса. Акцентировать внимание на обновлении содержания и развитии методов подготовки выпускников педагогических колледжей к воспитательной деятельности необходимо прежде всего в процессе среднего профессионального образования по таким специальностям, как «Учитель начальных классов», «Социальный педагог», «Педагог дополнительного образования», «Организация воспитательной деятельности» с соответствующей дополнительной подготовкой и др.

Воспитательный компонент ФГОС включает в себя примерную программу воспитания, социализации и духовно-нравственного развития, в которой охарактеризованы воспитательные ценности, цели и задачи воспитания, его примерное содержание, механизмы, формы и методы, подходы к оценке результативности воспитательного процесса. Наряду с этим в стандарте охарактеризованы личностные и социальные результаты образования, условия воспитания и социализации детей, примерные программы внеурочной деятельности. Научный коллектив Института семьи и воспитания Российской академии образования, включая автора настоящей статьи, принимал непосредственное участие в разработке воспитательного компонента ФГОС. В связи с этим хотелось бы акцентировать внимание на некоторых аспектах развития воспитания, которые особо важно учитывать при подготовке студентов педагогических колледжей к воспитательной деятельности в контексте реализации ФГОС.

 

Воспитание свободы: экзистенциальная проблема в педагогике. Н.Н. Ниязбаева           

Ключевые слова: свобода, ответственность, выбор, экзистенционализм, современное образование.  
Гуманистическая образовательная парадигма, поставившая в приоритет личность обучаемого и личностно ориентированную образовательную модель, предполагает реализацию прав, свободы и достоинства детей (в соответствии с Декларацией прав ребенка). Развивающаяся гуманистическая парадигма, базирующаяся на идеях гуманистической, экзистенциальной психологии, открывает новые знания о личности как уникальной системе, открытой для самоактуализации, максимальной творческой самореализации. В русле этих тенденций на первый план выдвигается экзистенциальная антропоцентрическая идея: человек есть то, что он сам из себя делает (Ж.-П. Сартр). В педагогике это означает: я свободен в выборе пути своего развития, и лишь я ответствен за свой выбор. Задача педагога — содействовать выбору и направленности ребенка, создать ему «разрешающий режим» (А. Маслоу), дать возможность самостоятельного личностного выбора, т. е. «позволить ему» существовать таким, какой он есть.

Ключевые понятия развития человека в контексте экзистенциализма связаны с фундаментальной характеристикой его существования — свободой, которой избегала традиционная педагогика. И сегодня наблюдают глубокие противоречия между поиском экзистенциально-гуманистических оснований образования и традиционной практикой, связанной с несвободой и страхом обучаемых всех возрастов, нередким отчуждением от образовательного процесса, проявляющимся в неприятии, утрате смысла и значимости своего образования, чуждости образовательной среды.

 

Здоровьесберегающие технологии:

«Ортобиотика- основа здоровьесберегающей педагогической технологии»

Ключевые слова:  оротобиотика, дидактическое взаимодействие, исследовательский подход, метод сотрудничества, самоценность жизни, гигиена труда и отдыха.

Ортобиотика – это наука о технологии сбережения человеческого здоровья, и оптимистического настроя. На создание такой технологии натолкнул анализ медицинских карт учащихся, показавший, что 80 % ребят имеют хронические заболевания, вызванные различными причинами. Были исследованы причины возникновения заболеваний:

-  стрессы, возникающие из-за несоответствия между требованиями и физиологическими возможностями студентов;
-    авторитарный характер взаимоотношений учителя и ученика;
-    отсутствие мер, способствующих сохранению и укреплению здоровья на каждом уроке;
-    отсутствие у учащихся культуры питания и ведения здорового образа жизни.

Выход из создавшейся ситуации был найден в отказе от репродуктивно-иллюстративных методов обучения и в создании педагогической технологии с личностно ориентированным подходом.

 

 

 

 

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации