Формирование нравственных ценностей в процессе изучения литературы.
Из опыта работы Мифтахитдиновой Л.Р.,
учителя высшей категории школы № 1 г. Орска

Составитель: Сыресенкова Л.И., методист ИПК и ППРО ОГПУ
Дата: апрель 2011 г.

Цель: формирование нравственных ценностей в процессе изучения литературы.

Задачи: выявлять нравственные уроки литературы, определить степень воздействия рассматриваемых произведений на учащихся, прогнозировать ситуации нравственного выбора, формировать у читателя-школьника нравственно-эстетические потребности более высокого порядка.

         Вопрос о роли литературы в нашей жизни чрезвычайно важен. Вступая в диалог с писателем, одобряя его или споря с ним, читатель формирует свой взгляд на мир, свою жизненную позицию. Переживая трагические конфликты, приходит к духовному очищению. Русская литература – литература высоких требований к человеку, обостренной совестливости, неуспокоенности, исканий смысла жизни. Главный ее предмет – человек, его внутренний мир, его отношение к другим людям, к обществу, к природе. В.А. Сухомлинский писал: «Есть такая опасная вещь – лень души… Это равнодушие к человеку… Преодолей в себе эту болезнь. Всматривайся во все, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире – человек…»

         Литература – самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, это могучая ограда от зла. Это искусство слова, освещенное духовным и нравственным смыслом, передающимся читателю.

         В основе изучения литературы, дающего высокий воспитательный результат, лежит постепенное углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и усвоением историко-литературных, культурологических и теоретико-литературных сведений. Обогащение художественного восприятия предполагает развитие способности наслаждаться искусством, понимать его целостность и художественную значимость.

         На основе чтения и изучения художественных произведений развивается эстетическое чувство, обогащается духовный мир школьника, укрепляется потребность в постоянном общении с книгой. Именно на основе чтения формируются взгляды, нравственные убеждения, художественные вкусы молодежи.

         Программа под редакцией А.Г. Кутузова (Программа по литературе. 5-11 класс. Под редакцией А.Г. Кутузова. Авторы: А.Г. Кутузов, А.К. Кисилев, Е.С. Романичева, В.В. Леденева, И.И. Мурзак, А.Л. Ястребов, Л.В. Колосс) является федеральной с 1995 г. В ее основе – концепция литературного образования на основе творческой деятельности, когда личность ученика включается в процесс постижения художественного произведения. Система коммуникативно-творческих работ, предложенная в программе, в частности, разделы «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Творческое задание», «Самостоятельный анализ выбранного произведения», способствует формированию читательских умений учеников. В программу включаются произведения, сохраняющие общечеловеческое значение, развивающие мысль и чувство юных читателей. Мифтахитдинова Л.Р., опытный учителей высшей категории г. Орска считает: если говорить об усилении нравственной направленности изучения литературы, то нужны не морализирование, не поучания, а такое изучение художественных произведений, которое учитывает замысел автора, особенности конфликтов характеров действующих лиц, авторскую позицию.

         Основные идеи технологии Мифтахитдиновой Л.Р.:

Девиз курса литературы в 9 класса: «Автор – образ – читатель». Что сказал писатель всем людям? Что сказал он мне? Как я отношусь к сказанному? Эти три вопроса – главные в изучении литературы девятиклассниками по учебнику «В мире литературы. 9 класс». А потому важнейшими направлениями работы с литературным произведением становятся «расшифровка» и «свое слово». Анализ и оценка сливаются в самостоятельное суждение, актуализирующее художественный текст, иначе говоря, в интерпретацию. Общение с искусством требует соблюдения известных правил, дающих простор воображению читателя, зрителя, слушателя, личностной оценке художественного произведения.

         Оживание литературного произведения в сознании читателей приводит к тому, что каждый из них создает свою версию прочтения текста, иногда далеко стоящую от намерений писателя.

         Без усилий читателя глубины литературного произведения остаются тайной, о существовании которой он и не подозревает. Труд читателя измеряется способностью вдумываться, вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, недоумевать и волноваться, находить и радоваться.

         Эмоциональное погружение в текст – первый этап постижения литературного произведения, неизбежный и во многом решающий для читателя. Но для того чтобы оно приводило к определенному итогу, к законченным выводам, к концепции произведения, размышление над художественным текстом должно обрести направленность, последовательность подлинной работы. Этот второй этап постижения произведения зовется анализом, т.е. работой, проверяющей наши чувства, мысли, представления, возникшие при чтении.

         Анализ – это путь от читательских впечатлений к автору произведения, это попытка приблизиться  к позиции писателя. Здесь нужны широта и точность разума, пристальность взгляда, художественное внимание, обращение к форме произведения, способность в художественной детали увидеть мысль писателя, как мир в капле воды.

         Воображение и способность чувством отозваться на слово – это ключи, которые открывают читателю мир художественного произведения.

         Так при изучении трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (9 класс) учащиеся отвечают на вопросы, побуждающие к выяснению взглядов, позиции, определению своего отношения к ним: «Только ли о любви эта трагедия? Как подтверждает автор, что феодальная этика неумна в своей слепой, жестокой дикости? Можно ли сказать, что Ромео слабее Джульетты, не так энергичен, не так силен духом? Джульетта «целеустремленная», как говорится в трагедии; вспомните рассказ В. Распутина «Женский разговор», сравнимы ли слова «целеустремленная» в двух произведения? Почему А.С. Пушкин сказал, что Меркуцио – «замечательнейшее лицо изо всей трагедии» вслед за Ромео и Джульеттой? Каков же пафос финала – трагически безысходный или оптимистически светлый? Можно ли увидеть сходные мотивы в трагедии Шекспира и стихотворении В. Кочеткова «С любимыми не расставайтесь…»?»

         При анализе рассказа В. Астафьева «Людочка» учащиеся решают следующие вопросы: «Какие нравственные традиции русской литературы нашли отражение в рассказе? Каковы нравственные уроки повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» и рассказа В.П. Астафьева «Людочка»? Почему история Людочки жжет сердце? Почему автор отказывает своей героине в любви? Почему в произведении нет положительного героя? Может ли кто-нибудь из вас оказаться на месте Людочки? Можно ли что-либо сделать?»

         Повесть Ф. Искандера «Софичка» заставляет задуматься над вопросами: «Символом чего был Большой Дом? Что может быть страшнее кровной мести? Почему после многолетнего ожидания прощения от Софички Нури умирает? Что собирает семью и близких? Возможно ли исчезноведение хищничества, потребительства, жестокости?»

         На уроке по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» ученики говорят о Родине, патриотизме: «Чем определяется любовь к Родине? Как вы понимает слова Ж.-Ж. Руссо: Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее зависит от ее употребления»? Велик или мал подвиг у Вопь-озера? В чем многозначность названия повести? Зачем в повести нужен эпилог?»

         При знакомстве с поэмой М.Ю. Лермонтова «Беглец» (6 кл.) ученикам предлагается поразмышлять о роли Кавказа в жизни поэта, о красоте земли и человека в дивной стране гор, об умении принимать иноплеменные нравы, устои, обычаи, перенимать лучшие из них даже тогда, когда волею судеб другой народ становится «противоположной стороной» на поле политической вражды: «Каков подзаголовок поэмы? Кто такой беглец? Каково значение этого слова в поэме? Почему мать не приняла последнего из своих сыновей? Можно ли понять ее поступок? Какие чувства матери и Гарупа удалось передать художнику Н. Дубовскому ярко и сильно? Как проявляется отношение автора к Гаруну, в каких словах оно звучит наиболее ярко? Каков идеал самого поэта? В годы Великой Отечественной войны Аветисовым была написана опера «Беглец» (поставлена в 1943 г.). Случайно ли?»

         Стимулирование личностного восприятия, нравственный выбор, который делает каждый ученик, постигая содержание произведения, обогащая свои познания и представления о мире, находя в нем личностный смысл, пищу для размышлений и глубоких переживаний – серьезнейшая задача уроков литературы, которую успешно решает Мифтахитдинова Л.Р.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации