АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
Садовниченко Ж. Г.,
учителя Михайловской средней школы Буругусланского района

«КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ»
9 – 11 классы



Дата: 22.03.10

Объяснительная записка    
Сегодняшние педагоги и родители озабочены будущим подрастающего поколения; их беспокоит, отчего так неудержимо падает престиж образованности, почему так пугающе ущербны духовные потребности и запросы наших учеников? Что поможет остановить девальвацию национального достояния – родного языка, возродить традиции уважительного отношения к слову, чистоте и богатству?

     Признавая социально- экономические и политические условия причиной бед современного российского образования, необходимо все же названные выше вопросы связать с проблемой духовного состояния общества, с речевой культурой его членов, культурой их общения.

     Программа «Культура речевого общения» разработана для учащихся 9 – 11классов. Учтем, что культура речевого общения обозначает «совокупность знаний и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умение прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации» (Соколова В. В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995. Терминологический словарь, с.187).

     Культура речевого общения – важная часть общей культуры человека. В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются орфографические, пунктуационные, грамматические нормы литературного языка. Однако, значительный круг языковых норм либо вообще не изучается, либо изучается очень поверхностно, тогда как воспитание культуры речи и этики общения является важнейшими аспектами работы учителя-словесника.

     Задача этой программы – помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой почве повысить речевую культуру, умение общаться.

     Занимаясь по этой программе, учащиеся приближаются к осознанию важных идей мировоззренческого характера – о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. На уроках у старшеклассников развивается чувство уместности высказывания, а также внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, к формированию вежливой речи.

     Учитывая, что основная функция речи – воздействие на поступки людей, старшеклассники рассматривают конкретные ситуации, которые помогают понять, как те или иные языковые средства, особенности устной речи дают возможность повлиять на человека: похвалить, ободрить или осудить, удержать от нежелательного поступка и т. п.

     Таким образом, учащиеся осмысливают значение культуры речевого общения в жизни человека и постепенно начинают овладевать определенными умениями, помогающими им пользоваться речью во всех ее функциях.

      Формирование навыков речевого этикета – неотъемлемая часть общей работы по развитию культуры речевого общения учащихся.

     Основным направлением работы является обогащение речи старшеклассников такими словами, оборотами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми.

     Уроки культуры речевого общения представляют учителю русского языка и литературы возможность формировать личность человека, который в общественной жизни. В межличностном общении способен правильно воспринимать информацию, осмысливать точку зрения и считаться с мнением других.

     Каждая тема программы включает в себя практическую работу. Практическая работа будет способствовать тому, что учащиеся на основе многократного и вариативного повторения слов, устойчивых выражений, грамматических форм будут активно вводить их в свою речь. Кроме того, вместе с «развитием дара слова» развиваются творческие способности учащихся.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

   К концу первого года обучения учащиеся должны:

-        быть более взыскательными к своей речи, ощутить необходимость совершенствовать стиль, включиться в борьбу за чистоту русского языка;

-        уметь пользоваться этикетными средствами нашей речи, использовать в жизни различные способы обращений людей друг к другу в зависимости от степени знакомства;

-        познакомиться с историей русского языка, уяснить процессы его изменения в доступной форме;

-        уметь свободно пользоваться любыми видами словарей;

-        уметь выделять в тексте тему, идею, основную мысль, писать сочинения разных жанров.

 

К концу второго года обучения учащиеся должны:

-        уяснить теоретические сведения, связанные с работой над сочинениями разных жанров;

-        уметь пользоваться средствами выразительности устной речи (тон высказывания, логическое ударение, паузы, темп речи и т.п.)

-        уметь совершенствовать написанное (редактирование);

-        развить желание положительно влиять через свою речь на состояние языка общения вокруг себя.

 

К концу третьего года обучения учащиеся должны:

-     овладеть способами подготовки к устным высказываниям (составление

-        плана ,тезисов, конспектов, докладов и т. п.)

-        уметь анализировать ситуацию и ориентироваться в ней (представлять собеседника, условия речи и задачи общения);

-        уметь выражать свои мысли точно , правильно с точки зрения литературных норм;

-        уметь писать заметку в газету, журнал;

-        освоить систему правил поведения, принятых в обществе.

Т Е М А Т И Ч Е С К И Й   П Л А Н

П Е Р В Ы Й   Г О Д   О Б У Ч Е Н И Я

 

№ занятий п/п

№ раз-

дела

Наименование раздела

Количество часов (по видам)

всего

учебных

контрольных

Резервных

1.

 

2 – 9

 

10 – 14

 

15 – 18

 

19 – 24

 

25 – 31

 

32 - 33

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

Вводное занятие

 

Культура речи

 

Этика общения

 

Экология речи

 

Развиваем дар слова

 

Речь как богатство души

 

Итоговые мероприятия

1

 

8

 

6

 

4

 

8

 

5

 

2

1

 

6

 

5

 

4

 

6

 

4

 

 

1

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

1

 

7

 

34

26

3

3

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ  ПРОГРАММЫ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

Тема занятия

Кол-во

часов

Литература

Вступительное занятие.

Цели и задачи предмета.

 

Культура речи

Содержательность речи.

Многословие. Плеоназм. Тавтология. Повтор слов. Сжатая и пространная речь.

 

Логичность речи.

Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключительного третьего. Закон достаточного основания. Логические ошибки. Пародии нелогичной речи. Каламбуры.

 

Точность, ясность и простота речи.

 

Богатство речи.

Многообразие значений слова. Слова одинаковые, но разные. Игра слов. Синонимические богатства русского языка. Работа со словарями.

Контрастные слова.

Созвучные слова.

Разнообразие способов словообразования.

Стилистические различия в формировании имен и глаголов.

Многообразие синтаксических конструкций.

 

Чистота языка.

 

Уместность речи.

 

Правильность речи.

Правильный выбор слова. Как правильно употреблять части речи.

Итоговый интегрированный урок (+литература) «Умники и умницы».

 

Этика общения.

 

Понятие об этике. Выбор этикетного знака. (Почет почету рознь.) Анализ отрывков из книг: Марко Поло «О разнообразии миров»; А. Голубева «Мальчик из Уржума», былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник».

О чувстве дистанции. Анализ отрывков из произведений А. Алексина «А тем временем где-то…»,

Н. Г. Гоголя «Мертвые души»,

А. Алексина «Домашний совет», «Раздел имущества».

 

Способы обращения людей друг к другу в зависимости от степени знакомства общения (понять другого – быть понятым собеседником).

 

Составление юмористических рассказов на тему «Почему мы не поняли друг друга?» . Нейтральные формы обращения, уместные во всех случаях, и формы, возможные между только близкими людьми («Здравствуйте!», «До свидания!», «Добрый день!», «Привет!», «До скорого!»). Составление обращений к людям различной степени знакомства.

Возможные варианты обращений в общественном транспорте, в столовой, в библиотеке, на работе у мамы, на работе у папы и т. д.

Составление словаря общения.

Речевое и неречевое общение. Дорожные знаки, знаки регулировщика, сигнализация флагами, школьный звонок, звонок телефона, гудок электропоезда, автомобиля, жестикуляция спортивных судей, сигнал барабанщика, язык цвета, общение животных.

Употребление слова в речи в строгом соответствии с основной задачей

Анализ сочинений.

 

Вежливость – наука повседневных человеческих отношений.

Шестое чувство или что такое такт?

«Альтруистический эгоизм» – термин канадского психолога Ганса Селье, автора книги «Стресс без дистресса».

 

Системные свойства этикетных знаков (как ничто превращается в нечто).

Способы обозначения «состояния знакомства» или отсутствие его.

Ритуал поздравлений, формы его.

Правила приличия. Манеры поведения – важный социальный признак.

Правила поведения в школе (У входа в школу. Ты у входа в столовую. Вызов к доске. Вызов к директору, завучу. Поведение в экстремальной ситуации.)

Этика общения по телефону. Варианты начала разговора с родителями, с друзьями. Использование телефона для вызова экстренной помощи (01, 02, 03, 04).

 

 

Экология языка

Злословие.

«Ах, злые языки страшнее пистолета» (Грибоедов)

«Злословие есть смерть души» (отец Церкви)

«…будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12.18.)

 

Сквернословие.

«А блуд и всякая нечистота… не должны даже именоваться у вас…»

«…От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься»

Сквернословие как следствие (скудность лексического запаса языка, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (гнев, радость)).

Составление памятки «Как не заразиться синдромом Туретта».

 

Осуждение.

«Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое».

«Не судите, да не судимы будете».

«Любите друг друга».

 

Встреча с Библией. Десять заповедей.

 

Что вы знаете и не знаете о себе и других. Как лучше ладить с людьми? Психологические наблюдения и тесты(Насколько вы общительны? Робки? Контактны? Приятно ли с вами общаться? Любят ли вас окружающие? Ваш стиль общения. Когда чужое мнение дороже собственного. Похвала и критика. Как вы относитесь к критике? Как реагировать на справедливую критику. Насколько вы конфликтны.)

Ругаемся по правилам.

Паузы полезные и вредные.

Соблюдайте дистанцию!

 

      Развиваем дар слова.

Как готовиться к устному ответу, как готовить доклад на определенную тему, сообщение.

 

Как работать над рефератом.

 

Как работать над сочинением.(Тема. Основная мысль. Эпиграф. Сочинение повествовательного характера, сочинение-рассуждение, сочинение-описание. Авторское отношение. План к сочинению. Письмо сочинения на тему по выбору.)

 

Требования к оформлению рукописей.

Записные книжки писателей.

(Ильф И. Записные книжки. Ильф И. и Петров Е. «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

Записные книжки А. П. Чехова.

А. П. Чехов. «Человек в футляре», «Белолобый».)

Практическая работа: прислушаться к речи окружающих, записать меткие слова, выражения, обороты речи, раскрывающие характер человека. Записать чей-нибудь устный рассказ с соблюдением особенностей речи рассказчика. Собрать и зафиксировать в записных книжках материал на тему «Дела и дни нашей школы».

 

Эпистолярное искусство.

Как писать частные письма. Древняя эпистола. Современные сборники – «письмовники». Из жизни замечательных людей (письма).

 

Отзыв о прочитанном произведении (строение).

Анализ сочинений-отзывов.

Написание отзывов об одном из просмотренных кинофильмов.

Анализ работ.

  

        Речь как богатство души.

 

Поговорим о человеческом характере.

Культура поведения. (Манеры, поведение в транспорте, магазине, в кино и театре, в столовой, кафе, ресторане и др.)

Культпоход в театр во внеурочное время.

Отношение к людям (доброжелательность, приветливость, снисходительность, терпеливость, откровенность, равнодушие, зависть).

Взгляды на жизнь (участие в общественной жизни, хозяин своего слова).

Ум, способности (одаренность, остроумие, находчивость, сообразительность, ограниченность, бездарность).

Эмоциональная характеристика (впечатлительность, мечтательность, расчетливость, обидчивость, влюбчивость).

Преодоление застенчивости. Чтение и обсуждение страниц книги

Ф. Зимбардо «Застенчивость».

Деловые качества (трудолюбие, добросовестность, инициатива, целеустремленность, серьезность, исполнительность, небрежность, лень, безответственность, усидчивость, точность).

Способности и труд. Как учиться.

 

Итоговое занятие. Вечер поэзии «Давайте говорить друг другу комплименты – ведь это все любви прекрасные моменты» (Б. Окуджава).

 

1

 

1

 

1

 

 

1

 


3

 

 1

1

1

1

2


 1

 

1

 

1

  0,5

0,5

 

1

 

2


1

1

 

 


2

 

1


1

1

1

  0,5

 

0,5

0,5

 

0,5

0,5

  0,5

0,5

  0,5

 

 

 

1

И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. Секреты хорошей речи. М., «Международные отношения», 1993.

 

Л. А. Введенская, М. Т. Баранов, Ю. А. Гвоздарев. Русское слово. М., «Просвещение», 1987.

 

Д. Э. Розенталь. А как лучше сказать? М., «Просвещение», 1988.

 

Б. Н. Головин. Как говорить правильно? – Горький, 1966.

 

Е. В. Язовицкий. Говорите правильно. 2-е издание, доп. Л., 1969.

 

Б. Н. Тимофеев. Правильно ли мы говорим? 2- издание, перераб. и доп. Л.,1963.

 

 

В. Е. Гольдин. Речь и этикет. М., «Просвещение», 1983.

 

И. Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Лениздат. «Человек», 1991.

 

В. В. Соколова. Культура речи и культура общения. М., «Просвещение», 1995.

 

В. А. Сухомлинский. Потребность человека в человеке. М., 1981.

 

В. Матвеев, А. Панов. В мире вежливости. М., 1976.

 

Н. И. Формановская. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). М., 1982.

 

А. А. Акишина, Н. И. Формановская. Русский этикет. М., 1978.

 

 

 Б. Н. Головин. Как правильно говорить. Заметки о культуре речи. Горький, 1979.

 

Серия «За советом к батюшке». Священник Сергий Николаев. Изд. «Даниловский благовестник», 1998.

 

 

Ж. «Начальная школа», № 6 – 1993 – 45.

 

 

В. В. Соколова. Речевая культура школьников. Горький, 1989.

 

 

С. С. Степанов. Что вы знаете и не знаете о себе и других. Психологические наблюдения и тесты. Изд. Центр «Феникс», г. Дубна, 1996.

 

 

Т. А. Ладыженская,

Т. С. Зепалова. Развиваем дар слова. М., «Просвещение», 1990.

 

 

А. А. Акишина,

Н. И. Формановская. Этикет русского письма. М., 1981.

 

 

 

 

 

К. П. Алликмете,

А. А. Метса. Поговорим, поспорим… Ленинград.: Просвещение, 1991.

Е. А. Богат. Ничто человеческое. М., 1985.

 

Дж.Джампольски. Как обрести внутреннее равновесие и оздоровить свои отношения с окружающими. М.,1990

 

В. Л. Леви. Искусство быть собой. М., 1977.

 

В. Л. Леви. Искусство быть другим. М., 1981.

Т Е М А Т И Ч Е С К И Й   П Л А Н

В Т О Р О Й    Г О Д    О Б У Ч Е Н И Я

 

№ занятия

 

№ раздела

 

Наименование раздела

 

Количество часов (по видам)

 

всего

учебных

контрольных

Резервных

 

1

 

2–6

 

7-12

 

13-16

 

17-24

 

25-28

 

5, 12, 29

 

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

7

Вводное занятие

 

Культура речи

 

Этика общения

 

Экология речи

 

Развиваем дар речи

 

Речь как богатство души

 

Итоговые уроки

 

 

1

 

8

 

6

 

4

 

9

 

5

 

3

 

34

1

 

6

 

5

 

4

 

8

 

4

 

 

 

28

 

 

1

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

3

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

3

1

 

 

 

2

 

 3

 

 

 

 

4

 

 

 

5

 

  6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

  8

 

 

 

 

 

 9

Вступительное занятие. Цели и задачи объединения на год.

 

Культура речи.

Повторение (содержательность, логичность, точность, простота, богатство речи, ее чистота и уместность).

 

Русский язык и его история. Языки-братья. Наука о происхождении слов. Наш календарь. О русских именах. Слова на географической карте. Русские народные говоры. Почему мы так говорим (из истории слов и выражений). Судьба слова.

 

Язык и культурное наследие. Письменность и книга на Руси. М. В. Ломоносов о «трех штилях». Умеем ли мы читать русских классиков? О русской фразеологии. Словари – сокровищницы языка. «Свое» и «чужое» в русской речи (о заимствованиях).

 

Театрализованная литературная композиция «В. И. Даль и его словарь».

 

Русский язык и современность. Русский язык и его нормы.

 

Этика общения.

 

Вежливость – главный способ применения этикетных знаков.

Темы для бесед: «Быть среди людей»,

«За тобой наблюдают!»,

«Где лицо?»,

«Не повторяй ошибок Червякова»,

«А после бала?»,

«Добродушие или льстивость?»,

 «Первое впечатление. Какое оно?».

 

Кодекс вежливости.

Как прослыть приятным человеком? Вежливость королей.

Обещал? Выполню!

Отчего счастья прибавляется?

Скромность – это величие души.

 

Формулы приветствия и прощания.

 

1

 

 

 

1

 

 

 

2

 

 

 1

 

 

 

 

3

 

 

 

 1

 

 

 

 

 

 

 

 

  1

 

 

 

 

 

1

З. Н. Люстрова,

Л. И. Скворцов, В. Я. Дерягин. Беседы о русском слове. Изд. «Знание», М., 1978.

 

 

 

Ю. В Откупщиков. К истокам слова: рассказы о науке этимологии. М., «Просвещение», 1986.

 

 

А. В. Калинин. Культура русского языка. М., Изд. Моск. университета, 1984.

 

Л. В. Успенский. Культура речи. М., «Знание», 1976.

 

В. И. Даль. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа. В 2 т. СПб.: «Литера», «ВТАН», 1997.

Словари и справочники русского языка.

 

В. Е. Гольдин. Речь и этикет. М.: «Просвещение», 1983.

 

И. Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Лениздат. «Человек», 1994.

 

Т. С. Коготкова. Как обратиться к родителям (об автоматизме речи). – Русская речь, 1981, №1.

10.

 

 

11.

 

12.

 

 

13.

 

 

 

 

14.

 

15.

 

 

 

 

 

  16.

 

 

 

 

17.

  Беседы о беседе. Умеешь ли ты слушать? Беседа – игра в мяч. А ну, без «ну»! Хитрая частица «с» и т. п. Шутка в нашей жизни.

Язык и говор жеста.

Формы речевого этикета (утверждение, возражение, согласие, несогласие) при ведении спора, дискуссии и т. п.

Соблюдение этикета при пользовании техническими средствами общения: телефоном, телефаксом.

 

Вечер «Поэты и прозаики – земляки.

 

 

Экология речи.

 

Истоки злословия.

 

Разговор о стыде перед словом. Что такое сквернословие: порок или болезнь? «Гений и злодейство – две вещи несовместимые» (Пушкин).

Лион Измайлов «Случай на фабрике №6», Леонид Соболев «Индивидуальный подход».

Тропическое растение скопелия…

Недопустимость различных заменителей ругательств.

Пути избавления от сквернословия. Позиция: «Я – исключение!». Желание достойной среды. Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенность. Как быть с теми, кто сквернословит? Сегодняшнее слово – мое лучшее слово. Как раньше боролись со сквернословием? Опыт прошлого. Научимся просить прощение.

 

Осуждение. Притча из «Патериков».

Встреча с Библией.

 

Развиваем дар слова.

 

Тезисы и конспекты. Составление плана и тезисов устного высказывания на тему: «Для чего нужно уметь конспектировать и тезировать».

1

 

 

1

 

1 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

  1

 

 

 

 

1

Приложение к газете «Первое сентября» - «Литература» № 25 – 1998.

 

В. В. Соколова. Культура речи и общения. М.: «Просвещение», 1995.

Серия «За советом к батюшке» Священник Сергий Николаев. Изд. «Даниловский благовестник», 1998.

 

 

Ж. «Русский язык в школе»,№1, 1997, с. 97.

 

 

 

Е. И. Негневицкая,

А. М. Шанорович. Язык и дети. М., 1998.

 

В. Г. Гольдин. Речь и этикет. М., 1983.

 

Т. А. Ладыженская,

Т. С. Зепалова. Развивайте дар слова. М., «Просвещение», 1990.

18.

 

 

19.

 

 

20.

 

 

 

21.

 

 

 

22.

 

23.

 

 

 

 

24.

 

 

 

 

 

25.

26.

27.

 

 28.

 

 

29.

Цитирование. Работа над произведениями, изучаемыми на уроках литературы.

 

Как научиться выпускать интересные стенные газеты.

 

Репортаж.

Репортажи со страниц газет и журналов для детского и юношеского возраста.

Оформление стенды «Репортажи с каникул».

 

Интервью.

Интервью на страницах периодической печати для детского и юношеского возраста. Интервью со знакомыми людьми, жизнь и деятельность которых представляется нам интересными.

 

Совершенствование написанного. Составление памятки. 

 

Библиография и аннотация. (Наша библиотека: составление алфавитного списка книг из своей домашней библиотеки, которые хотелось бы рекомендовать товарищам для чтения.)

Написание аннотаций.

 

Портретный очерк. Анализ отрывков художественных произведений. Очерки на страницах местной газеты о передовых людях города и района. Очерк о друге (подруге), товарище, брате, которым хотелось бы подражать.

 

 

Речь – богатство души.

 

«Мы делаем себя сами» (самовоспитание).

У нас гости. Если ты гость.

День рождения! Каким должен быть подарок, как его подарить, о поведении за столом.

 

Ты у себя дома. Научившись жить в ладу с близкими, приобретешь навыки поведения

 

Вечер поэзии.

1

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

2

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

1

1

 

1

Н. Т. Морозова. Учимся писать сочинение. М., 1980.

 

 

 

 

 

 

В. Литвинов. Душа таланта: О мировоззренческой позиции писателя. М., «Знание», 1983.

 

 Л. Скворцов. Культура языка – достояние социалистической культуры. М., «Просвещение», 1981.

К. П. Алликмете,

А. А. Метса. Поговорим… Поспорим. Ленинград, «Просвещение», 1991.

 

 

И. Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте… Лениздат. «Человек», 1991.

 

Т Е М А Т И Ч Е С К И Й   П Л А Н

Т Р Е Т И Й   Г О Д   О Б У Ч Е Н И Я

 

№ занятия п/п

№ раздела

Наименование раздела

Количество часов (по видам)

 

 

 

всего

учебных

контрольных

резервных

1

 

2-10

 

11-15

 

16-19

 

20-26

 

27-32

 

10, 33

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

Вводное занятие

 

Культура речи

 

Этика общения

 

Экология речи

 

Развиваем дар речи

 

Речь как красота души

 

Итоговые уроки

1

 

8

 

6

 

4

 

8

 

5

 

2

1

 

7

 

5

 

4

 

7

 

4

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

1

 

7

 

34

29

1

3

Т Р Е Т И Й  Г О Д  О Б У Ч Е Н И Я

1.

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

5.

 

 

 

 

6.

 

 

7.

 

 

8.

 

9.

 

 

10.

 

 

 

 11.

 

 

12.

 

 

 

13.

14

15.

 

16.

 

 

 17.

  18.

19.

 

 

 

20.

 

 

21.

 

22.

 

 

  23.

 

 

24.

 

25.

 

26.

 

 

 

 

 

 

27-32.

Вводное занятие. Цели и задачи на год.

 

Культура речи.

Повторение. Информативная насыщенность речи. Признаки, характеризующие хорошую речь: правильность, точность, ясность, логичность, простота, живость, благозвучие.

 

Лексическая норма. «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей». Употребление паронимов. Употребление антонимов. Лексическая сочетаемость. Употребление омонимов. Употребление многозначных слов. Многословие. Лексическая неполнота высказывания. Новые слова. Устаревшие слова. Слова иноязычного происхождения. Диалектизмы. Разговорные и просторечные слова. Профессионализмы и жаргонизмы. Фразеологизмы. Клише и штампы.

 

Морфологическая норма. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол.

 

Синтаксическая норма. Порядок слов. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определения с определяемым словом. Норма управления. «Нанизывание» падежей. «Нанизывание» придаточных предложений с одинаковыми союзами. Преобразование прямой речи в косвенную. Употребление обособленных конструкций.

 

Орфоэпическая норма. Норма ударения. Норма произношения.

 

Образность речи. Художественные определения. Образные сравнения. Метафорические образы. Метонимия – сестра метафоры. Что такое синекдоха? Переименование. Олицетворение. Преувеличение и приуменьшение в образной речи. Иносказание. Ирония. Что мы знаем о перифразах.

 

Живость, эмоциональность, выразительность речи.

 

Благозвучие речи. Что создает красоту звучания речи. Тайны звукописи.

 

Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству А. Ахматовой.

 

 Этика общения.

 

Этикетная модуляция речи. Анализ отрывков из произведений М. В. Ломоносова, В. Токаревой «Самый счастливый день».

 

Тон, тема и пустые разговоры.

(Л. Н. Толстой «Юность», В. Л. Киселев «Девочка и птицелет», А. П. Чехов «Письмо», Н. В. Гоголь «Женитьба»).

 

Формулы вежливости – самостоятельные этикетные средства.

Использование обращений с определенными целями.

Этикетные значения разных способов именования людей.

 

Вечные идеи риторов. Из истории отечественного красноречия.

 

Тест: состояние вашей коммуникативной культуры.

Как совершенствовать коммуникативную культуру.

Интонация – душа звучащей речи.

 

Экология речи.

 

Злословие. Слово не стрела, пуще стрелы разит. «О мире всего мира»… - слышим и молимся мы. «Злословие есть смерть души».

 

Сквернословие. Проблема сквернословия. Как относиться к сквернословию.

 

Осуждения. «Добрый человек из доброго выносит доброе, а злой человек из сокровища выносит злое».

 

Встреча с Библией.

 

 

Развиваем дар слова.

 

Повторение. Правила работы над сообщением, рефератом, докладом, сочинением, тезисами и конспектом, аннотацией и отзывом.

Работа над сравнительной характеристикой. Последовательный и параллельный способы сравнения. Анализ сочинений-сравнений.

 

Сочинение-рассуждение проблемного характера. Темы для сочинений-рассуждений (письменно или устно): «Что такое милосердие и доброта?», «Авторитет и популярность лидеров нашего класса», «Интересно ли мне в школе?», «Спешите делать добрые дела», «Я увлекаюсь…музыкой».

 

Письмо в газету. Работа с периодической печатью.

 

Юмористический рассказ. Сочинения на темы: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь», «Дурная голова ногам покоя не дает», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

 

Школьный фельетон.

 

Чтение групповое и индивидуальное, с обсуждением и комментированием книги Д. Карнеги «Как обрести уверенность и влиять на людей, выступая публично».

 

 

Речь как богатство души.

 

Странности человеческой натуры.

Почему мы верим гороскопам. Что такое интуиция. Люди и домашние животные.

Короткий век говорунов.

Как победить рассеянность.

Как победить волнение перед экзаменом.

Как победить застенчивость.

Как придать себе уверенность.

 

 

Вечер поэзии и музыки «Добро, Любовь, Человеческая личность в бардовских песнях.

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 1

 

 

1

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

1

1

 

1

 

 

1

1

1

 

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

2

 

 

 

 

1

 

2

 

 

1

 

 

 

1

 

5

 

 

 

А. Г. Петрякова. Культура речи. Практикум – справочник. М., Изд. «Флинта», «Наука», 1998.

 

 

И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. Секреты хорошей речи. М., «Международные отношения», 1993.

 

Л. П. Демиденко. Речевые ошибки. Минск. Высшая школа, 1986.

 

Р. А. Будаков. Как мы говорим и пишем. М., Изд. Московского университета, 1988.

 

 А. Н. Васильева. Основы культуры речи. М., русский язык, 1990.

 

Б. Н. Головин. Как говорить правильно. Заметки о культуре речи. М., Высшая школа, 1988.

 

 

 

 

З. Н. Люстрова, М. И. Скворцов, В. Я. Дерягин. Беседы о русском слове. Изд. «Знание», М., 1978.

 

 

К. С. Горбачевич. Нормы современного русского литературного языка. М., «Просвещение», 1981.

 

В. В. Соколова. Культура речи и культура общения. М., «Просвещение»,1995.

 

В. Е. Гольдин. Речевой этикет и местоимение «он» – Русская речь, 1981, №3.

 

 

М. П. Крысин. Язык в современном обществе. М., 1977.

Н. П. Морозова. Учимся писать сочинение. М.,1987.

   

Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. Развивайте дар слова. М., «Просвещение», 1990.

Д. Карнеги. «Как обрести уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично». М., 1989.

 

С. С. Степанов. Что вы знаете и не знаете о себе и других. «Феникс», г. Дубна, 1996.

 

Ф. Зимбардо. «Застенчивость.

 

 

В. Пелекс. Твои возможности, человек. М., 1982.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации