Представлено: Бердниковой Л.И., зав. УМК русского языка и литературы ООИПКРО
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Дистантный курс для учителей русского языка
Настоящий дистантный курс предназначен для учителей русского языка Северо-Западной зоны, повышающих квалификацию на базе филиала ООИПКРО в г. Бугуруслане.
Основная цель:
создать учителю-словеснику условия для последипломного образования, среду для реализации программы ПК и аттестации.
Дистантный курс направлен на:

-   формирование самостоятельной познавательной деятельности обучаемых;

-   приобретение новых, актуализацию имеющихся знаний русского языка.

Учебная программа дисциплины
Методика преподавания русского языка

I.ВВЕДЕНИЕ

В программу включены темы и разделы, соответствующие критериям оценки профессиональной компетентности учителя. Выделяются общая для всех категорий часть и приращение для второй категории. Программа предусматривает выполнение претендентами на квалификационную категорию выполнение заданий, позволяющих определить уровень профессионализма.

Целью программы является стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда, выявление уровня профессионализма и творческого потенциала учителя.

Задачи:

=> осуществить   диагностику   методологической,   научно-методической   подготовки

слушателей;

=> углубить и расширить знания педагогов в области специальности;

=> формировать ценностное отношение слушателей к теоретическим знаниям; потребность

в соотнесении изучаемых идей со своей практической деятельностью;

=> стимулировать самообразовательную деятельность педагогов.

II.
Тема 1. Новые тенденции в преподавании русского языка.

Полифункциональность и культура речи в педагогическом процессе феномена языка. Новая лингвометодическая концепция преподавания морфологии. Современные подходы к обучению речи.

Эта тема представлена в  банке педагогической информации ЦДИТ следующими материалами:

-       ИПМ Колесниковой Л.Д. «Совершенствование лингвистического развития учащихся на основе опережающего обучения синтаксису»;

-       Информация об опыте работы учителей, реализующих технологию интеграции;

-       ИПМ Омельяненко Л.А. «Формирование субъекта учебной деятельности как основная цель системы содержательного (теоретического) обобщения Д. Эльконина и В. Давыдова»;

-       Учебный комплекс под редакцией М.М.Разумовской.

Кроме того, тема представлена в методических рекомендациях Бердниковой Л.И. «Русский язык в системе развивающего обучения» - Оренбург. – 1997.

Тема 2. Коммуникативная направленность обучения русскому языку

Коммуникативная методика в преподавании русского языка. Сущность и принципы коммуникативного метода. Функции и цели общения. Виды, средства и формы общения. Типы речи. Уроки общения. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся.

Эта тема представлена в  банке педагогической информации ЦДИТ следующими материалами:

-       Новый коммуникативно-ориентированный курс русского языка;

-      Уроки развития речи и творческое мышление (методическое пособие тематически обусловленного дидактического материала с комплексом творческих заданий для формирования коммуникативных умений и навыков текстовосприятия, текстообразования и творческого мышления учащихся);

-       Об опыте работы учителей по проблеме формирования языковой личности школьника.

А также методические рекомендации Бердниковой Л.И. "Формирование языковой личности школьника" (на примере русского языка) Под ред. Зотовой Н.К. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. – 19 с.

Тема 3. Основополагающие принципы нового урока

Основные требования к современному уроку.

Основополагающие принципы нового урока:

- общедидактические;

- принцип дифференциации;

- доверия и расширения полномочий;

- свободного выбора;

- принцип гласности учета и контроля.

Типы и структура уроков родного языка. Анализ, самоанализ урока.

Тема представлена в методических рекомендациях:

-       Бердникова Л.И. Русский язык в системе развивающего обучения. Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1997 г.;

-       Бердникова Л.И. Управление качеством образования: русский язык. Изд-во ООИПКРО, 1999.

-       Развивающее обучение русскому языку (из опыта работы учителя средней школы № 28 г. Орска Паржецкой Ирины Викторовны).

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе реализации программы курсов используются различные практические занятия:

- моделирование современного урока;

- проведение ролевой игры «Анализ урока»;

- «круглый стол» по проблеме «Новые тенденции в преподавании русского языка и литературы. Современные образовательные технологии»;

- индивидуальные консультации по актуальным проблемам преподавания литературы и современной лингвометодики ;

- знакомство с банком педагогического опыта учителей русского языка и литературы в ЦДИТ.

IV. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Проведение зачета (вне расписания) по основным разделам и программы.

2. Выполнение аттестационной работы (2 категория) по определению уровня теорети­ческой подготовки учителя и практической направленности его образовательной деятельности

V. ЛИТЕРАТУРА

1.     Александрова В.М. Уроки-практикумы в 6-м классе //Русский язык в школе, 1988, №3.

2.     Бердникова Л. И. Русский язык в системе развивающего обучения - Оренбург, Изд-во ООИУУ, 1997

3. Бердникова Л. И. Подготовка учителя русского языка к аттестации на вторую категорию. - Оренбург, Изд-во ООИПКРО, 1999

4. Бердникова Л.И. Управление качеством образования. - Оренбург, Изд-во ООИПКРО, 1999

5.     Богданова Г.А. Из опыта проведения уроков - зачетов //Русский язык в школе, 1988, №2.

6.     Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989.

7.     Богданова Г.А. Пути повышения эффективности урока //Русский язык в школе, 1987. №3.

8.     Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963.

9.     Временный государственный образовательный стандарт по русскому (родному) языку.

10.  Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.

11.  Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною...» Методики анализа стихотворного текста. \\Русская речь. -1997, №1.

12.  Десяева Н.Д., Наполькова Т. В. Пути организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. Пособие для учителя. - М.: Прометей, 1989.

13.  Ембулаева Т.Е. Работа с учебными планами, лингвистическими текстами. \\Русский язык в школе, 1990, №3.

14.  Журавлева Л.С., Зиновьева М.Д. Обучение чтению. - М., 1986.

15.  Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка: 4-8 класс: Пособие для учителя. - М. : Просвещение, 1987.

16.  Калшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. - М., 1984.

17.  Капинос В.И., Сергеева Н.К., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения в 5-7 классах. - М., 1991.

18.  Коренева Л.А. Проведение уроков-зачетов по русскому языку //Русский язык в школе, 1988, №1.

19.  Костомаров В.Г. Митрофанова О.Д. Учебный принцип активной коммуникативности в обучении русскому языку иностранцев. Современное состояние и основные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: Доклады советской делегации. Конгресс МА ПРЯЛ. -М., 1984.

20.  Леонтьев А.А. Язык, Речь, речевая деятельность. - М., 1969.

21.  Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. - М., 1976.

22.  Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения. //Советская педагогика. 1965, №3.

23.  Лосева Л.М. Как строится текст. - М., 1980.

24.  Никитина Е.И. Методические рекомендации к урокам развития связной речи: 6 класс. - М., 1989.

25.  Никитина Е.И. Методические рекомендации к урокам развития связной речи в 7 классе. - М.,1990.

26.  Никитина Е.И. Уроки развития речи в 4 классе. Методические рекомендации. - М., 1988.

27.  Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособия для учителя. - М.:

Просвещение, 1986.