УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
 

Критерии эффективности использования средств активного обучения

высокая - творческая деятельность учащихся, основанная на глубоком самоанализе;

скорее высокая, чем низкая - частично-поисковая деятельность; самоанализ деятельности осуществляется под руководством учителя;

средняя - эмпирическая деятельность учащихся, основанная на ранее приобретенных знаниях; самоанализ деятельности отсутствует,

низкая - неорганизованная деятельность учащихся, отсутствие самоанализа их деятельности.

Чтобы проверить качество самостоятельной работы учащихся, предлагаем методику ГА Стрюкова, изложенную в работе "Стандартиза­ция уровня подготовки и оценивания знаний учащихся". Автор отме­чает, что школьные оценки в массовой общеобразовательной школе чаще всего завышены и причиной тому является пресловутая "показуха" и "процентомания". В этом, безусловно, кроется разрушающий школу фактор, который следует разрушать".

Критерии выставления экспериментальных оценок (баллов) по Стрюкову:

7 баллов - блестящие знания, выходящие за рамки требований школьной программы и учебников;

6 баллов - отличные знания в пределах требований школьной программы;

5 баллов - хорошие знания, ровные, но ученик не всегда правильно ориентируется в сложных разделах программы, нестандартных ситуациях;

4 балла - в целом ученик справляется с программой обучения, и знания можно оценить как удовлетворительные с точки зрения соответствия минимальным требованиям к уровню знаний;

3 балла - знания поверхностные, отрывочные, на уровне механического запоминания отдельных факторов; оценить их как удовлетворитель­ные можно лишь с большой натяжкой;

2 балла - знания неудовлетворительные даже с точки зрения минимальных требований;

1 балл - абсолютное незнание и неспособность усвоить самый элементарный материал по предмету.

Пользуясь такой семибалльной шкалой, учитель может более дифференцированно подходить к отметкам "отлично" и "неудовлет­ворительно".

Семибалльная шкала является более объективной, более точной при оценке знаний учащихся.

Сердцевиной САД является научный уровень анализа урока, т.к. это прежде всего "школа педагогического мастерства для учителя" (В. Шацкий). Посещение и педагогический анализ урока - незаменимый инструмент изучения учителя и системы его работы. Урок - всегда срез типичного в творческом арсенале учителя. Изучить педагога, минуя его уроки, - невозможно.

Более глубокому анализу качества урока будут способствовать предлагаемые критерии его оценки.

Критерии оценки качества проведенного учебного занятия (урока)

Уровни

Недопустимый

Критический

Допустимый

Оптимальный

Оценка в баллах

1

2

3

4

а) Умение четко и ясно определять и ставить цели и задачи учебного процесса

Цели и задачи не ставятся или почти не ставятся

Цепи и задачи ставятся, но без

какой-либо системы

Цели и задачи не всегда точно сформулированы

Цели и задачи определены точно, четко, ясно

б) Наличие четкого плана занятия

План занятия не отвечает элементарным требованиям

План занятия составляется по шаблону

План занятия обоснован, но не корректируется в связи с изменившимися условиями

План занятий обоснован и при необходимости корректируется в соответствии с изменившимися условиями

в) Реализация выделенных целей и задач в ходе учебного процесса

Цели и задачи не реализованы

Цели и задачи реализованы частично

Цели и задачи реализованы не полностью

Цели и задачи реализованы полностью

г) Отбор содержания, раскрытие темы, теоретический уровень изложения материала

Материал перегружен излишними фактами, главные теоретические положения не выделены

Материал изложен слишком схематично, обобщенно, неубедительно

Материал изложен на убедительных примерах, конкретных фактах, необходимых аргументах, однако не были сформулированы теоретические выводы

Конкретные факты соотнесены с общими теоретическими выводами правильно, главное четко выделено учителем, убедительно доказано

д) Обоснованность выбора методов

Применяемые методы не соответствовали целям и задачам учебного занятия, содержанию и характеру учебного материала, готовности учащихся к его усвоению

Применяемые методы соответствовали содержанию и характеру учебного материала, но не соответствовали цепям и задачам учебного занятия, готовности учащихся к усвоению материала

Применяемые методы соответствовали содержанию и характеру учебного материала, готовности учащихся к его усвоению, но не соответствовали целям и задачам учебного занятия

Применяемые методы соответствовали цепям и задачам учебного занятия, содержанию и характеру учебного материала, готовности учащихся к его усвоению

е) Использование наглядности. ТОО, дидактических материалов

Наглядные пособия, ТСО и дидактические материалы не используются или почти не используются

Наглядные пособия, ТСО и дидактические материалы используются редко и малоэффективно

Наглядные пособия, ТСО и дидактические материалы выбираются рационально, но не всегда используются эффективно

Наглядные пособия, ТСО и дидактические материалы выбираются и используются рационально и эффективно

ж) Дифференцированный подход к учащимся

Задания дифференцированы по одному из параметров (объему, содержанию, сложности), учитель не инструктирует учащихся о способах организации работы

Задания дифференцированы по одному объему, содержанию, сложности: учитель не инструктирует учащихся о способах организации работы

Задания дифференцированы по одному из качеств (объему, содержанию, сложности), учитель инструктирует учащихся о способах организации работы

Дифференцированные задания разные по объему, содержанию и сложности, преподаватель инструктирует учащихся о способах организации работы

з) Формирование умений самостоятельной работы

Работа учителя не способствовала формированию умений самостоятельной работы

Работа велась без учета уровня сформированности умений самостоятельной работы

Учитель учитывал уровень сформированности умений самостоятельной работы. указания давались дифференцирование

Учитель учитывал уровень сформированности умений самостоятельной работы, в том числе с дополнительными источниками

и) Учет и контроль знаний

Учет и контроль не отвечает элементарным требованиям

Учет и контроль знаний ведутся стихийно

Учет и контроль не всегда обоснованы

Учет и контроль знаний учащихся обоснованы

к) Качество самоанализа

результатов

Учитель но находит в своей деятельности недостатки

Учитель отмечает часть имевших место недостатков, но не может объяснить их причины

Учитель отметил имевшие место недостатки и достоинства, но не может объяснить их

Учитель не только отметил недостатки, но и наметил пути совершенствования учебного процесса

Гоциридзе В.В. "Контроль и руководство учебным процессом". - М., 1985. - С.121.

Показатели высокого уровня образовательной деятельности

деятельности учителя

баллы

деятельности учащихся

баллы

выводы

1

Расширяется содер­жание учебного ма­териала за счет: - введения дополни­тельных понятий; - углубления традиционных понятий

 

Знания учащихся выходят за рамки традиционных учебных программ

   

2

Формируется научное мировоззрение

 

Учащиеся умеют рас­крывать и обосновы­вать причинно-следст­венные связи между изучаемыми учебными предметами

   

3

Вводятся необходимые научные понятия и терминология

 

Владеют научными понятиями и грамотно используют научную терминологию

   

4

Используются методы научного исследования и методы науки изучаемого предмета

 

Владеют и используют методы научного познания и методы науки изучаемого предмета

   

5

Осуществляется ин­теграция знаний из различных (смежных) областей науки

 

Владеют и осознанно оперируют интегрированными знаниями

   

6

Обучение ведется на всех трех уровнях, но преобладает третий творческий уровень

 

Выполняют задания любой степени сложности, отдавая при этом предпочтение творческим

   

7

Используются в процессе обучения частично-поисковый и исследовательский методы

 

Владеют исследователь­ским и частично-поис­ковым методами, умело их используют в про­цессе самостоятельного поиска знаний

   

8

Обучение ведется результативно не только на уроках, но и в ходе лекций, семинаров и т.д.

 

Имеют глубокие и прочные знания, владеют способами их применения

   

Качество образования по русскому языку определяется также уровнем лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся.

Учиться общению, общаясь, - вот основная характеристика коммуникативности. Роль "установки" на речевое развитие играет текст, поэтому текст как художественная целостность занимает все более прочное место в современных уроках русского языка. Опора на текст позволяет слить воедино процесс формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции, обеспечивает органическое единство познания системы, структуры языка и развития речи.

Критерии речевого развития, позволяющие определить

степень коммуникативной компетенции:

* объем словаря (активного, пассивного) и осознанное его упот­ребление в речи;

* речевая память, возможность быстро запоминать слова и выра­жения и длительно сохранять их в речевом общении; динамика обогащения словаря;

* слуховая и смысловая ассоциативность при восприятии и тво­рении речи; понимание многозначности слова, потребности знать его этимологию;

* творение речи в соответствии с ее содержанием и с ориентацией на слушателя, к которому она обращена.

Критерии оценки речи учащихся:

* манера речи. слог, стиль (смешанный, образно-яркий, вульгар­ный и т.п.);

* общая композиция высказывания (внутренняя цельность, закон­ченность, логичность, соразмерность частей);

* конструкция фраз, характер изложения (пластичность, динамич­ность, статичность, отрывистость);

* внешняя форма (особенности произношения, словесные формы, ритмичность);

* качество образов (зрительные, слуховые, смешанные). (Рыбников НА "Детская речь" - М„ 1987).

Качества литературной речи:

·       правильность;

·       чистота (отсутствие жаргонизмов, диалектизмов);

·       точность;

·       логичность;

·       выразительность;

·       уместность;

·       образность;

·       доступность.