ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ НОВОГО УРОКА
 

Наряду с общедидактическими принципами назовем основополагающие принципы нового урока:

- принципы дифференциации - учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения: работа в парах постоянного и сменного составов, работа в микрогруппах, активной мысли, самовыражения, педтехники и других;

- принципы доверия и расширения полномочий:

учащимся доверено быть консультантами, ассистентами, дублерами учителя; руководителями и членами экспертных групп; контролерами знаний и т.д.;

- принципы свободного выбора — право выбора учащимся любой формы проверки знаний: устной или письменной, на уроке или вне урока; сдачи зачетов учителю или экспертной группе товарищей; сдачи экзаменов в форме собеседования, защиты рефератов, комплексного анализа текста; свободное посещение занятий отлично успевающими учащимися;

— принципы гласности учета и контроля — открытые листы успеваемости, зачетные книжки, листы тематического контроля; общественный смотр знаний; оценка урока учащимися.

Обучение на таком уроке будет иметь развивающий эффект, т.к. "развиваемый субъект включается в активную деятельность и общение".

Временный Государственный образовательный стандарт "Русский (родной) язык" определяет основные задачи обучения родному языку в средней школе. Они состоят в том, чтобы обеспечить:

— формирование языковой компетенции, включающей в себя знания о системе языка и умения пользоваться ими для достижения орфографической, пунктуационной, речевой

грамотности;

— формирование коммуникативной компетенции, предпо­лагающей овладение различными видами речевой деятельности, культурой речевого поведения.

Исходя из этого, основное требование к современному уроку — обеспечение коммуникативной деятельности учащихся учителем, умеющим создать "соответствующую интеллектуальную и эмоциональную психосферу образования, атмосферу психологической поддержки" (концепция Роджерса К.).

 

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Учащиеся чувствуют себя на и уроке легко, расковано, каждый из них ощущает ответственность за свои действия и стремится к достижению цели.

1. Учитель с самого начала на всем протяжении учебного процесса демонстрирует детям свое полное к ним доверие.

2. Языковой материал урока соответствует возрасту, отвечает требованиям общеполезности, образовательной и воспитательной ценности.

2. Учитель помогает учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности

3. У учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

3. Широко используется система поощрений.

4. Учащиеся активно участвуют в процессе педагогического общения (самостоятельно определяют грамматические формы, делают выводы, формулируют правила).

4. Учитель выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью.

5. Учащиеся не только    воспроизводят информацию, но и высказывают свои мысли, свое мнение, спорят, доказывают, т.е. реально общаются с учителем и друг с другом, учатся самосто­ятельно мыслить.

5. Учитель должен открыто выражать в группе свои мысли и чувства.

 

6. На уроке происходит не только движение от языковой— формы к мысли, но и от мысли, от задачи общения к воплощению ее в языковой форме - любое языковое явление подается в связном речевом отрывке (тексте, диалоге).

  6. Учитель — активный участник группового взаимодействия, он должен стремиться к достижению эмпатии ("я чувствую, что ты чувствуешь"), позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

 

По мнению Л.С.Выготского ("Мышление и речь" М.,Л.,1934 г), "мышление ребенка развивается в зависимости от речи". Так как текст играет роль "установки" на речевое развитие, поэтому текст как художественная целостность занимает все более прочное место в современных уроках русского языка. Стимулирование речи ребенка происходит в процессе непосредственного общения с явлениями жизни, будь то природа, люди или произведения искусства, и обостряется ситуацией общения со сверстниками и учителем в классе. Поэтому "забота о речевой среде", по справедливому замечанию М.Р. Львова, составляет "условие речевого развития". Языковое развитие основано на "языковом чутье".

Словесник призван развивать "языковое чутье". В чем оно состоит? Прежде всего в

— языковом "магнетизме", проявляющемся в умении слышать речь и способности эмоционально реагировать на неё, в тяготении к яркой, содержательной, интонационно богатой речи;

— речевой памяти - возможности быстро запоминать слова и выражения и длительно сохранять их в речевом общении;

— слуховой и смысловой ассоциативности при восприятии и творении речи, ощущении многозначности слова и потребности видеть его этимологию, "гнездование" слов по звучанию и содержанию;

— умении чувствовать собеседника, понимать ситуацию общения и строить свою речь соответственно этой конкретной ситуации.

Поскольку основной единицей общения является текст, то именно текст выступает в качестве высшей единицы обучения. Таким образом, текстоцентрический подход неразрывно связан с коммуникативно—деятельностным подходом в обучении языку. Текст — продукт речевого общения, характеристики его определяются прежде всего ситуацией общения. Если текст составлен в соответствии с коммуникативными намерениями и с учетом особенностей адресата, есть основания полагать, что будет получен желаемый результат.

Умению определять коммуникативное намерение автора текста учащихся следует учить. Перед учениками постоянно ставится вопрос, чего добивался автор текста, какую цель преследовал: рассказать, проинформировать, описать, охарактеризовать, доказать, убедить, попросить, поощрить и т.п. Постепенно ученик сам будет задавать себе эти вопросы, научится лучше понимать собеседника, даже его скрытые намерения, научится читать "между строк".

Как построить такое обучение, способствующее развитию речевой личности?

Начинать надо с речеведческого анализа ситуации общения, зафиксированной в каком-либо тексте, по схеме: кто? кому? о чём? зачем? почему? где? (говорит, пишет).

Неумение строить свою речь ярче всего проявляется в нарушении этикетных норм — речевых и поведенческих. Следовательно, прежде всего возникает потребность в обучении нормам этикета.

В помощь учителю изданы программы:

"Культура речи и стилистика". - М.: Просвещение, 1994. "Основы словесности". — М.: Просвещение, 1994. "Основы риторики". - М.: Просвещение, 1994. "Культура речевого этикета". - М.: Просвещение, 1994.