Дайджест.
Литература(2).

Автор материала: Смирнова Е.В.,
ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик
ИПК и ППРО ОГПУ

Дата предоставления материала:
25 октября 2011 года
Дисциплина: литература

1. Название статьи, автор, выходные данные:
Никольский С.А., Миросознание земледельца в русской литературе XIX столетия: горестно-обнадеживающий взгляд Чехова // Вопросы философии. – 2007. – №6. – с. 83

Ключевые слова:
Миросознание народа, миросознание героев А. Чехова, западничество и славянофильство, личная свобода и ответственность, основные христианские заповеди, «деловой» человек, положительный герой, человек труда как типаж Чеховской прозы.

Краткое содержание статьи_1:
С.Н. Булгаков, один из знатоков и ценителей творчества А.П. Чехова, полагал, что именно горестно-обнадеживающий настрой доминантен_2 для чеховского мировоззрения, для идейной тональности его произведений. Так, в лекции, прочитанной сразу после смерти писателя в 1904 г. в Ялте и Петербурге, философ замечает, что отсутствие под каждым из чеховских произведений точной даты написания, как бы указывает на их общий мировоззренческий контекст. По этой причине они и представляются нам "единым целым, проникнутым одним общим мировоззрением"_3 . В качестве метода анализа этого мировоззрения Булгаков предлагал суммирование возникающих при чтении мыслей и впечатлений. Конечно, в том, что это за впечатления, огромную роль играют художественные средства. Однако для понимания духовного мира художника и изображаемых им персонажей, подчеркивает Булгаков, важно остановить наше внимание не на художественной стороне, а на том, "что составляет святая святых в каждом человеке, будь он великий мастер или заурядный чернорабочий, на его миросозерцании"_4 (выделено мной. - С.А.).

 2. Название статьи, автор, выходные данные:
Свирина Н.М., Границы культуры как методическая проблема. // Русская словесность. – 2007. - №8. – с.12.

Ключевые слова:
Дух культуры, гуманитарная культура в XX веке, деятельностный подход к воспитанию культурой, диалог культур, современная методика преподавания гуманитарных дисциплин.

Краткое содержание статьи:
Когда мы слушаем одну и ту же запись повторно, меняется не то, что передается, а тот, кто принимает.
Ю.МЛотман
Эта проблема — границ культуры, нахождения этих актуальных для учеников границ — представляется сегодня самой больной в аспекте преподавания литературы в школе. Вместе с тем методика преподавания литературы, родного языка — наука с многовековым стажем. Что же мы можем увидеть в нашем деле — преподавания литературы, — оглянувшись на давно и недавно ушедшие столетия? Обратимся к нескольким, хорошо знакомым методистам и учителям литературы, примерам.

3. Название статьи, автор, выходные данные:
Запесоцкий А.С., Шехтер Т.Е., Д.С. Лихачев: оригинальная версия истории русской художественной культуры. // Человек. – 2007. – №5. – с. 5

Ключевые слова:
Духовно-художественная жизнь Древней Руси, западное и русское Предвозрождение, дух русской культуры, открытие личности (индивидуальности), гуманистическое понимание мира и личности, соборность как духовное единение православного люда в вере, психологическая глубинность русской иконы, мера свободы иконописца, возвышение русской литературы до статуса философии.

Краткое содержание статьи:
Авторы публикации обращаются к наследию замечательного русского ученого, философа, академика Д.С. Лихачева, в трудах которого пытаются найти ответы на многие актуальные вопросы современности. Они уверены в том, что «гуманитарное знание все чаще рассматривает будущее культуры» через призму прошлого. И именно Д.С. Лихачев обосновал «европейский статус русского искусства», попытался осмыслить «дух русской культуры», выдвинул оригинальную версию о существовании Предвозрождения на Руси  и доказал ее.
На основе избранных трудов академика по русской и мировой культуре авторы анализируют культурную жизнь России XIV – XV  веков, перечисляя специфические черты русского Предвозрождения, отмеченные ученым. Это и обращение к своим культурным истокам, и открытие личности (индивидуальности) в обыденной жизни и в высокой культуре, и тесная связь живописи (иконописи) со словом, и возвышение русской литературы до статуса философии, и воплощение гуманистического понимания мира и личности, и соборность как духовное единение православного люда в вере, и особенность русской иконы. Иначе говоря, перед читателем разворачивается широкая синтетическая панорама духовно-художественной жизни Древней Руси, созданная русским ученым-философом. Россия XIV – XV  веков убедительно введена в контекст европейского исторического движения, объяснен ряд культурно-исторических феноменов, вскрыто принципиальное различие двух Предвозрождений – западного и русского, доказано, что восточнославянское Предвозрождение – мощный блок европейской культуры.
Статья будет интересна не только учителям-словесникам, работающим в старших классах и проводящим научно-исследовательскую работу со школьниками, но и широкому кругу читателей.

_______________________________________

_1Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ 05-03-03386а и является продолжением работы, опубликованной в журнале "Вопросы философии" № 5 за 2005 г.

_2Правда, сам Булгаков для данной характеристики употреблял термин "оптимопессимистичный", имея в виду, что хотя писатель и видел реальное торжество зла, тем не менее призывал к борьбе с ним и верил в грядущую победу добра // Путешествие к Чехову. М., "ШКОЛА-ПРЕСС", 1996. С. 609-610.

_3Там же. С. 591.

_4Там же. С. 592.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации