Возможности Интернет-ресурсов, используемые в процессе организации исследовательской деятельности на уроке литературы

Исследовательская деятельность с применением Интернет-ресурсов возможна в связи с:

  • организацией урока-исследования;
  • организацией коллективного внеурочного проекта.

Остановимся на внедрении Интернет-ресурсов в учебный процесс в связи с уроком - основной формой организации взаимодействия субъектов обучения на данный момент. Рассмотрим возможности Интернет-ресурсов  интересные и востребованные в процессе организации исследовательской деятельности на уроке литературы.

Информационные: быстрый поиск и компьютерная  визуализация учебной информации. Цель: научить способам поиска, отбора и обработки информации. Риски: чувство достаточности, полноты и объективности полученной в сети Интернет информации; наличие неконтролируемого цензурой, не несущего воспитательного воздействия и не соответствующего общечеловеческим нормам содержания ряда сайтов. Способ предупреждения рисков:

  1. объяснение  преподавателя, что сведения в Сети не всегда надежны, есть различия между объективной информацией и информацией, предлагаемой в надежде продать тот или иной продукт, поэтому необходимо соотносить информацию из разных источников (Интернет-ресурсы, учебник, энциклопедия), уметь определять качество и характер открывшейся информации;
  2. наличие у учителя и учащихся плана поиска и модели ожидаемого результата;
  3. вооружение школьников списком ссылок на необходимые сайты;
  4. блокирование возможности открытия ненужных сайтов.

Технические: иллюстративный и вспомогательный материал, используемый в процессе устной защиты проекта или как сопровождение приготовленного на урок сообщения. Цель: развитие ораторских и организаторских способностей, умения систематизировать и предъявлять результаты научного поиска. Риски: низкий уровень критичности, предъявляемый как к работе, так и к использованному материалу; низкий уровень эстетического оформления приготовленного материала; отсутствие логики в предъявлении материала и культуры ссылок. Способ предупреждения: Знакомство с ГОСТом в области библиографии, наличие плана выступления, специальные учебные занятия: «Учимся предъявлять исследование: соотношение теории и примеров, способы демонстрирования доказательств, критерий эстетичности в оформлении слайдов».

Коммуникативные: общение со сверстниками, возможность групповой виртуальной деятельности. Цель: развитие  способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, делать свой выбор, владеть устным и письменным общением. Риски: снижение качества работы, снижение культуры научной речи. Способ предупреждения: искусственно созданная группа для виртуального общения, в которую входит и преподаватель, контролирующий процесс общения и направляющий научный поиск.

Эстетические: возможность оформления проекта по законам гармонии, красоты и сообразности. Цель: сформировать эстетический вкус, понятия прекрасного и безобразного, дать основы «архитектуры и режиссуры» собственного исследования. Риски: вторжение антиэстетичных элементов в текст научного исследования: дань молодежной моде, стремление к украшательству. Способ предупреждения: обучающее занятие «Содержание научного доклада, способ его предъявления и презентация», «Памятка создателю презентации по исследуемой проблеме» (см. приложение 1).

В нашей практике сложились 3 типа уроков-исследований в зависимости от  технологических особенностей их организации:

1. «Школа юного исследователя».

2. «Урок-исследование».

3. «Урок коррекции и отработки изученного материала».

Общими для всех типов сценариев становятся следующие основные этапы:

1 этап – актуализация и систематизация имеющегося багажа знаний.

2 этап - постановка ряда проблем, в первичном виде определение параметров систематизации для каждой проблемы.

3 этап – уточнение направления исследования: выбор проблемы, объекта и предмета изучения, определение круга источников информации, на основе которых будет проходить исследование. Внимание учащихся обращается на необходимость учета «достоверности» используемых источников, их грамотного цитирования; рекомендуется определить сферу деятельности, за которую отвечает каждый участник проекта; учесть временные рамки выполнения работы. Если проект носит индивидуальный характер (сценарий 3) – необходимо продумать последовательность действий, системности и логичность отражения знаний.

4 этап – собственно исследование: объединение и систематизация собранного материала. Характер ученической работы подразумевает исследование литературы, Интернет-ресурсов и т.д.; подбор иллюстративного материала, его оформление.

5 этап – оформление работы. Необходимо предусмотреть оформление и непосредственно работы (доклад, схема, тезисы, цитаты и их анализ) и презентации, с помощью которой будет происходить представление результатов работы.

6 этап – представление результата работы может быть проведено непосредственно на данном учебном занятии или следующим за ним.

7 этап – подведение итогов. Рефлексия.

Практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся с применением Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и других Интернет-ресурсов предполагает реализацию  следующих методических сценариев: «Школа юного исследователя»; «Урок-исследование»; «Урок коррекции и отработки изученного материала».

Выбор и реализация определенного типа сценария осуществляется учителем в зависимости от поставленных им образовательных задач, возможностей учебного материала, степени готовности учащихся. Продолжительность урока данного типа – 2 учебных часа (90 мин.).

 

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации