Информационно-педагогический модуль
(Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории МАОУ «Гимназия №2 г. Орска»
Плотниковой Ольги Викторовны
по проблеме
«Организация исследовательской деятельности учащихся в Интернет-среде»)

Смирнова Е.В., ст. преподаватель
кафедры дидактики и частных
методик ИПК и ППРО ОГПУ

I. Теоретическая база опыта

Теоретическими источниками опыта выступили:

  • современные идеи о роли и месте информационных технологий в развитии современного общества;
  • психолого-педагогические идеи и концепции информатизации образования и обучения. 

Методологической основой опыта явились:

  • труды ученых о деятельности учащихся в процессе обучения  (Л.С.Выготский,  А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин); 
  • идеи проблемного обучения И.Я.Лернера;
  • передовые идеи педагогических концепций зарубежных и отечественных педагогов,  рассматривавших метод проектов в своих работах  (Д.Дьюи,  У.Х.Килпатрик,  Э.Коллингс,  С.Пайперт, П.П.Блонский, Л.Э.Левин, С.Т.Шацкий, и др.). 

II. Актуальность

Актуальность исследования обусловлена изменением требований к подготовке выпускников школы и переориентацией технологий обучения с информационно-иллюстративных на системно-деятельностные и информационно-коммуникационные. Работа демонстрирует практическую реализацию новых принципов обучения: научить ученика учиться, учиться в общении и взаимодействии и в самостоятельной исследовательской деятельности. В работе даны описательные методические модели организации урока с применением Интернет-ресурсов в ходе исследовательской деятельности школьников: «Школа юного исследователя»,  «Урок-исследование», «Урок коррекции и отработки изученного материала»; рассмотрена модель организации коллективного исследовательского проекта в урочной и внеурочной деятельности. Предложенная в работе матрица оценивания уровня сформированности компетентности в области самостоятельной исследовательской деятельности может быть применена в условиях внедрения новой системы оценки  достижения учащимся планируемых результатов деятельности (оценивание проектной деятельности).

III. Основополагающими принципами данного опыта являются:

  • научность;
  • системность;
  • эффективность;
  • учет индивидуальных способностей и запросов учащихся;
  • перспективность,
  • технологичность.

IV. Условия возникновения и становления опыта

Компетентностный подход и новые требования к образовательным результатам учебной деятельности, отражённые в «Концепции Модернизации образования РФ», общественной инициативе «Наша Новая школа» и новых ФГОС ООО, включенность гимназии в процесс по информатизации системы образования нацеливают учителя на изменение подходов к  процессу обучения литературе и русскому языку, актуализируют задачу формирования компетентности ученика в области самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.

V. Сущность опыта

I этап – 2008-2009 уч.г.  Поисковый и констатирующий эксперимент: осмысление и формулирование проблемы; анализ содержательных и методических сторон применения Интернет-ресурсов с точки зрения формирования компетентности ученика в области исследовательской деятельности; разработка критериев оценки уровня сформированности компетентности в области самостоятельной исследовательской деятельности; создание пакета диагностических методик; определение исходного уровня владения компетентностью в области самостоятельной исследовательской деятельности.
II этап – 2009-2011 уч.г.  Формирующий эксперимент: актуализация возможностей применения Интернет-ресурсов для организации исследовательской деятельности учащихся через внедрение методических моделей урока-исследования; анализ возможностей Интернет-ресурсов для развития мотивационной, информационной,  коммуникационной и ценностно-смысловой сторон развития информационной компетентности учащихся; исследование эффективности разработанных моделей организации урока с применением Интернет-ресурсов в ходе педагогического эксперимента.
III этап – 2011-2012 уч.г.  Заключительный: завершение формирующего эксперимента; контрольный замер и коррекция результатов; подведение итогов экспериментальной работы, обобщение опыта работы. 

VI. Основные компоненты опыта

Формирование компетентности ученика в области самостоятельной исследовательской деятельности будет эффективным при условии внедрения методической системы организации исследовательской деятельности (содержание, формы, методы) на уроках русского языка и литературы  с применением Интернет-ресурсов.

VII. Новизна предусматривает

Разработка методических рекомендаций по применению эффективных моделей урока, форм и приёмов работы для организации исследовательской деятельности учащихся с применением Интернет-ресурсов; разработка матрицы оценивания уровня сформированности компетентности учащегося в области самостоятельной исследовательской деятельности. 

VIII.   Система работы учителя и ее результативность

Формы и направления работы с детьми в рамках организации исследовательской деятельности с применением Интернет-ресурсов
Интернет-среда предоставляет возможность не только передавать ученикам сумму тех или иных знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Основные возможности применения Интернет-среды для организации исследовательского метода обучения:

1. Реализация развивающего, личностно-ориентированного обучения, выход на индивидуальные образовательные траектории. Одно из направлений работы с учащимися в Интернете – создание сети специализированных сайтов и порталов, посвященных самостоятельным предметным исследованиям. При этом можно выделить сайты:

  • Рассказывающие о научных исследованиях, методологии организации и проведения самостоятельного и группового научного исследования. Например, информационный Интернет-портал для обеспечения исследовательской деятельности учащихся в условиях современного развития общества, созданный при содействии корпорации Intel – http://www.reseacher.ru. На страницах портала  представлена специализированная информация, которая предназначена как самим учащимся, так и педагогам, работающим с ними: практика организации исследовательской деятельности, методика, концепции и программы, мероприятия и т.д.
  • Демонстрирующие опыт исследовательской деятельности учащихся. Сайты:  «Русские словари», «Грамота. ру», «Gramma. ru» не только содержат интерактивные задания и вопросы исследовательского характера, но и планы работ над темой. На портале всероссийского конкурса им. Вернадского можно в разделе архив работ познакомиться с работами предыдущих лет.
  • Позволяющие проходить экспертизу результативности учебной и исследовательской деятельности посредством получения рецензии на сайтах НПК и тестирования в режиме онлайн.

2. Подготовка к олимпиадам и конкурсам посредством Интернет-порталов, специализированных сайтов. Сервисы почтовых Интернет-служб стали необходимым инструментом получения своевременной информации о конкурсах, олимпиадах, дистанционных проектах и позволяют расширить спектр и географию конкурсов. Управление исследовательской деятельностью учащихся направляет деятельность учителя на формирование навыков исследовательской деятельности в рамках реализации краткосрочных творческих проектов, на расширение сети социального партнерства через ресурсы Интернет-порталов. На данный момент сложились продуктивные связи с «Всероссийским центром по работе с одаренными детьми», «Ярославским центром телекоммуникация и информационных систем в образовании», с «Фобр».

3. Участие в дистанционных конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах. Такого рода соревнования имеют ряд преимуществ: автоматизации проверки ответов; расширение географии и сферы взаимодействия в ходе конкурса; возможность сопровождения учащихся в ходе поэтапного решения предложенных организаторами конкурсов заданий; возможность для учащихся попробовать свои силы в решении задач высокого уровня сложности, встречающихся на олимпиадах Всероссийского уровня.

4. Обучение в заочных школах, прохождение программы дистанционных курсов. Так, на портале «Русский медвежонок» существует заочная школа для учащихся 5-7 классов.

5. Онлайн или дистанционная работа в творческих группах. Одной из которых является группа редакторов гимназического блога. Гимназический блог активизирует функции: Дистанционного домашнего задания; Опроса мнения учащихся; Конкурса фотографий на звание «Кадр недели»; Сопровождает рубрики: «Учитель - ученику», «Увлекательное рядом», «Притча недели», «Гимназические новости».

6. Руководство межрегиональным, межшкольным научно-исследовательским проектом: работа в виртуальных лабораториях, участие в виртуальных лекциях, научных экспериментах посредством сеансов телеконференцсвязи.

Исследовательская деятельность с применением Интернет-ресурсов оказывается успешной независимо  от того, на каком этапе образовательного процесса она осуществляется:

  • при организации исследовательской работы в рамках обычного урока происходит переход от трансляции знаний к самостоятельному поиску решения проблемы учащимися;
  • при анализе информационных источников, при самостоятельном наблюдении в ходе экспериментальной работы у ребенка формируется  понимание причин, лежащих в основе событий, фактов и явлений, формируется системное мышление;
  • в ходе выполнения индивидуальных исследовательских работ у школьника появляется возможность выстраивания самостоятельной образовательной траектории.

В нашей практике сложились два варианта ожидаемого продукта деятельности учащегося: проект и исследование. Проектная деятельность - деятельность, сходная с исследовательской, направленная не только на установление истины, но и на создание конечного продукта, представления о котором выработаны заранее. Проект – материальный продукт, содержащий совокупность сведений, извлеченных учеником из различных информационных источников (учебник, ЦОРы, Интернет-ресурсы) и выстроенных в соответствии с предложенным или самостоятельно разработанным планом. Проект  отражает модель полученного теоретического и практического знания в виде схемы, презентации, доклада (устного или письменного) или прообраз, предполагаемого в дальнейшем исследования. Проектирование предсказуемо, опирается на информационные умения, знания и логику, на предварительно имеющийся замысел или план. Ученик, реализующий тот или иной проект, решает конкретную учебную проблему. Исследовательский и творческий моменты в проектировании связаны с вариантами оформления и предъявления полученных результатов, в наличии индивидуальной логики изложения материала, в отборе примеров и аргументов.

Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Под исследованием мы понимаем процесс выработки новых знаний, основанных на самостоятельной познавательной деятельности ученика. Исследование требует от школьника критичности и креативности мышления, умения вырабатывать гипотезы, прогнозировать ожидаемый результат. Исследование - процесс поиска неизвестного, новых знаний, самостоятельных открытий.

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся на основе общей цели, согласованных методов, способов деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Этапы работы над проектом:

I этап:

  • Определение тематического поля и темы проекта;
  • Поиск и анализ проблемы;
  • Выдвижение гипотезы или прогнозирование результата проекта;
  • Постановка цели проекта.

II этап

  • Анализ имеющейся информации;
  • Поиск оптимального способа достижения цели проекта;
  • Построение алгоритма деятельности;
  • Пошаговое планирование работ;
  • Выполнение запланированных шагов.

III этап

  • Оформление конечного результата;
  • Подготовка и проведение презентации;
  • Защита проекта.

IV этап

  • Анализ результатов;
  • Корректировка;
  • Оценка качества проекта.

Существует несколько наиболее важных для осуществления проектной деятельности условий: применение исследовательского подхода, использование методов групповой работы и деятельности в сотрудничестве, обучение учащихся коммуникации.

Проект должен соответствовать следующим показателям:

  • в ходе выполнения проекта должно быть предусмотрено проведение сравнительного изучения значимого для литературного образования школьников факта, явления, события, имеющих или имевших место в историко-литературной реальности различных стран и эпох;
  • в содержание проекта должен быть включен серьезный литературоведческий или культурологический компонент, определяющий формирование научного мышления, освоение круга символов, знаков, понятий, имеющих отношение к данной проблеме;
  • проводимый проект должен быть личностно ориентированным, то есть иметь непосредственное отношение к жизни школьников, соотноситься с их внутренним миром, с присущими данному возрасту ценностями и интересами учащихся;
  • в содержание проекта должно быть включено создание чего-либо нового (выявление наиболее эффективных, приемлемых новых решений или старых идей, применимых к новым условиям);
  • в результате проводимого проекта должна быть кульминация – какая-то форма презентации проекта учащимися в виде доклада, газеты, альманаха, музыкального или литературного произведения, видеоматериала, (теле) конференции и пр.

Таким образом, метод проектов является для педагогов хорошей возможностью для поиска нового содержания учебной работы и освоения новых методических решений, а учащиеся в процессе реализации проектной деятельности легко овладевают знаниями, умениями и навыками и развивают личностные качества, необходимые для жизни.

Исследовательская деятельность  – это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением  и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере и нормированная, исходя из принятых в науке традиций: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Учебное исследование – совместная учебно-познавательная, исследовательская деятельность учащихся на основе применения исследовательских методов, направленная на решение учебно-познавательной проблемы.

Учебное исследование предполагает следующие этапы:

I этап: выбор темы и определение проблемного поля исследования, составление плана исследования, определение порядка проведения исследования.

II этап:  выбор методов исследования: эксперимент, наблюдение, анализ (описание), сравнение.

выбор методов анализа и систематизации информации:

  • выделение общих признаков объектов и определение оснований для выстраивания полученного знания в систему (например, жанр оды в его развитии рассматривается через выявление соотношения традиции и новаторства в одах поэтов XVIII, XIX и XX веков);
  • анализ заданной системы через классификацию основных понятий, входящих в неё (например, при классификации любого литературного направления анализируем идеологию эпохи, художественные задачи, стоящие перед авторами, способы отражения мира и изображения человека, систему жанров);
  • определение связей между элементами системы (например, анализ лироэпических жанров с позиций принадлежности к лирическому и эпическому роду);
  • определение новой сторон функционирования системы или её элементов (например, трансформация жанра оды в поэзии Г.Р.Державина через анализ лексики, объектов изображения, образа лирического героя);
  • составление аннотации;
  • сравнительный анализ структуры и функционирования систем (например, классицизма и сентиментализма как направлений);
  • определение признаков эволюционного усложнения системы и их причин (например, образ благородного разбойника от «Айвенго» В. Скотта до «Дубровского» А.С. Пушкина);
  • составление страницы «энциклопедии»;
  • доказательство и опровержение тезисов и закономерностей;
  • сравнение теоретических материалов с реальными объектами.

выбор методов поиска, формулирования и решения проблем:

  • методы активизации мышления: мозговой штурм, метод контрольных вопросов, морфологический анализ;
  • методы технологии ТРИЗ: системный анализ, методика решения противоречий, преобразование исследовательской задачи в проектную, приемы научных открытий (обнаружение изменений в объекте, сравнение с эталоном, изменение новой функции явления, аналогия).

III этап: проведение исследования:

  • Поиск информации (литература, Интернет, электронные учебники, энциклопедии, СМИ и др.);
  • Проведение эксперимента, опыта, наблюдения;
  • Интервью, опрос с использованием социальных сетей;
  • Анализ документов и статистических данных.

IV этапы: оформление результатов исследования: презентация; публикации (газеты, буклеты); электронные таблицы; веб-сайт.

Специфика современных обучающих информационно-коммуникационных средств такова, что предоставляет неограниченные возможности для развития критического мышления, формирования навыков самообразования и самостоятельной исследовательской деятельности. Учителю важно не упустить все предоставляемые Интернет-ресурсами и предметным содержанием школьного курса литературы пути для развития ученика-исследователя.
Компьютерные технологии и Интернет-ресурсы несут большой информационный, энерго- и времясберегающий потенциал, и применение их в процессе обучения, не только показатель соответствия уровня преподавания требованиям времени, но и эффективное средство повышения мотивации, организации субъект-субъектного общения учителя и ученика, повышения качества знаний.

Полноценная исследовательская деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, т.е. ключевых компетентностей. Систематическое включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность и проектные работы способствует возникновению и развитию активного взаимодействия между учителем, его учениками и средствами информационных технологий.

Методика организации исследовательской деятельности школьников с применением Интернет-ресурсов.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации