Конспект урока русского языка в 9 классе
по теме «Орфография и пунктуация»
(проведен в рамках мастер-класса
«Формирование УУД на уроках русского языка»
учителем русского языка и литературы высшей категории
МБОУ «Лицей №5» г. Оренбурга
Синявской Натальей Владимировной)

Материал представлен
Смирновой Е.В.,
ст. преподавателем кафедры дидактики и частных методик
ИПК и ППРО ОГПУ

 

Цели:

  • О (предметные):

На обобщающей основе закрепить навыки орфографии корней с чередующимися гласными.

  • В (личностные):

Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, оптимизм в восприятии мира.

  • Р (метапредметные):

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое контекстное высказывание.

Познавательные:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернет;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста.

Использованная технология: ИКТ на основе текстоориентированного обучения как средства реализации деятельностного подхода

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока. Постановка целей урока.

Запись числа и классной работы.
На сегодняшнем уроке повторения орфографии мы продолжим рассматривать орфографические правила, знание которых будет проверяться во время государственной итоговой аттестации. В центе внимания сегодня будет повторение правописания корней с чередующимися гласными: мы вспомним те группы корней, которые были нами рассмотрены еще в 5-8 классах, поработаем над теми корнями, которые не встречались нам на уроках ранее и сведения об их правописании вы нашли самостоятельно.
Я думаю, что готовность к выполнению заданий ГИА придаст вам уверенности в собственных силах.

2. Индивидуальная работа по карточкам у доски на оценку.

Спишите, раскрывая скобки, объясните слитное или раздельное написание не со словами.
(Не)внимательный человек, (не)ловкий прыжок, (не)рассчитанный на тебя, (не)приглашенный в гости, (не)деревянная рама, купили (не)диван, (не)рассказанная история о любви, (не)заправленная утром кровать, (не)хотел понимать, (не)ясный шорох, совсем (не)громкий свист.

Вставьте пропущенные буквы, выделите корень, объясните написание.
Г..реть, возг..рание, оз..рился, з..ря, з..ренька, пр..г..рел, распол..гался, забл..стал, к..сательная, обг..релый, р..стительность, р..сток.

3. Проверка теоретического материала (фронтальный опрос).

  • Какие группы орфограмм корня мы будем выделять?
  • Как узнать проверяемые, непроверяемые гласные в корнях слов?
  • Как узнать чередующиеся гласные в корнях?
  • От чего может зависеть написание чередующейся гласной в корне слова?
  • Приведите примеры.

 

4. Распределительный диктант (работа с ИД; определение вида чередующейся гласной в корне слова).

Придерется, заблестеть, прирасти, нагореть, отложить, вытереть, прилагать, забирать, выскочить, сотворить, пригорать.

III. Работа с текстом.

(Работа с текстом будет направлена на формирование метапредметных навыков:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
    • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
    • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
    • объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
    • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом;
    • находить в тексте требуемую информацию;
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
    • выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
    • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
    • понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
  • интерпретировать текст:
    • сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
    • обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
    • делать выводы из сформулированных посылок;
  • откликаться на содержание текста:
    • связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
    • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
    • находить доводы в защиту своей точки зрения)

1. Выразительное чтение текста.

Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами, озарившими ее долгую жизнь, оставались школьные подруги. То же самое и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. В зрелом  возрасте приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его лучших друзей – самых близких, самых нужных. Предлагать дружбу и принимать ее в детстве легче, а переживания, касающиеся детей, благотворительно сказываются на укреплении дружбы. Такая дружба приравнивается к братству.
В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость, жизнь будет гореть, а сердце замирать от восторга. Радость ведь тоже надо зажигать в себе, чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной, самой блистательной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека более щедрым.

2. Беседа.

  • Как можно озаглавить текст?
  • Сколько микротем мы можем выделить в тексте?
  • Когда, по мнению автора текста, появляются настоящие друзья?
  • Что скрепляет детскую дружбу, делая ее настоящей?
  • С чем сравнивает автор настоящую дружбу?
  • А герой какого произведения ставил духовное родство выше родства по крови? (Тарас Бульба).

 

3. Сжатие текста (работа с распечатками текста и параллельная работа на ИД).

Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами, озарившими ее долгую жизнь, оставались школьные подруги. То же самое и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. В зрелом  возрасте приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его лучших друзей – самых близких, самых нужных. Предлагать дружбу и принимать ее в детстве легче, а переживания, касающиеся детей, благотворительно сказываются на укреплении дружбы. Такая дружба приравнивается к братству.
В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость, жизнь будет гореть, а сердце замирать от восторга. Радость ведь тоже надо зажигать в себе, чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной, самой блистательной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека более щедрым.

  • Какая информация является главной в этом тексте?
  • Что можно опустить без потери содержания?
  • Какие приемы сжатия мы можем применить?

 

4. Нахождение в тексте чередующихся гласных (выписать их, написание объяснить).

5. Работа с дополнительными источниками и Интернет-ресурсами (корни с чередованием НИМ/НЯ, РАВН/РОВН).

6. Разбор формулировок заданий в КИМах ГИА.

Задание, которое проверяет навык работы с орфограммой корня, - А5. Раз оно из блока А, значит, предполагает варианты ответов.
Рассмотрим формулировку задания, предложенную в демонстрационной версии 2013 года.

Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) подивилась
2) вклинилась
3) касаются
4) написал

  • Нужно ли нам знать, как правильно пишется это слово?
  • А что нам нужно определить? (тип орфограммы).

7. Трудности в задании (понятие омонимичных корней с чередованием и проверяемых корней).

Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. Гореть
  2. Горный
  3. Горнист
  4. Гордость

Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. Помириться
  2. Примерять (одежду)
  3. Замереть
  4. Смирный

Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. Стеклить
  2. Расстелить
  3. Стекать
  4. Пастель

8. Тестовое задание (проверка усвоения темы).

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. Болезнь
  2. Водить
  3. Заря
  4. Дирижер

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  • Долина
  • Испарение
  • Абажур
  • Разгорается

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. Отварить
  2. Сотворить
  3. Трясина
  4. Вертушка

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. Нарастание
  2. Валюта
  3. Сверлить
  4. Обмелеть

5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. Персидский
  2. Перехватить
  3. Запереть
  4. Перец

6. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. Поднимать
  2. Оснастить
  3. Обрамление
  4. Диковинка

7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. Сочетать
  2. Роптать
  3. Пленительный
  4. Ощипать

Ключ: 1 – 3, 2 – 4, 3 – 2, 4 – 1, 5 – 3, 6 – 1, 7 – 1

8. Работа с текстом (разбор словосочетаний).

  • Откуда будет взять материал, слова для тестовых заданий в КИМах ГИА? (из текста).
  • Вернемся к тексту и выпишем из первого предложения текста все словосочетания со связью согласование.
  • Замените словосочетание ШКОЛЬНЫЕ ПОДРУГИ построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  • Мы помним, что это задания из части В – В2, то есть нам надо будет дать частичный ответ, записать его словами. Что мы запишем, выполняя это задание?
  • Надо ли будет писать исходное словосочетание?

 

9. Подготовка к ответу на проблемный вопрос.

  • Какую проблему ставит перед нами автор? (проблема обретения настоящих друзей).
  • Когда, по мнению автора текста, появляются настоящие друзья?
  • Какие аргументы выдвигает автор, чтобы подтвердить свою мысль? В каких предложениях она выражена?
  • Согласны ли мы с мнением автора?

IV. Итоги урока.

V. Д/З.

Сочинение-рассуждение «Когда появляются настоящие друзья?».

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации