Дата: 30.01.2011 г.


Рецензент: профессор кафедры русской классической литературы и методики преподавания ОГПУ, доктор пед. наук А.Г. Прокофьева
Использование краеведческого материала
при изучении художественных произведений учителями Оренбуржья

В настоящее время идет процесс обновления гуманитарного образования в России. В ходе его выявилась такая важная проблема образовательной системы, как регионализация образования. Начавшееся создание каждым регионом своей образовательной стратегии требует пристального внимания к литературным, историческим, культурным и этнографическим особенностям края.

Основной целью литературного образования, как указано в современной концепции гуманитарного образования, является становление духовного мира личности, создание условий для внутренней потребности личности в совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. Решению этой задачи способствуют занятия литературным краеведением. Для оренбургских учителей создана программа, разработанная профессором ОГПУ А.Г.Прокофьевой, литературно-краеведческого курса для 5-11 класса, которая позволит учащимся познакомиться с литературой оренбургской земли и с произведениями об оренбургской земле, покажет, как богат наш край талантами. Кроме того, программа изучения литературы родного края поможет в решении следующих задач: 

n  Чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или отрывков из них об оренбургском крае

n  Формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих освоение культурных ценностей края

n  Формирование представлений о литературе как социокультурном явлении. Выработка у учащихся умений и навыков анализа художественных произведений, в том числе и в их внетекстовом контексте.

n  Развитие у школьников художественно-творческих способностей, воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, эстетического вкуса

n  Формирование на местном материале нравственно-ценностных ориентиров.

Программа построена таким образом, что дети изучают литературу оренбургского края от начала возникновения края до современного периода, причем занятия рассчитываются так, что темы, совпадающие с темами основного курса литературы ( творчество Г.Р.Державина, С.Т.Аксакова ,А.С.Пушкина и т. д.) изучаются параллельно и дополняют материал основной программы

В настоящее время многие учителя оренбургских школ уже работают по названной программе. Накоплен определенный методический материал оренбургских учителей, строящих свою литературно-краеведческую деятельность на основе этой программы.

Программа А.Г.Прокофьевой нередко становится основой при составлении учителями-словесниками своих программ по краеведению. Учителем литературы бугурусланской средней школы им. М.И.Калинина Мухаметшиной Р.Г. разработана программа регионального компонента с 5 по 11 класс. В этой программе организовано изучение произведений русских писателей 19-20 веков ,чьи имена связаны с Бугурусланом.

Учитель включил в программу сказки С.Т.Аксакова («Аленький цветочек»), Н.Г.Гарина-Михайловского («Знаем», «Сапоги», «Охотники на тигров»); лирику местных поэтов В.Н.Левановского и Р.П.Герасимова; басни бугурусланских поэтов Г.М.Гаврикова и А.К.Шиперова; прозу С.Т.Аксакова («Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Записки об ужении рыбы»), А.С.Пушкина («История Пугачева, бугурусланская история в лицах 

Положительным в разработанной программе является включение в нее имен авторов, чья жизнь и литературная деятельность была связана с бугурусланским районом; обращение к современной литературе названного района; рассмотрение произведений о родном крае писателей разных национальных культур. Учителем запланированы и творческие и поисковые задания.

В приложении к программе предлагается урок-воззвание в 10 классе на тему: «Человек и природа.». Приводим фрагмент из этого урока:

Цели урока: на примере сопоставления произведений современной литературы и творчества бугурусланских поэтов и писателей формировать у учащихся бережное отношение к природе, понимание необходимости труда на ней, высокой морали и любви к Родине. Взаимоотношения человека и природы, стремление постичь мир, во всем дойти до самой сути.

(В начале урока учитель делает обзор творчества бугурусланских поэтов и писателей на данную тему, затем идет слово учителя о природе.).

Когда-то природа решила: быть или не быть человеку. Теперь человек решает быть или не быть природе. С.Залыгин.

« В природе не существует бесполезных растений. Начиная с величественного дуба и кончая последнею былинкой, все полезно для человека.

Если не всегда бывает возможно усмотреть частную пользу отдельного растения, то во всяком случае как часть общего целого она участвует в очищении атмосферы; в этом отношении и благоухающая роза, и ядовитая волчья ягода имеют одинаковое значение»,- так утверждал в 1773 году президент Лондонского Королевского Общества Прингль

Не носите из лесов букеты, дайте семенам взрастить цветку. (А.Шиперов «Весна цветов») 

Индивидуальная работа учителя и учащихся при подготовке заданий по проблемам: 

1. Угроза экологического «инфаркта» 

2. Природы очистительная сила 

3. Земля - это великое чудо

4. Люди... надо же понять

5. Не просто выжить 

Выступления двух групп с дополнениями.

Сегодня самым важным остается угроза

экологической катастрофы. Она возникает

от неразумного отношения к своей земле, 

к своей кормилице - эта реальная угроза 

Осознается людьми недостаточно серьезно. 

Иллюстрации к картинам Н.Рериха; картины бугурусланских художников: Мосина, Темникова, Харченко.

 Русская классическая литература предопределена отношением русских классиков к природе. Не случайно в нашей памяти имена великих русских писателей неизменно сливаются с живописными местами: Пушкин неотделим от Михайловского, Лермонтов - от Тархан, Некрасов - от Карабихи и Грешнева, Тургенев- от Спасского Лутовинова, Есенин- от Константинова. «Без Ясной Поляны, любил повторять Л.Толстой, - не было бы ни его самого, ни его сочинений...» 

С.Т.Аксаков о бугурусланских краях писал так: 

Вот родина моя: Вот дикие пустыни 

Вот благодатная родная земля! 

Дубовые леса и злачные долины,

И тучной жатвою покрытые поля! 

Учителем предлагается диалог- дискуссия на тему: «В чем очистительная сила природы».

Ключевые вопросы: 

1.   «Мир однолик, но двойственна природа», - утверждал Н. Заболоцкий.

2.   «Нет правды без любви к природе, любви к природе нет без чувства красоты», - еще в прошлом веке писал Я.Полонский. 

3.   «Человек несовершенен. И поэтому человеку необходимо улучшаться в совершенстве Природа - совершенное произведение»,- говорил Э.Межелайтис.

4.   Стремление к совершенствованию неразрывно связано с желанием сохранения в себе первозданной духовной чистоты. Лейтмотив стихотворений Н. Рубцова Связь с природой способствует преодолению человеком психологической отчужденности- доказывает Пришвин М.М. 

5.   В.Шукшин, В.Астафьев, В.Распутин- сформулируйте их исповеди,обоснуйте на примере произведений через анализ поступков героев

Затем идет выступление группы с фактически обвиняющим фотоматериалом. (Фотовыставка: «Гибнет Киннель». «А что изменилось в усадьбе Аксакова?»)

В конце урока учитель делает обзор публицистики бугурусланских писателей и поэтов на данную тему и произносит заключительные слова:

«Человек не должен воевать с природой, что она не враг ему, ибо он сам есть часть ее. И поэтому жизнь заодно с землей, любовное участие в ее трудах делают человека самим собой, т.е. счастливым». 

Не менее важная форма работы в школе внеклассная.

Внеклассная работа - самая распространенная форма внеурочных занятий по литературе. Внеклассная работа задает тон ломке методических стереотипов и рождает новые подходы к преподаванию литературы, становится своеобразной лабораторией творчества словесника Внеклассная работа по литературе- явление многовариантное. Взаимодействие разных видов искусства ( литература и театр, музыка, живопись и др.), освоение конкретной литературной темы, разных видов деятельности школьников. Самостоятельным направлением во внеклассной работе является литературное краеведение. Маранцман В.Г. писал: «Литературное краеведение помогает в привычном обыденном окружении обнаружить высокую культурную тенденцию... Культура начинается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружают, повседневно не может вести себя как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме». Краеведение в широком плане - это и знакомство с памятными местами, отмеченными пребыванием в них писателя, судьбами его героев. (Янко М.Д. Литературное краеведение в школе.- М., 1976)

Не менее интересен опыт учителя русского языка и литературы Первомайского района Дейнега Н.Н., которой разработан урок внеклассного чтения с использованием краеведческого материала в 7 классе. Приводим этот урок.

Край здесь прекрасный, 

по своему возрасту

только что выходящий из девственности, по богатству, здоровью и в особенности по простоте и неиспорченности народа.

 Л.Н.Толстой 

Тема: «Много ли человеку земли нужно». (Рассказ Л.Н.Толстого, написанный по впечатлениям от посещения Причаганья). 

Цель: 

1. Обогащение знаний детей по литературному краеведению, по биографии Л. Н. Толстого. 

2. Постижение идейно-художественного содержания рассказа «Много ли человеку земли нужно». 

3. Воспитание любви к малой родине, заострение внимания на экологических проблемах. 

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого кисти И.Н.Крамского, запись песни «Ах ты, степь широкая...», фотографии дома Назаровых, где останавливался Л.Н. Толстой, сосен, которые были посажены по его предложению. 

Ход урока: 

Начинается урок с прослушивания в записи фрагмента песни «Ах ты, степь широкая...» 

Первый ученик: 

Может быть, эту песню слышал Л.Н.Толстой от ямщика, когда впервые, в 1862 году, он приехал в благодатные заволжские степи. Край этот очаровал его, до глубины души взволновал своей неповторимой красотой. В одном из писем к жене он так описывал свое самочувствие и образ жизни в степи: «То на что я жаловался, тоска и равнодушие прошли, чувствую себя приходящим в скифское состояние, и все интересно и ново. Скуки не чувствую никакой... Ново и интересно многое: и башкиры, от которых Геродотом пахнет, и русские мужики, и деревни, особенно прелестные по простоте и доброте народа…». Писатель приобрел имение в Самарской губернии и приезжал сюда в летние месяцы с1862 по 1883 гг.

Второй ученик: 

Дважды, в 1862 и 1976 годах, Л.Н.Толстой был в нашем районе. В 1862 году он много занимался школьными делами, выполняя обязанности мирового посредника. Напряженная работа расстроила его здоровье. Врачи советовали ехать лечиться. Местом отдыха он избрал Заволжье. 

В конце 1862 года он прибыл в башкирское соленье Каралык (ныне Орловка), находившееся в 130 верстах от города Самары, вблизи границы земель уральских казаков. Живя в Каралыке, Толстой узнал, что в Уральске находится его давнишний знакомый, сослуживец по Крымской кампании А.Д. Столыпин , который был в то время наказным атаманом Уральского казачьего войска. Он собрался посетить друга и в первой половине июня уехал к нему. О своей поездке в Уральск он сообщает в письме к тетке Т.А.Ергольской, оставшейся в Ясной Поляне за хозяйку. Это письмо было написано по возвращении из Уральска в мае 1862 года. 

Третий ученик: 

В Уральске Толстой пробыл несколько дней. Встретившись с другом, осмотрев город, Толстой уехал снова на лечение. Возвращаясь в Каралык, он решил остановиться для отдыха в казачьей станице Красновской (ныне это село Красное Первомайского района). 

Казачий офицер И.А., служивший в те годы начальником 2-го округа Уральского казачьего войска и имевший свое местопребывание в Красновской станице по тракту Уральск-Самара, оставил воспоминания о своей встрече с Л.Толстым при его возвращении из Уральска в Каралык. «Весной этого года (т.е. 1862 г.) в жаркий полдень, собрался я поехать по округу и велел казакам приготовить дорожную тележку и лошадей... Вижу - тихо отворяется ко мне дверь из соседней комнаты... Входит какой-то господин средних лет, с русой бородкой, в парусиновой летней паре, с соломенной шляпой в руках...» 

Граф Толстой, - назвал себя вошедший на мой вопрос. Я попросил дорогого неожиданного гостя в залу и тут вспомнил, что граф был в Уральске в гостях у нашего атамана и возвращался в самарскую степь... Я предложил гостю незатейливый обед. Он охотно принял мое простое угощенье... За обедом гость рассказал мне, что едет на башкирскую реку Каралык в самарской губернии, чтобы там пользоваться кумысом и писать свои педагогические статьи по обучению ребят в школе Ясной Поляны...» 

Четвертый ученик. 

К вечеру он проехал Соболево, так как на заходе солнца был в поселке Башкировском и остался на ночь у своего знакомого, отставного офицера Виктора Ивановича Мезинова, дом которого находился в живописном саду, принадлежащем сейчас совхозу имени Дмитрия Фурманова (в нем лагерь труда и отдыха Фурмановской школы).

Старая уральская казачка из села Назаровка, с бывшего хутора атамана Назарова (Анна Захарьевна Доронина) вспоминала, что ее мать Пелагея часто рассказывала, как через год после отмены крепостного права в Башкировский (Мезинов) и Назаровский (Чечин) хутора приезжал граф Толстой. Хутора назывались по имени-фамилии владельцев. 

«Вечером от Мезинова к помещику Назарову прискакал человек с запиской. Барин послал конюха (отца Дорониной) к казахам за кумысом. Отец ездил верхом и возвратился на рассвете с двумя четвертями (в двух бутылях 6 литров кумыса.)

Рано утром на другой день Толстой в сопровождении молодого офицера Коновалова и старого своего друга безрукого артиллерийского капитана, потерявшего руку в боях под Севастополем, на знаменитом четвертом бастионе, Мезинова приехал к Назаровым на хутор. Здесь он, сидя на большом открытом крыльце барского дома, охотно пил кумыс, закусывал жареными линями и вареными речными раками, которые водятся в наших местах в большом изобилии. После завтрака Толстой прошелся с Назаровым по молодому, но уже тенистому саду. 

Другая старожилка из Назаровки, лично видевшая Толстого, Прасковья Петровна Герасимова говорила, что он советовал обсадить дивную речку башкирку соснами, какие и сейчас еще растут в Назаровке на бывшей усадьбе Назаровых. Цел и дом, где останавливался Л.Н.Толстой. Надпись на мемориальной доске гласит: «В этом доме дважды побывал в 1862 и 1876 годах великий русский писатель Л.Н.Толстой. 

П.  Беседа по содержанию рассказа «Много ли человеку земли нужно». 

1. Слово учителя. 

Исследователи жизни и творчества Л.Н.Толстого считают, что на первомайском материале Толстым написан рассказ «Много ли человеку земли нужно», на оренбургском - рассказ «Ильяс», на уральском - рассказ из времен польского восстания 1830 года «За что?», действие которого происходит в Уральске. Идея написания родилась, когда Л.Н.Толстой и А.Д.Столыпин зашли на городское кладбище и писатель увидел пустую детскую могилу, а А.Д. Столыпин, слывший за удивительного рассказчика, поведал Л.Н. Толстому трагическую историю поляков Мигурских. 

2. Предмет нашего разговора сегодня - рассказ «Много ли человеку земли нужно», который вы должны были прочитать дома. 

Какова завязка этого рассказа?  

Разговор двух сестер, одна из которых - жена купца, а другая - жена крестьянина. Спорили они о том, кому лучше живется. А муж одной их них, крестьянин Пахом слушал их спор на печи и решил для себя: «Все хорошо. Одно горе - земли мало! А будь земли вволю, так я никого, и самого черта, не боюсь!». А черт за печкой сидел, все слышал: «Ладно, поспорим мы с тобой, я тебе земли много дам. Землей тебя и возьму». 

Как же долее развивается действие? 

-Вроде бы все хорошо у мужика идет: выкупает он у соседской барыни 15 десятин земли с лесочком, уплатив ей задаток. А на следующий год с хорошего урожая выплатил долг барыне и остальным, у кого занимал. Стал Пахом помещиком. 

Что же помешало Пахому быть помещиком? 

-Потрава хлеба и лугов его крестьянскими коровами и лошадьми (сначала случайная, а потом намеренная, потому что Пахом обращался в суд и крестьян штрафовали). И в конце концов окончательно рассорился Пахом с соседями, так что стали они ему красным петухом грозиться. 

Какой же случай подвернулся Пахому? 

-Однажды пришел мужик к нему и рассказал о заволжских землях. Народ туда селиться идет. Земли там очень богатые. Распродал Пахом землю, уехал с семьей на новые места. 

Как складывается жизнь его на новом месте? 

-Удачно, он богатеет.

Чего же ему не хватает?

-Он хочет купить землю в вечное пользование и жить с семьей на хуторе.

 Расскажите, чем же заканчивается рассказ. 

-Башкирцы, к которым приехал Пахом покупать землю, обещали продать ему за тысячу рублей столько земли, сколько он пройдет за день. 

Что погубило Пахома? 

-Жадность. Он старался обойти больше земли, опаздывая к закату солнца, когда он должен был быть на вершине холма, где его поджидали башкирцы, он не ел, не пил. Добежал он до холма и тут же умер.

Что понравилось вам в этом рассказе?

-Это произведение поучительное, мудрое. Описывается, какими красивыми были наши места в те далекие времена. 

Похожа ли наша природа на ту, что описана в рассказе Толстого

-Очень мало осталось в нашем Причаганье таких заповедных уголков. Почти вся степь распахана, от этого и по многим другим причинам наш Чаган гибнет. Исчезают многие виды растений и животных . Рассказ этот читается и с интересом и с болью. 

К чему вольно и невольно призывает нас Л.Н. Толстой? 

-Не быть такими жадными, как Пахом. Ему не удалось завладеть этими богатыми землями, а мы ими владеем. Так будем же рачительными хозяевами природных богатств нашего края! 

Какие герои вам понравилось в рассказе ?

 -Башкирцы. Они веселые, мудрые, нежадные, смеялись над скупостью Пахома.

 Какие описания природы вам запомнились? 

-«... земля вся ковыльная, ровная как ладонь, черная как мак, а где лощинка - так разнотравье, трава по груди». 

В заключение учитель спрашивает:

 Как вы думаете, ребята, каким бы хотел видеть наш край Л.Н. Толстой? 

-Богатым, урожайным. С полноводными реками, с плодородными землями - то есть таким, каким был он в середине XIX века. 

Заключительное слово учителя. 

 Л.Н. Толстой хотел бы видеть наш край населенным счастливыми людьми. Он всегда защищал крестьян. После сильнейшей засухи 1873 года Толстой ездил по заволжским деревням и видел страшные последствия голода. Он написал большую статью о самарском голоде в виде письма издателям «Московских ведомостей» с призывом к русскому обществу о помощи голодающим крестьянам. Письмо Толстого вызвало большой поток пожертвований в пользу голодающих от частных лиц. Самарский губернатор предложил бузулукскому исправнику «учредить негласный полицейский надзор за отставным поручиком графом Львом Толстым». 

Наверное, не понравилось бы великому писателю то, что происходит сейчас у нас в России, когда многие люди не получают зарплату, а многие голодают. Толстой бы не молчал, он поднял бы свой голос в защиту страдающих, потому что он был совестью нации, совестью народа. 

Домашнее задание. 

Написать мини-сочинение о том, какие мысли вызвал у вас рассказ Л.Н. Толстого и сообщение о пребывании писателя в нашем районе. 

Прослушивание фрагмента песни «Ах ты, степь широкая...» (заключительный куплет). 

Таким образом, обращение словесников к литературному краеведению на уроках литературы помогает в эстетическом, экологическом воспитании учащихся на близком для них материале, позволяет учителю использовать новые технологии в обучении.

назад