Дата: 30.01.2009 г.

Об опыте работы учителей по проблеме формирования
языковой личности школьника
В современные программы русского языка (Баранова М.Г., Ладыженской Т.А., Бабайцевой В.В., Разумовской М.М.), отражающие новые концепции обучения, имеющие целью формирование языковой личности, органично вводится компонент, направленный на формирование у школьников умений не только текстовосприятия, но и текстообразования. Поскольку основной единицей общения является текст, то именно текст выступает в качестве высшей единицы обучения.

Текстоцентрический подход неразрывно связан с коммуникативно-деятельностным подходом в обучении языку.

Как построить такое обучение, которое бы способствовало развитию языковой личности?

1. Начинать работу следует с анализа собственно-информационных текстов, т.к. эти тексты допускают только одну интерпретацию, а употребление в них слов полностью определяется их словарными значениями.

Мотивирующим фактором становится формирующаяся языковая компетентность учащихся, обнаруживающая себя в рациональных приемах понимания информационного текста.

2. На втором этапе учащиеся работают с оценочно-информационным текстом. Сначала школьники исследуют небольшие по объему тексты - пословицы, поговорки, афоризмы, анекдоты, а затем – образцы публицистического стиля.

3. Следующий этап – работа с образно-оценочно-информационным текстом, на основе которого формируется высшее качество хорошей речи – образность.

Развитие языковой личности непрерывно движется от “красивых образов – к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте” (Платон).

Правильное, точное, полное восприятие чужого текста предполагает конструирование собственного текста, адекватного данному. Поэтому совершенствуя умения текстовосприятия, мы создаем условия для формирования умений текстообразования.

К необходимым условиям, при которых учащиеся успешно овладевают умениями текстообразования, можно отнести следующие.

1. Формирование потребности (мотивации в общении, желания учащегося поделиться с другими тем, как воспринимается и оценивается им ситуация или событие).

2. Обучение школьников различным видам речевой деятельности.

Кропотливую, систематическую, многоплановую работу по формированию “Языковой” личности проводят многие учителя-словесники г. Оренбурга и области.

Так, большим спросом у учителей русского языка пользуется система уроков по формированию коммуникативной компетенции учащихся, литературному образованию и формированию духовного мира подростка “Азбука культуры общения” (автор Кононыхина Н.И., заслуженный учитель школы РФ (шк. № 40 г.Оренбурга) изданная в качестве методических рекомендаций ИПК РО в 1995 г. Содержанием “Азбуки культуры общения” стали лучшие образцы (тексты) современной, художественной отечественной и зарубежной литературы. Тематика уроков общения многообразна:

-  Это скромное чудо-общение;

-  Человеческое слово могуче;

-  “Словом можно спасти, словом можно полки за собой повести”;

-  Монолог, его особенности;

-  Поговорим … поспорим;

-  За живое, образное слово;

-  “Умей чувствовать рядом с собой человека”;

-     Расчисть тропинку к собственной совести;

-  “Всякий человек сам себя воспитать должен”;

-  “В человеке должно быть все прекрасно”;

-  “Берегите, люди, землю свою!” и другие.

Разработанная система уроков проверена автором на практике в работе с учащимися 5-9 классов. Учителя-коллеги, слушатели курсов отмечают высокую языковую подготовку учащихся Кононыхиной Н.И.: умение создавать речевые тексты; богатство их эмоционально-нравственной лексики; достаточно высокую речевую культуру; умения вести диалог; быть свободными и убедительными в ходе ведения дискуссии, диспута.

Учитель высшей категории Лежнева Ирина Витальевна (сш. № 32 г. Орска) разработала спецкурс “Школа поэтического мастерства”, который был введен в школьную программу в 1991 г. и имел целью ознакомление учащихся с теорией и практикой создания поэтических текстов.

В 1996 году вышел первый сборник стихов учащихся средней школы № 32 “Ты верь в себя”. Хочется отметить богатство жанров литературных текстов, созданных школьниками. На начальном этапе – это подражания Крылову И.А., Ломоносову М.В., Маяковскому В.В., Цветаевой М.И., вольный перевод “Слова о полку Игореве”; лимерики; дружеские шаржи-эпиграммы.

Затем интересные по форме и содержанию поэтические тексты. Стихи “С.Есенину” (Лежнева В.), “Что я люблю” (Калиниченко М.), “Ты верь в себя!” (Михайлец О.), “Бирюзовая метаморфоза” (Шимухаметова М.), “Я знаю, никто не заменит собаку” (Лежнева В.), “Сиреневый рассвет” (Богачева А.); поэмы, поэтические миниатюры. В сборнике помещены произведения более 100 авторов. 

В последние два года Лежнева И.В. руководит занятиями студии “Мастер-класс”. В студии обучаются не только школьники из г. Орска (94 чел), но и из других городов Восточного Оренбуржья – гг. Гая (5), Новотроицка (5), Новоорска, Ясного (по 1 человеку), отрабатывая навыки интерпретации текста, создания творческих работ; приемов “раскрашивания” и собирания поэтического текста; развития навыков языкового разбора и подбора необходимых художественно-изобразительных средств.

Умению определять коммуникативное намерение автора текста учит учащихся учитель средней школы № 28 г. Орска Паржецкая И.В. Перед учениками постоянно ставится вопрос, чего добивался автор текста, какую цель преследовал: рассказать, проинформировать, описать, охарактеризовать, доказать, убедить, попросить, поощрить и т.п. Ученик постепенно приобретает умения задавать себе эти вопросы, научится лучше понимать собеседника, даже его скрытые намерения, научиться читать “между строк”.

С целью развития мышления идет кропотливая работа над лексикой. Правильному пониманию и употреблению слов способствует подбор омонимов, синонимов и антонимов, работа не только учит различать устаревшие, диалектные, профессиональные слова, но и показать их роль в тексте, нормы и приемы их использования. Игры-упражнения при изучении темы “Лексика” развивают память, внимание, сообразительность, коммуникативные навыки и умения.

В арсенале учителя игры “Переводчик”, “Следствие ведут знатоки”, “Соколиный глаз”, “Аукцион”, “Эрудит”, “Бумеранг”, “4-ый лишний” и другие, которые не только развивают речь, способствуют повышению грамотности учащихся, но и содействуют расширению кругозора учащихся, воспитывают у детей внимание, быстроту реакции, развивают лингвистическое мышление, аналитико-систематическую деятельность. 

Оренбургский край издавна привлекал внимание писателей, ученых, путешественников своей историей, красотой необъятных просторов, природными богатствами. Об Оренбурге писали А.С.Пушкин, В.И.Даль, С.Т.Аксаков, А.К.Толстой, Л.Н. Сейфуллина, В.П.Правдухин, М.Джалиль, Т.Ф. Слободинская, А.Чибилев. Интересны исследования краеведов П.Н.Прянишникова, Л.С.Медведевой, В.В.Дорофеева, ученых Л.И.Футорянского, А.Г.Прокофьевой, писателя-прозаика, нашего современника, Л.Н.Большакова и многих других. Любящий родную землю, увлеченный своим делом учитель не может оставаться равнодушным к этим именам, к фактам истории Оренбуржья.

У словесников Оренбуржья имеются большие возможности использования краеведческого материала в работе по воспитанию патриотизма и гражданственности.

Среди оренбургских словесников немало краеведов-энтузиастов. Таким человеком является Самойлова Людмила Алексеевна, учитель средней школы №15 г.Орска, опыт которой по использованию краеведческого материала в образовательной деятельности изучен, обобщен и издан Оренбургским областным институтом повышения квалификации работников образования в качестве методических рекомендаций “Тексты краеведческой тематики к урокам русского языка в 9 классе”.

Весь дидактический материал подобран так, чтобы он был интересен учащимся, заставил бы их задуматься о родном крае, его истории, культуре, природе, выдающихся общественных деятелях, писателях, поэтах, воспевших красоту земли оренбургской.

Особый смысл работы заключается в том, что тематика текстов как бы соединяет разные предметы: историю, литературу, географию. В результате у учащихся накапливается сумма краеведческих знаний, осуществляется синтез, взаимосвязь общенаучного и местного материала. Содержание текстов способствует формированию научного мировоззрения, воспитанию патриотизма и гражданственности (знаний о родном крае, его прошлом, настоящем, ответственности за будущее). Тексты воспитывают эстетические вкусы учащихся, развивают культуру речи.

Формы и методы работы возможны различные: 

- проведение вводных уроков по одной из тем в каждом классе; 

- включение местного материала в уроки лексики, фразеологии, фонетики и т.д.;

- организация исследовательской, поисковой работы учащихся, как индивидуальной, так и групповой;

- углубленная работа по анализу текстов художественных, публицистических произведений о родном крае;

-  изучение краеведческого материала как основа для творческих работ,

формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Обращение к региональному компоненту как нельзя более современно, т.к. позволяет развернуть работу по духовному возрождению 

-   России.

Сегодня стало очевидным, что “дар слова” нельзя обрести посредством изучения грамматики, правописания и так называемых речевых упражнений. “Дар слова” развивается благодаря активному приобщению школьников к действительности, к изменениям ценностных установок современного образования, которое как процесс и результат приобретает значимость лишь в той мере, в какой оно отвечает потребностям индивидуальности, субъективности и самоценности человека (Зотова Н.К., Смирнова Н.В.). Процесс сложный и тонкий, требует систематической кропотливой работы учителя, умеющего создать “соответствующую интеллектуальную и эмоциональную психосферу образования” ( К. Роджерс).

Учитель русского языка и литературы Советской средней школы Акбулакского р-на Брыль Л.Дм. разработала спецкурс по русскому языку “Развитие речевого творчества”.

Цель данного курса – повернуть изучение родного языка лицом к ученику, способствовать устроению личности в процессе изучения родного слова. Теоретические знания, усваиваемые по программе предлагаемого курса, - это прежде всего знания о способах создания высказывания – учебного и творческого. 

Обучение по программе спецкурса будет способствовать формированию навыков незатруднённого владения родным языком в его устном и письменной формах и стилистических разновидностях; научит осознанно относиться к продуктам своего учебного труда (сочинениям, изложениям, творческим работам разных жанров).

 На спецкурс отводится 34ч. Уже три года ведётся данный спецкурс. Имеются определенные положительные результаты: речь учащихся становится логичной, грамотной, выразительной, образной. Все дети подружились с книгой, много читают. Спецкурс помогает отрабатывать коммуникативные навыки и умения. Теоретическую основу курса составляет система речеведческих понятий: “стили речи”, “типы речи”, “текст”, “строение текста”, “развитие мысли в тексте”. Ребята научились писать творческие работы разных жанров, лучшие стихи “школьных поэтов” печатаются в районной газете “Степные зори”. Именно учащиеся из этого класса занимают призовые места на школьной и районной олимпиадах по русскому языку.

Итак, умения учащихся создавать собственные тексты очень важны, т.к. “мышление ребенка развивается в зависимости от речи” (Высотский Л.С.), и именно текст играет роль “установки” на речевое развитие. Если учащиеся научатся составлять текст в соответствии с коммуникативными намерениями и с учетом адресата, есть основания полагать, что будет получен желаемый результат, т.к. на базе текста изучается “язык в действии”, развивается дар слова, рождается “языковая индивидуальность ученика” (Бахтин М.М.)
 

назад