Использование метода проектов в урочной и внеурочной деятельности в процессе обучения литературе
(Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории МОУ «Гимназия №1» города Кувандыка)

Смирнова Е.В., ст. преподаватель
кафедры дидактики и частных
методик ИПК и ППРО ОГПУ

Информационно-педагогический модуль
(Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории МОУ «Гимназия №1» города Кувандыка
Усачевой Инны Александровны
по проблеме
«Использование метода проектов в урочной и внеурочной деятельности в процессе обучения литературе»)

I. Теоретическая база опыта

Теоретическими источниками опыта выступили:

  1. Полат Е.С. Метод проектов.
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные в системе образования. 
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.

 

II. Актуальность обусловлена следующими позициями:

  • возросшими социальными запросами;
  • необходимостью предоставить в условиях информатизации общества не столько знания, сколько умение быстро находить, анализировать и использовать новую информацию;
  • необходимостью поиска новых форм организации урочной и внеурочной предметной деятельности с использованием проектной технологии, которые позволят повысить интерес к литературе.

 

III. Основополагающими принципами данного опыта являются:

  • научность;
  • системность;
  • эффективность;
  • учет индивидуальных способностей и запросов учащихся;
  • перспективность,
  • технологичность.

 

IV. Условия возникновения и становления опыта

Задачей, которую ставит перед собой современная школа, является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей  личности. Актуальны в обучении те приёмы и методы, которые способствуют  формированию умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Вследствие этого наблюдается интерес к проектной деятельности учащихся.

V. Сущность опыта

В преподавании литературы использование проектов дает возможность по-новому интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию, что позволит отказаться от репродуктивного уровня усвоения материала и выйти на новый уровень осмысления проблематики художественного произведения. Это нацеливает на поиск основополагающего вопроса при планировании учебного проекта. Формулирование проблемных вопросов учебной темы потребует от учащихся знания содержания произведения, умения вести анализ художественного текста на всех уровнях, навыка работы с различными источниками информации, позволит высказать собственное мнение с непременным обоснованием своей позиции.

VI. Основные компоненты опыта

  1. Установлена степень разработанности различных аспектов проблемы в психологической, педагогической, методической литературе.
  2. Разработана методическая модель использования метода проектов в практике преподавания литературы.
  3. Проверена эффективность разработанной методики с целью подтверждения результативности её применения для формирования компетентности учащихся.

 

VII. Новизна предусматривает

  • развитие личности обучаемого;
  • подготовку к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества;
  • развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации, использовать ее в своей практической деятельности;
  • развитие творческого мышления;
  • формирование умений принятия решений.

 

VIII. Система работы учителя и ее результативность

В основе содержания проекта лежит материал учебной темы, представленный как проблемно-поисковая задача. Решение же должно быть представлено в виде готового продукта, который должен быть наполнен и личностно, и социально значимым  смыслом для его участников.

Тематика проектов в области литературы может быть связана как со школьной программой, так и выходить за её рамки. Это может быть тема, изучение которой широко представлено  в курсе литературы, или тема и вытекающие из нее проблемы,  решение которых невозможно найти в учебнике. Организовать проектную работу можно по следующим направлениям: изучение новаторства и традиций, сопоставление творчества различных авторов, анализ развития той ли иной темы, поиск исторических параллелей с литературными произведениями. Но какая бы тема выбрана не была необходимо учесть следующие моменты организации и проведения деятельности:

  • проблема должна быть сформулирована так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
  • тема исследования должна быть интересной и значимой;
  • следует вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его подготовки;
  • необходима постановка определённых целей и задач;
  • создание на уроке условий для творческой, исследовательской деятельности;
  • использовать ИКТ.

 

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Обозначение проблемы учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.)
  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
  6. Защита проектов, оппонирование.
  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

 

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности учащихся

1 этап

Ознакомительный

Аналитическое чтение материалов и произведений выбранного поэта (рекомендательный список готовит учитель).

2 этап

Отборочный

Отбор наиболее важных биографических фактов. Выбор стихотворений, которые можно соотнести с биографическими фактами. Выделение определенных этапов жизненного пути. Циклы стихотворений.

3 этап

Сопоставительно-аналитический

Анализ отдельных стихов, сопоставление между собой циклов стихов, написанных в разное время.

4 этап

Обобщающий

Систематизация и обобщение результатов исследования

5 этап

Оформительский

Оформление результатов исследовательской деятельности в виде компьютерной презентации.

Результатом работы становится цикл презентаций по данной теме.

Параметры внешней оценки проекта

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и
  • аргументированность ответов каждого члена группы.

 

Эффективность активности и самостоятельности учащихся можно отследить по результатам их отчетов о ходе их работы в проекте. Вопросы для анкеты учащихся могут состоять из следующих позиций, которые пригодятся при разработке последующих проектов:

  • Как ты организовал свою деятельность?
  • В каких видах работ участвовал?
  • Какими видами информации пользовался и как ее отбирал?
  • Достаточно ли было тебе времени, отведенного для работы?
  • Чему ты научился в результате работы по проекту?

 

Практическая реализация метода проектов на уроке литературы

Организуя работу над проектом учителю важно развить способности ученика к целеполаганию и планированию. Необходимо также создать условия для  составления плана и помочь ученику в его реализации. Учитель должен способствовать развитию способностей ученика  и его умению анализировать свою деятельность.

В литературе определены при работе над проектом следующие стадии:

Включение учащихся в создание учебных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, поскольку метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и на их приобретение новых. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, смоделировать. Необходимо иметь в виду, что учащиеся будут затрудняться:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  • искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
  • осуществлять или аргументировать выбор;
  • предусматривать последствия выбора;
  • действовать самостоятельно (без подсказки);
  • сравнивать полученное с требуемым;
  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты проектирования.

 

Использование проектного метода на уроках литературы в старших классах позволяет сделать процесс обучения более разнообразным, насыщенным, интересным. Рассмотрим ход работы над проектом по литературе в 10 классе «Я старался писать историю народа (Л.Н.Толстой). («Война и мир»: особенности жанра, история создания, система образов)

Тип проекта: информационно-исследовательский.
Предметно-содержательная область: литература.
Продолжительность проекта: краткосрочный (3 урока).
Методы, использованные в работе над проектом: эмпирические (наблюдение, анализ критической литературы, изучение биографии Л.Н.Толстого).
Форма представления проекта: презентация проекта в виде публичного выступления.
Основополагающий вопрос: Почему Дж.Голсуорси называет роман-эпопею «Война и мир» «величайшим романом в мире»?
Цель проекта: привитие учащимся навыков внимательного прочтения текста; представление своей точки зрения или результатов труда в наиболее выгодном свете; формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи проекта: изучить литературоведческие источники, критические статьи о романе Л.Н.Толстого, представить проект по определённым правилам.
Планируемый результат: учащиеся в ходе исследования приходят к самостоятельным выводам об особенностях жанра романа-эпопеи,  получают опыт разработки темы и развернутого плана.
Осуществление учебного проекта. Уроки используются для координации деятельности учащихся, сбор информации происходит в школе и дома (во внеклассное время).

Урок №1

  1. Определяются цели и задачи исследования.
  2. Сформулирован основополагающий вопрос и проблемные вопросы. Выдвижение гипотез.
  3. Определяется состав проектных групп, распределяются задания.

Урок №2

  1. Отчет групп по собранной информации.
  2. Обмен информацией, работа по группам экспертов, работа по группам с лидером, определение методов работы, форм отчёта.
  3. Завершение сбора информации, обсуждение по группам. Составление сценария защиты.

Урок №3

Защита проектов по группам.

План урока №3

Тема проекта: «Я старался писать историю народа (Л.Н.Толстой). («Война и мир»: особенности жанра, история создания, система образов).
Цель познавательная: познакомить учащихся с историей создания романа-эпопеи; выяснить, в чем заключается жанровое своеобразие и особенности композиции романа; объяснить смысл названия.
Развивающая цель: развивать навыки анализа текста, навыки самостоятельной работы с критической литературой; учить устанавливать причинно-следственные зависимости между историческими условиями и литературными произведениями; развитие навыков критического, самостоятельного мышления, ораторского искусства.

Воспитательная цель: воспитание стремления строить свою собственную концепцию.

Оборудование урока:

  • портреты  Л.Н.Толстого,
  • компьютерные презентации учителя и учащихся,
  • план оценки презентации проекта (см. Приложение 1).

 
Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», - я бы выбрал «Войну и мир».
Дж.Голсуорси

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

  • Биография и творчество Л.Н.Толстого.

 III. Мотивация к применению знаний.

1. Вступительное слово учителя, определяющее круг проблем, которые могут быть разрешены на уроке.

У Л.Н.Толстого есть произведение, в котором, по словам критика Н.Страхова, «все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего…». Задумывая роман-эпопею, писатель хотел представить «историю души человека» и «историю целого народа» в единстве. По какой причине Дж.Голсуорси хотел назвать роман Толстого «величайшим романом в мире»? Каковы жанровые особенности романа-эпопеи?

2. Выдвижение гипотез.

3. Обозначение основных этапов работы (история создания романа-эпопеи, смысл названия романа, композиция романа и система образов, жанровые особенности).

IV. Применение знаний. Защита проектов по направлениям (4 группы).

Сценарий защиты 1 группы.

  1. Обозначение проблемы: процесс работы над произведением был долгим и кропотливым. В целом роман охватывает 15 лет. Можно ли считать «Войну и мир» романом-эпопеей?
  2. Защита своей гипотезы: судьбы главных героев раскрываются на фоне исторических событий. 
  3. Общий вывод: «Война и мир" – произведение, в основе которого судьбы главных героев, раскрывающиеся на фоне исторических событий. 
  4. Ответы на вопросы других групп.

 

Сценарий защиты 2 группы.

  1. Постановка проблемы: заложенная в заглавии антитеза определяет структурное членение и систему образов романа.
  2. Защита гипотезы: уже в заглавии романа заложен всеобъемлющий и все охватывающий смысл, оба эти понятия важны для нации.
  3. Вывод по гипотезе: «Война и мир" – произведение, в котором прослеживается противопоставление важнейших для общества понятий.

 

Сценарий защиты 3 группы.

  1. Постановка проблемы: в произведении ярко отражены проблемы общества и каждой личности, судьба народа, роль дворянства, назначение женщины
  2. Защита гипотезы:
  3. Общий вывод.

 

Сценарий защиты 4 группы.

  1. Постановка проблемы: «Война и мир» - роман-эпопея.
  2. Защита гипотезы с опорой на текст романа
  3. Вывод по гипотезе.

 

V. Обобщение знаний учащихся.

Оценка презентации проекта учащимися по критериям (см. выше)

VI. Домашнее задание:

  1. лекционный материал;
  2.  краткосрочные проекты: семья Ростовых, семья Болконских.

 

Межпредметные проекты направлены на разностороннее развитие учащихся. Этот вид проектов формирует навыки работы в команде, способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся, творческих способностей учащихся.

Примером такого проекта может служить межпредметный проект (математика, литература, русский язык) «Симметрия вокруг нас (палиндромы как уникальный случай проникновения симметрии в числовые и буквенные выражения)».

Данный проект был подготовлен учащимися 7 класса в рамках работы гимназической проектной недели. Это проект средней продолжительности.

Педагогические цели проекта:

  1. Активизация познавательной деятельности;
  2.  Совершенствование умений ориентироваться в литературных источниках и использовать ресурсы Интернета;
  3. Формирование умений выделять главное из прочитанного, делать выводы.
  4. Развитие творческих способностей.

 

Цели авторов проекта:

  1. Изучение понятия «палиндром»;
  2. Формирование представления об использовании палиндроматики в математике, литературе и русском языке.

 

Тип проекта: информационно-поисковый, практико-ориентированный.

Форма представления проекта: презентация, буклет, реферат.

Краткая аннотация содержания проекта:

Данный проект представляет собой создание реферата, презентации, буклета по теме «В мире палиндромов». Выбор темы проекта и  форм работы обусловлен тем, что в настоящее время образовательный процесс направлен на организацию самостоятельной деятельности учащихся и формирование ключевых компетенций, таких как:

  • организация взаимосвязи своих знаний и упорядочивание их;
  • умение решать проблемы;
  • самостоятельно заниматься своим обучением.

 

Перед началом работы были обозначены следующие цели:

  • изучение понятия «палиндром»;
  • формирование представления  об использовании палиндроматики в математике и русском языке.

 

Исходя из этого, было необходимо познакомиться с понятием «палиндром», собрать материал об использовании палиндроматики в математике и русском языке, а также, работая с собранным материалом, нужно было научиться выделять необходимую информацию. Одна из немаловажных задач проекта – развивать умение работать с ресурсами Интернета.

Для достижения поставленных целей были обозначены определенные этапы работы.

Во-первых, проводился «мозговой штурм», где обсуждались основные направления работы по данной теме.

Во-вторых, проведена работа по подбору материала. Каждая предметная группа работала отдельно.

В-третьих, проводился обмен информацией, анализ материала и его обработка.

В завершение весь материал оформляется в виде презентации, буклета и реферата.

Итак, данный проект направлен на формирование мотивации к получению гимназического образования посредством использования нетрадиционных форм работы; развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся.

Практическая реализация метода проектов во внеурочной деятельности

Одним из важнейших средств педагогического воздействия на духовное становление молодежи, на формирование активной жизненной позиции личности является внеурочная и внеклассная работа. Умелый и компетентный подход к   организации этого вида педагогической деятельности, учет требований времени, а также интересов, умений, способностей и особенностей учащихся могут дать результат, к которому стремится современная школа.

Внеклассная и внеурочная работа по литературе направлена на решение вопросов морального, гражданского становления подрастающего поколения, формирование ключевых компетенций, повышение уровня эстетической культуры, развитие художественных способностей и проявление творческих стремлений личности. Непосредственное участие в организации внеклассной работы поможет учащимся сформировать прочные моральные убеждения, получить возможность самореализоваться.

Задача педагогов в процессе внеклассной работы заключается в том, чтобы организовать процесс, направить учащихся, поддержать атмосферу сотрудничества. Метод проектов – это та форма организации образовательного процесса, в которой можно воплотить все вышеизложенное.

Приведем примеры организации внеклассной деятельности с применением метода проектов:

1. Проект по созданию школьного пресс-центра

Работа в данном творческом объединении дает возможность проявить коммуникативные качества, интеллектуальные способности, продемонстрировать способность к самоорганизации и самореализации. Совместная деятельность демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Кроме этого, каждое занятие может быть организовано как ролево-игровой проект, участники принимают на себя определенные роли: редактор, корреспондент, фоторепортер, корректор. Ценность данной работы заключается в том, что каждый учащийся получает возможность в течение года примерить на себя различные роли, тем самым получить возможность к самореализации и самовыражению.

В рамках работы школьного пресс-центра была организована работа над творческим проектом «Учителями славится Россия».

Авторы проекта: члены школьного пресс-центра «Редакции газеты «ГоНГ»
Тип проекта: творческий.
Предметно-содержательная область: межпредметный проект.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Методы, использованные в работе над проектом: поисковые, интервьюирование, анкетирование.
Форма представления проекта: буклет, видеоролик.
Цель проектной работы:

  • создать буклет «Учителями славится Россия», посвященный педагогам гимназии – обладателям президентского гранта;
  • развивать коммуникативную культуру;
  • развивать умение работать в команде, творческие способности;
  • научиться логично и творчески излагать свои мысли.

Ход работы

Были созданы рабочие группы: корреспонденты, фотографы, корректоры, редакторы. Каждая группа имела определенную цель и задачу: сбор и обработка материала, составление макета буклета, написание сценария видеоролика.  Следующий этап работы – совместная деятельность по обсуждению готового материала, съемке сюжетов с авторами, корректировке, набору текст.  Готовый вариант буклета отсутствует,  так  как работа будет завершена в октябре 2009 года.

Таким образом, данный проект направлен на формирование у учащихся коммуникативных способностей, готовности к успешному, позитивному общению; обучению творческому самовыражению личности через создание сценария.

2. Творческие проекты в рамках работы дискуссионного клуба старшеклассников.  В рамках подпрограммы «Школа коммуникативной культуры» в гимназии работает дискуссионный клуб «Pro et contra».

Данная форма внеурочной деятельности способствует:

  • формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к
  • сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию.
  • личности, владеющей инструментами достижения социального и личного успеха – навыками успешного позитивного общения.

 

Основное направление в работе клуба – это, конечно, дискуссии: подготовка, проведение, обсуждение. Одна из дискуссий – обсуждение прочитанной книги – подготовила материал для долгосрочного проекта.

Данный проект представляет собой сценарий рок-оперы, основанный на литературном источнике – произведении Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон» - и сценарии бард-рок поэмы «В миле от берега» Владимира Цывкина и Александра Миронова, а также спектакль, поставленный по данному сценарию.

Педагогические цели проекта:

  1. формирование мотивации к получению гимназического образования посредством использования нетрадиционных форм работы над художественным произведением;
  2. развитие критического мышления;
  3. формирование и развитие коммуникативных способностей, готовности к успешному, позитивному общению, обучение коллективному взаимодействию;
  4. воспитание художественно-эстетического и музыкального вкуса, умения эстетически воспринимать и оценивать прекрасное в искусстве и действительности;
  5. обучение  творческому самовыражению личности через создание сценария и постановку спектакля по мотивам художественного произведения.

Цели автора проекта:

  1. чтение книги Ричарда Баха «ЧайкаДжонатан Ливингстон», составление интерпретации текста;
  2. написание сценария оперы (на основе материалов бард-рок поэмы);
  3. творческая самореализация в процессе работы над постановкой спектакля;
  4. формирование практических навыков общения, выработка на основе этих навыков собственного коммуникативного стиля;
  5. раскрытие музыкально-поэтического содержания пьесы.
  6. выявление читательского интереса: проведение анкетирования.

Тип проекта: творческий, исследовательский, практико-ориентированный.
Предметно-содержательная область:
межпредметный проект (литература, музыка)
Продолжительность проекта: долгосрочный (3 месяца)
Методы, использованные в работе над проектом:
исследование, поисковые, анкетирование, эксперимент.
Источники информации:
Бах Р. «Чайка Джонатан Ливингстон»; приложение «БШ» №19,
бард-рок поэма «В миле от берега» В.Цывкина и А. Миронова

Краткая аннотация содержания проекта:

Данный проект представляет собой сценарий рок-оперы, основанный на литературном источнике – произведении Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон» - и сценарии бард-рок поэмы «В миле от берега» Владимира Цывкина и Александра Миронова, а также спектакль, поставленный по данному сценарию.

Постановка состоит из двух действий. Проект создавался участниками дискуссионного клуба «Pro et contra» при участии вокалистов группы «Глория» и учащихся 7А, Б классов гимназии №1.

Для достижения данных целей ребята прошли определенные этапы:

  • коллективное чтение и обсуждение текста Р.Баха, во время которого была предпринята попытка раскрыть философский подтекст произведения;
  • написание интерпретации текста: на данном этапе ребята совершенствовали навыки анализа текста и умение выделять главное из прочитанного,
  • кроме этого, каждый представил свое видение авторской идеи.

Далее была намечена сюжетная линия и составлен сценарий. После этого были созданы рабочие группы: авторы, танцоры, вокалисты, декораторы - которые должны представить окончательный вариант пьесы.

Каждая группа имела определенную цель и задачу:

  • «танцоры» готовили хореографические зарисовки,
  • «вокалисты» отрабатывали сольные и групповые партии,
  • «авторы» создавали авторский текст,
  • «декораторы» оформляли сцену и рисовали афишу.

 

Позже все группы объединились для общих репетиций. Постановка спектакля прошла на сцене гимназии.

Завершение проекта подготовило следующий этап работы. Участники дискуссионного клуба разработали анкету, которая помогла выявить читательский интерес участников проекта. Результаты анкеты показали, что, работая над проектом, многие из учащихся заинтересовались книгой Р.Баха и, размышляя над судьбой главного героя, старались анализировать и свои поступки: как правильнее повести себя в ситуации выбора, как научиться отстаивать свои интересы, добиваться поставленной цели.

Итак, работая над проектом, ученик чувствует, что процесс ориентирован на него и его личность, и его деятельность на собственном опыте, интересах и склонностях. В работе над проектом важнейшее значение приобретает обсуждение и разрешение проблемы, которые интересны самому школьнику. Дети получают возможность обсуждать интересные темы и проблемы литературоведческого, философского, искусствоведческого и общечеловеческого характера, учатся высказывать свое мнение, обосновывать собственную позицию, анализировать информацию, обобщать результаты исследовательской работы.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации