Использование активных форм работы как условие повышение профессиональной культуры учителя.
(на примере работы городского методического объединения учителей английского языка г. Орска)

Представила: Л.И.Сыресенкова, методист ИПК и ППРО ОГПУ
Дата: 2010г


Модернизация образования – процесс необратимый и очень важный для современного этапа развития системы образования. Она требует от учителя повышения его профессионального уровня, формирования и совершенствования педагогической культуры, соответствующей запросам современной жизни, требует обновления и придания гуманитарно-личностной направленности профессиональной компетентности современного педагога. Профессиональная компетентность лежит в основе повышения квалификации педагогов и дополняется методической, социальной и личной компетентностью. Повышение квалификации педагогов – это постоянный процесс обновления профессиональных знаний, умений и навыков. В современных условиях развития образования - это тенденция перехода от знаний к навыкам и мастерству, т.к. необходим обмен знаниями, перенос их в жизненные, рабочие ситуации, их преобразование, т.е. внедрение их в практику.

В связи с этим необходимо сформулировать основные и дополнительные формы повышения квалификации:

В основу повышения квалификации педагогов должна быть заложена многомерная система обучения, т.е. развитие знаний, способностей и навыков в сферах мышления, мотивации, практического применения.

Перед ГМО стоит задача удержать педагогов на соответствующем уровне компетентности, так как для того, чтобы выстоять перед лицом перемен, необходимо видеть долговременную перспективу, уметь определять основные направления деятельности, постоянно повышать свой уровень квалификации, целенаправленно «созидать» самого себя. Образовательный процесс осуществляется учителями, получившими традиционное, классическое, профессионально-педагогическое образование. Отсюда возникает противоречие между образовательными запросами общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением в педагогической среде. Разрешению этого противоречия должен способствовать процесс совершенствования системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, а также совершенствование методической работы.

Городское методическое объединение учителей - эта форма просвещения педагогов, которая носит как информативный, так и практико-ориентированный характер. В существующей системе основное внимание уделяется методическим вопросам того или иного направления, т.к. профессиональная компетентность педагога связана с реальными проблемами и задачами практики, ориентирована на овладение педагогическими, образовательными технологиями, обеспечивающими достижение желаемого результата в профессиональной деятельности. Уровень профессионализма в значительной мере зависит от уровня активности педагога, его способности подняться над средой и продолжать самообразование, от системы методической работы в рамках ГМО.

В данной статье мы остановимся на опыте работы городского методического объединения учителей английского языка г. Орска, которое возглавляет учитель высшей категории школы №35 Федюкина Лариса Владимировна.

В настоящее время возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Поэтому необходимо создать все условия для повышения профессионального мастерства педагога через изменение функций методического сопровождения деятельности учителя. Методическая работа начинается с педагога. Профессиональный общекультурный уровень учителя зависит от его информированности. Данную функцию информационного обеспечения выполняют творческие группы учителей, которые обобщают и распространяют педагогический опыт. Деятельность методической службы не ограничивается обеспечением традиционной образовательной практики. Возникают структуры временные, способные инициировать ведение экспериментальной работы и обеспечивать научно-методическое сопровождение инновационных процессов.

Под управлением Федюкиной Л.В. кардинально изменилась деятельность ГМО: в рамках Городского марафона учебных предметов проводится День учителя английского языка. В каникулярное время организовываются осенняя, зимняя и весенняя сессии: учителя имеют возможность принять участие в работе 3х творческих площадок «Школа молодого учителя», «Учебно-методическая площадка», «Центр творческого взаимодействия». Активизировалась работа учителей по самообразованию.

В рамках модернизации образования и в целях повышения профессиональной компетентности педагогов первоочередными стали следующие задачи:

1) организовать эффективную структуру методической работы, исходя из цели и задач современного процесса образования;
2) формировать методические площадки для их взаимодействия на частно-предметном, межпредметном и надпредметном уровнях;
3) создать временные творческие группы по реализации как индивидуальных, так и коллективных проектов с целью повышения профессионального роста педагогов;
4) проводить систематический обзор научно-методических материалов для повышения информированности педагогов, развития профессионального уровня, стимулирования потребности педагогов в самообразовании;
5) расширить систему информационного сервиса с использованием сети Интернета.
6) повысить эффективность использования в обучении и повышении профессиональной компетентности педагогов новых информационно-коммуникационных технологий.

Методическая служба города наделена определенными функциями: научно-методическая, организационно-методическая, информационная, экспертная, образовательная и консультационная.

Деятельность ГМО многопланова: проведение теоретических семинаров (доклады, сообщения), семинаров-практикумов (сообщения с практическим показом на уроках, внеклассных, внешкольных мероприятиях), диспутов, дискуссий («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум), «деловых игр», ролевых игр, различных типов уроков (уроки-имитации, уроки-панорамы), обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки, обсуждение отдельных открытых уроков, мероприятий или их цикла, обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий, обсуждение результатов предметных олимпиад учащихся, подготовка учащихся к ЕГЭ, консультирование учителей по вопросам ЕГЭ, организация и проведение конференций руководителей объединений (см. в Приложении план работы ГМО).

Конференция руководителей ШМО является своеобразным подведением итогов работы по актуальным проблемам за год и, как правило, отражает приоритетные направления перспективного планирования по внедрению инновационных форм и методов работы, творческую и научно-исследовательскую работу руководителей и педагогов школ города. Несомненно, подобные конференции повышают активность всех преподавателей, а самое главное – способствуют внедрению инновационных форм в работу педагогов образовательных учреждений, повышают компетентность всех участников конференции.

Теоретический семинар - необходимая форма повышения квалификации для ознакомления с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Посещение семинаров способствует обогащению профессиональных знаний, умений и навыков, развитию профессионально-личностной культуры как руководителей ШМО, так и педагогов. В последние годы проведены семинары «Многоуровневый подход к обучению английскому языку в современной школе», «Интегрированные курсы - новые информационные технологии преподавания английского языка», «Психологические особенности работы учителя иностранного языка с детьми младшего школьного возраста», «Научно-исследовательская деятельность учителя как одна из форм повышения уровня самообразования и компетенции современного учителя».

Семинар–практикум (практико-ориентированное обучение) – дает возможность руководителям и педагогам познакомиться с результатами поисковой деятельности. Семинары–практикумы направлены на включение слушателей в процесс приобретения того или иного практического навыка и включают три этапа: теоретический, практикум, контроль и оценка уровня достижения практического навыка. Примером таких занятий являются «Систематизация грамматического материала в 10-11 классах по УМК под редакцией Кузовлева В.П.», «Использование УМК под редакцией Гроза О.Л. для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ», «Новые УМК «New Millennium English» под редакцией Гроза О.Л., «Enjoy English» под редакцией Биболетовой М.З., «Cambridge English for School in Russia» под редакцией Виноградовой О. в процессе преподавания английского языка», «Совершенствование навыков диалогической и монологической речи учащихся», «Внедрение современных технологий на уроках английского языка».

Методический семинар является продуктивной теоретической формой повышения профессиональной компетенции педагогов. Были проведены такие методические семинары как «Мониторинг результативности учебного процесса», «Коллективная учебная и игровая деятельность на уроках иностранного языка как основной метод обучения на раннем этапе», «Портфолио учителя гуманитарного профиля», «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся», «Предметная неделя в школе как активная форма внеклассной работы учителя».

Консультирование разных категорий учителей по широкому кругу проблем - эта форма повышения компетентности и руководителей и педагогов является наиболее востребованной и эффективной в профессиональной деятельности. В последние годы была организована работа по следующим направлениям «Обучение аудированию, чтению, говорению и письму в рамках требования к ЕГЭ», «Раннее обучение английскому языку в общеобразовательной школе», «Новые информационные технологии в преподавании иностранного языка», «Профильное обучение. Опыт разработки элективных курсов».

«Круглый стол» предполагает совместное обсуждение и обмен мнениями по определённой проблеме. Например, «Современные методические издания в помощь учителю английского языка», «Имидж современного учителя», «Современные приёмы методической техники», «Иностранный язык за пределами урока», «Портфолио учащегося - папка его личностных достижений».

Методическая мастерская организует и проводит презентации деятельности школьных методических объединений, ресурсно-методических школьных центров, обобщение опыта работы учителей по одной методической проблеме, научно-практическая конференция учителей и фестиваль лучших работ учащихся.

Выбор формы занятий методического объединения зависит от квалификации педагогов, от их заинтересованности в освоении инновационных форм работы, от активности позиций и творческого потенциала. Система деятельности ГМО имеет тенденцию к поиску современных форм работы, поддержанию инновационного духа и творческого поиска, совершенствованию того, что наработано, и применению новых подходов и идеи. Только развивающая система способна активизировать процессы профессионально-личностного роста и саморазвития педагогов. И если мы хотим, чтобы педагог на протяжении всей своей жизни сохранял творческую активность, умел ставить новые проблемы и по-новому решать старые, система повышения профессиональной компетентности должна быть направлена на непрерывное развитие личности педагога. На этом пути учитель должен как минимум, пройти четыре этапа зрелости:

1 этап - начинающий учитель должен удержаться в пределах своей предметной области знаний;
2 этап - становление специалиста (педагог использует множество форм обогащения опыта);
3 этап - увеличение степени профессионального риска и начало апробации собственного опыта.
4 этап - самый сложный период, когда профессионал упирается в планку достигнутого. Достигнув верха своей компетентности, и оставаясь на старом багаже, учитель снова может оказаться на ступеньке некомпетентности. Для этого необходимо организовать систему самообразования педагога, дать почувствовать необходимость в научно-исследовательской работе.

Ежегодно проводится многоступенчатое диагностирование (анкетирование) педагогов разных категорий для определения круга проблем, приоритетных тем, требующих разного подхода к оказанию адресной методической помощи. Диагностическая карта позволяет выявить уровень заявленных проблем, провести ранжирование. Такой подход помогает создать условия для функционирования и развития системы методической работы, представляющую многоуровневую структуру.

Таким образом, содержание деятельности ГМО строится на основе дифференцированного подхода и является не только формой обучения, повышения профессиональной компетентности педагогов, но и позволяют выявить инновационные пути, формы и методы преподавания, а также уровень мастерства педагогов.

Осуществлять основные функции методической работы помогает технология комплексного исследования деятельности учителя. Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность. Саморазвитием педагога можно и нужно управлять, т.к. уровень профессионализма не только личное дело учителя. Профессиональное саморазвитие – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии, а значит и ориентированная на повышение качества образования.

Управленческую деятельность методической службы помогает организовать технология педагогического взаимодействия. Первой ступенькой в осуществлении технологии педагогического взаимодействия является осознание его сути, целей, принципов и содержания, которые реализуются в разнообразных формах деятельности. Одна из форм – творческие группы. Обычно учителя сами объединяются в творческие группы по критерию близости методической темы и с планом работы приходят на заседание ГМО. План работы творческой группы составляется на один год. Для членов творческих групп характерно неформальное общение, минимум заседаний (3–4 в течение года), т.к. главное внимание они должны уделять поисковой работе. Не следует подавлять инициативу учителей, желающих вести творческую, исследовательскую работу по интересующей их проблеме.

В настоящее время мы имеем дело с огромным потоком информации о работе школы, каждого педагога, которую необходимо не просто собирать, но и систематизировать, делать легкой для чтения и удобной в использовании. В этом случае не обойтись без технологии графического отражения информации. В наших сводных таблицах можно найти информационно-методическую карту передового опыта педагогов, пункты, раскрывающие трудности в работе учителя, участие педагогов в работе ГМО, повышение квалификации педагогов, пропаганду личного педагогического опыта, динамику качества обучения, результативность труда и т.д. Огромная информация сжата до статистических данных, которые легко хранить и которыми удобно пользоваться. Важнейшим условием повышения качества образования является создание условий, активизирующих профессионально-познавательный поиск педагога, способствующий развитию его творческих сил, самостоятельности, нового научного стиля мышления.

Возникновение профессионально-познавательного интереса у учителя, желания развиваться, двигаться вперед – прямой результат работы методической службы города (ГМО) по повышению профессиональной культуры педагогов.

В результате представленной деятельности активизировалась работа учителей по самообразованию. В конце года проведена городская научно-практическая конференция среди учителей английского языка по подведению итогов работы над темой самообразования, в которой приняли участие 11 педагогов. В дополнение к традиционной городской научно-практической конференции исследовательских работ учащихся проведён фестиваль творческих работ учащихся «Портфолио», на котором представлено 16 проектов учащихся. За год повысили квалификацию 25 педагогов: 1 обучился в Москве, 19 на аттестационных курсах, 5 на проблемных курсах. Аттестовано на высшую категорию 6 учителей, на 1 категорию – 13.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации