Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена

Представила: Бердникова Л.И., зав. УМК русского языка и литературы ООМПКРО
Дата: 20.06.02

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении единого государственного экзамена в Оренбургской области в 2002 году

В соответствии с Постановлением правительства РФ "Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена" от 16.02.01, №119 и Распоряжением главы администрации Оренбургской области от 1.11. 01, № 725-р, в 2001/2002 учебном году в школах области будут проведены единые государственные экзамены (ЕГЭ).

Одной из целей проведения ЕГЭ является совмещение итоговой аттестации выпускников и вступительных экзаменов в вузы.
Для проведения ЕГЭ разработаны контрольные измерительные материалы, назначение которых - дифференциация выпускников средней школы по уровню подготовки по русскому языку.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе:
· Обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.1998 № 1236).
· Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ МО от 30.06.1999 № 56).

В названных документах определены
Требования к уровню подготовки выпускников средней школы
по русскому (родному) языку

Учащиеся должны з н а т ь:
- общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;
- признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.

Учащиеся, применяя полученные знания, должны у м е т ь:
- создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;
- оценивать предложенное высказывание на лингвистическую тему;
- анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;
- соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
- владеть приемами редактирования текста (использовать возможность лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т. п.);
- передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно использовать цитирование;
- анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка;
- готовить рецензию (устную и письменную) на статью, книгу, фильм, спектакль, произведение живописи, музыкальное произведение.

Для диагностики учебных достижений выпускников по русскому языку определены 3 уровня подготовки:
1) базовый уровень;
2) повышенный уровень;
3) высокий уровень.

В соответствии с этим работа состоит из трех частей, определяемых типом заданий.
Часть 1 (№ 1 - 32) содержит задания с выбором ответа. Эта часть работы содержит задания базового уровня.
Часть 2 (№ 33 - 40) содержит задания открытого типа с кратким ответом. Это задания повышенного уровня, проверяющие умение анализировать текст.
Часть 3 (№ 41) - это задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе предложенного текста.

Для успешной подготовки учащихся необходимо организовать систематическое повторение русского языка за курс основной школы.
При повторении орфографии, пунктуации, морфологии, синтаксиса рекомендуем обратить особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у учащихся: правописание личных окончаний глаголов, безударные гласные корня, правописание суффиксов н/нн, правописание не с различными частями речи, предложение с обособленными членами, пунктуация в осложненном предложении, самостоятельные и служебные части речи, типы связи слов в предложении. (Часть1, часть 2)

При разработке заданий для учащихся следует ориентироваться на работу с текстом как важнейшей единицей речи. Предлагаем примерные вопросы и задания к тексту упражнения из учебника для 10-11 классов А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой "Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи" (7-е издание), рекомендованного Министерством образования Российской Федерации.
Упр. 509. Выразительно прочитайте описание сельского кладбища, определите позицию автора по отношению к главному герою романа...

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашенными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обеим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде. Припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до их воспоминаний о нем... Неужто их молитвы, их слезы бесплотны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии "равнодушной" природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...

Дополнительные задания
1. Найдите в тексте слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. Объясните их написание.
2. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне. Графически обозначьте условия выбора для написания е/и или о/а.
3. Подготовьте распределительный диктант, включающий слова на орфограмму "правописание суффиксов н/нн".
4. Проиллюстрируйте примерами из текста случаи слитного и раздельного написания не с различными частями речи.
5.Выпишите из текста слово с дефисным написанием. Приведите примеры других случаев дефисного написания.
6.Выпишите из текста глаголы с безударными личными окончаниями. Объясните их написание. Создайте свой текст, используя выписанные глаголы (возможно изменение их формы).
7. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово безмятежно
8.Из последнего предложения выпишите словосочетания, в которых использована связь согласование
9.Укажите в тексте предложения, осложненные однородными членами. Объясните постановку знаков препинания.
10.Найдите в тексте предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Объясните постановку знаков препинания.
11.Найдите в текст предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Объясните постановку знаков препинания.
12.В тексте найдите сложное предложение, состоящие из трех частей. Определите его вид, составьте схему.

Проверить уровень сформированности орфографических, пунктуационных знаний и умений применять их к языковому материалу можно с помощью 5, 7, 10,11, 22, 23, 33, 34, 36, 37, 38, 39, 40 заданий контрольных измерительных материалов* .

Часть 1.
А5. В каком слове пропущена буква И?
1) Выше головы не прыгн…шь.
2) Дыма без огня не быва…т.
3) Из песни слова не выкин…шь.
4) Кашу маслом не испорт…шь.

А 7. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только безударные гласные, проверяемые ударением?
1) пор..дниться, ф..нарь, те..тральный, к..снуться

2) к..мментарий, об..ятельный, заг..рать, упр..влять

3) к..вычки, пок..зался, отд..ленный, выр..стает

4) изд..лека, оч...ровательный, ст…рпеть, прогл…тить

А10. Укажите, на месте каких цифр пишется НН?
На краше(1)ом деревя(2)ом столе были расставле(3)ы жестя(4)ые кружки, в центре стоял чугунок с разваре(5) ой картошкой.
1) 2, 5
2) 3, 5
3) 1, 3, 4
4) 2, 3

А11. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Есть (не)исследованные части Антарктиды.

2) Нами (не)предусмотрены все варианты поведения животного.

3) Путешественникам (не)где было расположиться на ночлег.

4) Вы (не)плохо справились с работой в этот раз.

А22. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Не дойдя до них (1) Безухов (2) остановился возле невысокого брюнета (3) стоявшего у окна.
1) 1, 2
2) 1, 3
3) 3
4) 2, 3

А23.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Подаренная мне книга оказалась не только интересной, но и полезной.

2) Повсюду: и в кустах, и в траве, и в буйных папоротниках - запели птицы.

3) Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается.

4) Цветы поражали своей величиной и формой и манили к себе прекрасным ароматом.

Часть 2.
(1)Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3)За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4)В предчувствии холодов умолкли птицы. (5)Ни звука. (6)В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7)Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
(8)Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9)Дятел работал без устали. (10)На заболевшей сосне виднелся узор его "долота". (11)В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12)Я спрятался за куст, любуясь работой. (13) Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14)В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15)Из кустов орешника грянул выстрел - дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. (16)Дятел не успел проглотить личинку - она так и осталась в окровавленном клюве.
(17)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(20) - Зачем?
(21) - А просто так...
(22)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
(23)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24)Кто должен научить их беречь и любить природу? (25)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (26)Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
(В.Песков)
В1. Из предложения 15 выпишите слова, в которых все согласные звуки глухие.
В2. Укажите способ образования слова СОЖАЛЕНИЕ.
В3. Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью примыкание.
В4. Укажите номера предложений из второго абзаца, где причастные обороты не выделяются запятыми.
В5. В последнем абзаце найдите сложноподчиненное предложение, в одном из частей которого имеются однородные сказуемые, выраженные краткими прилагательными. Укажите его номер.
В6. Укажите номер предложения с деепричастным оборотом.

Часть 3.
Задание: напишите сочинение-рецензию по данному тексту. Выразите свое отношение к теме, которая волнует автора, оцените языковое оформление текста - стиль, композицию, отбор выразительных средств.
Для подготовки учащихся к выполнению задания части 3 вам предлагается ряд сочинений-рецензий на статью С.Г. Залыгина "Читая Гоголя" (\\Учительская газета. - № 34 - 35. - 2001. - С.19-20), написанных выпускником и педагогами без всякой подготовки, спонтанно, за одно занятие; оцените их качество по критериям, представленным в КИМах.

Читая Гоголя
Гоголь велик в каждом своем зрелом, то есть в каждом гоголевском произведении.
"Ревизор", или "Мертвые души", или "Игроки", или "Шинель" - это образцы истинно мировой литературы, тот язык мира, на котором человек познает человечество.
В определенном смысле Гоголь близок к другому русскому гению - Менделееву, потому что подобно менделеевской таблице химических элементов он создает таблицу человеческих образов и характеров.
Здесь у него свой метод: он рассматривает то или иное свойство человека - жадность, грубость, хвастовство, беспредельную отвагу или ничтожество, - персонифицируя эту черту в одном образе и соответственно получает Плюшкина, Собакевича, Хлестакова, Тараса Бульбу или Шпоньку.
Конечно, он не закончил эту работу, но, кажется, никто в мировой литературе не сделал в этом направлении столько же. Даже Бальзак. Даже

Диккенс.
Бросим взгляд на его творчество в целом, и тогда мы увидим, что он был предтечей если не всех, так очень многих современных литературных направлений.
Разве "Шинель" не предшествует современному романтизму? А что такое современный мистицизм в литературе? Это - "Вий" и "Портрет".
Школе исторического романтизма в ее современном виде предшествовал "Тарас Бульба". Это отнюдь не рыцарский роман, но в то же время это подлинный романтизм.
Художественно- социологическим исследованиям предшествовали "Мертвые Души". Художественному бытописанию - "Старосветские помещики", "Коляска".
Детектив? Это - "Игроки".
Водевиль? Это - "Женитьба".
Эссе? Это - "Выбранные места из переписки с друзьями", "Театральный разъезд".
Кажется, ни один писатель за всю историю существования художественной литературы не угадал столько путей, столько возможностей, заложенных в литературе, сколько Гоголь.

С.Г.Залыгин
Сочинение-рецензия
(выполнил ученик 11 класса)
В своей работе С.Залыгин пытается построить параллели между современными литературными направлениями и произведениями Гоголя, которые, по мнению автора, являлись их предтечами. От предложения к предложению писатель, все более увлекаясь, сыплет названиями произведений, но, по моему мнению, излишняя категоричность в установлении логических связей приводит к искажению сущности творчества Гоголя. "Шинель" - инфернальное, таинственное произведение, внутри которого настоящий вихрь стихий, автор называет предтечей современного реализма. Я считаю это утверждение неверным. Гоголь был "инфернальным писателем (в своих произведениях), обладавшим необыкновенным чувством зла, которое находило отражение в образах - человеческих осколках его произведений". По моему мнению, в статье автору удалось правильно оценить талант Гоголя, но вместе с тем я не могу согласиться, что Н. Гоголь был предтечей "очень многих современных литературных направлений".

Сочинение-рецензия
Величие Гоголя
Тезис определен в самом начале: Гоголь велик в каждом своем зрелом произведении. Понятие "гоголевское произведение" в устах С. Залыгина звучит как наивысшая оценка.

Далее следуют неопровержимые доказательства величия гоголевского таланта, так как его книги помогают человеку познать человечество.
Во-первых, умение персонифицировать черту человеческого характера в одном образе. Во-вторых, Гоголь - предтеча очень многих литературных направлений. Это и современный реализм, и исторический романтизм, и художественно-социалогические исследования. Гоголь хорош в любом направлении и жанре: водевиль, детектив, эссе, мистицизм, фантастика.
Я полностью согласна с автором статьи, что ни один писатель за всю историю существования художественной литературы не угадал столько путей, столько возможностей, заложенных в литературе, сколько Гоголь.
Итак, перед нами интересное рассуждение-размышление, написанное ярким доступным языком писателя-публициста, хотя в статье встречаются специальные термины (реализм, романтизм, рыцарский роман, эссе).
Выразительность и образность языка разнообразны: это и интересные сравнения (близость гения Гоголя к гению Менделеева, менделеевская таблица химических элементов и гоголевская таблица человеческих образов и характеров), эпитеты, метафоры.

Последняя часть - вопросы-ответы - подчеркивает также значимость и величие Гоголя. Четкий вопрос - конкретный ответ.

Статья С. Залыгина передает не только отношение писателя к поднятой им проблеме, но и способствует более глубокому пониманию современным читателем произведений великого Гоголя.

Сочинение - рецензия
Грани таланта Н.В. Гоголя
Николай Гоголь - та мировая величина, осознать которую пытались многие и неоднократно. И для современников своих, и для исследователей более позднего времени открывалась бездна гоголевского таланта, который можно сравнить с драгоценным камнем, отливающим многоцветными гранями.
С. Залыгин дает общую и вместе с тем весьма глубокую и конкретную характеристику гения Гоголя, называя язык писателя "языком мира, на котором человек познает человечество".Кстати, следует отдать должное С. Залыгину, который находит весьма меткое и удачное сравнение, проводит параллель между Гоголем и Менделеевым, двумя русскими гениями, великим писателем и великим химиком. Поразительно сравнение: менделеевская таблица химических элементов и гоголевская таблица человеческих образов и характеров. У Менделеева - водород и гелий, железо и алюминий, у Гоголя - жадность и грубость, хвастовство и отвага. Таким образом, Залыгин, не опускаясь до уровня прозаизма, тем не менее просто, доступно рецензирует творчество Гоголя, который в каждом своем произведении - гений.
Привлекает композиционная стройность статьи С. Залыгина. Мастерство писателя, выражающееся в умении строгими, скупыми, точными словами вызвать у читателя высокий настрой души, глубокие эмоциональные чувства. Глубина содержания мыслей автора неисчерпаема. Но это не аксиома. Залыгин оставляет за нами право спорить с ним, не соглашаться, так как не случайно, наверное, употребляет (дважды в тексте) вводное слово "кажется".

Сочинение-рецензия
на статью С.Г. Залыгина "Читая Гоголя"
Статья С. Залыгина "Читая Гоголя" - это рассуждение о мастерстве Гоголя-писателя.
Уже в самом начале статьи критик заявляет, что "Гоголь велик в каждом своем зрелом" произведении. И действительно. Все произведения Гоголя - "образцы истинно мировой литературы". Ведь Гоголь, подобно Менделееву, "создает таблицу человеческих образов и характеров". Используя сравнение с Менделеевым, величайшим химиком мира, критик показывает величие гения Гоголя в области литературы.
С. Залыгин приводит доказательства своей основной мысли. Он подчеркивает, что Гоголь использует свои методы в изображении литературных героев: он буквально "персонифицирует" в каждом отдельном образе и "жадность, и грубость, и хвастовство, и беспредельную отвагу или ничтожество". Наделяя такими эпитетами всем нам известных героев, как-то: Плюшкин, Собакевич, Хлестаков, Тарас Бульба или Шпонька - С. Залыгин показывает, насколько живы пороки, изображенные Гоголем, насколько актуальны затронутые им темы.
Конечно, Гоголь, по мнению критика, "не закончил эту работу", но ведь "никто в мировой литературе не сделал в этом направлении столько же". Гоголь, действительно, стал "предтечей... очень многих литературных направлений". Вспомним хотя бы М. Булгакова с его мистицизмом в "Мастере и Маргарите". Не наследие ли это "Вия"?
А создание новых жанров? Ведь детектив, водевиль, эссе, эпистолярный жанр получили свое дальнейшее развитие именно после Гоголя. Несомненно, прав С. Залыгин, говоря, что "ни один писатель за всю историю существования художественной литературы не угадал столько путей, столько возможностей, заложенных в литературе, сколько Гоголь".

Статья С. Залыгина - это своего рода диалог с читателем. Посмотрите, сколько риторических вопросов, сколько утверждений, выраженных неполными предложениями. Автор статьи, несомненно, возвеличивает Гоголя, подчеркивая это эмоционально-оценочной лексикой ("Гоголь велик", "...образцы истинно мировой литературы" и т. п. ). С.Залыгин использует термины, относящиеся к научному стилю речи. Например, "свой метод", "исторический романтизм", "художественно-социологическое исследование", но это нисколько не мешает общему восприятию статьи, наоборот, придает ей еще большую убедительность.
Статья, написанная в публицистическом стиле, передает не только отношение С. Залыгина к поднятой им проблеме, но и способствует более глубокому пониманию нами, читателями, какой великий вклад внес Гоголь в развитие мировой литературы.

Сочинение-рецензия
Гоголь всегда современен
Современная жизнь. Современная трактовка. Современный человек. Современные требования... Как часто мы слышим подобные слова! Складывается такое ощущение, что надо прошлое забыть и начать все, как говорится, "с нуля", начать все по-новому... но приходят на ум строки из одного стихотворения:
Ничего не вычеркнуть из жизни!
Жизнь! Она не черновик...
С этой точки зрения очерк С. Залыгина "Читая Гоголя" очень интересен. Высокая оценка творчества классика ("образец мировой литературы"; "предтеча современных литературных направлений") доказывает мысль о связи времен, об умении потомков быть благодарными, а "отцов" - мудрыми.
К мнению С. Залыгина прислушивается каждый образованный и, самое главное, воспитанный человек. И если этот писатель утверждает, что язык произведений Н.В. Гоголя помогает познавать человечество, к этим словам стоит прислушаться.
Невольно может возникнуть вопрос: а может, возвеличивание писателя-классика неискренне?
Вдумчивое повторное прочтение рассеивает сомнение. Нельзя не согласиться с утверждением автора, что "Тарас Бульба" - это школа романтизма; "Старосветские помещики" - поучительная жизненная история; "Мертвые души" - "энциклопедия" для человека, познающего тайны характеров людей. С Н. Гоголем и "поговорить по душам" можно. Взяв в руки "Театральный разъезд", ты вступаешь в диалог с очень интересным, мудрым человеком.

Заканчивая разговор о талантливой работе С. Залыгина, хочется сказать, что мне он помог выработать свой взгляд на "современность" творчества: писателю не обязательно поднимать и развивать жизненно актуальные темы, чтобы прослыть современным. Ему надо быть по-гоголевски "зрелым", мудрым, создавать истинно народные произведения, и тогда придет признание.

Термины единого государственного экзамена


В этом словарике* даны определения, раскрывающие тот смысл, который имеют данные термины ТОЛЬКО в контексте складывающейся модели единого экзамена. Назначение словарика - служить в качестве приложения к нормативным и инструктивным документам, обеспечивая однозначную трактовку этих терминов ШИРОКИМ кругом участников и организаторов единого экзамена.

Апробация теста - пробное тестирование, предшествующее основному и предпринимаемое с целью устранения ошибок и неточностей в заданиях, а также приблизительная оценка трудности теста и его отдельных частей (заданий). Апробацию следует отличать от более широкомасштабной стандартизации теста, а также от экспертной апробации (одобрения теста авторитетной комиссией экспертов).

Аттестационное заключение - это заключение об уровне подготовки учащегося, принимаемое комиссией на основании сравнения результатов экзамена, с одной стороны, и итоговой годовой оценки - с другой. На первом этапе эксперимента по ЕГЭ результат аттестации - это аттестационный балл, который является средним баллом между единым экзаменом и годовой оценкой, а в случае расхождения в один балл - любой более высокий балл.

Аттестационный балл (балл аттестата, школьный балл) - это балл по традиционной пятибалльной шкале, проставляемый в школьный аттестат зрелости (аттестационное заключение).

Балл свидетельства - сертификационный балл.

Бланк ответов (ответный лист) - это бумажный формуляр, в который экзаменуемый обязан вписать свои ответы в строгом соответствии с образцом заполнения и который после экзамена является главным документом о результатах учащегося. На первом, этапе один учащийся использует два бланка ответов в ходе одного экзамена: первый - для заданий типа "А" и "В", второй - для заданий типа "С".

Вузовский балл (конкурсный балл) - сертификационный балл, или балл свидетельства.

Задание теста (задание тестовое) - минимальная составляющая единица теста, которая состоит из условия (вопроса) и в зависимости от типа задания (закрытый или открытый тип) может содержать, а может и не содержать набор ответов для выбора.

Задание закрытое (задание закрытой формы) - задание теста с выбором ответа из нескольких предложенных вариантов. В бланке ответов ЕГЭ эти задания помечены буквой "А".

Задание открытое (задание открытой формы) - задание теста, в котором отсутствуют варианты ответа и экзаменуемый должен самостоятельно сформулировать свой ответ.

Задания с кратким свободным ответом - это тестовые задания, на которые учащийся должен записать ответ словом, словосочетанием или числом. Является частным случаем заданий открытых. В бланке ответов ЕГЭ эти задания помечены буквой "В".

Задания с развернутым ответом - это тестовые задания, на которые учащийся должен записать ответ в виде одного или нескольких предложений или формул. Является частным случаем заданий открытых. В бланке ответов ЕГЭ эти задания помечены буквой "С". Проверка правильности ответов на эти задания производится с помощью независимых экспертов (проверяющих) на местах и в ЦТМО.

Задачи - это любые тестовые задания.

Измерение - формализованный процесс оценивания, который завершается количественной оценкой; в случае педагогического измерения это оценка уровня образовательных достижений.

КИМ (контрольно-измерительный материал) - это комплект (вариант) тестовых заданий разного типа (открытого и закрытого), подготовленных для апробации; синонимичный термин - предтест.

Ключ к заданию - это правильный ответ на тестовое задание. В случае заданий с развернутым ответом единственный формализованный ключ к тестовому заданию отсутствует и правильность ответа устанавливают независимые эксперты (проверяющие), действующие на основе авторской инструкции и эталонных ответов на конкретные задания этого типа.

Ключ к тесту (ключи ответов) - это набор ключей ко всем заданиям, включенным в данный тестовый вариант (КИМ).

Нормы (нормы теста) - это границы между интервалами на шкале тестовых баллов, которым ставится определенное аттестационное заключение, в частности школьные отметки.

Окончательная обработка результатов - это статистическая обработка, выполняемая на основе всех собранных результатов по данному тесту; на основе этой обработки вносят поправки в предварительные тестовые нормы, а также производится более точный расчет сертификационного балла (балла свидетельства) с учетом реальной трудности тестовых заданий.
Отметка - школьный тестовый балл, имеющий четыре градации, как это принято в традиционной школьной шкале оценки, - "пять", "четыре", "три" и "два".

Оценивание - любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой, в случае ЕГЭ - оценкой уровня образовательных достижений учащегося. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением.

Оценка - результат любого процесса оценивания. В частном случае оценкой являются баллы стандартизированных испытаний, выполненных на основе тестов.

Ошибка измерения - статистический показатель, характеризующий степень точности отдельных измерений, погрешность измерений; это величина интервала на шкале тестовых баллов, внутри которого истинная оценка учащегося может находиться фактически с равной вероятностью.

Пятибалльная оценка - оценка с использованием традиционной шкалы с четырьмя градациями "пять", "четыре", "три", "два". В едином экзамене ПО используется в аттестационном заключении, иными словами - при формировании балла аттестата.

Сертификат - это свидетельство о результате ЕГЭ, в котором балл учащегося за экзамен выражен на стобалльной шкале.

Сертификационный балл (балл свидетельства, вузовский балл) - это балл по стобалльной шкале, получаемый с помощью специальной статистической обработки заполненных бланков на этапе окончательной обработки результатов. В отличие от аттестационного балла СБ предназначен для учета вузовскими приемными комиссиями.

Стандартизация - построение уточненной стобалльной шкалы тестовых баллов на основе статистического учета результатов всех участников, выполнивших данный тест (вариант) в стране. Результатом стандартизации является стандартизированный балл (сертификационный балл).

Стобалльная шкала - шкала, по которой измеряется сертификационный балл; СШ предназначена для использования вузовскими приемными комиссиями с целью более высокой дифференциации (различения) уровня подготовки абитуриентов в вузах с разными условиями приема (требованиями, уровнем конкурса и т.п.). Вузовским приемным комиссиям предоставляется право самим устанавливать на сто- балльной шкале границы своих баллов или вообще никак не пересчитывать стобалльные показатели в традиционные пятибалльные.

Тест - измерительная процедура, включающая инструкцию и набор заданий, прошедшая широкую апробацию и стандартизацию.

Тестирование (стандартизированное испытание) - измерение, или формализованное оценивание на основе тестов, то есть завершающееся количественной оценкой, которая опирается на шкалы и нормы, обоснованные статистически.

Тестовый буклет (тестовый комплект) - это печатный текст, в котором содержатся все формулировки тестовых заданий, предназначенных для предъявления одному учащемуся в ходе одного экзамена (в рамках одного варианта); в отличие от тестовой тетради ТБ не требует обязательного занесения учащимся ответов в сам буклет и предполагает работу учащегося с бланком ответов.

Тестовая тетрадь - это печатный текст, в котором содержатся все формулировки тестовых заданий, предназначенный для предъявления одному учащемуся в ходе одного экзамена (в рамках одного варианта); в отличие от тестового буклета работа с тестовой тетрадью не предполагает использования отдельного бланка ответов, так как все ответы учащийся заносит собственно в тестовую тетрадь. На первом этапе эксперимента ТТ не используются.

Тестология - наука о создании и применении тестов; в области педагогических измерений - это теоретико-методологическое и методическое обоснование процессов разработки и применения педагогических тестов.

Тестовые шкалы (шкала) - упорядоченные множества числовых оценок результатов тестирования; для разных целей создаются различные тестовые шкалы (пятибалльная шкала, стобалльная шкала).

Тестовый комплект - набор материалов, предназначенный для одного учащегося при проведении экзамена. ТК включает тестовый буклет и бланк ответов или тестовую тетрадь.

Тип задания - это разновидность тестовых заданий, обладающих определенной формальной структурой. В ЕГЭ задания бывают закрытого (или с заданными ответами) и открытого типа; последние в свою очередь делятся на задания с краткими свободными и развернутыми ответами.

Трудность задания - характеристика задания, отражающая статистический уровень его выполнения на выборке стандартизации. ТЗ отражает процент ошибок, допущенных учащимися при выполнении данного задания.

ЦТМО - сокращение от "Центр тестирования Министерства образования Российской Федерации".

Части теста (часть) - в тестах ЕГЭ-2001 присутствуют две части: первая содержит легкие задания (так называемые базовые задания) и облегчает получение всеми учащимися положительной оценки; вторая содержит трудные задания, а также больше заданий открытого типа и предназначена для конкурсного отбора в вузы.

Шкалирование результатов - это процесс формирования тестовых шкал и тестовых норм, то есть правил начисления тестовых баллов по результатам тестирования на основе статистических данных.

Экзамен - это процесс оценивания образовательных достижений учащихся с целью аттестации или конкурсного отбора. В едином экзамене в качестве инструмента его проведения используются тесты.

Список литературы
1. Ермаков А. Великий почин: Предварительные итоги ЕГЭ: взгляд сверху //Учительская газета. - 2001.-№26.- С.11
2. Дашковская О. ЕГЭ: одобряем и поддерживаем // Первое сентября. - 2001. -№49. - С.1-3
3. Микрюков В.Ю. Единые экзамены как форма взаимодействия средних и высших образовательных учреждений // Образование в современной школе. - 2001. - №9. -С.15.
4. В школу приходит единый государственный экзамен: Необходима независимая оценка качества образования: Беседа с директором Центра оценки качества образования Института общего образования РАО Галиной Ковалевой // Сельская школа. - 2001. - № 5.- С.3-7
5. Положение о проведении единого государственного экзамена //Учитель. - 2001. - №3. - С.2-12; Образование в современной школе. - 2001. - №4. -С.10
6. Образец теста по русскому языку для единого госэкзамена: Абитуриентский тест //Учитель. - 2001. - №4. - С.7
7. А будет это так....:Единый экзамен // Школьное обозрение. - 2001. - №3. - С.10 ; №4. - С.9.
8. Единый государственный экзамен: начало эксперимента // Народное образование. - 2001. - №5. - С.5
9. Иванова Е. Необходима независимая и объективная оценка качества образования // Народное образование. - 2001. -№5. -С.7.
10. Иванова Е. От централизованного тестирования - к единому экзамену // Народное образование. - 2001. -№5. -С.15.
11. Единый государственный экзамен. Тестовые задания. Русский язык. - МО РФ, 2001.
12. Макурина Л.В. Русский язык. 11 класс. Урок за уроком. - "Русское слово", Москва, 2001.
13. Русский язык. ЕГЭ // Учительская газета. - 2001. - № 34-35.

Роль и основные направления деятельности классного руководителя в подготовке учащихся к новой форме аттестации - единому государственному экзамену


Единый государственный экзамен - это не только оценка знаний учащегося-выпускника, а еще и своеобразная проверка социальной и психологической готовности к постоянно меняющимся условиям современной реальности.
Классный руководитель - своеобразный создатель эмоционального фона развития личности учащегося в условиях классного коллектива, и поэтому может существенно влиять на возможности освоения школьниками новой формы аттестации. Организуя "вхождение своих учеников в современную культуру" (Н.Е.Щуркова), классный руководитель помогает учащимся преодолеть тревогу перед незнакомым, непривычным и видеть в этом новом реальные возможности своего роста. А в итоге - грамотно анализировать сложившуюся ситуацию, выстраивать линию поведения, контролировать собственные реакции. Всему этому ребята учатся в классном коллективе, способствующем и индивидуальному развитию каждого. Таким образом, очень многое зависит от того, насколько гибко и внимательно относится классный руководитель к выстраиванию ролевых позиций учащихся в деятельности коллектива, дает ли возможность им реализовать функции лидера, исполнителя, "лидера-вдохновителя", обеспечивая прохождение каждого через все эти позиции (методика И.П.Иванова); создает ли условия для формирования положительной Я-концепции своих воспитанников, их спокойной веры в свои силы.

Для успешной работы классных руководителей с учащимися в плане подготовки к единому государственному экзамену рекомендуем специально разработанную систему взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками. Ключевыми позициями данной системы на всех уровнях взаимодействия (с учащимися, родителями и учителями - предметниками) выступают:
1) направленность на формирование позитивного отношения к новой форме аттестации;
2) осуществление постоянной связи между субъектами данной системы;
3) оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода подготовки к единому государственному экзамену, во время проведения, а также после окончания процедуры;
4) ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.

Работа классного руководителя с учащимися в первую очередь должна быть нацелена на глубокое, вдумчивое знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации, администрации Оренбургской области о проведении единого государственного экзамена. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о едином государственном экзамене и ликвидировать пробелы. Далее целесообразно организовать обсуждение новой формы аттестации выпускников в рамках одного или нескольких классов. Форма проведения может быть различной: "круглый стол", дискуссия, дебаты и др. Предполагается, что итогом таких встреч станет позитивное отношение школьников к проведению единого государственного экзамена в регионе. Такого рода встречи ориентируют классного руководителя и на проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на медаль.

Работая с учителями-предметниками, классный руководитель должен помочь организовать систематическое повторение всех важнейших разделов дисциплин и постоянно контролировать блок повторения в календарно-тематических планах. Необходимо также отследить наличие различных форм контрольно-измерительных материалов (институт оказывает услуги в этом плане) и обеспечить подготовку и проведение тренинга, способствующего совершенствованию у учащихся навыка работы с КИМами. Кроме того, классный руководитель может совместно с учителями-предметниками обсуждать и предлагать к планированию формы контроля, близкие к новой форме аттестации. Рекомендуем включить в план работы классного руководителя и организацию педагогических консилиумов, заседаний малого педагогического совета, совещаний по проблемам подготовки к единому государственному экзамену, а также собеседований с учителями-предметниками. Успешному прохождению учащимися итоговой формы аттестации будет способствовать и индивидуальная работа учителей-предметников, организованная и контролируемая также классным руководителем.

Работа классного руководителя с родителями заключается в оказании необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы единого государственного экзамена, в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья. Особого разговора заслуживает организация домашней работы, режим труда и отдыха выпускников. Классный руководитель, совместно с родителями, призван помочь каждому ребенку сделать выбор относительно единого государственного экзамена (имеется в виду определение предметов по выбору).

В заключение хотим отметить, что лишь взаимодействие всех субъектов, обеспечивающих процесс итоговой аттестации выпускников, позволит пройти испытание ЕГЭ с максимальными результатами и минимальными потерями.
--------------------------------------------------------------------------------
* Контрольно-измерительные материалы. Демонстрационный вариант. Русский язык. - Оренбург., 2001. - 22 с.
* //Управление школой. - 2002. - № 1. - С.12-13.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации