Внедрение элементов дистанционного образования в учебный процесс школы
через создание предметного сайта
Из опыта работы
Лапочкиной Аллы Валентиновны,
учителя высшей категории школы № 15 г. Новотроицка

Представила: Смирнова Е.В., ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ
Дата: октябрь 2010 г.

Произошедшее во второй половине XX века стремительное развитие электронно-вычислительной техники существенным образом преобразовало многие сферы интеллектуальной деятельности человека. Эти преобразования коснулись и сферы образования. В конце XX столетия (вторая половина 80-х годов) вместе с интенсивным развитием новых информационных технологий в стране формируется и активно развивается одно из самых перспективных направлений современного образования - компьютерное обучение.

Современные компьютерные технические средства представляют возможность широкого и эффективного использования элементов дистанционного обучения (ДО) в преподавании.

Дистанционное обучение - новая форма обучения и, соответственно, новая форма образования. Но эта новая форма обучения не может быть автономной системой. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим программам образования), тем же содержанием. Однако форма подачи материала, формы взаимодействия учитель-ученик и ученик-ученик будут иными. Дидактические принципы организации дистанционного обучения в основе своей опираются на принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения. Но реализуются они специфичными способами, также обусловленными спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами.

Обучение школьников средствами дистанционных технологий ставит своей целью дать учащимся элементы универсального образования, позволяющее им адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в системе мировой и национальной культур. Получение информации является одной из форм системы непрерывного образования.

В представленном проекте решаются проблемы, связанные с дистанционным обучением старшеклассников. Одно из перспективных средств в организации непрерывного образовательного процесса - обучение на основе современных информационных технологий, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого через сеть территориальных пунктов информационного доступа к образовательной информации.

Принципиально новым в предлагаемой модели является привлечение управленческих структур школьного уровня к открытию территориальных пунктов информационного доступа к образовательной информации учащихся выпускных классов, что повышает их заинтересованность в получении дополнительного материала школьной программы.

Традиционная система обучения, ориентированная на передачу суммы известных знаний, сегодня не только не может удовлетворить потребность в развитии интеллекта школьника и его готовности войти в пространство профессиональной деятельности в 21 веке, но и решать повседневную задачу обучения-усвоения программного материала.

Необходимость развития способности учащихся к соуправлению и самоуправлению обусловлена обновлением школьного образования, его гуманизацией, предполагающей усиление направленности образования на формирование личности как наивысшей ценности. Именно личность должна стать субъектом образовательного процесса.

Сегодня педагоги все чаще сталкиваются с такими противоречиями, как:

· фронтальными формами обучения и индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности ученика;

· необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения;

· настоятельной необходимостью развивать творческий потенциал личности и отсутствие условий для индивидуальной работы с каждым учеником;

· стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовывать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.

Все чаще встает проблема выбора технологии обучения, позволяющей практически разрешить эти противоречия и создающей условия для развития способности учащихся к самообразованию.

Думается, что школьное дистанционное образование станет фактором взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и личностного развития учащихся в том случае, если:

1) В образовательной деятельности осуществляется межкультурный и проблемный подходы к определению предметного содержания дистанционного образования.

2) В практике преподавания русского языка реализуются личностно-ориентированный и коммуникативно-деятельностный подходы к организации образовательного процесса.

Цель представленного проекта: выявить педагогические условия, при которых школьное дистанционное образование становится фактором взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и личностного развития учащихся.

Основные задачи:

1) Изучение теоретической составляющей проблемы модернизации школьного дистанционного образования.

2) Обновление в образовательной практике предметного содержания школьного дистанционного образования с учётом межкультурного и проблемного подходов к его определению.

3) Апробация предложенных моделей обучения школьников через Интернет.

4) формирование стимула для поиска дополнительной информации;

5) развитие навыков творческой работы;

6) участие в проекте, где конечным результатом является создание веб-сайта по русскому языку.

Принципы дистанционного обучения:

1. Принцип гуманистичности обучения.

Этот принцип является определяющим в системе интенсивного непрерывного обучения и усиливается применительно к СДО. Его сущность заключается в:

· обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку;

· создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленного опыта, заключенного в содержании обучения;

· освоении избранной профессии для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность, безопасное и комфортное существование.

2. Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в СДО.

Суть названного принципа состоит в том, что проектирование СДО необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать. Опыт компьютеризации позволяет утверждать, что когда приоритетной является педагогическая сторона, система получается более эффективной.

3. Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий.

Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания СДО. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.

4. Принцип выбора содержания образования.

Содержание образования СДО должно соответствовать нормативным требованиям Государственного образовательного стандарта и требованиям рынка.

5. Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО.

Необходимо предусматривать при необходимости организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения ее безопасности при хранении, передачи и использовании.

6. Принцип стартового уровня образования.

Эффективное обучение в СДО требует определенного набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.

7. Принцип соответствия технологий обучения.

Технологии обучения должны быть адекватны моделям ДО. Так, в традиционных дисциплинарных моделях обучения в качестве организационных форм обучения (видов занятий) используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний. В процессе становления СДО могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть включены в нее. Примером таких новых моделей могут служить объектно-ориентированные или проектно-информационные модели. В числе организационных форм обучения в этих моделях будут использоваться компьютерные конференции, телеконференции, информационные сеансы, телеконсультации, проектные работы и пр.

8. Принцип мобильности обучения.

Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для ДО, позволяющих учащемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в школе, где он учится.

9. Принцип неантогонистичности ДО существующим формам образования.

Проектируемая СДО сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе высшего образования, а будут естественным образом интегрированы в него.

10. Принцип разносторонности методического консультирования.

Реализуется через включение в модульные программы советов учителя, других объяснительных методов, облегчающих усвоение информации.

 

Тем не менее, на фоне устойчивых положительных результатов, которые получает педагог, используя предлагаемую технологию, возникают новые проблемы, которые необходимо решить:

1) переход на дополнительное дистанционное обучение;

2) подбор дидактического материала для индивидуальных программ;

3) освоение новых диагностик и способов их обработки;

4) выход на более высокий рефлексивный уровень (умственный и психологический самоконтроль, самоуправление и соуправление).

Таким образом, удаётся вовлечь каждого ученика в процесс самоуправления и соуправления своим развитием.

Выбранная личностно - ориентированная система удовлетворяет запросам всех участников образовательного процесса.

Теоретическая интерпретация опыта

Сущность:

В условиях модернизации современной школы на основе субъект - субъективных отношений учителя и ученика педагог развивает способность учащихся участвовать в управлении и самоуправлении через саморазвитие. Самоуправление и соуправление по П.И. Третьякову (Управление школой по результатам. - М., Новая школа, 1997, с. 85) проходит через реализацию 6 “само”:

“ самоосознание ------- самоопределение ------- самовыражение

самоутверждение ------- самореализация ------- саморазвитие”.

Практически эта задача решается в ходе применения дистанционной технологии обучения. Сущность её состоит в том, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой программе. В основе педагогической деятельности лежат основные положения теории управления школой по результатам П. И. Третьякова, Т.И. Шамовой.

Продуктивность опыта в том, что учащиеся успешно овладевают системой знаний, практическими умениями, предусмотренными программой русского языка. Анализ анкет показывает устойчивый интерес и положительное отношение к изучаемой науке.

Трудоёмкость опыта заключается в вовлечении всех учащихся в совместный труд учения, нетрадиционной проработке содержания учебного материала, выделении основополагающей идеи, обновлении педагогических воздействий. Для разработки дидактического материала, алгоритмов, советов учителя, памяток, инструкций, путеводителей требуется материально - техническая база и время.

Возможность внедрения: опыт может быть использован каждым учителем - предметником при освоении внедрения дистанционного обучения, при наличии желания, теоретической подготовки, достаточного количества дополнительной литературы и материально - технической базы школы.

Система работы педагога состоит из следующих компонентов:

1. Диагностика обучаемости и обученности школьников как условие реализации дистанционного обучения.

2. Рефлексивный характер обучения: оценка учащимися своих возможностей и результатов учения; предоставление учащимся выбора содержания и форм учения; сочетание самоконтроля, взаимоконтроля учащихся и контроля со стороны учителя; система поощрительных приёмов, дающая комплексный подход к получению оценки; самостоятельная формулировка реальных и перспективных целей урока.

3. Создание условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его “ЗБР”: организация системы дифференцированных заданий, работа с алгоритмами, тестами - позволяет организовать доминирующую самостоятельную деятельность ученика по целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю самооценке и коррекции своих знаний, умений и навыков.

4. Уровневое домашнее задание с различными способами коррекции на каждом занятии. Разработка учениками к каждому занятию серии репродуктивных и проблемных вопросов по изучаемой теме. Составление учащимися кроссвордов, карточек - заданий, написание ими рефератов, сказок, стихов.

Новизна в методах обучения и воспитания состоит в том, что учитель:

1. управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора познавательной деятельности учащихся;

2. мотивирует познавательную деятельность ученика за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;

3. организует самостоятельную работу, включая работу с источником знаний;

4. использует коллективные способы обучения (КСО), включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;

5. организует помощь в процессе деятельности ученику, проявляет внимание к результатам его самостоятельной деятельности;

6. создаёт ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику;

7. создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;

8. организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку.

Таким образом, учитель вовлекает каждого ученика в процесс само - и соуправления своим развитием.

Принципы педагогической деятельности

Принципы ДО
Принципы автора
1. Принцип модульности.
1. Принцип модульности: а) конструирование учебного материала, обеспечивающее достижение каждой поставленной перед учениками дидактической цели; б) представление его законченным блоком; в) интегрирование различных видов и форм обучения, в соответствии с учебным материалом, подчинённых достижению намеченной цели.
2. Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов.
3. Принцип осознанной перспективы.
2. Эти два принципа объединены в один: чёткая проработка, разработка разноуровневых дидактических целей: комплексных, интегрированных, частных - на курс, класс на основе структурирования содержания образования по русскому языку и по каждому классу, также по восходящей от класса к классу.
4. Принцип динамичности обеспечивает свободное содержание модулей с учётом запросов общества
3. В принцип динамичности учитель включает идею открытости, которую понимает, как: - возможность дополнять, видоизменять информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности; - учёт необходимости понимания учениками цели выполнения заданий; - анализ каждого этапа урока с позиции адаптивности, комфортности ученика.
5. Принцип системности, действенности и оперативности знаний возможен только при неразрывной связи с умениями.
4. Пятый принцип сочетается с вариативностью обучения, означающей разнообразие его содержания форм и методов; смену учебной деятельности; формирование общеучебных и специальных умений и навыков.
6. Принцип гибкости требует построения программ, которые бы легко обеспечивали возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям ученика.
5. Принцип гибкости - направленность обучения на развитие личности ученика через создание условий для каждого школьника по формированию индивидуального стиля учебной деятельности.
7. Принцип паритетности требует, чтобы дистанционная программа обеспечивала самостоятельность усвое- ния знаний учащихся оп- ределённого уровня.
Этому принципу соответствуют два принципа:
6. Успешность обучения, означающая собственный успех каждого школьника, использование стимули- рующего поощрения активной деятельности ученика при работе оценочной системы.
7. Индивидуализация обучения, подразумевающая составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого ученика на основе результатов мониторинга по определению ЗАР и ЗБР.
8. Принцип разносторонности методического консультирования.
8. Принцип разносторонности методического консультирования заключается в том, что программы дистанционного обучения содержат советы учителя, другие объяснительные методы, облегчающие усвоение информации (алгоритмы, системы вопросов от репродуктивных к проблемным и краткие конспекты).

Деятельность / методы/ этапы

Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях. Школа должна создать свою собственную модель информатизации и информационно - образовательную среду в информационном пространстве региона, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями проектирования. Информационное пространство рассматривается как конструкция, выступающая в различных формах: физическое пространство совместной учебной деятельности учащихся, виртуальное пространство гипертекстов, иерархические системы пространства.

Организация работы по формированию информационного пространства предполагает решение следующих задач: описание структуры данного пространства и всех его информационных уровней и подуровней, определение информационных потоков, определение участников информационного пространства, степени их заинтересованности и форм взаимодействия внутри и за пределами информационного поля образовательного учреждения.

Компьютерный образовательный проект рассматривается нами как итог не только работы преподавателя, но и активной исследовательской творческой деятельности обучаемых.

Реализация проекта состоит из следующих этапов:

1 этап: подготовительный – это формирование команды партнеров.

2 этап: информационный.

В данную проектную работу был введен разного рода социологический опрос.

3 этап: технический

Некоторые примеры тестов при подготовке к ЕГЭ.

Диагностика по определению способности учащегося самостоятельно учиться.

4 этап: заключительный

 

Вывод

В результате работы с тестами, участия в сетевых проектах и т.п. учащиеся более увлеченно стали относиться к предмету, повысилось качество знаний по русскому языку и литературе.

Результативность опыта - разработанные учителями школы № 15 новые информационные технологии позволяют достичь глубокого и серьезного решения проблемы дистанционного обучения. Необходимо отметить рост качества знаний учащихся, особенно в старших классах (10 - 11 кл.).

Проблематично следующее:

· в большой школе возникают сложности с расписанием уроков в кабинете, оснащенном современными ПК;

· разработка тестовых заданий вызывает трудности в силу отсутствия хороших методик их составления;

· необходим обмен опытом:

- посещение уроков, на которых применяются компьютерные технологии;

- размещение более качественных материалов на образовательном сервере по этому вопросу;

· учитель-предметник должен получить навыки программирования, т.е. должен пройти курсы для пользователя ПК.

 

Заключение

Таким образом, для достижения основной цели современной школы – «развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями» - необходимо кардинально поменять парадигму ученика и учителя.

Результат работы позволяет отметить, что выдвинутая гипотеза подтверждена. Опыт работы позволяет:

- осуществлять мотивационное управление учением;

- развивает творческий потенциал личности;

- планировать индивидуальную работу учителя с учеником по формированию у него навыков самоконтроля и соуправления развитием.

Ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать на основе мониторинга обучаемости и обученности.

Список литературы:

1. Баньжиминов А.Б., Марусин В.В., Скибицкий Э.Г., Слуднов А.В., Холина Л.И. Организационно-педагогические аспекты дистанционного обучения (концепция) // Препринт / Под ред. Э.Г.Скибицкого. - Новосибирск, 1998.

2. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета: Relase 2.0. /Пер с англ. - М.: Бизнес и компьютер, 1998.

3. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации / Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. М., 1998.

4. Материалы 3 всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года»

(центр дистанционного образования «Эйдос»).

5.Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения. Технология создания и использования. - М.: УРАО, 1998.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

7. Открытое Дистанционное образование в России, Щенников С.А., Силин Н.Н., Зинченко А.П., Международный институт менеджмента Линк, Москва 1999.

8. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - №4, 1997.

9. Полат Е.С., А.Е. Петров Дистанционное обучение: каким ему быть? "Педагогика". М. -1999.

10. Скибицкий Э.Г., Холина Л.И. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения / НИПКиПРО. — Новосибирск, 1999.

11. Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Моя провинция - центр Вселенной. Развитие телекоммуникационной деятельности в регионах. - М.: ЮНПРЕСС, 1999.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации