Дата создания: 11.09.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Рослякова Наталья Андреевна - учитель русского  языка и литературы, учитель  высшей категории работает в ср.шк.N24 г. Оренбурга.

Сущность опыта: учитель решает  проблему  развития познавательного интереса школьников посредством игры.
Теоретическую  основу опыта  составляют  труды  Г.И.Щукиной, С.Л.Шмакова, Д.Б.Эльконина и др.
Главное в  системе обучения такая организация процесса обучения, при  которой  учащиеся  приобретают знания через деятельность.
Новизна в  создании  системы, отражающей взаимосвязь и взаимозависимость  психологических  особенностей учащихся,  методов формирования познавательных интересов и форм игровой деятельности.
Продуктивность. Такая система обучения дает возможность оптимально использовать игровую деятельность учащихся на уроках.
Трудоемкость связана с профессиональными и личностными  качествами учителя, испытывающего потребность в нестандартных подходах к  обучению;  теоретическим осмыслением проблемы и умением учителем эффективно  использовать игру в различных учебных ситуациях.
Внедрение требует  создания  банка игровых приемов и интеллектуальных игр.
Результативность. Исследования учителя в области формирования и развития познавательного интереса показали,  что в результате  специально  организованной работы,  широкого использования игровой деятельности  уровень познавательного интереса  учащихся возрос:
     - высокий с 20 до 25%
     - средний с 50 до 60%, а элементарный снизился с 30 до 18%.
Интенсивность познавательного интереса выросла - высокого - с 15 до 30%, а низкого - снизилась с 27 до 12%. Число учащихся, отдающих предпочтение творческим работам перед репродуктивными  увеличилось  с 6 до 36%.

Система работы учителя основана на разработанной  программе выбора методов  формирования познавательного интереса и форм игровой деятельности в зависимости  от  возрастных психологических особенностей детей.

Выбор методов формирования познавательного интереса
и форм игровой деятельности школьников.

Класс

Отличительные психологические особенности 

Методы формирования познавательного интереса  

Формы игровой деятельности

5

ВОСПРИЯТИЕ острое,   с ярко выраженной  эмоциональностью.

ВНИМАНИЕ непроизвольное, произвольное внимание, слабое, неустойчивое.

ПАМЯТЬ нагляднообразная.

ВООБРАЖЕНИЕ развитое, творческое формируется.

МЫШЛЕНИЕ наглядно-образное, словесно-логическое формируется.

Аналитико-синтетическая деятельность элементарна.

Любопытство и любознательность, широта интересов.

Стремление к активному действию.

1. Метод интеллектуальных игр.

2. Метод эмоционально-нравственного.

 стимулирования:

а) стимулирование занимательностью;

б) метод занимательных аналогий;

в) создание эффекта удивления;

г) яркость, художественность, эмоциональность речи учите ля.

3. Метод создания ситуации новизны.

Элемент игры, игровые приемы, создание игровых ситуаций;

проведение диктантов и упражнений в игровой форме;

использование грамматических сказок;

включение в урок юмористических и занимательных элементов;

грамматические физкультминутки;

игры-соревнования;

игры-сказки;

уроки -путешествия;

сочинения - сказки с использованием грамматического материала.

6-7

ВОСПРИЯТИЕ - плановое, последовательное, всестороннее аналитико-синтетическое, жизненных ситуаций.

ВНИМАНИЕ избирательной, формируется устойчивое произвольное внимание, переход к после произвольному вниманию.

ПАМЯТЬ развивается словесно-логическая.

Способность к абстрактному МЫШЛЕНИЮ, развитие конкретно-образного, критичность мышления, формируется активное самостоятельное творческое мышление.

ИНТЕРЕСЫ широкие, разнообразные, глубокие и содержательные, достаточно устойчивые.

Конфликт между стремлением к приобретению знаний и отрицательным отношением к школьному учению.

1. Методы эмоционально-нравственного стимулирования.

2. Методы анализа матических сказок;

3. Метод создания ситуации новизны, актуальности.

4. Создание ситуации познавательного спора.

5. Создание ситуации успеха.

Проведение диктантов, упражнений в игровой форме;

использование грам- уроки-сказки;

сочинение грамматических сказок;

игровые приемы;

игры-соревнования;

включение занимательного и юмористического материала;

ролевые игры.

8-9

ВОСПРИЯТИЕ аналитико-синтетическое

ВНИМАНИЕ избирательное, произвольное

и послепроизвольное.

ПАМЯТЬ словесно-логическая.

МЫШЛЕНИЕ самостоятельное, критичное, творческое.

ИНТЕРЕСЫ широкие, устойчивые;

действенный интерес к познанию;

низкий интерес к школьному учению.

Развитие способностей.

1. Метод создания ситуаций познавательного спора.

2. Метод организации учебных дискуссий.

3. Метод анализа жизненных ситуаций.

4. Метод создания ситуации актуальности.

5. Методы эмоционально-нравственного стимулирования.

Ролевые игры;

деловые игры;

дискуссии;

"мозговой штурм";

"грамматические бои" и др. игры-соревнования;

решение лингвистических и грамматических задач;

составление кроссвордов, викторин, написание грамматических сказок и сочинений.

 

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

1. Наблюдение даст информацию об уровне сформированности  познавательного интереса (ПИ):
а) примерная программа  наблюдений за уровнем  сформированности ПИ у учащихся:
- как реагирует  ученик на новые факты, занимательные явления, фигурирующие в информации?
- проявляет ли интерес к  фактическому  содержанию учебного материала;
- проявляет ли интерес к самой сути явления?
- любит ли выполнять задания,  требующие  догадки, самостоятельного поиска?
- умеет ли для решения  тех  или иных задач привлекать имеющиеся знания, активно оперировать ими?
- интересуется ли  установлением причинно-следственных связей между  явлениями,  стремится  ли к выявлению закономерностей, общих принципов явлений?
- любит ли выполнять задания исследовательского, творческого характера?
- проявляет ли интерес  к  поиску новых способов решения, к совершенствованию известных способов?
- деятельности  какого  характера: репродуктивно-фактологического, описательно-поискового или творческого - ученик  отдает предпочтение?

б) примерная программа  наблюдений за протеканием  познавательной деятельности:
- может ли  ученик  сосредоточить  свое внимание на объекте деятельности?
- часто ли отвлекается при выполнении задания?
- стремится ли преодолевать трудности, возникающие при  выполнении задания?
- пробует ли различные пути для разрешения трудной задачи?
- стремится ли завершить начатое дело во что бы то ни стало или бросает его, столкнувшись с препятствиями?
- реагирует ли  при  выполнении задания на посторонние раздражители: музыку, голоса, шум и т.п.;
- как реагирует ученик на звонок с урока?
В результате наблюдений делается вывод об уровне развития у ученика ПИ.

2. Беседа поможет уточнить и углубить знания учителя о наличии и степени сформированности у учащихся ПИ:
а) Примерные вопросы для беседы с целью выявления интересов учащихся:
- какие предметы тебе больше всего нравятся?
- почему тебе нравится именно этот предмет?
- расширяешь ли  знания  по  любимому предмету (кружок, факультатив и т.п.)?
- какие книги читаешь по этому предмету?
- давно ли стал интересоваться им?
- какие отметки по этому предмету? и др.вопросы.
В результате беседы можно сделать вывод о наличии интереса к какому-либо предмету, степени его глубины и устойчивости.

3. Анкетный метод  поможет учителю судить об уровне сформированности ПИ:
а) Примерная анкета для изучения интенсивности ПИ:
- часто ли вы подолгу занимаетесь умственной работой?
        часто
        иногда
        очень редко
- что вы предпочитаете, когда задан вопрос на сообразительность?
        помучиться, но самому получить ответ
        когда как
        получить готовый ответ от других
- много ли читаете дополнительной литературы?
        постоянно много
        неровно
        мало или ничего
- насколько эмоционально относитесь вы к интересному  делу, связанному с умственной работой?
        очень эмоционально
        когда как
        эмоции ярко не выражены.

4. Эксперимент, в отличии от наблюдения, позволяет  учителю активно влиять  на  интересующее  явление,  изменять условия его протекания, ориентировать их изменение в желаемом направлении.
а) С целью  изучения осознанности познавательного  интереса можно провести следующий эксперимент.  Учащимся  предлагается на выбор несколько заданий различной степени сложности:
- 1-е задание требует механического  повторения  уже выполнявшихся неоднократно упражнений;
- 2-е задание - усложненный  вариант,  требующий применения полученных знаний в несколько изменившихся условиях;
- 3-е задание творческого характера.
По тому, какое задание выбрал ученик, можно сделать вывод о том, является его интерес  осознанным (такой ученик выбирает задание творческого характера) или нет. эксперимент следует повторить несколько  раз,  факты  зафиксировать с целью подтверждения выводов от степени осознанности интереса.

Выявляя наличие у учащихся интереса к познанию, определяется индекс их уверенности в таком наличии.
Учащимся предлагается  5 уровней самооценки, для каждого из которых определен "описательный ориентир" (критерий):
1 уровень "обладаю" - испытываю интерес  к учебной деятельности,  моральное  удовлетворение  от самого процесса  получения знаний;
2 уровень "скорее  обладаю, чем не обладаю" - испытываю интерес  к  учебной деятельности, но зачастую не испытываю  эмоционального удовлетворения от процесса получения знаний;
3 уровень "скорее не обладаю, чем обладаю" -  не всегда испытываю интерес к процессу получения знаний, чаще привлекает конечный результат - получение хорошей отметки;
4 уровень "не обладаю" - плохо представляю, есть  ли у меня интерес к познанию, т.к. редко выполняю умственную работу с удовольствием;
5 уровень "затрудняюсь ответить" -  у  меня  нет интереса к познанию, я учусь, потому что заставляют родители (боюсь отрицательного отношения к  себе учителей и родителей, нет другого выхода и т.п.).

Формула  вычисления  общего  индекса уверенности в  наличии познавательного интереса:
    n1(1) +n2(0.5) - n3(0.5) - n4(1) +n5(0)
Z = ---------------------------------------
                      Еn
n1 - количество ответов "обладаю"
n2 - количество ответов "скорее обладаю, чем не обладаю"
n3 - количество ответов "скорее не обладаю, чем обладаю"
n4 - количество ответов "не обладаю"
n5 - количество ответов "затрудняюсь ответить"
Еn - общее количество ответов
Различной степени  уверенности придаются условные  числовые значения: +1(n1) - максимум уверенности, +0.5(n2) - уверенность, 0(n5) - неопределенное и  безразличное отношение, -0.5(n3) - неуверенность, -1(n4) - максимум неуверенности.
Такая методика выявляет индекс уверенности учащихся в наличии у них познавательного интереса, но не несет информации относительно его уровня. Оценку уровня ПИ можно проводить по методикам, перечисленным выше.

Анализ работы по программе формирования  и  развития  ПИ  и форм игровой деятельности показал возрастание уровня ПИ.
Индекс уверенности вырос  с -0.13 до  +0.09, с 15%  до  30% увеличилось число  учащихся высокого уровня интенсивности, с 27% до 12%  уменьшилось число учащихся низкого уровня интенсивности, с  6%  до 36% увеличилось число учащихся, отдающих  предпочтение творческим работам перед стандартными.
Примеры
5 класс.
Работа для детей со слабой подготовкой - "Кто грамотнее?" К доске учащиеся выходят по очереди и пишут слова  до ошибки. Тот, кто напишет наибольшее число слов без  ошибок, объявляется победителем.
"Минеры, разведчики, саперы"
Класс делится на 3 группы (можно по рядам).
1 ряд - "минеры". Их задача - записывать слова на доске под диктовку учителя.
2 ряд - "разведчики". Они должны  графически обозначить орфограммы в записанных словах. если кто-то  из "минеров" допустил ошибку, "разведчик" ее исправит.
3 ряд - "саперы". Им предстоит объяснить правописание записанных слов, воспроизведя соответствующие правила.
Для такого диктанта целесообразно подбирать слова на разные правила, потому что использовать его лучше всего на уроках обобщающего повторения и подготовки к письменным работам.

6-7 класс.
Урок обобщающего  повторения по теме "Местоимение" вместе с учителем проводит подготовленный ученик, исполняющий роль  Нуповолова. Обращаясь к шестиклассникам, юный артист говорит: "Разрешите представиться" я - Нуповолов. Зовут меня так  потому, что я ... Впрочем, догадайтесь сами, а я вам подскажу. Имя мое получилось из букв, которые подарили мне мои друзья - местоимения. Как вы думаете, какие  местоимения помогли мне с именем?" (Имя Нуповолов составлено из первых букв разрядов местоимений).
В качестве дидактического материала на этом  уроке были использованы стихи Григория Остера, Самуила Маршака,  В.Берестова.
В качестве  домашнего  задания  детям  было  предложено написать сказку о местоимениях  на одну тему: "Сказка про Никто", "Про упрямца Себя", "Не везет!" и др.

8-9 класс.
Ролевая  игра.  "История города в броне и камне" ("телеурок без телевидения"). В соответствии с желаниями и интересами детей были определены роли:  телеведущих, лингвиста, историков-краеведов, архитекторов,  библиографа. Учащиеся подготовили  сообщения об архитектурных и скульптурных памятниках г. Оренбурга,  ведущие провели "телеэкскурсию" по улицам города, лингвист объяснил происхождение названия - Оренбург, значение таких  слов, как "монумент", "цоколь", "портик" и т.п.,  библиограф порекомендовал "зрителям" литературу о нашем городе. Такой урок помог учащимся описать памятники города: с работой они успешно справились.