Подготовка к ЕГЭ как фактор повышения качества образования
из опыта работы
Плотниковой О.В. и Галиуллиной А.Х.,
учителей русского языка гимназии № 2 г. Орска

Составитель: Сыресенкова Л.И., методист ИПК и ППРО ОГПУ
Дата: 20.01.11

При подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ особое внимание методисты и эксперты советуют обращать на задания, связанные с речеведческими умениями школьников, особенно части С, где требуется дать развернутый ответ (сочинение-отзыв, рецензию, эссе) по тексту, использованному для анализа в части А, В экзаменационной работы. Данные задания проверяют сформированность у выпускников коммуникативной компетенции, т.е. знаний, умений и навыков, необходимых для понимания чужих и порождения собственных высказываний (текстов), адекватных целям и ситуациям общения. Но формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической (знания о языке и речи и умения пользоваться ими в работе с языковым материалом) и языковой (практическое владение русским языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм) компетенций, поэтому становится очевидной значимость этого задания в структуре ЕГЭ.

Третья часть экзаменационной работы позволяет составить представление не только о сформированности ключевых умений, но и об общем развитии ученика, о его социальной и нравственной зрелости, о его общей культуре.

Анализ сочинений выпускников показал следующие недостатки, которые следует учесть в работе и последовательно предупреждать их при подготовке учащихся к письменному развернутому ответу на экзамене:

1) пересказ вместо четко сформулированной темы и идеи текста;
2) компоненты знаний, понятийной системы, выраженные в сочинении, опираются на общественные стереотипы (религиозные, социальные, бытовые), которые используются в неразвернутом виде, часто ложно понятом;
3) неумение верно оформлять собственное письменное высказывание: отсутствие логики в следовании микротем, бедность лексико-грамматического строя речи выпускника; отсутствие умения аргументированно выражать личностную позицию;
4) сила проявления эмоций, экспрессивная окраска текста незначительны, речь бедна образными средствами, что свидетельствует о слабой мотивированности пишущих темой сочинения, поднятой в тексте проблемой; отсутствием воображаемого адресата-единомышленника, неумении создавать текст публицистического стиля;
5) личностная позиция проявляется слабо: заметны общеязыковые штампы, недостаток собственного взгляда на поднимаемую в тексте проблему, бедность кругозора. Выбранные выражения демонстрируют неумение ставить необходимые акценты, слабость и нечеткость сформированности смысловых структур;
6) часто привлекаются ассоциации, экспрессивные сравнения, неуместно и неверно употребленные, что «размывает» границы предмета речи;
7) коммуникативные свойства текстов отличаются повышенной эмоциональностью там, где этого не требуется, недостаточной логической организацией там, где это необходимо, и излишним демагогическим пафосом там, где отсутствуют конкретные знания;
8) неумение проводить языковой анализ научного, публицистического стилей речи, выделять характерные для них средства выразительности и объяснять их роль;
9) большое количество орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.

В связи с полученными результатами по предыдущим годам проведения ЕГЭ руководителям ШМО следует обратить внимание на факторы подготовки к итоговому тестированию по русскому языку самих учителей:

1) Необходимо нацелить на подготовку к преподаванию, ориентированному на качественные показатели по результатам ЕГЭ:
- ознакомить с едиными требованиями государственного стандарта, программ по русскому языку к сформированности знаний, умений, коммуникативных компетенций учащихся;
- порекомендовать передовые учебные программы и технологии преподавания русского языка;
- уточнить нормы оценивания работ;
- ознакомить с критериями оценивания развернутого ответа части С единого государственного экзамена по русскому языку;
- провести практикум учителей по выявлению, исправлению, обозначению и корректированию речевых, грамматических и фактических ошибок в работах учащихся.

2) Сформировать у школьников ключевые умения, проверяемые заданием части С ЕГЭ:
- умение анализировать содержание исходного текста;
- умение анализировать форму исходного текста;
- умение выражать личностную позицию;
- умение последовательно излагать собственные мысли;
- умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
- орфографические и пунктуационные умения;
- владение нормами современного литературного языка.

3) Учитывать, что качество монологического письменного высказывания школьников зависит от развития у них мыслительного и понятийного аппарата, чувства родного языка, начитанности и общего кругозора.

Высокие результаты выпускников гимназии № 2, сдающих ЕГЭ по русскому языку, дают нам право обратиться к технологии преподавания русского языка учителями высшей категории гимназии Плотниковой О.В. и Галиуллиной А.Х. и представить ее в качестве передовой и заслуживающей внимания.

При подготовке учащихся к написанию письменного развернутого ответа части С Плотникова О.В. исходит из следующих принципов обучения:
- научности,
- системности и целенаправленности работы,
- связи теории с практикой,
- проблемности представления материала, самостоятельности работы учащихся,
- планомерности организуемого повторения,
- использования межпредметных связей при обучении русскому языку.

Принцип научности проявляется через знакомство Плотниковой О.В. с передовыми психолого-методическими теориями, отбор продуктивных идей и реализацию их на практике. Учитывая наработки Выготского, Гальперина, нейролингвистики, учитель при формировании речеведческих умений исходит из следующих теоретических постулатов:


- любое законченное речевое высказывание отражает уровень развития индивидуальных мыслительных процессов, богатство лексикона, сформированность речевых умений;
- мысль и слово не тождественны, мысль - это «сгусток смысла», перекодировка информации из внешнего (словесного) плана во внутренний и наоборот: способам перекодировки, словесным моделям, использованию экспрессивно-выразительных средств можно научить;
- развитие творческих речевых способностей неразрывно связано с развитием мыслительных операций школьника;
- качество письменного высказывания зависит от характера соотношения в сознании ученика понятий и присвоенных в процессе социализации, учебы конкретных смыслов этих понятий; от способности находить для определенного языкового момента конкретное понятие и его семантическое поле, от способности строить цепочку ассоциаций и осуществлять стыковку своих знаний с формулировкой задания, ситуацией речевой коммуникации;
- созданный учеником текст - это совокупность присвоенных знаний, своеобразие восприятия, собственной рефлексии на исследуемую проблему. При этом на первый план могут выходить разные элементы слова, порождая тот или иной личностный смысл, привлекая те или иные единицы разной языковой степени сложности.

Таким образом, качество письменного высказывания складывается из следующей освоенной школьником цепочки: осведомленность (эрудированность) > осознанность (переход социального опыта в субъективные знания) > действенность (активность жизненной позиции) > коммуникативные умения. Исходя из данных науки, Плотникова О.В. строит свою работу по обучению связанным письменным высказываниям через актуализацию следующих блоков коммуникативной деятельности школьников:

1) освоение семантики языка и формирование глубинных семантико-грамматических и семантико-синтаксических форм-схем в сознании учащихся (наблюдение над образцами художественного слова, мастерством писателей в выборе деталей, образных средств; работа над прямым и переносным значением, лексической и стилистической сочетаемостью слов; формирование умения видеть подтекст, чувствовать экспрессивную окраску текста и средства его выражения; формирование умения производить синонимическую, стилистическую замену слова и т.п.);

2) освоение стилистики языка, его жанровой, типологической системы: задания на нахождение характерных стилистических черт в тексте, перевод текста одного стиля в другой, упражнения на умение чувствовать языковую норму и т.п.);

3) отбор индивидуальных лексических единиц, грамматических форм и синтаксических моделей, выработка собственной творческой манеры; производство собственного текста с опорой на выработанные модели, способы перекодировки смысла в текст (упражнение на продолжение авторского текста в характерной для автора стилевой и языковой манере; на подстановку собственных выразительных средств в авторский текст с пропущенными словами и сравнение своего и чужого вариантов; рецензирование и редактирование чужого и своего текстов, написание сочинений в разных жанрах и т.п.).

Принцип научности проявляется на уроках Плотниковой О.В. и в работе с терминами, теорией языка, в привлечении дополнительного языкового материала при работе над языковым понятием, вынесенным в тему урока. Так как именно от освоения школьниками смысла и форм проявления изучаемого языкового явления (понятия) зависят их коммуникативные умения (выделять понятия в тексте, видеть условия его функционирования, использовать в собственной речи), то огромное значение имеет формирование в их сознании понятийно-языковой системы.

Алгоритм работы с теорией языка на уроках Плотниковой О.В. следующий:

I. Введение определения теоретического понятия:

- работа с готовыми определениями;
- чтение определения в учебнике и запись его в виде таблицы, схемы, блока графических обозначений;
- работа над видовыми и родовыми соотношениями слов в определении;
- нахождение ключевых слов;
- восстановление недостающих слов;
- поиск ошибки в заведомо неправильном определении понятия;
- выведение понятия учащимися;
- наблюдение над примерами, фактами языка и нахождение общего для них свойства;
- работа с семантикой понятия, группой родственных, однокоренных слов, этимология термина;
- установление лишних, избыточных признаков и устранение их для выведения общего для данного ряда явлений определения понятия;
- исследование-гипотеза: какое из двух понятий наиболее соответствует ряду явлений;
- дополнение изученных ранее сведений новыми, полученными в старшей школе.

II. Актуализация теоретического понятия на репродуктивном уровне призвана создать в сознании учащихся определенные схемы, приемы действий по применению полученных теоретических сведений к конкретному тексту, по поиску соответствия понятия и языкового факта. При этом полезным становится не просто формирование умения видеть и узнавать какой-либо языковой феномен в тексте, а развитие способности видеть в нескольких текстах проявление общих групповых закономерностей, свойственных данному языковому явлению. Так, при закреплении на первом этапе (определения) характерных черт публицистического стиля и отработке их в применении к конкретным текстам, полезным становится задание на сопоставление двух или трех отрывков данного стиля и выявление общих стилеобразующих свойств (выбор жанра, тематика, способы проявления авторской позиции; структура, отражающая жанровые, типологические черты или авторскую идею; языковые особенности). При помощи такого понятийного анализа у учащихся формируется представление о типичных чертах текстов данного стиля, которым они смогут воспользоваться при создании или анализе любого текста, относящегося к публицистике. В таком анализе есть элементы стандартизации, однако они приучают школьников к самоконтролю, сознательности по отношению к своему высказыванию. На первом этапе обучения сочинениям в определенном жанре и стиле как раз и следует исходить из основных языковых особенностей этих понятий; ученику мало выбрать тему и сформулировать идею своего монологического высказывания: он должен ясно представлять, какие языковые особенности, жанровые и стилеобразующие черты он должен проявить, чтобы актуализировать свою идею, донести ее до читателя в манере, присущей данному стилю (жанру).

III. Исследовательский уровень. Задания этого уровня формируют умение рассуждать на предложенную тему, приводить тезисы, искать аргументы, подтверждать свою точку зрения примерами и делать выводы, ясно и убедительно доказывать собственную позицию. Изучая стилистику научного текста, можно предложить детям следующее задание-исследование: «Можно ли утверждать, что в научных текстах, посвященных определенному разделу науки, используется лексика одной тематической группы?» (Итогом исследования должны стать гипотезы, оформленные в виде таблиц, блоков-схем языка терминов определенной науки, графиков соотношения общеязыковой, общенаучной и специальной лексики, письменных рассуждений-доказательств выдвинутой гипотезы).

Говоря о публицистике, важно провести (совместно с учащимися или дать им самостоятельную работу) исследование по теме «Зависимость средств выражения авторской позиции от индивидуальной писательской манеры, его мировоззрения». В ходе выполнения этого задания учащиеся получат представление о разных способах достижения экспрессивности текста (особая композиция, синтаксические приемы, эмоциональная лексика и т.п.) о разных манерах авторского общения с читателями (скрытое присутствие, ирония, дидактизм, автор-собеседник читателя, ненавязчиво проводящий свою точку зрения и т.п.), научатся приемам публицистического письма.

Работая над текстом художественного стиля, следует обратить внимание на отражение идеи, замысла автора в художественных средствах. При анализе языковой формы текста организуется наблюдение над продуманностью, эмоциональностью, емкостью, образностью выбранного автором слова.

Обычно Плотникова О.В. берет небольшие рассказы и организовывает их языковой анализ:
- смысл названия и его отражение в тексте;
- сколько событий и как это влияет на выбор типа речи? Сравните формы глаголов. Определите, каких форм больше и почему. Какова частотность существительных и прилагательных? С каким типом речи связана их употребляемость? Найдите в тексте определения-прилагательные, на какие разряды их можно поделить? Какие ощущения передают качественные прилагательные (зрительные, осязательные, звуковые…)? Какие из прилагательных являются эпитетами?
- Проанализируйте первые несколько абзацев текста. Укажите, из скольких предложений состоит каждый абзац. Каковы логические и синтаксические средства связи между предложениями, абзацами? Определите тип предложений, степень их осложненности. Какую стилистическую функцию несет синтаксис текста? Какие композиционные приемы использовал автор (антитеза, синтаксические параллели, анафора)? Сколько смысловых частей можно выделить в тексте? Есть ли в тексте сравнения? Традиционны или неожиданны они? С какой целью используются?
- Какая речь, монологическая или диалогическая, преобладает? Почему уместен переход от авторской речи к прямой?
- Перестройте данное предложение…, изменив его структуру. Понаблюдайте, как изменится общее значение предложения.
- Допишите предложение, взятое из рассказа. Сравните его с авторским текстом.

Использование на уроках русского языка материала из произведений, изучаемых на литературе, дает большие перспективы для роста языковой культуры и умений учащихся:
- умение видеть в тексте значимые детали,
- определить особенности использования лексики разных стилей,
- находить фрагменты разной стилевой принадлежности,
- чувствовать актуальность и уместность использования слова,
- развитие кругозора приводит к умению находить проблематику, рассуждать на мировоззренческие темы, общественно-политические вопросы.

IV. Творческий уровень. Создание собственного письменного монологического высказывания - до сих пор самое проблемное место при обучении учащихся русскому языку. Для того, чтобы школьники привыкли не пасовать перед сочинением, научились за короткое время правильно, последовательно, в соответствии с нормами литературного языка, проявляя личностную позицию, излагать свои мысли, Плотникова О.В. предлагает на каждом уроке уделять время для упражнений, направленных на создание своего текста. При этом все, написанное учениками, не должно оставаться без комментария учителя, без советов по совершенствованию стиля и языка. Для успешности творческой работы необходимы определенные условия:
- комфортность обстановки в классе (ученик не должен бояться, что его поднимут на смех и т.п.);
- знакомство и овладение учащимися приемами творческого фантазирования (см. технологию ТРИЗ) и преодоления шаблонности мышления;
- четкость инструкций, настрой на выполнение задания;
- наличие знаний и наблюдений над особенностями текста (жанр, стиль, синтаксис, язык…), который необходимо создать.

Для формирования творческих умений особую роль играет правка-проверка ученических сочинений: недостаточно сделать на полях замечания типа: «Стиль», «Р» или «Гр.», «!», «?» - надо править путем зачеркивания неправильного, исправления рукой преподавателя на более подходящие выражения. Обязательно давать рецензию на работу. Несмотря на недостаток времени, стоит выписывать речевые, грамматические, логические и другие ошибки из сочинений класса и предлагать их для редактирования на уроке.

Приучая детей к самоконтролю собственного письменного высказывания, Плотникова О.В. предлагает им схему саморецензирования:

I. Смысл и композиция:
- Соответствует ли текст теме, проявляются ли в нем идея, авторская позиция?
- Выдержаны ли в сочинении основные логические части?
- Правильно ли текст разделен на абзацы?
- Есть ли в тексте средства смысловой связи предложений, абзацев?
- К какому типу речи принадлежит текст сочинения? Соответствует ли этому типу речи характер отношений между предложениями и группами предложений в тексте?

II. Язык:
- В каком стиле написан текст и соответствуют ли ему языковые средства? Соответствуют ли стиль и образные средства замыслу автора?
- Целесообразно, уместно, правильно ли используются языковые средства, соответствует ли частотность их употребления требования выбранного стиля?
- Мотивированно ли использование разностилевой лексики?
- Оправданы ли повторы в тексте?
- Нет ли штампов, плеоназмов?
- Выдержана ли логика в следовании фраз?
- Нет ли фактических ошибок?
- Соблюдена ли логика в следовании однородных членов?
- Богата ли, выразительна речь?

III. Авторская позиция:
- Заявлена ли авторская позиция?
- Аргументированна ли она, передана ли через общий модальный план высказывания (оценочную лексику, риторические вопросы…)?
- Соответствует ли формулировка авторской позиции заявленной теме и проблеме сочинения?

Для предупреждения синтаксических и грамматических ошибок учащихся нужно научить видеть «ошибкоопасные» места и проверять правильность фразы путем:
- постановки синтаксического вопроса от подлежащего к сказуемому, от главных членов к второстепенным;
- «сжимания» текста за счет опущения однородных, обособленных членов, вводных конструкций;
- анализа синтаксической связи между предложениями, средств синтаксической связи;
- анализа «ключевых» опасных мест (граница предложений, порядок слов в причастном и деепричастном оборотах, порядок присоединения обособленных членов к главному слову, управление и согласование, соответствие внутри текста видовременных форм глаголов; правильное употребление союзов и предлогов; употребление местоимений (нет ли двусмысленности).

Задание с развернутым ответом в третьей части контрольных измерительных материалов ЕГЭ, соответствующее высокому уровню сложности, предполагает специальную подготовку.

С одной стороны, учащимся предоставлено право выбрать один из трех названных в задании жанров. С другой – это же задание предполагает речеведческий, языковой анализ текста, что является одним из основных признаков рецензии, но никак не предусмотрено в жанрах отзыва и эссе, в их классическом понимании. Исходя из формулировок задания ЕГЭ части С и предполагаемых критериев оценки сочинения, текст ответа учащихся более всего соответствует жанровым признакам рецензии. Однако выпускник может создать текст, синтезируя признаки рецензии, отзыва и эссе. Важно, чтобы старшеклассники имели четкое представление о специфике названных выше жанров и об их взаимосвязи.

Этой работе учитель может посвятить несколько уроков. На первом этапе следует познакомить учащихся с определениями жанров:

Отзыв – выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нем с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания.
В отзыв входят следующие элементы: библиографическое описание; жанр произведения; главные действующие лица; время, место действия; краткое содержание.

Рецензия (от лат. recensio – «рассмотрение») – отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т.п.), научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики.
Задача рецензента – выразить собственные мысли и чувства, возникшие при чтении произведения или просмотре спектакля, рассказать о своих впечатлениях – но на основе элементарных познаний в теории литературы, истории театра, подробного анализа произведения; рассмотреть произведение всесторонне: в целом и в деталях, выразить меру общественного признания произведения.

Эссе (франц. essai – «попытка», «проба», «очерк») – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.
Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, парадоксальностью, установкой на разговорную интонацию и лексику. На первом плане – личность автора, его мысли и чувства. Эссе – это размышления по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.

Определения жанров учащиеся могут записать в тетради. Целесообразно будет попросить их найти в определениях ключевые слова и подчеркнуть их. Далее учащиеся выявляют основные отличия этих жанров, опираясь на ключевые слова в определениях.

На следующем этапе организуется работа с каждым из жанров в отдельности. Можно предложить учащимся отзыв, созданный мастером слова.

После прочтения отзыва учащиеся анализируют его, выполняя следующие задания:
1. Определите жанровую принадлежность текста.
2. Выпишите из текста слова и выражения, характеризующие отношение автора к предмету речи, его эмоциональную оценку.
3. Найдите в тексте обоснование впечатления: что вызвало именно эти чувства у автора. Убедительны ли эти аргументы для вас?
4. Согласны ли вы с позицией автора? Почему?
5. Найдите в тексте элементы отзыва.

Итогом такой работы будет написание учащимися собственного отзыва о какой-либо книге, фильме, спектакле.

При знакомстве с жанром рецензии Галиуллина А.Х. предлагает для анализа критико-библиографические рецензии, взятые из журналов «Вопросы литературы», «Юность» (разделы «Дневник критика», «Книги и судьбы») и др.

Схема анализа рецензии:
1. Установите жанровую принадлежность текста, определив характерные признаки этого жанра.
2. Какую задачу ставил перед собой автор статьи? Решена ли она?
3. Соблюдены ли принципы рецензирования? Аргументируйте свое мнение.
4. Найдите элементы рецензии в данном тексте.

Затем предлагается творческое задание по вариантам, выбираемым учащимися по желанию:
I вариант: напишите рецензию на интересную для вас книгу;
II вариант: напишите рецензию на не понравившуюся вам книгу;
III вариант: проанализируйте рецензию, самостоятельно найденную вами в журнале или газете. Соблюдены ли принципы рецензирования? Ваше отношение к рецензируемому тексту?

Аналогичным образом строится работа с жанром эссе: чтение предложенного учителем эссе, его анализ и написание собственного эссе по поводу той же проблемы, темы, что и в предложенном тексте.

На заключительном этапе работы можно предложить старшеклассникам один из текстов демонстрационных контрольных измерительных материалов ЕГЭ для выполнения следующего задания:
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Напишите сочинение-размышление по данному тексту, выбрав в качестве основного один из жанров: отзыв, рецензию или эссе. Выскажите свое мнение о содержании текста: считаете ли вы важной, актуальной тему, поднятую автором, разделяете ли вы точку зрения автора. Аргументируйте свое мнение. Оцените речевое оформление текста: отметьте 2-3 характерных для этого текста средства языковой выразительности, приведите примеры их использования в тексте.

Перед выполнением этого задания важно попросить учащихся включать в свой текст только те элементы выбранного ими жанра, которые необходимы для написания сочинения-размышления. При выборе элементов учащиеся могут опираться на критерии оценивания сочинения.

На заключительном этапе возможен и такой вид работы, как взаиморецензирование сочинений, взаимооценивание их по существующим критериям.

Таким образом, работа по изучению специфики рассмотренных выше жанров должна способствовать формированию умения у выпускников выбирать оптимальное сочетание жанровых признаков для создания собственного текста при выполнении третьей части экзамена.

Организуя анализ содержания текста, следует напомнить старшеклассникам об одном из основных признаков текста – авторском отношении к сообщаемому. Позиция автора может проявляться в позитивном, негативном, нейтральном, двояком, неоднозначном и т.п. отношении к рассказанному.

Точка зрения автора на выдвинутую им проблему может быть четко обозначена, например, в предполагаемом ответе на поставленный вопрос, в подборе основных аргументов. В других случаях авторская позиция может быть выражена не прямо, отдельными фразами, а через общий модальный план высказывания, например, оценочную лексику, риторические восклицания и вопросы.

Выявление авторского отношения к сообщаемому тесно связано с определением целеустановки текста. Четкое осознание учащимися цели, которую ставил черед собой автор – важнейшее условие правильного понимания содержания текста.

Зачастую искажение учащимися основных положений текста или их поверхностное объяснение связано с неумением определять тип информации в тексте. В связи с этим целесообразным было бы ознакомить старшеклассников, что и делает А.Х. Галиуллина, со следующими типами информации:
1. Фактуальная – фактическая основа текста, которая сообщает о том, что происходило, происходит, будет происходить.
2. Концептуальная (от лат. conceptus – мысль, представление) – информация об авторе, его взглядах, позиции, намерениях и т.д.
3. Подтекстовая – явно не выраженная в тексте информация, которая может быть раскрыта только в определенных условиях.

Организуя работу по определению типов информации в тексте, следует подчеркнуть значимость второго и третьего (если предусмотрен автором текста) типов для анализа текста при выполнении третьей части экзамена.

Как правило, подтекстовая информация содержится в художественных текстах. Для формирования умения выявлять этот тип информации Галиуллина А.Х. предлагает учащимся следующие упражнения:

1. Прочитайте стихотворение А.К. Толстого «Колокольчики мои…». Сформулируйте, в чем заключается подтекстовая информация; выпишите, в каких словах она выражена. Ключ к решению: вспомните, что вы знаете о таких философско-политических направлениях, как западничество и славянофильство.

2. Прочитайте текст детской английской песенки в переводе С.Я. Маршака, выявите подтекстовую информацию.
- Где ты была сегодня, киска?
- У королевы, у английской.
- Что ты видала при дворе?
- Видала мышку на ковре.

3. Прочитайте притчу Е. Гурунц «Соседи», выявите подтекстовую информацию.
«У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой.

Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет, сколько ему нужно.
Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым, и того, что оставалось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные кисти винограда сладчайшим соком.

Все бы хорошо, если бы дерево не отняло солнца у виноградного куста. Оно раскинуло над ним ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнце. А дерево лишь плотнее сомкнуло над ней ветви.

Но проходил срок, и лоза опять радовала глаз новыми гроздьями – ведь она привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех, безраздельно захватив солнце, но что-то никто не помнит, чтобы оно завязало на своих ветвях хоть один плод».

Для формирования у учащихся умения определять целеустановку автора и типы информации в тексте Галиуллина А.Х использует многие стихотворения в прозе И.С. Тургенева, рассказ А.П. Чехова «Жалобная книга». Учащимся предлагается определить целеустановку героя (автора одной из записей) и концептуальную информацию; затем письменно проанализировать, соответствует ли целеустановка героя цели жанра – официальной записи.

Практика показывает, что одними из наиболее трудных для учащихся в плане освоения содержания являются научные тексты. В программе А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой изучению научного стиля речи отводится 4 часа в конце курса 10-го класса. Однако работа с научными текстами начинается при освоении уже первой темы «Общие сведения о языке» повторением цели данного стиля – установление законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и др. Именно от этой целевой установки должны отталкиваться десятиклассники при анализе содержания научно-лингвистических текстов, помещенных в разделе «Общие сведения о языке». Формированию умения выделять главное в таких текстах способствуют следующие задания:
- передайте содержание текста, используя лингвистические термины, но упрощая предложения;
- выпишите ключевые слова и на их основе передайте содержание текста;
- передайте основную мысль текста своими словами;
- выпишите из текста цитаты, отражающие основное его содержание, и перескажите текста, используя цитаты;
- сформулируйте основные положения текста;
- запишите основной тезис текста и обосновывающие его аргументы.

В дальнейшем, после изучения научных подстилей, следует особое внимание уделить научно-популярным текстам, т.к. они, в отличие от собственно научных и научно-учебных, удобны для использования в качестве основы сочинений-рассуждений выпускников. Знание основных признаков научно-популярного подстиля является важнейшим условием для понимания содержания таких текстов и позиции автора. К данным признакам относятся:
а) адресат – любой интересующийся той или иной наукой;
б) цель – дать представление о науке, заинтересовать;
в) факты – не только необходимые для того, чтобы раскрыть тему, но и интригующие, занимательные, иногда даже недосказанные гипотезы; примеров значительно больше, чем в других подстилях;
г) термины менее частотны, чем в собственно научном и научно-учебном подстилях, объясняются через аналогию, т.е. бытовые ситуации, знакомые каждому читающему (броуновское движение – толпа в метро в час пик);
д) объем предложений меньший, по сравнению с другими подстилями;
е) цитаты используются, как правило, без подробных сносок;
ж) заглавие не только называет тему книги, но и вызывает интерес, «интригует» читателя;
з) преобладающий тип речи – повествование;
и) другие особенности – употребление эмоциональных слов, сравнений, метафор, эпитетов, восклицательных и вопросительных предложений и т.п.

Примером такого текста является отрывок из сочинения по статье Чивилихина о свойствах воды.

«Предложенный для анализа текст содержит характерные особенности научно-популярного подстиля: сообщение интригующих, занимательных фактов из области физики; употребление терминов сведено к минимуму; научные факты объясняются доступно, благодаря использованию житейских (бытовых) аналогий («тепловая подушка»), доходчивых примеров-объяснений.

Свойства воды, описанные Чивилихиным, не являются неожиданными для хоть сколько-нибудь образованного читателя. Суть этих сведений сводится к известному многим факту: верхний слой, превращаясь в лед при минусовой температуре, не тонет, благодаря тончайшим молекулярным законам. Однако обыденное явление подается в тексте как чудо, «сказочное свойство». Автору удается заинтересовать читателя, приобщить его к тайнам науки…»

Основное содержание текста, установка автора, его эмоциональный настрой поняты верно. Автор сочинения излагает суть текста своими словами, изредка прибегая к цитированию. Основные мысли автора исходного текста, его целевая установка отражены частично в комментарии к тексту, частично – при анализе стилевых признаков текста.

Большинство текстов, использовавшихся при проведении ЕГЭ по русскому языку в 2001-2003 гг., относятся к публицистическому стилю.

Для того чтобы учащимся было легче ориентироваться в определении многообразных языковых средств этого стиля, можно систематизировать их в таблице.

Языковые средства, характерные для публицистического стиля речи

Лексические · общественно-политическая лексика, русская и иноязычная;
· нравственно-эстетическая лексика;
· лексика различных областей человеческой деятельности: психологии, культуры, экономики и т.д.;
· выражения разговорной, просторечной лексики и т.п.;
· неологизмы;· лексические повторы;
· фразеологизмы, пословицы, поговорки;
· словесные клише;
· оценочная лексика;
· синонимические пары (слово – описательный оборот);
· слова в переносном значении (средства выразительности): эпитеты, сравнения, метафоры и др.
Морфологические · все многообразие морфологических форм;
· специфические глагольные формы со значением настоящего времени, которые способствуют созданию эффекта присутствия (Мы поднимаемся по лестнице. Подходим к двери. Звоним.);
· повелительные формы глагола (Боритесь, утверждайте, давайте подумаем);
· существительные в форме мн.ч., не подвергающиеся счету (разговоры, поиски, власти, свободы, настроения, круги);
· слова с иноязычной приставкой (ультралевый, антигуманный);
· сложносокращенные слова.
Синтаксические · экспрессивно окрашенные конструкции (повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения);
· неполные предложения;
· вводные слова и предложения, обращения;
· выделение части предложения в отдельное предложение (Это понимание нужно всем людям. Чтобы не было войны.);
· сложные синтаксические конструкции;
· стандартные конструкции (средства массовой информации);
· разговорный синтаксис в жанрах очерка, репортажа, фельетона;
· фигуры: инверсия, риторические вопросы и обращения, синтаксический параллелизм, градация и т.д.
Текстовые · небольшие по объему предложения;
· абзацное членение подчинено целям воздействия: в отдельный абзац может быть выделено одно предложение;
· заголовок содержит информацию о содержании текста и привлекает внимание читателя.

Аналогичным образом составляются таблицы для других стилей речи. Их можно объединить и в одну большую таблицу, использовать которую учащиеся могут при выполнении заданий на определение языковых средств в текстах, относящихся к различным стилям речи.

Специфика заданий с развернутым ответом по текстам, принадлежащим к публицистике, требует умения вести серьезный разговор на такие темы, как счастье, дружба, любовь, родина и ее история, культура и образование и т.д.

Умению рассуждать на такие проблемы, по мнению Галиуллиной А.Х., способствуют сочинения в жанре проблемного очерка на темы:
1. Какой вы представляете школу будущего?
2. Возможно ли создание общества (государства), где все будут счастливы?
3. Чему я верю и во что верую.
4. Можно ли разрешить конфликты, не прибегая к крайним мерам?
5. Каким я представляю наше поколение?

Приведем пример анализа содержания публицистического текста – отрывок из сочинения по тексту Ф. Искандера о любимой книге (демовариант 2003 г.):

«Пожалуй, у каждого из нас есть любимая книга, та, что является нашим другом и советчиком, путеводной звездой, источником сил и вдохновения.

Именно такой книге посвящен текст Ф. Искандера. Авторская позиция проявляется в выборе публицистического стиля речи. Повествуя о полюбившейся со школьной скамьи «Капитанской дочке» Пушкина, Ф. Искандер пытается убедить читателя в значимости книги в жизни человека.

Соглашусь с автором в том, что признаком настоящего художественного произведения является неугасимое желание его перечитать, и, в том случае, если такой возможности не представляется, «Сама надежда, мечты вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы».

Строение текста соответствует типологическим особенностям рассуждения-размышления. В первой части Ф. Искандер пишет о незабываемом наслаждении, испытанном в детстве при чтении учительницей вслух на уроке «Капитанской дочки». Далее, прибегая к сравнению своего отношения к любимой книге с записками о Пушкине М. Цветаевой, Искандер знакомит нас с собственным, особым видением произведения, с теми его фрагментами, что доставляют ему величайшее наслаждение. Эти строки связаны с образом Савельича. Именно он помог автору статьи совершить открытие главных, духовных богатств книги, установить контакт, диалог между собой и гениальным Пушкиным.

Мне очень близка мысль Ф. Искандера о том, что отношение Савельича к Гриневу есть яркое доказательство истины: «Любовь – главнее всех».

Приведем пример языкового анализа текста – отрывок из рецензии на текст Ф. Искандера о любимой книге (публицистический стиль):
«Итак, автор текста, используя собственный жизненный опыт, убедительно доказывает мысль о том, что чтение любимой книги – величайшее наслаждение, свершение великих открытий в мире собственной души.

Задаче убедить в этом читателя служат разнообразные языковые средства. Так, использование оценочной лексики, эпитетов («очаровательные воспоминания детства», «величайшее наслаждение», «невероятная трогательность» и т.д.) позволяет автору передать восхищение книгой, любимыми героями. Употребление антонимичных пар (слуга - хозяин) служит выражению парадоксальности этих отношений.

Насыщение текста синонимичными рядами слов позволяет точнее нарисовать образ Савельича, а также подчеркнуть особое отношение автора статьи к любимому произведению.

Эмоциональное воздействие текста достигается и за счет использования выразительных возможностей восклицательных предложений, риторических вопросов, лексических повторов, неполных предложений.

Таким образом, все языковые средства, использованные автором, направлены на формирование у читателя бережного, священного отношения к книгам, на формирование стойкого убеждения в огромной значимости любимого произведения жизни человека».

Автор сочинения, используя элементы рецензии и эссе, свободно пересказывает основные мысли автора исходного текста, в некоторых случаях прибегая к цитированию. Суть текста излагается и при выражении собственной позиции учащегося, и при анализе стилистических, типологических и структурных особенностей исходного текста.

Содержание текста и позиция автора поняты верно и отражены без искажений. Прокомментированы все существенные для этого размышления моменты:
- Чтение книг – истинное наслаждение.
- Образ Савельича – пример бескорыстной любви и преданности.
- Авторская позиция – «Любовь – главнее всех».
- Настоящее художественное произведение всегда хочется перечитать, оно «греет сердце, придает жизненные силы».

Автором сочинения правильно понят и эмоциональный план текста: Искандер рассуждает о значении книги в жизни человека возвышенно, с чувством восхищения, любви, и этот тон подхватывает учащийся, используя лирическое вступление, осмысленно и искренне выражая свое согласие с авторской позицией.

По критерию Кз (языковой анализ исходного текста) сочинение заслуживает 3 балла. Средства языковой выразительности названы правильно, приведены некоторые примеры (не даны примеры предложений, что вполне допустимо). При характеристике языковых средств учащийся правильно соотносит их роль с особенностями публицистического стиля (убедительное и эмоциональное воздействие на читателя) и содержанием текста.

Строя свое сочинение, учащийся должен стремиться к «смысловой цельности и композиционной стройности, логичности, продуманной последовательности и связности изложения мыслей». При этом школьник свободен в выборе композиционного строения текста.

Основная часть может включать в себя две тематические обособленные части: рассуждение по проблематике текста и характеристика речи автора (возможно, еще и анализ композиции исходного текста). Важно оформить переход от одной части к другой таким образом, чтобы не была нарушена связность высказывания и оно воспринималось как единый текст.

Учащийся может построить основную часть иначе: органично связать анализ содержания текста с выявлением средств выразительности. Данный способ является наиболее сложным.

Возможно, для некоторых учащихся более приемлемым окажется такой способ: средства выразительности выявляются попутно, при рассуждении о смысле исходного текста, но их характеристика сконцентрирована в одном фрагменте сочинения.

В помощь детям, создающим сочинения в жанре рецензии, Галиуллина А.Х. предлагает использование стандартных выражений, особенно для рецензий на научные тексты:

1) для передачи содержательной стороны текста: текст посвящен … ; в тексте (статье, очерке и т.д.) поднимается (затронута) проблема (вопрос) … ; текст, предложенный для анализа, представляет собой … - один из жанров … стиля; задача автора – убедить читателя в … (сформировать определенное отношение к …); автор пытается убедить читателей в том, что … ; автор текста затрагивает (поднимает) общественно значимый (актуальный, широко обсуждаемый в печати и т.п.) вопрос (проблему); авторская позиция проявляется в выборе…стиля речи;

2) для анализа композиции исходного текста: композиция (строение) текста соответствует типологическим особенностям рассуждения (рассуждения-размышления, описания, повествования); строя текст как …, автор … ; тезис представлен в … части сочинения; далее автор останавливается на …, убеждает нас в … ;

3) для анализа языковых средств; с целью эффективного воздействия на читателей (создания образа…) автор использует следующие средства выразительности: … ; синтаксическая оформленность текста соответствует … стилю: … ; эмоциональное воздействие текста достигается за счет использования выразительных возможностей… ; задаче убедить в этом читателя служат разнообразные языковые средства: … ; средства выразительности, использованные автором, направлены на … (служат цели…);

4) для характеристики достоинств текста: следует отметить убедительность авторской позиции (образность, эмоциональность и другие достоинства текста); на мой взгляд, автору удалось … ; к достоинствам текста следует отнести … ;

5) для выражения собственной позиции пишущего: особенно близка мне мысль автора о… ; мне близка позиция автора по отношению к … ; согласен с автором в том, что… ; вполне согласен с мыслями автора о… ; осмелюсь не согласиться с автором в том, что… ; мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора… ; мысли автора о… близки мне, однако… ; нельзя не согласиться с автором в том, что… ; позволю себе не согласиться с автором в том, что… ; на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ; в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения;

6) конструкции, выражающие вывод: эта позиция кажется особенно актуальной сегодня, в период, когда … (в связи с тем, что…); таким образом, все средства выразительности, использованные автором, направлены на формирование у читателя … ; этот текст (статья, очерк) будет интересен читателям … возраста; в целом, текст… .

Включение работы со стандартными выражениями в процесс подготовки к выполнению самой сложной части контрольных измерительных материалов ЕГЭ способствует формированию умения не только последовательно излагать свои мысли, но и правильно, точно, убедительно выражать их в соответствии с выбранным жанром.

Итак, анализ содержания текста Галиуллина А.Х. предлагает осуществлять следующими способами:
1) через выявление типов информации в тексте (фактуальная, концептуальная, подтекстовая);
2) определение ключевых слов текста;
3) установление связи проблематики текста с его стилевой принадлежностью и типологическими особенностями;
4) выявление отношения автора к сообщаемому и способы его проявления (явное, открытое, прямое - косвенное, переданное через общий модальный план текста, позитивное – нейтральное - негативное и т.д.);
5) учитывание эмоционального плана текста (призывность, страстность, ироничность и т.д.);
6) формулирование своего отношения к сообщаемому в тексте и к позиции автора.

Выявив основные мысли текста, учащийся должен отразить их в той или иной форме в своем сочинении. В зависимости от того, к какому жанру ближе сочинение школьника (рецензия, отзыв, эссе), основные мысли, содержащиеся в исходном тексте, могут быть
- свободно пересказаны учеником;
- процитированы по исходному тексту;
- указаны с помощью ссылок на номера предложений в тексте;
- представлены при изложении собственной точки зрения.

Особое внимание Галиуллина А.Х. уделяет формированию у учащихся умения определять роль языковых средств в текстах различных стилей и для этого специально подбирает задания и упражнения:

1. Установите соответствие между стилевой чертой и стилем.

А. Научный
Б. Художественный
В. Публицистический
Г. Официально-деловой
Д. Разговорный
1) обобщенность
2) долженствующий характер
3) ситуативность
4) подчеркнутая логичность
5) проявление авторской индивидуальности
6) точность
7) стандартизированность
8) экспрессия
9) неподготовленность
10) образность

2. Выберите стиль, в котором нежелательно или даже невозможно употребление эмоциональных слов.

А. Научный

Б. Публицистический

В. Официально-деловой

Г. Разговорный

Д. Художественный

3. Установите соответствие между лексическими единицами и стилем.

А. Научный
Б. Художественный
В. Публицистический
Г. Официально-деловой
Д. Разговорный
1) классификация
2) хроника
3) упование
4) растеряша
5) дифференциал
6) постановление
7) лучезарный

4. Установите стиль текста.

В 4 часа дня служащий Ежиков предстал перед кассиром и получил от него один свеженький хрустящий червонец, один червонец потрепанный с желтым пятном, шесть великолепных разноцветных дензнаков и сизую бумагу большого формата. (М. Булгаков)

А. Деловой
Б. Художественный
В. Публицистический

Задание. Установите функцию определений в данном тексте (номинативная, стилистическая, художественная). Какие определения являются эпитетами? Почему?

5. Какое изобразительно-выразительное средство языка использовал автор в выделенном предложении?
О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова. (А. Чехов)

А. Олицетворение
Б. Метафора
В. Эпитет

Задание. Произведите морфемный разбор слова «необъятной».

6. Установите стиль текста.

Наверное, многие из нас слышали малопонятный термин, который часто упоминается в связи с именем знаменитого Энштейна: теория единого поля. Разработать эту теорию – то есть доказать математически, что нет отдельно магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявляния Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Энштейна. Такова официальная точка зрения, прочно утвердившаяся в истории науки: мечтал, но не успел… Но есть и другие. (М. Ветрова)

А. Научный
Б. Научно-художественный
В. Художественный
Г. Научно-публицистический
Д. Научно-популярный

Задание. Выделите научные термины и установите, к какой сфере знаний они относятся. Какими признаками термин отличается от общеупотребительного слова?

7. Какой троп использует автор для усиления выразительности речи?

Неправильно полагают те, кто думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, не бесчестия, ни славы, ни бесславия…живут, даром место занимают да корм едят. (М. Салтыков-Щедрин)

А. Сравнение
Б. Метафора
В. Аллегория

Задание. Найдите в тексте примеры стилистических фигур, определите их роль.

8. Какое изобразительно-выразительное средство языка использовал автор в данном отрывке?

Вижу, вижу лунный лук
Сквозь листву густых ракит,
Слышу, слышу ровный стук
Неподкованных копыт.
(А. Ахматова)

А. Метафора
Б. Метонимия
В. Синекдоха

Задание. Какая стилистическая фигура использована в тексте? С какой целью?

Ключи к тестовым заданиям:

1.

1) А 2) Г 3) Д 4) А 5) Б, В, Д 6) А, Г 7) Г 8) Б 9) Д 10) Б

2. А, В

3.

1) А 2) В 3) Б 4) Д 5) А 6) Г 7) Б

4. Б

5. А

6. Д

7. В

8. А

Включение подобных заданий в процесс изучения русского языка старшеклассниками способствует как формированию у них умения проводить языковой анализ текстов, относящихся к различным стилям речи, так и подготовке к выполнению текстовых заданий.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации