Представила: Кудрявцева О.Э. – методист кабинета руководящих кадров Орского филиала ООИПКРО
Дата: 15.06.2001 г.

Опыт работы
Бакалейко Натальи Николаевны
заведующей Адамовским районным методическим кабинетом
Создание системы непрерывного образования педагогических и руководящих кадров

Теоретическая база опыта: 

1.  Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школы. /Под редакцией Е.П. Тонконогой – М. 19987/

2.  Портнов М.Л. Азбука школьного управления. – М., 1991

3.  Менеджмент в управлении школой: Учебное пособие. /Научн. ред. Т.И. Шамова. – М., 1992/

4.  Мескон М.Х., Альберт М., Хедоири. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М., 1992

5.  Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – М., 1992

6.  Управление развитием школы. /Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. – М., 1995

7.  Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М., 1999

8.  Ломакина Н.Г., Лычагина Ф.Н. Качество образования: управленческий аспект. – Оренбург, 1999

9.  Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. /М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000.

Актуальность:

В настоящее время проблема эффективности управления преподавателем учебно-воспитательным процессом учащихся в средних учебных заведениях может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого преподавателя. Компетентность преподавателя как субъекта менеджмента характеризуется его готовностью к выполнению профессиональных функций гармоничным единством социальных установок и его психолого-педагогической подготовки. Профессиональное мастерство преподавателя характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в деле управления обучением, воспитанием и развтием формирующейся личности.

Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства преподавателей, их компетентности и эрудиции – это четкая на подлинно научной основе организация методической и исследовательской работы как на уровне образовательного учреждения, так и в районе в целом. Повышение квалификации педагогических и руководящих кадров – процесс непрерывной, а его важнейшей составной частью является методическая работа.

Методическая работа – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующейся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя. Этот комплекс ориентирован прежде всего на развитие и повышение творческого потенциала педагогических комплектов в районе, а в конечном счете – на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.

Основополагающим принципами данного опыта являются: 

-  системность;

-  гласность;

-  коллективность;

-  научность;

-  учет индивидуальных особенностей каждого педагога, руководителя;

-  перспективность.

Условия возникновения и становления опыта:

-  эрудиция, высокий научно-методический и профессиональный уровень руководителя методической службы района;

-  изучение нормативных документов руководящих органов образования, вносящих совершенствования и коррективы в финансово-экономические и правовые аспекты деятельности ОУ района;

-  углубленное изучение основ теории и практики социальных процессов общества;

-  изучение психолого-педагогической и управленческой литературы, по вопросам педагогического менеджмента;

-  изучение передового опыта в создании системы непрерывного образования педагогических и руководящих кадров на уровне области и России;

-  коллектив единомышленников, работающих творчески, помогающих друг другу в этой работе.

Сущность:

В предлагаемом опыте:

-  отчетливо прослеживается положительная динамика в повышении профессиональной компетентности педагогов, управленческой культуры руководителей ОУ;

-          успешно реализуется модель обучения управленческих кадров в районе;

-  системное (использование) проведения выездных хозрасчетных курсов повышения квалификации в п. Адамовка для различных категорий педагогических работников;

-  использование активных, нетрадиционных форм работы с кадрами.

Основные компоненты опыта:

-  комплексно-целевая программа работы с кадрами в районе;

-  информационно-аналитические материалы, отражающие системную работу с кадрами;

-  диагностические исследования уровня профессионализма и педагогического и управленческого мастерства.

Новизна данного опыта продиктована следующими факторами:

­ изменениями ценностей современного образования (универсальность, интегративность, целостность, ориентация на приобретение опыта самостоятельной работы), что предъявляет определенные требования к личности учителя, руководителя, его профессионализму, педагогическому и управленческому мастерству;

  ­ возрастанием роли управленческой деятельности учителя при проведении учебных занятий, проявлением им таких профессиональных умений, как прогностические, диагностические, аналитические, исследовательские, инновационные;

­ возрастанием работы органов управления, методической службы района по изучению и повышению мотивации профессиональной деятельности, созданию условий для удовлетворения важных профессиональных и личных потребностей учителей.

Продуктивность 

Педагогические и руководящие работники Адамовского района удовлетворяют свои профессиональные потребности в повышении квалификации через систему непрерывного образования (курсы, проблемные семинары, педчтения, консультации, консультации, конкурсы профессионального мастерства и категорийную аттестацию).

Система работы РМК, его результативность

В Адамовском районе 15 средних, 19 основынх, 4 начальные школы, 16 учреждений дошкольного образования, 2 – дополнительного образования и Детский дом. В школах работает 644 педагогических работника. Высшее педагогическое образование имеют 398 учителей, что составляет 62 %. 58 педагогов (9 %) учатся заочно в высших педагогических учебных заведениях. Высшую квалификационную категорию имеют 7 педагогических и руководящих работников (1 %), I категорию – 119 человек (18,5 %), II категорию – 310 чел. (48 %). Всего имеют квалификационные категории 436 человек, что составляет 68 % учителей района.

В районе реализуется модель обучения управленческих кадров I уровень профессиональной подготовки руководителей ОУ прошли: в 1998/99 уч. г. – 5 чел., 1999/2000 – 6, в 2000/2001- 1 чел., на следующий год планируется 25 руководителей.

Второй уровень обучения по специальности «Менеджер образования» прошли 2 руководителя ОУ.

В основу системы непрерывного образования положен социальный заказ педагогов ОУ. За последние два учебных года курсы повышения квалификации прошли:

-             в г. Оренбурге – 9 и 26 чел.;

-  в г. Орске (на базе филиала ООИПКРО) – 28 и 46 чел.;

-  в п. Адамовке – 44 и 46.

В системе проводятся хозрасчетные выездные курсы ПК в п. Адамовка.

Прошли курсы для:

­ учителей технологии;

­ учителей физической культуры (совместителей и неспециалистов);

­ преподавателей – организаторов ОБЖ;

­ учителей истории по концентрической системе;

­ учителей иностранного языка (совместители).

За 5 лет прослеживается положительная динамика в охвате курсовой подготовкой пед. и рук. кадрами района
 
Уч.г.
Чел.
%
КБПК
Аттестацион.
Проблемные
1995-96
44 
-
37
7
1996-97
54
8
1
24
29
1997-98
63
9
19
18
26
1998-99
81
12
40
9
27
1999-2000
118
18
-
16
95

Повышение профессионализма и педмастерства способствуют августовские совещания, январские педагогические чтения, районные семинары-практикумы для педагогических и руководящих работников, школы начинающего руководителя и др.

Наряду с традиционными формами с кадрами, чаще стали проводить творческие отчеты учителей и руководителей, деловые игры, «круглые столы», конкурсы профессионального мастерства («Учитель года»). В районе созданы 2 площадки на базе 2-х школ совместно с ООИПКРО по проблеме «Управление качеством образования» (Теренсайская СШ И Юбилейная СШ).

Категорийная аттестация пед. и рук. кадров постоянно становится действенным стимулом повышения профессионализма и продуктивности труда. Практическую помощь при подготовке к аттестации и к различным выступлениям и отчетам оказывает библиотека районного методического кабинета.

В последние годы в системе оформляется подписка на необходимые в работе издания: «Учительская газета», «Первое сентября», «Образовательное право», «Школьный психолог», «Вестник образования», «Народное образование» (с приложением), «Директор школы», «Завуч», «Классный руководитель», «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Воспитание школьников», более 10 предметных журналов.

Вопросы непрерывного образования пед. и рук. работников района планово выносятся на совещания методистов РМК, заседания районного методсовета, аппаратные совещания РОО, совещания руководителей ОУ.