Опыт  работы    муниципального образования г. Кувандык и Кувандыкский район.

 

Создание эффективной системы государственно-общественного управления как одного из  условий достижения современного качества образования 

 

                                                                                                        Иванова Г.Н., заведующая МК

                                                                                                         ООАМО  Кувандыкского района,

          Товстокорая Л.А., ст. методист

          ООИПКРО.

     Учителям нужно объединять свои силы с миром, лежащим за стенами школы и понимать, что только вместе с учениками, родителями они становятся частью широкого движения за развитие общества.

                              Теоретическое обоснование.

- теория управления системами образования (Ю.С.Алфёров, В.П.Беспалько, Ю.А.Конаржевский, В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, В.П.Симонов, П.И. Третьяков, В.Г. Рындак)

- деятельностный подход (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П.Я.Гальперин)

- личностно-ориентированный подход (А.Г.Асмолов, И.С.Якиманская и др.)

- технологический подход ( В.П.Беспалько, В.В Гузеев, М.В.Кларин, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин и др.).

                         Условия  возникновения опыта.

 Образование выходит из рамок ведомственной принадлежности, становится сферой непосредственных интересов различных социальных групп и общественных структур. Реальная жизнь не раз доказывала, что институт образования ни в коем случае не может существовать отдельно от государственных институтов экономики, права, массовой коммуникации, демографического развития. Поэтому  школа  развивается с учетом всех изменений  и тех  тенденций, которые происходят  в  обществе и получает  социальный  заказ  на  новое  качество  образования.

                                Актуальность. 

Современная ситуация требует от муниципальной системы образования не только слаженной работы её внутренних компонентов, но и открытости к внешним контактам с различными социальными партнёрами. 

    В связи с этим особенно важной становится задача обеспечения межведомственного и межотраслевого партнёрства с целью решения проблем, входящих в зону взаимных интересов образования и других социальных институтов.

Стратегия модернизации образования предполагает усиление роли общественности в решении проблем образования и является одной из главных тенденций развития образования, как открытой государственно-общественной системы.

                              Новизна опыта 

Мы рассматриваем муниципальную образовательную систему как открытую систему по отношению к внешним контактам с другими социальными партнёрами, имеющую ценностно-смысловую и общественную направленность.

Схема 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущая идея

 

 

 

Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.

Новое качество образования связано прежде всего со сменой характера взаимоотношений между школой, семьей, обществом, государством, учителем и учеником.

Основополагающими принципами этой системы являются:

-          дифференциация и гуманизация;

-          принцип синергизма (он наиболее точно описывает многообразие возможностей внешних влияний в процессе государственно-общественного управления школой в процессе взаимодействия);

-          принцип личностно-ориентированного подхода;

-          принцип системности и постоянного обновления.

 

 Сущность опыта.

В  настоящее  время  в  муниципальном  образовании  город  Кувандык  и  Кувандыкский  район  государственно–общественная  система  управления  образованием  в  условиях  социально – педагогического  сотрудничества  развивается  с  участием родительской  общественности и других социальных партнёров, функционирует  в  виде  советов  различных  уровней  и  направлений:

1.      Координационный  совет  при  администрации  муниципального  образования, состоящий  из  представителей  социальных  партнёров, который  решает  перспективные  задачи  взаимодействия  школы  и  социума.

2.      Конференция  образовательного  учреждения – высший  орган управления;

3.      Совет  образовательного  учреждения – высший  орган  между  конференциями.

4.      Педагогический  совет  образовательного  учреждения.

5.      Родительский  комитет  образовательного  учреждения (в  малочисленных  школах  входит  в   состав  Совета  школы).

6.      Административные  советы  при  директоре  образовательного  учреждения.

7.      Совет  образования  при  отделе  образования  муниципального  образования, состоящий  из  представителей  разных  типов  учреждений  образования – дошкольного, школьного, дополнительного.

8.      Социальные  советы, объединяющие  тех, кто  готов оказать  или  изыскивать  ресурсную  поддержку  школе, например,  ассоциации  выпускников  школ, женсоветы, советы  ветеранов.

9.      Профсоюз  работников  образования  и  науки.

10.  Районный  родительский   совет  при  отделе  образования.

11.  Научно – методические  советы, объединяющие  методические  объединения, научных  руководителей  и  консультантов.

12.  Районный  совет  содействия  школе, объединяющий  союз  фермеров, предпринимателей  и  частных  лиц, ведомств  и  организаций.

                 Опыт  создания  системы  государственно–общественного  управления  имеет  давние  корни,  и  родился  он  в  стенах    отдельных  школ.

 В  Ибрагимовской  средней  школе, имеющей  традиции  трудового  обучения  и  воспитания, воспитания  «на  миру», формировался  и  укреплялся  управленческий  треугольник  «школа – семья – общественность». Опыт  данной  школы  представлен  на  различных  семинарах, круглых  столах, творческих  встречах. Он  обобщается  и  наращивается  ресурсами  других  школ. Сегодня каждое учреждение образования (школы, УДО, ДОУ) создаёт свою модель государственно-общественного управления и прописывает ее  в  Уставе. В ОУ  муниципального  образования  действуют и другие  кратковременные  советы.

              Например, успешно  действуют ассоциации  выпускников  в  Зиянчуринской  средней  школе (директор  Рашникова  Н.В.), Ибрагимовском лицее  № 1  им. А.Д. Трынова  (директор  Ишмурзина  С.Н.), средней  школе  № 5  (директор  Акмурзина  В.И.), средней  школе  № 1  (директор  Кужахметова  Н.Г.), Первомайской  средней  школе  (директор  Селивёрстова  З.М.), гимназии  № 1  (директор  Кожухова  Л.Д.), Мухамедьяровской средней школе (директор Салихова К.А.), Приуральской средней школе (директор Карпушина Н.А.), Куруильской средней школе (директор Бедренко И.Г.), Чеботаревской средней школе (директор Сасыкина Т.А.), Саринской средней школе (директор Иванова Г.В.), которые способствуют    совершенствованию  образовательного  процесса, осуществлению  преемственности  поколений  выпускников и созданию ресурсной  базы  школ.

 

                 Возникла  необходимость  осмыслить  и  проанализировать результаты  этой  работы.  

           Состоявшаяся в  2001  году в районе  конференция и представленный на областной конференции в апреле 2003года опыт межведомственного сотрудничества по развитию системы гражданско-патриотического воспитания,  высветил не только некоторые положительные результаты, но и обозначил проблемы, связанные с управлением внутренними и внешними ресурсами для повышения качества образования и достижением более высоких социальных эффектов. Решением проблем  занялся заведующий отделом образования Диденков Н.П. (с октября 2005г. – заместитель главы по социальным вопросам), который  в 2004 году защитил кандидатскую диссертацию по названной проблеме.

     В  2004  году  в  муниципальном  образовании  был  создан  коллегиальный  орган  самоуправления  муниципальной  образовательной  системой – Координационный  совет  по  образованию  МО  г. Кувандык  и  Кувандыкский  район.

В Совет  вошли    представители  родительской  общественности, депутаты, руководители УО, представители органов  местного  самоуправления (родительская  общественность - 50%, профсоюзы – 5%, депутатский  корпус – 15%, представители  УО – 24%, представители  детских  общественных  организаций – 6%).

 Возглавил  работу  совета  глава  МО  г. Кувандык  и  Кувандыкский  район  Сукач Василий Николаевич.

В структуру  общественного  совета  включены  следующие  комиссии:

        а) комиссия  по  аттестации  и  лицензированию  УО;

        б) комиссия  по  безопасности  школ;

        в) комиссия  по  охране  прав  несовершеннолетних  детей;

        г) комиссия    по  организации  летнего  отдыха, оздоровлению  и  занятости  детей;

        д) комиссия  по  оптимизации  и  реструктуризации  сети  УО, по  аттестации  педагогических  кадров и их награждению.

        Кроме того, общественный  совет    ведёт  активную деятельность  в  организации и поддержке различных организационно-педагогических мероприятий и программ, муниципальных конкурсов («Школа  года», «Лучший  методический  кабинет», «Лучший  учебный  кабинет»), профессиональных конкурсов («Учитель  года», «Самый  классный»), фестиваль семейного творчества и  другие.

                              Ожидаемые результаты

В ходе развития государственно-общественной системы управления должны произойти системные изменения в образовательной среде на муниципальном уровне, которые обеспечат реализацию и удовлетворение образовательных потребностей населения района.

Что уже имеем? В результате проводимой работы реализуются интересы всех участников образовательного процесса в т.ч. социальных партнёров.

Заметны социальные эффекты: оздоровление социальной обстановки в микрорайоне, городе.

Наблюдается устойчивый рост активности и интереса руководителей различных ведомств, организаций, представителей ассоциаций, фермерских хозяйств, проявляющийся в желании помочь школе.  Повышается уровень профессиональной компетентности руководителей, управленческих умений в условиях сотрудничества и взаимодействия и ключевых компетентностей у  учащихся и выпускников школ (социальных, коммуникативных, политических).