Опыт работы директора
Ибряевской основной общеобразовательной школы Красногвардейского района
Юлдашева Фаргата Асгатовича
Модель реструктуризации сельской школы – «Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа» (Ибряевский социокультурный центр)

Представила: Табакова Е.П., методист УМК руководящих кадров ООИПКРО

I. Теоретическая база опыта.

1. Вавилов А.И. Методические рекомендации по нормативно – правовому обеспечению вариативных моделей реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. – М.: АПКиПРО, 2004. – 47 с.

2. Гурьянова М.П., Орлов В.Б. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села: методические рекомендации. – М.: Изд –во ИПСР РАО, 2003. – 191 с.

3. Концепция модернизации российского образования. Филиппов В.М. Модернизация российского образования. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с.

4. Методические рекомендации по внедрению модели базовой (опорной) школы с сетью филиалов в региональные образовательные системы. – М.: 2004. – 127 с.

5. Методические рекомендации по внедрению модели социокультурного комплекса в региональные образовательные системы. – М.: 2004. – 142 с.

6. Методические рекомендации по внедрению модели ресурсного центра в региональгые образовательные системы. – М.: 2004. – 79 с.

7. Методические рекомендации по внедрению модели профильной сельской школы в региональные образовательные системы. – М.: 2004. – 172 с.

8. Модель «Базовая опорная школа с сетью филиалов» (опыт работы Главного управления образованием администрации Псковской области). – М.: АПКиПРО, 2004. – 67 с.

9. Модель «Ассоциация образовательных учреждений» (опыт работы Главного управления образованием Красноярского края). – М.: АПКиПРО, 2004. – 68 с.

10. Модель «Сельская профильная школа» (опыт работы Управления образованием администрации Новосибирской области). – М.: АПКиПРО, 2004. – 32 с.

11. Оптимизация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности: методические рекомендации/ Сост. Т.П. Згоржельская, И.И. Колисниченко. – М.: АПКиПРО, 2004. – 72 с.

12. Опыт работы Чувашской республики по апробации моделей реструктуризации сети сельских школ. – М.: АПКиПРО, 2004. – 36 с.

13. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Первый год эксперимента. Сборник материалов. Издательство МГОУ, 2002. – 108 с.

14. Реструктуризация сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности: опыт повышения квалификации/ И.И. Колисниченко, А.С. Сиденко, В.С. Хмелева и др.; Науч. ред. И.И. Колисниченко. – М.: АПКиПРО, 2004. – 160 с.

15. Сельская школа: эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (сборник материалов). Составители: Т.П. Згоржельская, О.Э. Соборнова, О.В. Разумовская. – М.: АПКиПРО, 2003. – 295 с.

16. Скопин А.Ю. Международный опыт реструктуризации сети сельских школ. – М.: АПКиПРО, 2002. – 46 с.

17. Эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Сборник документов и материалов/ Составители: Т.П. Згоржельская, И.И. Колисниченко, О.Э. Соборнова. – М.: АПКиПРО, 2003. – 85 с.

18. http://rural-school.ru- сайт федерального эксперимента по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.

II. Актуальность.

Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является оптимизация сети сельских школ с целью развития образования на селе и создания условий для обеспечения доступности и высокого качества сельского образования. Сегодня, когда воспитательные возможности сельского социума снизились, школа становится средством духовного возрождения села. Поэтому совершенствование ее работы - проблема не только педагогическая. Она связана с экономическими, социальными, политическими, демографическими сферами развития села.

Село Ибряево Красногвардейского района небольшое. Основные направления деятельности жителей села связаны с сельским хозяйством. В селе нет базового хозяйства, колхоз реорганизован в крестьянско-фермерские хозяйства, которые успешно развиваются. Доход жителей села стабилен, все занимаются ведением подсобного хозяйства. Интенсивно ведется строительство, в том числе жилищное. Создается много молодых семей, молодежь обзаводится жильем. Работа в крестьянско-фермерских хозяйствах позволяет иметь стабильный доход, открывает социальные перспективы. Село благоустраивается и развивается.

В селе расположена Ибряевская основная школа, в которой обучается 42учащихся. Из них на первой ступени обучения – 13, на второй – 29. Анализ рождаемости в селе позволяет прогнозировать количество учащихся до 2010 года. Количество учащихся останется стабильным и не снизится менее 40 человек.

На территории села находится несколько учреждений, с которыми школа поддерживает тесную связь: сельский клуб, библиотека, медпункт, мечеть и крестьянско-фермерские хозяйства. Системообразующим элементом сельского социума является школа. Сегодня актуальна проблема поиска новых принципов организации образовательной системы сельского социума, внедрения инновационных моделей взаимодействия села и школы, определения новых более эффективных форм взаимодействия с возможными социальными партнерами, использования педагогических ресурсов социального окружения.

Актуальность исследования определяется необходимостью разработки научно-методического обеспечения перспективной для села модели реструктуризации школы на базе разработки и поэтапной реализации проекта «Школа – социокультурный центр села».

Цель: создать модель социокультурного комплекса, интегрирующего образовательные услуги с услугами социума.

Задачи:

- Разработать нормативно-правовые и организационно-методические основы для функционирования данной модели.

- Повысить эффективность использования объектов социальной сферы.

- Расширить культурно-образовательное пространство сельских школьников.

III. Основополагающими принципами данного опыта являются:

- системность;

- гласность;

- коллегиальность;

- научность;

- перспективность.

IV. Сущность.

Проанализировав состояние сельского социума, проведя опрос жителей села, учитывая, что количество учащихся до 2010 года не уменьшается, село находится в развитии, серьезно проработав разнообразные модели реорганизации сельского образования, администрация школ пришла к выводу, что из всех моделей, предлагаемых концепцией реструктуризации, механизмом адаптации к местным реальностям, способных удерживать и оптимизировать равновесие между организационной, правовой, экономической, культурной целесообразностью для школы подходит модель «Сельский социокультурный центр». Социокультурный центр – это механизм, который должен обеспечить согласование и способы совмещенного бытия множества людей, реализацию договоренностей, коррекцию поведения участников и выработку отношений к ним. Социокультурный центр предусматривает систему отношений между «постоянными» и «временными» участниками социокультурных действий в рамках значимых для общества целей, идеалов, ценностей.

Виды деятельности социокультурного центра

Воспитательно-образовательная деятельность направлена на:

- формирование у человека приемлемых для социокультурной среды установок, фиксированных для данного общества идеалов и ценностей как основы построения социокультурных действий и поступков;

- развитие мышления и способностей к самоопределению и самореализации;

- обеспечение реализации запросов, связанных с формированием способностей к будущей деятельности, жизнедеятельности и социально-культурному бытию.

Культурно-просветительская деятельность направлена на:

- самоопределение личности в пользу фиксированных и изменяющихся норм;

- формирование культуры мышления;

- распространение знаний.

Социокультурная деятельность предполагает процесс реализации культурных норм с использованием соответствующих средств, методов и деятеля.

V. Основные направления опыта.

· создание команды единомышленников, рабочей группы из представителей различных организаций;

· аналитическая работа группы по сбору и анализу информации по разным направлениям;

· коллегиальный анализ объективной информации;

· разработка нормативно-правовой базы;

· анализ экономической эффективности;

· адаптация позитивного опыта.

VI. Новизна данного опыта определяется следующим:

Привлечение управленческих структур разных уровней, что повышает их заинтересованность и утверждает партнерские взаимоотношения.

Обеспечение условий для повышения роли органов местного самоуправления и хозяйственных, культурных организаций в решении проблем образования на селе.

Модель обеспечивает высокий уровень самоопределения, социальной и профессиональной ориентации и адаптации школьников.

Определяет новые более эффективные формы взаимодействия с социальными партнерами, использования педагогических ресурсов социального окружения.

VII. Система работы директора ООШ.

Сельский социокультурный комплекс представляет собой комплекс взаимодействующих между собой организаций сельского социума.

Схема сетевого взаимодействия

Нормативно – правовое обоснование данного опыта:

- школа и учреждения, существующие на селе, входят в комплекс на договорной основе, строят работу по единому плану;

- используется термин «социокультурный центр», так как школа выполняет функции организатора, координатора «центра», разных юридических лиц;

- в устав школы внесены изменения, определяющие специфику ее функционирования в качестве центра;

- координация деятельности оформляется в виде договора между школой, работающей в режиме социокультурного центра и социальными партнерами, учреждениями, входящими в состав комплекса. Устанавливаются договорные отношения с четким определением прав и обязанностей.

VIII. Результативность.

· Научно-методическое обеспечение модели реструктуризации школы на базе разработки и поэтапной реализации модели «Школа – социокультурный центр».

· Разработка и реализация методических рекомендаций по созданию модели.

· Нормативно-правовое обеспечение реализации модели «Школа – социокультурный центр».

· Создание и реализация модели «МОУ Ибряевская основная школа» (Социокультурный центр) и ее нормативно-правовое обеспечение.

· Методика и инструментарий мониторинга реализации модели.

Анализ деятельности директора Ибряевской ООШ Юлдашева Ф.А. показывает, что система работы по разработке модели реструктуризации сельской школы «Ибряевский социокультурный центр» эффективна и может быть рекомендована для других образовательных учреждений сельского социума.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации