Информация об изданиях сотрудников кафедры управления образованием

 

 

 

 

Э.Р.Саитбаева - автор 146 работ, в том числе 4 авторских и 6 коллективных монографий, статей в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, статьи в журнале «Middle-East Journal of Scientific Research», включенном в базу цитирования Skopus. Саитбаева Э.Р. опубликовала 19 учебно-методических  работ для слушателей и преподавателей системы повышения квалификации, в том числе учебное пособие с грифом УМО по специальностям педагогического образования (Управление качеством образования: учебное пособие. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. – 224 с.).

В 2010 г. профессором Э.Р.Саитбаевой изданы новые монография и учебно-методические пособия:

  1. Самоопределение педагога-профессионала : сущность и образовательная поддержка : монография. -  Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. - 236 с.
  2. Научно-методическое обеспечение исследовательской деятельности руководителей образовательных учреждений : учебно-методическое пособие. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. - 108 с.
  3. Научно-методическое обеспечение повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в области менеджмента качества : учебно-методическое пособие. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. – 132 с.

В монографии Э.Р.Саитбаевой «Самоопределение педагога-профессионала: сущность и образовательная поддержка» на концептуально-теоретическом, конструктивно-технологическом и опытно-экспериментальном уровнях раскрывается проблема образовательной поддержки самоопределения педагога-профессионала.

Предложенные теория и методическое обеспечение могут быть использованы в качестве научно- и учебно-методического обеспечения диагностической и конструктивно-технологической деятельности андрагога (специалиста по теории и практике образования взрослых) в процессе образовательной поддержки самоопределения педагога-профессионала.
Кроме того книга будет полезна учителям, интересующимся вопросами профессионального и личностного самоопределения, так как помогает:

  • понять сущность самоопределения педагога-профессионала, его роль в достижении вершин профессионализма, обеспечении оптимальной самореализации педагога;
  • определить индивидуальную позицию по основным концептуальным и технологическим аспектам педагогической деятельности, осуществить выбор из множества появляющихся технологий наиболее адекватных и эффективных для конкретных условий;
  • осуществить перестройку мотивационно-смысловой сферы педагога, без которой не может совершенствоваться операциональная сторона педагогической деятельности;
  • определить субъективно-оптимальный профессиональный путь, наметить перспективы профессионального развития.

Высокий уровень обобщения разработанных теоретических положений исследования о содержании, механизмах, этапах самоопределения профессионала, способах его образовательной поддержки откроет молодым ученым перспективы для подобных педагогических исследований по самоопределению работников различных профессиональных областей (не только педагогической).

В 2010 г. Э.Р.Саитбаева стала лауреатом ежегодной премии ОГПУ в области науки в номинации  «Издание монографии», а также Лауреатом премии Губернатора Оренбургской области в сфере науки и техники(Указ Губернатора Оренбургской области № 27-УК от 27.01.2011 г. «О присуждении премий Губернатора Оренбургской области в сфере науки и техники за 2010 г.»).

Содержание пособия Э.Р.Саитбаевой «Научно-методическое обеспечение исследовательской деятельности руководителей образовательных учреждений» призвано содействовать формированию умений руководителей образовательных учреждений управлять процессами развития. С учетом этого в пособие включены учебные программы дисциплин «Исследование систем управления», «Методология и методика психолого-педагогических исследований», «Программа развития как инструмент управления процессами изменений» дополнительной профессиональной образовательной программы курсов профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений по специальности «Менеджмент организации» (специализация «Менеджмент в образовании»), а также авторские статьи по проблемам подготовки менеджеров-исследователей.

Отличие пособия от существующей учебно-методической литературы по данной проблеме заключается в том, что в ней раскрывается широкий спектр компетенций, характеризующий руководителя ОУ как носителя культуры инновационного поведения, умеющего:

  • проектировать ресурсы, необходимые для обеспечения кадрового, научно-методического, нормативно-правового, финансово-экономического и материально-технического сопровождения нововведений;
  • создавать программы развития;
  • исследовать системы управления с целью их совершенствования применительно к условиям рыночных отношений и конкуренции;
  • управлять опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностью школ для преодоления тривиальности и неэффективности образовательной практики и т.д.

В пособии Э.Р.Саитбаевой «Научно-методическое обеспечение повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в области менеджмента качества» рассматриваются вопросы управления качеством образования на основе внедрения международных стандартов на системы  менеджмента качества организаций, модернизации содержания и технологий образования, использования мониторинга образовательных результатов школьников.

Содержание пособия призвано содействовать овладению руководителями образовательных учреждений как универсальными, так и отраслевыми методами управления качеством образования. С учетом этого в пособие включены учебные программы дисциплин «Управление качеством», «Управление качеством образования» и «Мониторинг в системе образования» дополнительной профессиональной образовательной программы курсов профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений по специальности «Менеджмент организации»,  а также авторские статьи по проблемам управления и обеспечения качества образования.

Отличительными особенностями пособия является то, что в нем раскрыты теоретические основы и даны практические рекомендации  руководителям образовательных учреждений общего образования по внедрению единых механизмов обеспечения качества, ведущим из которых являются международные стандарты ИСО серии 9000. До сих пор эта задача оставалась трудновыполнимой для менеджеров системы образования в связи с отсутствием соответствующих руководств по воплощению стандартных положений применительно к особенностям учреждений общего образования, с учетом их специфики и сложившихся традиций отечественного образования.

Пособие характеризуется практико-ориентированной направленностью. Учебные и методические материалы, включенные в пособие, содействуют формированию у слушателей умений самоанализа и самооценки потенциала образовательного учреждения в реализации путей достижения нового качества образовательных результатов; разработки системы менеджмента качества образовательного учреждения; подготовки кадров к решению задачи перехода к новому качеству образования.

В 2012 г. в числе авторов коллективной монографии «Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях» (Под ред. Н.К.Зотовой. - Москва : ФЛИНТА : Наука, 2012) Саитбаева Э.Р. стала Лауреатом премии Губернатора Оренбургской области в сфере науки и техники. В поисках эффективной системы обучения взрослых коллективом ученых разработана персонифицированная модель повышения квалификации педагогических кадров, включающая основные направления проектирования персонифицированного образовательного процесса: теоретико-методологические основы, содержание, технологии, систему оценки, информационно-образовательную среду. В § 4.1., подготовленном Э.Р.Саитбаевой, раскрывается одно из важных направлений проектирования персонифицированного образовательного процесса в системе повышения квалификации работников образования - система оценки качества дополнительного профессионального образования. Именно ей отводится важная роль как средству определения достижения педагогами актуального уровня профессиональной компетентности, что будет свидетельствовать об эффективности разработанной персонифицированной модели.

В 2013 г. в журнале «Middle-East Journal of Scientific Research», включенном в базу цитирования Skopus, опубликована статья Э.Р.Саитбаевой «A Phenomenon of Self-Determination of the Pedagogue-Professional and his Educational Support» (Middle-East Journal of Scientific Research 17 (3): 287-291, 2013. - URL: http://www.idosi.org/mejsr/mejsr17(3)13/4.pdfhttp://www.idosi.org/mejsr/mejsr17%283%2913.htm). Актуальность публикации обусловлена тем, что в  модернизации современного образования большая роль отводится педагогу, гуманитаризации его сознания и деятельности, развитию способности самоопределяться по основным концептуальным аспектам педагогической деятельности с точки зрения становления личности ученика. Поддержать учителя в ситуации переосмысления и перестройки личностно-профессионального и жизненного опыта – важная задача системы дополнительного профессионального образования. В статье раскрываются теоретические основы самоопределения педагога-профессионала: определены его сущность и содержание, обоснована структурно-содержательная модель изучаемого феномена. Заявлена, логически обоснована, содержательно и технологически проработана идея образовательной поддержки самоопределения педагога-профессионала в системе дополнительного педагогического образования, сущность которой заключается в содействии, оказании помощи педагогу в решении проблем, связанных с его жизненным и профессиональным самоопределением. Автором предложены педагогическая концепция, педагогические принципы, содержание, технологии и психолого-педагогические условия образовательной поддержки педагогов в процессе их самоопределения. Представлены результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности технологического комплекса, показывающие реальную возможность динамики самоопределения педагогов-профессионалов: усиление признаков гуманитаризации сознания и деятельности педагогов, концептуализацию личностных смыслов педагогического труда, увеличение автономии профессиональных и личностных выборов.

В 2016 г. издана коллективная монография «Заикание: проблемы теории и практики» (под ред. Л.И.Беляковой. - М.: Национальный книжный центр, 2016. – 184 с.). Приведенные в книге  материалы отражают результаты исследований, проведенных в рамках научной школы кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета. В коллективной монографии содержатся результаты изучения речевой функции заикающихся, их личностных и поведенческих особенностей в клиническом, психофизиологическом, логопедическом, психологическом и психолингвистическом аспектах. Даны теоретические представления о формировании патологических функциональных систем при заикании и методические рекомендации, направленные на реабилитацию лиц, страдающих заиканием. Книга адресована логопедам, врачам, психологам, а также может быть использована в качестве учебного пособия студентами-логопедами и учителями- логопедами.

 

 

Список трудов

 

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации