Роль отца в управлении воспитательным процессом школы
Опыт работы
Васильевой Татьяны Петровны,
заместителя директора по воспитательной работе
средней общеобразовательной школы №13 г. Бугуруслана
Представила: Табакова Е.П., методист УМК руководящих кадров ООИПКРО
Дата: май 2004 год

I. Теоретическая база опыта.

Безуглов Ю.И. Иванов Н.А. Ценностный подход в управлении качеством образования: Пособие для руководителей образовательных учреждений. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000 г.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. – М., «Академия», 2000 г.
Зверева В.И. «Организационно-педагогическая деятельность руководителя» – М: 1997 г.
Караковский В.А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М., 1999 г.
Лазарев В.С. Управление школой: теоретические основы и методы. – М: 1999 г.
Макарова Т.Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль» (часть I). – М: 2002 г.
Никандрова Т. Собрания родителей учащихся старших классов.//Воспитание школьников, 2000 г., №4, с15-19
Симонов В.М. Менеджмент в управлении школой. – М., «Просвещение». – 1997 г.
Третьяков П.И. Управление школой по результатам. – М., «Новая школа». – 1998 г.
Щуркова Н.Е. Классное руководство (теория, методика, технология). – М.: 1999 г.

II. Актуальность.

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к уровню воспитанности. Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, молодежных и детских общественных организаций. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия. Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. Негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации семьи

Мужчина в современной семье перестает быть ее главой. Эта роль переходит к женщине. Родительские собрания в школе посещают в основном матери. Но мать ни в коей мере не может заменить отца, роль которого в воспитании уникальна. Об этом все чаще начинают говорить ученые. Народные пословицы гласят «Когда отец хлопочет, он семье добра хочет», «Какое счастье, если отец славен душой и семьей большой».

Сегодня, когда проблеме отцовства недостаточно уделяется внимание, педагогическому коллективу школы предоставляется возможность при содействии отцов и при участии государственных структур организовать совместную деятельность для достижения эффективности воспитательного процесса. При составлении социального паспорта школы, было выявлено, что из 278 семей – 85 неполных, да и в 193 полных семьях воспитанием занимаются, в основном, матери. А где же отцы? Дети должны осознавать значимость роли отца в семье, школе, социуме. Отец – это моральная сила, «высший суд», глава семьи, родитель и воспитатель.

Основными задачами работы являются:

1. Создание системы работы по взаимодействию школы с отцами по воспитанию детей, обеспечивающую социализацию каждого ребенка;

2. Реализация на практике различных видов досуговой деятельности отцов совместно с детьми;

3. Оказание материальной помощи семьям, где воспитанием детей занимаются отцы-одиночки.

III. Основополагающими принципами данного опыта являются:

- системность;

-i гласность;

- коллегиальность;

- научность;

- перспективность.

IV. Сущность.

§ успешно реализуется модель деятельности школы по управлению качеством образования;

§ разработана стратегия деятельности учителя, создающая условия для личностных достижений учащихся;

§ изменены подходы к организации воспитательной работы в школе;

§ разработаны ориентиры личностной системы качеств учащихся для реализации модели выпускника.

V. Основные направления опыта.

· создание команды единомышленников;

· диагностика параметров учебного процесса;

· коллегиальный анализ объективной информации;

· возможность принятия объективных решений;

· создание необходимых баз данных по учреждению;

VI. Новизна данного опыта продиктована следующими факторами:

1) изменениями ценностей современного образования;

2) изменением подходов к организации УВП:

- ученик - главная фигура УВП;

- активна роль учения в учебном процессе;

- учитель умело управляет совершенствованием учебно-личностных качеств;

- деятельность учителя ориентирована на индивидуальные особенности ученика;

- эталоны и стандарты выступают как конечные ориентиры обучения, пути к которым сугубо индивидуален;

- в центре внимания учителя - выявление индивидуальных возможностей и интересов каждого ученика;

- сравнение происходит только с самим собой и оценивается как продвижение;

- продвижение ученика оценивается по личностным и поведенческим параметрам. (интеллектуальное развитие, коммуникативное (общение) социальное (ответственность);

- контроль, тестирование предполагают помощь учителям, родителям и самому ученику в выявлении его способностей в различных областях, как реальной основы для повышения качества обучения и обучаемости;

- оценка является средством стимуляции, поощрения успехов;

- основными формами обучения являются групповые и индивидуальные;

- максимальное включение опыта ребенка во все формы его активности и расширение реального опыта.

- Обращение к мышлению, к индустрии, фантазии, выдумке, ассоциациям.

3) возрастанием роли учителя и заместителя директора по УВР в создании системы внутришкольного мониторинга как основного инструмента в управлении качеством образования на уровне ОУ.

VII. Система работы заместителя директора по УВР и его результативность.

В школе создана и успешно реализуется программа «Отец как воспитатель».

Цель программы: поднять до приоритетного уровня сферу социальной педагогики в школе, вовлечь как можно больше отцов в воспитательный процесс школы.

Задачи программы:

· создать условия для взаимополезного взаимодействия педагогов, учащихся отцов школы для улучшения качества жизни каждого;

· обеспечить деятельность отцов, направленную на решение воспитательных задач;

· выявить и адаптировать детей из неблагополучных семей к жизни.

Направление деятельности Задачи Срок реализации Ожидаемые результаты
1. Диагностика семьи.

Проведение мониторинговых исследований. Анализ и принятие управленческих решений (планирование).

1. Изучить образ жизни семьи (наблюдение, анкетирование, тестирование, собеседование классных руководителей и психолога).

2.Выявить роль отца в семье (тесты, анкеты).

3. Выявить взаимоотношения детей и отца в семье.

 
Получение характеристики микроклимата семьи, выявление степени лидерства отца в семье.

Поиск средств квалифицированной помощи семье.

2. Взаимоотношения учащихся с отцами в классе, школе
1. Выявить взаимоотношения отцов и школы.

2. Установить неиспользованный резерв семейного отцовского воспитания.

3. Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и отцов.

 
Создание приоритета отцовского воспитания в классе, в школе. Практическая деятельность отцов в управлении воспитательным процессом в классе, в школе.
3. Работа с нестандартными семьями (многодетными, неблагополучными, неполными, где воспитанием занимается отец)
1. Учитывать и предупреждать ассоциально – моральное поведение отцов.

2. Оказывать психологическую помощь и поддержку отцам в стрессовых ситуациях.

3. Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации «отцов и детей».

  Организация педагогического просвещения отцов (собрания отцов, индивидуальные консультации психолога, специалистов, конференции отцов).
4. Организация полезного досуга отцов и детей.
1. Пропагандировать здоровый образ жизни в семье.

2. Включать отцов в активную жизнь школы, района/города.

3. Знакомить с нормами поведения во всех сферах жизни (школьной, общественной и др.)

 
Построение демократической системы отношений отцов и детей, отцов и школы.

Анализ деятельности заместителя директора по воспитательной работе Васильевой Т.П. показывает, что система работы по включению отцов в управление воспитательным процессом школы, созданная в образовательном учреждении, эффективна и может быть рекомендована для других образовательных учреждений области.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации