Представила: Ямщикова Л.И., зав. УМК руководящих кадров

Дата: 31.01.02 г.

Из опыта работы Красногвардейского РМК

Система методической работы по управлению качеством образования в районе


В конце 90-х годов педагоги нашего района ощутили на себе начало перехода от системы централизованного управления образованием к региональному. В области начала разрабатываться  разноуровневая система управления  образованием, учитывающая специфику социально-экономического развития региона, происходит осмысление и переориентация управления образованием на развитие региональной образовательной системы. Наиболее важной задачей реформирования системы  образования в области в этот период является управление качеством образования. Начинает проектироваться качество образования в регион, создается региональный учебный план на основе базисного, создаются и вводятся новые региональные программы и учебники и так  далее.

      В этот период большинство руководителей  и педагогов образовательных учреждений нашего района жили еще старыми идеалами и ценностями. Они не признавали разнообразие учебных планов, методических пособий, современных рекомендаций. Открыто противопоставляли новые педагогические технологии  «надежным» как им кажется  комбинациям из  различных порой противоречивых методик и инноваций.

     В результате сложившихся противоречий  возникали в педагогических коллективах серьезные конфликты, разочарования, разрывы устоявшихся связей  поколений. Педагоги  не имели достаточно информации или не успевали перерабатывать и закреплять полученную информацию на практике. Происходила частая смена программ, учебников, планов, видов контроля, управления, что приводит к дестабилизации в школьных сообществах. Мы привыкли к тому, что у нас существуют школы-лицеи, школы-гимназии и традиционные общеобразовательные школы. Нам трудно было представить, что каждая школа на селе может стать качественно иной в зависимости от социокультурных, материально-технических и кадровых условий , уровня притязаний заказчиков и участников процесса образования. В связи с этим методической службе района необходимо было перестроиться и создать условия для методического обеспечения управления качеством образования на уровне РМК , районных и школьных методических объединений , на уровне творческих групп и образовательных учреждений. Для этого был разработан план проведения консультаций методистами и специалистами РОО в помощь руководителям, педагогам по составлению учебных планов и подбору программ. Мы четко определили для себя, что качество есть соответствие неким заданным нормам, а управление качеством процесс приведения системы к некоторому стандарту. Главные факторы, влияющие на качество, которые мы выделили, это содержание образования и направленность обучения.

     Прежде чем управлять качеством ,необходимо было определить какое качество образования необходимо нашему потребителю. Методисты и специалисты совместно разработали анкеты по изучению спроса заказчиков образования, а именно –родителей, детей, учителей, руководителей образовательных учреждений. В ходе комплексных проверок, методических дней в образовательных учреждениях мы проводили анкетирование, выявляя уровень притязаний заказчиков образования, при этом давали им информацию об имеющихся программах, учебных пособиях по риторике, культурологии, психологии,  этике, фольклору, граждановедению, русской словесности и так и далее. На выбор учащимся предлагали углубленное изучение предметов, и довузовскую подготовку, изучение родного языка, культуры, истории Башкортостана, изучение обычаев и традиций башкирского народа по программе «Уроки жизни» и др.

      В процессе изучения пожеланий заказчиков образования мы увидели, что они хотят изменить содержание образования ,направленность обучения, уровень усвоения и содержания программ. Возникла необходимость в создании образовательной  программы школы. В связи с чем методическим кабинетом был разработан план оказания методической помощи и поддержки руководителям образовательных учреждений, учителям -предметникам, начальных классов и работникам дошкольных образовательных учреждений. По плану РМК  были спланированы и проводились совещания ,методические советы, заседания районных методических объединений, на которых рассматривались вопросы:

Что такое образовательная программа школы - (на совещании руководителей образовательных учреждений)

     Структура образовательной программы школы (назначение программы и цель ее разработки, аналитическое обоснование программы, концептуальные подходы к решению школьной  проблемы).Консультация для заместителей по учебно-воспитательной работе.

     

На заседаниях РМО рассматривались вопросы:

·       Универсальность и профильность учебного плана.

·       Методическое обеспечение учебного плана.

·       Прогнозируемый результат педагогической  деятельности.

·       Временные требования к обязательному минимуму содержания основного  общего образования (приказ от 19.05.98№1236).

·       Представление и защита учебного плана и образовательной модели выпускника  основной и средней школы по предметам..

·       Технологизация учебно-воспитательного процесса в период календарно-тематического планирования .

·       Распространение опыта открытого тематического планирования с целеполаганием на основе требований к уровню подготовки выпускников основной и средней школы:

Шаманина Е.Д., учитель истории высшей категории Красногвардейской СШ№1

ИльясоваА.А., учитель русского языка высшей категории Красногвардейской СШ№2

Деркач Н.Е., учитель математики высшей категории Красногвардейской СШ№1

Панина В.И., учитель начальных классов 1категории Красногвардейской СШ№1

Садчикова Л.И., учитель литературы 1категории КинзелскойСШ

Функ Л.А., учитель биологии 1 категории Токской СШ и другие

8. Представление и защита учебного плана дошкольного образовательного учреждения детского сада №1 с. Плешаново. (разработчики учебного плана воспитатели  1-ой категории Гасанова В.П,  Похлебухина О.И.).

9. Представление и защита учителями начальных классов интегрированных программ  по ознакомлению с окружающим миром и ОБЖ (Панина В.И., учитель 1 категории КСШ№1), ознакомление с окружающим миром и экология (Гаврилова Е.Г., учитель 1категории Подольской СШ), история и краеведение в начальной школе 1-3 класс (Медведева Р.В., учитель начальных классов  высшей категории Подольской СШ). 

           На методическом совещании заместителей по учебно- воспитательной работе был представлен  опыт работы Бобылевой Д.П. завуча высшей категории Красногвардейской СШ №1 по проблеме “Методическое обеспечение управления качеством образования в начальной школе”. В основе ее  работы лежит система  организации методической работы и учебного процесса в школе с учетом возможностей каждого ученика на основе диагностики его интеллектуального развития  и достижения  требований к уровню подготовки школьника.

          На базе представленного и утвержденного опыта работы завуча  работает Районная Школа Передового Педагогического опыта для молодых, малоопытных завучей,которая помогает им освоить современный подход к вопросам управления качеством образования в начальной школе.  По предложенной РМК программе Школа Передового Опыта завучей работает второй год

ТЕМА 1.

Теоретические основы управления качеством образования.

·       Сущность управления качеством образования.

·       Психологическое обеспечение управления качеством образования.

·       Методическое обеспечение управления качеством образования.

ТЕМА2.

Практика решения проблемы управления качеством образования

·       Состояние контрольно-оценочной деятельности по достижению конечных результатов.

·       Организация образовательного процесса как средство управления учебно-личностными достижениями учащихся.

·       Анализ результатов работы школы в управлении качеством образования

     Не первый год работают методисты и ведущие учителя района  над проблемой использования результатов мониторинговых исследований в процессе управления качеством образования.

     В процессе работы над этой проблемой внимание уделяется изучению вопросов:

1.              Система контроля, оценки и учета знаний учащихся по предметам. (Беккер М.А., завуч КСШ№2, Анохина Т.В., завуч Новоюласенской СШ, Дерябина Н.Е., завуч Старобогдановской ОШ).

2.              Тестирование и диагностика изменения уровня подготовки школьника. (Колесникова Л.А., учитель математики КСШ№1, Попова О.И., учитель русского языка и литературы КСШ№2, Кернос И.С., учитель математики Токской СШ, Плешивцева Т.А., учитель географии КСШ№1, Нигметова Г.В., учитель начальных классов КСШ№1, Козлова Л.Г., учитель начальных классов КСШ№2, Умерникова Т.В., учитель истории Преображенской СШ)

3.              Тесты и диагностические методики определения уровня обученности учащихся по предметам. (Кизимова В.Н., учитель математики КСШ№1).

4.              Тесты и диагностические методики изучения уровня воспитанности учащихся и дошкольников. (Непрокина Г.Н., методист РМК).

5.              Психолого-диагностические методики изучения уровня развития психических качеств личности. (Тимченко Л.Б., психолог Токской СШ).

     Ежегодно библиотека РМК организовывает выставки –распродажи тестов по проверке уровня подготовки учащихся по предметам, психолого-диагностические методики по изучению уровня воспитанности.

      В районе организована инновационная площадка по проблеме “Гуманистическая модель управления качеством образования” на базе Токской СШ (руководитель Казаева А.П., директор школы Функ Л.А., классный руководитель Абилова А.К.) .

     Участники инновационного процесса понимают., что дети различаются по способностям, физическому и психическому развитию. Учитывая это, они не работают на “среднего ученика” , что приводит к снижению уровня знаний, затормаживанию их способностей, интереса к учебе, а на основе определенных признаков моделируют различные педагогические ситуации, создают условия для активной познавательной деятельности, развивают их мышление, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения.

     В ходе инновационной работы учителя изменили субъект-объектные отношения между учеником и учителем на субъект-объектные, где учитель и ученик выступают в роли деловых партнеров. А начали в школе с того, что организовали постоянно действующий психолого-педагогический и валеологический лекторий для учителей и родителей, где вместе с классными руководителями родители отслеживали уровень интеллектуального, физического развития, уровень воспитанности и обученности детей. На основе полученных данных подбирали учебники, пособия, определяли перспективу развития изменения детского коллектива. В школе работает психолог Тимченко Л.Б., которая оказывает постоянно психологическую помощь как детям так и родителям, проводит с учителями коррекционные беседы. Содержание этих бесед зависит от анализа результатов обученности, воспитанности. На них определяются перспективы образования и развития каждого ребенка. Опыт приобретенный этой школой, распространяется в районе через организованную РМК школу передового педагогического опыта. В настоящее время Токская СШ  готовит информацию об опыте работы над проблемой для педагогов и руководителей школ района..

     Проблема перехода от качества обучения к качеству образования, от “образования на всю жизнь” к “образованию через всю жизнь” решается в творческих группах учителей предметников, начальных классов и воспитателей ДОУ. В процессе творческой деятельности ими разработаны и распространены в ОУ района методические рекомендации:

·       «Преемственность в образовании - одно из средств сохранения и развития единого образовательного пространства в ДОУ и начальной школе» (Модина Н.А. методист по начальным классам, Галашова Т.А. воспитатель Подольского д/с).

·       «Координация деятельности ДОУ и начальной школы по обеспечению преемсвенности дошкольного и начального образования»

(методист по начальным классам - Модина Н.А.,         методист по дошкольному воспитанию - Мамбетова Р.Б.);

·       «Преемственность в обучении между I и II ступенями образования»

(педагог-психолог Токской СШ Тимченко Л.Б.);

·       «Преемственность в обучении математике в школе  I  и  II ступени    »

(учитель математики высшей категории Подольской СШ Ланге Л.И.; учитель математики высшей категории Подольской СШ Кузнецова О.И., учитель начальных классов высшей категории Подольской СШ Кульмаметова Ф.Р., учитель начальных классов 1 категории Красногвардейской средней школы №1 Панина В.И.)

·                “Преемственность в обучении русскому языку в школе I и II ступени”(учитель русского языка 1 категории Подольской СШ Скороварова В.И., учитель высшей категории Подольской СШ Медведева Р.В., учитель русского языка и литературы 1 категории КСШ№1 Гущина Т.К., учитель начальных классов КСШ№1 Нигметова Г.В.). Организуют работу творческих групп методисты РМК Непрокина Г.Н., Модина Н.А.

Для каждого образовательного учреждения показатели качества образования в узком смысле слова всегда специфичны, они соответствуют той модели выпускника, которую определяют цели, задачи содержания образования в данном учреждении, его кадровый потенциал, научно-методическое обеспечение и условия образования. Управлять качеством образования – значит, иметь гарантированный результат. РМК ежегодно практикует проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов по номинациям ”Учитель года”, ”Воспитатель года”, ”Самый классный классный”, ”Заведующий методическим кабинетом года”, ”Вожатый года”, ”Педагог дополнительного образования года”. Второй год в районе проводится конкурс “Школа года” по номинациям: начальная школа, основная и средняя школа. Впервые проводим в 2002 году профессиональные конкурсы “Детский сад года”, ”Библиотекарь года”. Методика рейтинговой оценки престижа педагога или образовательного учреждения позволяет определить  лучших, способствует выявлению, распространению лучшего опыта работы, тем самым, поднимает планку требований к образовательным учреждениям и педагогам, задает новое качество образования в районе. Управлением качества образования занимаются учебные заведения, педагог и, каждый из которых имеет свою среду обитания и внешнее окружение, которое оказывает влияние на результат, который будет специфичен для каждого из них. Задача РМК создать комплексные условия методического обеспечения качества образования, которые определяют содержание образования, соответствующие требованиям родителей, учащихся, учителей, помочь руководителям образовательных учреждений определить потенциальные возможности педагогов и образовательных учреждений, оказать помощь в разработке по направлениям и уровням образования образовательные программы, исходя из требований регионального и школьного компонента, в разработке учебных планов школ, дошкольных и внешкольных образовательных учреждений, предложить педагогам новые образовательные педагогические технологии, методы мотивации всех участников образовательного процесса.

Начальник РОО                                                         Н.В. Мережко

Исп. Казаева А.П.

тел. 3-11-76