Модель перехода общеобразовательного учреждения на профильное обучение
и получение позитивных результатов ЕГЭ
из опыта работы
Киреевой Н.А.,
заместителя директора по учебно воспитательной работы МОУ гимназия №1 г. Орска

Представила: Ямщикова Л.И. заведующая УМК руководящих кадров ООИПКРО
Дата: январь 2004 года

I. Теоретическая база опыта

1.Виден ли свет в конце туннеля. // Директор школы, №7, 2002, с. 61-65.
2.Долженко О. Какова наша школа по результатам международного сравнения. // Народное образование. №7., 2002, с. 17-23.
3.Модернизация: шаг в будущее. // Учительская газета, №42, 45, 2002.
4.Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. М: Сентябрь, 2002
5.Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно - экспериментальной работы. М: Сентябрь, 2001, 240 с.
6.Образование - стержень стабильности. //Директор школы, №9, 2002, с. 59 - 62.
7.Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение. //Библиотека журнала "Директор школы", М: Сентябрь №5, 2002.
8.Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. // Народное образование, №9, 2002
9.Парламентские концепции: содержание стандарта общего образования. // Народное образование, № 9, 2002.
10.Пинский А.Решение "продиктовала" школьная практика. // Народное образование, №9, 2002 с. 31-33.
11.Программа развития школы как лаборатории научно - практического поиска адаптивных вариантов обучения школьников. // Завуч, №7, 2001 , с. 89 - 115.
12.Результаты экспериментов по ЕГЭ. 2001 - 2002 уч. года. Основные положения резолюции итоговой коллегии Министерства образования. // Образование в современной школе. №12, 2002, с. 8 - 11.
13.Селиванова З.Г. Смысложизненные ориентации подгостков. // Лучшие страницы педагогической прессы.№4, 2001.
14.Теория и практика организации учебного процесса.// Завуч. №7, 2002 с.117 - 123.
15.Третьяков П.И. Управление школой по результатам. М,: Новая школа, 1998
16.Тубельской А.Н., Кукушкин М.Е., Старостенкова М.В., Новая модель образования старшеклассников. М.: Сентябрь, 2002.

II. Актуальность темы

Одним из актуальых направлений решения противоречий в условиях модернизации общего среднего образования является введение профильного обучения на старшей ступени щколы. Однако в масштабах города и области преобразованием по введению профильного обучения затронуто незначительное количество школ, что объясняется возникающими затруднениями в отработке механизма перехода к профильному обучению. Между тем жизненная потребность диктует необходимость обновления школы, создания профильных классов и школ повышенноо статуса. Актуальность темы определяется:

- социальным заказом общества на ученика, способного активно и осознанно участвовать в приобретении знаний;

- профилизацией общеобразовательной школы в рамках Концепции модернизации образования.

III. Основополагающими принципами данного опыта являются:

- гласность;

- коллегиальность;

- научность;

- учет индивидуальных особенностей образовательного учреждения;

- перспективность.

IV. Условия возникновения и становления опыта.

Для достижения целей гимназии, заключающейся в предоставлении качественных образовательных услуг учащимся, склонным к умственной деятельности и мотивированным на продолжение образования, необходим переход в качественно новое состояние . Исходим из того, что гимназия – это общеобразовательное учебное учреждение с углубленным изучением дисциплин, обеспечивающее вариативность образования в зависимости от его конкретного направления, а а также освоение общеобразовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю (гуманитарному, естественнонаучному, эстетическому и др.), выбранному учащимися. Определены требования к новому состоянию гимназии:

- в гимназии должны работать высокопрофессиональные педагоги;

- гимназическое образование должно отличаться повышенным качеством и быть универсальным, комплексным;

- повышенный уровень образованности выпускников должен отличаться не объемом знаний, а ориентацией на овладение методологическими знаниями и способами продуктивной деятельности;

- материально-техническое оснащение образовательного процесса в гимназии должно соответствовать целям современного образования;

- воспитательная система гимназии должна способствовать воспитанию гражданских качеств личности, готовить выпускников к успешной адаптации в современном, быстро меняющемся обществе:

- гимназия должна иметь стратегию развития и полнее осуществлять инновационную деятельность.

Ценностью современного образования является развитие критического мышления, приобретение навыков исследовательской работы. Все указанные положения учтены в при формировании содержания гимназического образования и в выборе технологий и способов обучения.

V. Содержание.

Современное образование имеет ряд особенностей: интегративность, универсальность, вариативность, ориентация на приобретение позитивного опыта самостоятельной работы, а также открытость мышления и гибкость представлений для формирования интеллекта, развитие критического и творческого мышления, приобретение навыков исследовательской работы.

Основные направления преобразования для формирования школы нового типа:

- прогнозирование перспектив кадрового обеспечения и повышение профессиональных характеристик учителей;

- материально - техническое оснащение образовательного оснащения гимназии (школы нового типа), капитальное переоснащение;

- реализация программы исследовательской деятельности педагогического коллектива: по теме: "Методологические основы формирования методологической культуры учащихся гимназии";

- выполнение плана действий гимназии по обновлению методической работы;

- совершенствование содержания гимназического образования и организации учебно-воспитательного процесса (за счет применения эффективных методик и технологий в условиях разноуровневого обучения, развития мотивации учащихся к учению и др.);

- прогнозирование деятельности по пропаганде здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты.


1. Обеспечить удовлетворенность ученика и его родителей качеством учебного процесса.
2.Создать образовательное учреждение, которое ориентировано на профессиональный выбор учащихся.
3.Максимальная (100%) востребованность выпускников по выбранному профилю.
4. Качество обучения, результаты ЕГЭ превышают общегородской и областной показатель.
5. Высокий квалифицированный уровень учителей (высшая и первая категории).

Ресурсное обеспечение гимназии:


· организационное обеспечение,
· информационное обеспечение,
· кадровое обеспечение,
· научно-методическое обеспечение,
· нормативно -правовоне обеспечение,
· материально-техническое обеспечение,
· финансовое обеспечение.

VI.Результативность.

Внедрение нововведений в образовательный процесс. статус гимназии обусловили рост многообразия педагогической деятельности. Совершенствование структуры и функций привели к созданию системы управления по принципу исследовательского подхода. Традици


- расширение каналов поступления педагогической и иной нужной информации к каждому педагогу,
- стимулирование и поддержка использования педагогической информации при решении возникающих проблем,
-функциональная полезность отбора нужной информации,
-опережающее обучение педагогов работе с нужной информацией, поэтапное совершенствование системы управления в соответствии с возникающими потребностями.

Информационное наполнение ОУ: библиотека, методический кабинет, учебные кабинеты, личные библиотеки, компьютерные программы, интернет.

Система обучения педагогов: перестройка педагогического коллектива на научную информацию, востребованность научного консультанта как специалиста по методологии и технологии исследовательской деятельности, организация исследования по теме: "Методические основы формирования методологической культуры учащихся гимназии". Сегодня исследовательской деятельностью занимаются 44 учителя (61% педагогов.)

Увеличение числа учеников в профильных классах:

1998-1999 - 57

1999-2000 - 64

2000-2001 - 74

2001-2002 - 79

Пакет образовательных программ:

1. Начальная школа. Программа "Гармония".

2. Основная школа (5-7 кл.)
Традиционная базовая программа.
Пропедевтические курсы (математика, химия, биология).

3. Основная школа (8-9 кл.)
Базовая программа.
Программа для углубленного изучения предметов по трем профилям: физико-математический, химико-биологический, гуманитарный.

4. Полная средняя школа (10-11 кл)
Программы углубленного изучения предметов по выбранным трем профилям:
Базовые программы.
Элективные курсы (экономика, психология, мировая художественная литература, философия, практикумы по профильным предметам).

Психологическая служба: исследования по психофозическим особенностям личности (уровень восприятия информации, особенност памяти, внимания, мышления); разработаны критерии конкурсного приема учащихся в профильные классы, предварительное тестирование,, психологическое сопровождение образовательного процесса.

Мониторинг образовательной деятельности:

Входная диагностика, промежуточная аттестация (зимняя сессия), переводные экзамены (весенняя сессия), итоговая аттестаия (9-11 кл.).
Качество образования по гимназии 65, 9 %

 

Практическая значимость механизма перехода на профильное обучение.

Анализ проделанной работы позволил выделить сильные и слабые стороны работы. Следует отметить стабильные результаты образовательного процесса, положительные тенденции роста поступления выпускников в вузы. Практика подтверждает влияние профильного обучения на выбор профессионального самоопределения.

Гимназия обладает большим банком инновационной деятельности своего ОУ:


- стратегия перехода гимназии в новое состояние,
- план обновления методической работы,
- учебный план с учетом профильной направленности,
- учебно-методический комплект (УМК) по углубленному изучению следующих предметов: алгебра 8-9 кл., алгебра и начала анализа 10-11 кл., геометрия 8-11 кл., химия 8-11 кл., биология 8-11 кл., русский 8 кл, история 8-11 кл.
- психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса,
- УМК пропедевтических курсов 5-7 кл.,
- творческие лаборатории и площадки в начальной школе по комплекту "Гармония",
- организация работы профильных лагерей по математике (8-11 кл.)и иностранному языку (5-7 кл.),
- технология набора профильных классов,
- УМК изучения второго иностранного языка в гуманитарных профильных классах (8-11 кл.),
- творческая площадка: "Решение олимпиалных задач по математике",
- УМК по изучению информатики со2 кл.,
- УМК по изучению английскогоязыка со 2 кл.,
- диагностика готовности первоклассника к обучению в гимназии,
- исследовательская работа учащихся в рамках НОУ,
- организация исследовательской деятельности учителей,
- организация совместной деятельности с вузами,
- проектная деятельность учащихся,
- историческое краеведение,
- система подготовки учащихся к итоговой аттестации, к ЕГЭ.

Учебный план гимназии №1 г. Орска на 2002/2003 уч.г.(общеобразовательные классы)

Содержание образования

Количество часов в неделю

Федеральный компонент

VI

VII

VIII

IX

Филология

11

10

8

8

Русский язык

5

5

3

2

Литература

3

2

2

3

Иностранный язык

3

3

3

3

Математика

5

5

5

5

Математика

5

 

 

 

Алгебра

 

3

3

3

Геометрия

 

2

2

2

Обществознание

4

4

5

5

История

2

2

2

2

Обществознание

 

 

1

1

География

2

2

2

2

Естествознание

2

4

6

6

Биология

2

2

2

2

Физика

 

2

2

2

Химия

 

 

2

2

Искусство

2

2

1

 

Музыка

1

1

1

 

ИЗО, МХК

1

1

 

 

Физическая культура

2

2

2

3

Физическая культура

2

2

2

2

ОБЖ

 

 

 

1

Технология

2

2

3

3

Технология

2

2

2

2

Черчение

 

 

1

1

 Региональный компонент

2

2

2

1

Краеведение

1

1

1

1

ОБЖ, валеология

1

1

 

 

Русский язык

 

 

1

1

 

Минимальный объем учебной нагрузки при 6-дневной неделе

 

30

31

32

32

Школьный компонент

2

3

3

3

Творческие часы

 

 

1

1

ИГЗ (индивидуальные групповые занятия)

1

1

1

1

Физкультура

1

1

1

1

 

Максимальный объем учебной нагрузки при 6 –дневной неделе

 

32

34

35

35

Трудовая практика

6

6

6

12

 

 

 

 

 

Учебный план начальных классов гимназии №1 г. Орска на 2002/2003 уч. г.

Содержание

Количество часов в неделю

 

1 (1-4)

2(1-4)

3 (1-4)

4 (1-4)

Федеральный компонент

 

 

 

 

Филология

9

9

7

8

Русский язык

5

5

4

4

Язык и литература

4

4

3

4

Математика

4

4

4

5

Математика

4

4

4

5

Обществознание

1

1

2

2

Окружающий мир, ОБЖ

1

1

 

 

Природоведение, ОБЖ

 

 

1

1

История

 

 

1

1

Искусство

2

2

2

2

Музыка

1

1

1

1

ИЗО

1

1

1

1

Физическая культура

2

2

2

2

Физическая культура

2

2

2

2

Технология

2

2

2

2

Трудовое обучение

2

2

2

1

Художественный труд

 

 

 

1

Региональный компонент

 

2

2

2

Школьный компонент

 

 

 

 

Литература

 

1

1

 

Русский язык

 

 

1

1

Краеведение

 

1

1

 

Максимальный объем нагрузки при 5-дневной учебной неделе

20

22

22

22

Вариативная часть

6

6

6

6

РТС

1

1

1

1

Информатика

 

1

1

1

Иностранный язык

 

2

2

2

Художественный труд

1

1

1

 

ИГЗ

4

1

1

1

Краеведение

 

 

 

1

ВСЕГО

26

28

28

28

Учебный план гимназических классов гимназии №1 г. Орска на 2002/2003 учебный год

Содержание

Количество часов в неделю

Классы

 

6

7

10а

10б

10в

11а

11б

11в

Федеральный

Компонент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Филология

13

12

10

8

8

12

8

8

13

12

6

6

11

5

5

Русский

Язык

7

5

5

3

3

4

2

2

4

1

 

 

1

 

 

Литература

3

3

2

2

2

3

3

3

4

6

4

4

5

3

3

Ин. Язык

3

3

3

3

3

4

3

3

5

5

2

2

5

2

2

Математика

6

6

7

6

9

6

6

9

6

6

6

9

7

7

12

Алгебра

5

5

4

3

5

3

3

5

3

 

 

 

 

 

 

Алгебна

 И начала

Анализа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

3

6

4

4

6

Геометрия

 

 

2

2

3

2

2

3

2

2

2

3

2

2

3

Информатика

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

Обществознание

2

4

4

5

5

6

5

5

5

7

6

6

6

4

4

История

2

2

2

2

2

4

2

2

2

4

3

3

4

3

3

Общество,

Граждановедение

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

География

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

 

 

Естествознание

2

2

4

12

8

6

12

8

7

7

12

10

8

13

11

Биология

2

2

2

2

2

2

4

2

2

2

4

2

2

4

2

Физика

 

 

2

2

4

2

3

4

3

3

3

6

3

3

6

Астрономия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

Химия

 

 

 

4

2

2

4

2

2

2

4

2

2

4

2

Искусство

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЗО

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическая культура

2

2

2

3

2

2

4

3

3

3

4

3

3

4

3

Физическая культура

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

3

2

2

3

2

ОБЖ

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Технология

2

2

2

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

Технология

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Черчение

 

 

 

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

Региональный компонент

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

4

1

1

4

1

Экология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

2

 

Русский язык

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

Краеведение

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ОБЖ, Валеология

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минимальный

Объем учебной нагрузки при 6 дневной неделе

31

32

34

35

35

35

35

35

35

36

36

36

36

36

36

Вариативная часть

6

6

6

8

8

8

8

8

8

12

12

12

12

12

12

Пропедевтический курс

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практикум

 

 

 

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Индивидуальные часы, НОУ

 

 

 

1

1

 

2

2

1

2

4

3

2

3

2

Спецкурсы

 

 

 

1

 

 

1

 

 

1

2

2

 

2

2

Информатика

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Этика

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инд. Часы с одаренными

2

2

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй ин. Язык

 

 

 

 

 

2

 

 

2

2

 

 

2

 

 

Экономика

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1

Граждановедение

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

Философия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

МХК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

1

1

ИГЗ

 

 

 

 

1 мат

 

 

1

мат

 

 

 

 

 

 

 

Ф-ра

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовая практика

6

6

6

6

6

6

12

12

12

12

12

12

 

 

 

Максимальный объем учебной нагрузки при 6 дневной неделе.

37

38

40

43

43

43

43

43

43

48

48

48

48

48

48

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации