«Деятельность образовательного учреждения по обеспечению переход на профильное обучение»
из опыта работы
Испаевой Г.Т.,
директора МОУ СОШ № 3 Новоорского района
Составитель: Кудрявцева О.Э., методист УМК руководящих кадров ООИПКРО
Дата: 24.10.03

I. Теоретическая база опыта

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.

3. Концепция профильного обручения на стершей ступени общего образования. // Официальные документы в образовании. № 27.сентябрь 2002.

4. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПКиПРО, 2003 – 110 с.

5. Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения. Методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003 – 124 с.

6. Арефьев И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников // Педагогика. № 5. 2003.

7. Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003 – 68 с.

8. Остапенко А.А. Профильное обучение в старших классах малочисленной школы // Школьные технологии. № 3. 2003.

9. Подгорная Е.Я., Стефанова С.С., Либеров А.Ю. Профильное обучение и социализация личности // Стандарты и мониторинг. № 5. 2003. С. 42-46.

10. Савельев Д., Пондякова Л., Южанина Н. Обучение, посильное для всех и адаптированное к способностям школьников // Директор школы. № 10. 2002. С. 45-51.

11. Саржевский Ю.Н. Осуществление профильного обучения // Школа. № 1/46. 2002. С. 42-47.

12. Совещание по проблемам профильного обучения // Начальная школа. № 1. 2003. С. 6-7.

 

II. Актуальность

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Практика убедительно показала, что, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. К этому времени у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. По данным социологических исследований, профессиональное самоопределение тех, что в дальнейшем намерены учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8 классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, что намерены продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9 классе. При этом примерно 70-75% учащихся в конце 9 класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности. Появившийся в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» закрепил вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

Вместе с тем сеть общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов пока развита недостаточно. Для большинства школьников они малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем.

Актуальность профильного образования, таким образом, обосновывается проблемами, стоящими перед школой:


· отсутствие углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;
· невозможность создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
· наличие трудностей в установлении равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
· отсутствие возможности расширить социализацию учащихся;
· отсутствие преемственности между общим и профессиональным образованием;
· отсутствие возможности более эффективно готовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

 

III. Основополагающими принципами данного опыта являются:


- системность;
- гласность;
- научность;
- учет индивидуальных особенностей учащихся;
- перспективность

IV. Условия возникновения и становления опыта:

- эрудиция, высокий научно-методический, профессиональный, управленческий уровень руководителя школы;

- изучение нормативных документов руководящих органов управления образования (Министерство образования РФ, Главное управление образования, Управление образования);

- изучение психолого-педагогической, управленческой литературы по вопросам организации профильного обучения в школе;

- наличие учебных кабинетов-лабораторий, методического кабинета, оснащенных на уровне современных требований;

- углубленное изучение основ теории и практики социальных процессов общества;

- коллектив единомышленников, работающих творчески, помогающих друг другу в этой работе.

 

V. Сущность:

- успешно реализуется модель общеобразовательной составляющей образовательной программы начального и среднего профессионального образования для выпускников 9 класса общеобразовательной школы;

- разработана стратегия деятельности учителя, создающая условия для успешного перехода на профильное обучение;

- разработана программа подготовки педкадров школы к переходу на предпрофильное и профильное обучение;

- изменены подходы к организации УВП, внесены коррективы в учебный план школы (наполнение школьного компонента элективными ориентационными курсами).

 

VI. Основные компоненты опыта:

- выявлены приоритеты в дополнительном образовании учащихся;

- проект деятельности по обеспечению перехода на профильное обучение;

- созданы учебные планы агротехнологиеского и гуманитарного профилей;

- разработаны образовательные программы профильных предметов, элективных курсов «Агрохимия», «Деловой английский», «Физиология растений», «Этика», «Экология Оренбуржья»;

- разработка бизнес-плана школы;

- введение накопительной оценки портфолио ученика.

VII. Новизна данного опыта продиктована следующими факторами:


- изменениями ценностей современного образования;

- изменением подходов к организации УВП:

· ученик – главная фигура УВП;

· активна роль учения в учебном процессе;

· введение предпрофильной подготовки учащихся через организацию курсов по выбору;

· деятельность учителя направлена на реализацию индивидуальных способностей и возможностей учащихся;

· продвижение ученика оценивается по личностным и поведенческим параметрам (интеллектуальное развитие, коммуникативное (общение), социальное (ответственность));

· оценка является средством стимуляции, поощрения успехов;

· максимальное включение опыта ребенка во все формы его активности и расширение реального опыта.

- Итоговая аттестация выпускников основной школы. Организация поступления в старшую профильную школу:

· открытая, гласная процедура проведения конкурсного набора в школу старшей ступени;

· определение механизмов оценки уровня готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю.

 

VIII. Результативность

В конце 2001-2002 учебного года администрацией школы совместно с классными руководителями было проведено социологическое исследование учебных потребностей старшеклассников. По результатам анкетирования были получены данные, необходимые для планирования работы школы по профессиональной ориентации.

Из 56 участников социологического опроса – 9% готовят себя к поступлению в вузы; 28% - в техникумы, колледжи; 7,5% - в училища.
39 участников опроса – девятиклассники, 90% из них продолжают обучение в школе.

С учетом полученных данных в учебном плане 2002-2003 учебного года усилены вышеназванные предметы через школьный компонент и факультативы.

Результаты исследования позволили определить выбор будущих профилей школы.

Учитывая наличие единственного выпускного класса, школа имеет возможность реализовать лишь два образовательных профиля. Поэтому решением Педсовета МОУ СОШ № 3 на 2003-2004 учебный год на основании социологического исследования выбраны два профиля: агротехнологический и гуманитарный. Практическая значимость заключается в разработке и апробации учебных планов гуманитарного и агротехнологического профилей в старшем звене образовательного учреждения, в возможности создания оригинального учебного процесса, направленного на решение актуальных проблем развития учащихся.

Опыт Испаевой Г.Т. может быть полезен руководителям образовательных учреждений, учителям и другим специалистам в области образования.

 

Пояснительная записка
к проекту учебного плана агротехнологического профиля
МОУ СОШ № 3 п. Новоорск

Учебный план состоит из трёх частей: базовой, профильной и элективной.

Базовая часть плана представлена следующими образовательными областями: филология, математика, естествознание, физическая культура.

Образовательная область «Филология» включает базовые предметы: русский язык, литературу, английский язык. Образовательная область «Математика» - алгебру, геометрию и информатику. Образовательная область «Обществознание» представлена следующими предметами: история, обществознание. Образовательная область «Естествознание» включает в себя географию, физику. Образовательная область «Физическая культура» представлена двухчасовым курсом физической культуры и часовым курсом ОБЖ. Объём базовых предметов в учебном плане составляет 18 часов в каждом классе.

Профильная часть учебного плана включает в себя следующие предметы: автодело, швейное дело, биологию, экономику. Объём профильных предметов составляет 10 часов в каждом классе.

Базовые и профильные предметы учебного плана являются обязательными для изучения всеми учащимися данного профиля.

В третьей части учебного плана представлены курсы по выбору учащихся. Объём элективных курсов - 5 часов в каждом классе.

Проект учебного плана агротехнологического профиля разработан с соблюдением нормативов пятидневной учебной недели.

 

Пояснительная записка
к некоторым элективным курсам.

Элективный курс «Агрохимия»

Знания, полученные учащимися на уроках химии, можно закрепить и дополнить на занятиях агрохимического курса, сочетая теорию с выполнением полевых опытов. При постановке агрохимических опытов в производственных условиях учащиеся получают первые навыки проведения научной работы.

В процессе занятий и лабораторных работ, а также при проведении агрохимических полевых опытов учащиеся приобретают навыки простейших анализов растений, учатся определять по внешним признакам растений недостаток или избыток элементов питания, определять вид, состав и свойства почв, составлять картограммы почв, определять кислотность почв и правила известкования.

Учащиеся учатся распознавать органические, минеральные, бактериальные и зелёные удобрения, изучают нормы внесения и сроки их применения.
Занятия по курсу помогут научиться применять основные микроудобрения, использовать ядохимикаты для защиты растений, применять стимуляторы роста и развития растений.

Учащиеся должны хорошо знать и строго соблюдать правила безопасности и меры предосторожности при работе с удобрениями, ядохимикатами и другими веществами, применяемыми в сельскохозяйственном производстве.

До выполнения агрохимических опытов необходимо провести теоретическую подготовку учащихся, познакомить их с методическими рекомендациями по выполнению агрохимических опытов в лаборатории и в полевых условиях.

Элективный курс «Деловой английский»

Данный курс рассчитан на тех учащихся, которые проявляют интерес к иностранному языку и желают углубить или расширить свои знания по этому предмету в области экономики, предпринимательства, основ земледелия.

Цель элективного курса - обеспечить школьникам более высокий уровень владения устной речью и чтением на английском языке, более прочные навыки самостоятельной работы, чем это предусмотрено обязательной программой. Воспитательные, развивающие и образовательные задачи обучения решаются комплексно в процессе практического овладения языком на основе материалов, используемых для обучения учащихся говорению, аудированию и чтению.

Обучение английскому языку должно способствовать развитию всех сторон личности школьника: их мировоззрения, чувств, эмоций, эстетических взглядов, мышления, памяти, культуры умственного труда, их речевых способностей, культуры общения.

При проведении занятий осуществляются межпредметные связи с курсами экономики, предпринимательства и основ земледелия.
Знания, полученные в процессе изучения элективного курса «Деловой английский», используются при работе со справочной литературой по экономике, предпринимательству и основам земледелия, изданной на английском языке.

Элективный курс «Физиология растений»

Физиология растений - наука, изучающая закономерности жизнедеятельности растений или главнейшие функции растительного организма (растительной клетки): дыхание, фотосинтез, водный обмен, минеральное питание, рост и развитие. Физиология растений раскрывает зависимость всех процессов, происходящих в растении, от условий жизни, что является теоретической основой мероприятий, направленных на повышение урожайности сельскохозяйственных культур, правильное размещение их по почвенно-климатическим зонам.

Для успешного выведения сортов культурных растений, отличающихся скороспелостью, зимостойкостью, солеустойчивостью, необходимо глубокое знание физиологии, т.е. процессов, лежащих в основе того или иного свойства растений.

Физиология растений тесно связана с другими биологическими дисциплинами: ботаникой, цитологией, биохимией, физикой, химией. Поэтому она является необходимым звеном подготовки к овладению современными отраслями биологии: цитологией, биохимией, молекулярной биологией.

Главная задача курса — научить ребят постановке экспериментов, умению получать в нём нужные результаты.

С беседами и лекциями могут выступать молодые учёные из научно-исследовательских и шефских институтов. Это очень важно для повышения интереса учащихся, их профориентации. Обязательно нужно проводить экскурсии в теплицы, научно - исследовательские институты, селекционные станции, опытные поля. Экскурсии повышают интерес и помогают профориентации.

В результате разнообразной интересной практической и теоретической работы происходит углубление и расширение знаний, умений и навыков учащихся.

В течение года учащиеся могут подготовить самостоятельную работу - доклад по интересующей проблеме биологии или самостоятельную экспериментальную работу по теме курса физиологии растений.

Знания, полученные при изучении данных курсов, позволяют учащимся более успешно обучаться в высших учебных заведениях.

 

Технологический профиль
(специализация - агротехнологический)

 

Пояснительная записка к проекту учебного плана
гуманитарного профиля МОУ СОШ № 3 п. Новоорск

Проект учебного плана гуманитарного профиля состоит из трёх частей: базовой, профильной и элективной.

Базовая часть плана представлена следующими образовательными областями: «Математика», «Естествознание» и «Физическая культура».

Образовательная область «Математика» включат в себя базовые предметы: алгебра, геометрия, информатика. Образовательная область «Естествознание» - география, физика, химия, биология в 10 классе, физика, химия, биология в 11 классе. Образовательная область «Физическая культура» объединяет курсы физической культуры и ОБЖ. Объём базовых предметов в учебном плане составляет 13 часов.

Профильная часть учебного плана представлена образовательными областями «Филологией», «Обществознанием», «Искусством». Образовательная область «Филология» включает профильные предметы: русский язык, литература, английский язык. Образовательная область «Обществознание» - история, обществознание, право, экономика. Образовательная область «Искусство» представлена курсом МХК. Объём профильных предметов в учебном плане составляет 18 часов.

Третья часть учебного плана состоит из курсов по выбору «Этика» и «Экология Оренбуржья».

Учебный план гуманитарного профиля разработан с соблюдением нормативов пятидневной учебной недели.

Гуманитарный профиль



ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации