Создание сетевой модели профильного обучения в Акбулакском районе
из опыта работы
Калиночкиной Н.П.,
заведующей РМК Акбулакского района

Представила: Ямщикова Л.И., зав. УМК руководящих кадров
Дата: 30.10.2003

Калиночкина Наталья Петровна - заведующая районным методическим кабинетом Акбулакского района. Работает в методической службе данного района 5 лет и является активным проводником методических идей района. Акбулакский район одним из первых приступил к осмыслению механизма перехода района на профильное образование, результатом деятельности которого явилось создание проекта отдела образования.

1. Актуальность разработки модели проекта

2. Анализ внешней и внутренней среды

3. Цели и задачи проекта

4. Ожидаемые результаты

5. Модель профильного обучения

6. Научно – методическое обеспечение

7. Финансово – экономическое обоснование проекта

8. Литература

9. Приложение


Актуальность разработки модели проекта

В современных социально-экономических условиях перед школой стоит задача создания всех необходимых условий, при которых выпускники образовательных учреждений были способны сделать грамотный профессиональный выбор, адекватный их способностям, склонностям, здоровью.

Социальный заказ сельской школе формируется под воздействием таких факторов микросреды, как многоукладность экономики, ориентация аграрного сектора страны на развитие индивидуальных и фермерских хозяйств при сохранении крупных сельскохозяйственных объединений, развитие новых профессий в экономической, социальной, культурной сферах, внедрение новых технологий. В сельской местности школа является единственным образовательным учреждением по месту жительства. Другой альтернативы обучения у школьника нет. Отсутствие в социальной инфраструктуре отдаленных сельских округов различного уровня ОУ лишает сельского ученика возможности получить дополнительное образование. Современная жизнь требует от учеников быть конкурентно-способными на рынке труда, обладать высокой мобильностью, большой социальной активностью. В связи с чем, возрастает роль сельской школы в обеспечении психологической и социально – профессиональной готовности выпускников к реформированию агропромышленного комплекса, актуализируется проблема поиска эффективных форм организации профильного обучения старшеклассников.


Анализ внешней и внутренней среды

I. Кадровый потенциал

47 школ, 5700 учащихся, 567 учителей, 63, 4 % с высшим образованием, 86, 4% имеют квалификационные категории: заслуженных учителей РФ – 2, Отличников народного просвещения – 36, кандидатов педагогических наук – 2, аспирантов педагогики при ОГУ, ОГПУ – 15, высшую категорию имеют 31 педагог, первую –198, вторую 261.

II. Сельскохозяйственная база

Акбулакский район – типично сельскохозяйственный

В 10 ОУ организована начальная профессиональная подготовка, введено преподавание сельскохозяйственных дисциплин «Трактор», «Основы животноводства», «Сельский дом». В этих школах сохранена материально-техническая база, сельскохозяйственная техника, земля 311 га (Карповская, Новогригорьевская, Покровская, Сагарчинская, Шаповаловская СШ).

III. Исследовательский потенциал

В районе организованы 3 экспериментальные площадки.

1. На базе Федоровской школы «Формирование личности с устойчивым интересом к культуре своего народа, способной понять и принять духовную культуру других народов». Создан Центр немецкой культуры.

2. Сагарчинская СШ «Школа и производство: профориентация и развитие предпринимательских умений школьников».

3. Кулаксайская СШ «Личностные достиженияучащихся как критерий результативности и деятельности воспитательной системы школы».

IV. Методическое обеспечение краевым материалом (особенность района)

Экономико – историческое обучение представлено преподаванием спецкурсов в районе: «Природопользование», «Писатели Оренбургского края», «Этнография», «Экономика», «История родного края», «Историческое и литературное краеведение», «Акбулакский район», издано методическое пособие по биологии «Акбулакская степь. Многообразие животного мира».

V. Результативность

В высшие ОУ поступает от 34 - 38% выпускников, в ССУЗы и ПУ от 42 – 50 %.

72% выпускников участвовали в ЕГЭ. Средний показатель успеваемости по русскому языку ЕГЭ составил 89%, качество знаний 49, 7 %, По математике 94,5% и 40% соответственно.

Создан кадетский класс в районе.

Работает очно - заочная школа «Интеллект» для одаренных детей. Центры довузовской подготовки взаимодействуют с ОГАУ, ОГПУ, ОГУ.

Открыт лицей-интернат для одаренных детей (135 лицеистов из 15 сельских территорий). Работа ведется по 3 направлениям: гуманитарному, естественно - научному, математическому.


Цели и задачи проекта

Миссия: Сетевая организация профильного обучения позволяет создать оптимальные условия для полного обеспечения населения образовательными услугами, способствует развитию творческих способностей учащихся, помогает профессиональной ориентации, позволяет более эффективно подготовить выпускников школ к освоению программ среднего и высшего профессионального образования.

Цель проекта: создать модель сетевой организации профильного обучения, ориентированной на индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников, обеспечивая выпускникам школ образование высокого качества.

Задачи:

Изучить психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения;
Раскрыть сущность перехода на профильное обучение;
Определить структуру и содержание предпрофильного и профильного обучения в районе;
Разработать меры по подготовке педагогов, готовых работать в профильной школе;
Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность результатов профильного обучения в районе;
Разработать рекомендации по переходу на профильное обучение.


Ожидаемые результаты

1. Создание сетевой модели профильного образования в районе,

2. Сотрудничество образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного образования в организации профильного обучения;

3. Апробированные учебные планы для 10-11 классов, методические материалы для преподавания элективных курсов;

4. Увеличение количества педагогов, подготовленных для работы в профильной школе.

5. Мотивированность учащихся на познавательную деятельность, результатом которой станет выбор жизненного пути;

6. Увеличение учащихся, подготовленных к освоению программ среднего и высшего профессионального обучения.


Модель профильного образования в районе проекта
(рисунок см. в приложении №1)

Проанализировав кадровый потенциал, материально-техническую базу, методическое оснащение, заказ учащихся и родителей на профильное обучение, Акбулакский район вышел на создание районной сетевой модели профильного обучения выпускников.

Управленческую деятельность по координации профильного обучения осуществляет Координационный совет руководителей при РОО.

Для организации профильного обучения выделены 4 профильных базовых пункта:

1) Лицей-интернат для одаренных детей района, осуществляющих профильную подготовку учащихся по математическому, естественно - научному, гуманитарному профилям. При лицее действует центр довузовской подготовки - очно - заочная школа «Интеллект».

2) Сельскохозяйственный профиль с центром в Сагачинской СОШ;

3) Гуманитарный профиль с центром в Акбулакской СОШ №1;

4) Естественно-математический профиль с центром в Шаповаловской СОШ.

Остальные образовательные учреждения района осуществляют профильное обучение выпускников на базе данных ОУ, в очно – заочном режиме.



Научно – методическое обеспечение проекта

Современная социально-экономическая ситуация в обществе обуславливает потребность в системе специализированной подготовки старшеклассников, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

В 80 годы 20 в. на базе ОУ возникли средние школы нового типа: лицеи, колледжи, гимназии. Они утверждались по инициативе руководителей новаторов (А.С. Бумаг, А. Кспржак, Е.С. Токалер, С.А. Померанцев, А.М. Чикирев, Е. Ямбург и др.). В отличие от традиционного образования эти школы получили право на корректировку программ, создали новое содержание образования, режим деятельности, изменили подходы и технологии в обучении. Появились практико-ориентированные планы, в которых учитывались уровни подготовки и интересы различных групп школьников.

За рубежом вопросам профильной дифференциации уделяли пристальное внимание. В США профильное обучение ведется в последних 2-3 классах. Учащиеся имеют право выбирать три варианта профиля: академический, общий, профессиональный. Вариативность осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом учитываются запросы и пожелания детей и родителей.

Исследования в области педагогики и психологии показали, что ученики сильно отличаются друг от друга по способностям к учению (исследования Н.А. Менчинского, З.И. Калмыковой), дифференцируются по степени познавательной самостоятельности (исследования М.А. Данилова, И.Т. Огородниковой, И. Пидкасистого, Т.И. Шамовой, Н.А. Половинкиной).

Используя опыт внешней дифференциации, исходя из особенностей развития образовательных учреждений района, сложившихся педагогических традиций и образовательных запросов социума, учащихся и родителей, мы попытались создать проект сетевой профилизации.


Финансово – экономическое обоснование проекта

№ п/п Расходы на предполагаемые мероприятия
Запрашиваемая сумма (руб.)
1
Приобретение учебно-методической литературы
796000
2
Повышение квалификации руководящих и педагогических кадров для организации работы и преподавания профильных дисциплин в ООИПКРО
280000
3
Оборудование в РОО доступа к Интернет сети, его настройка и обслуживание
200000
4
Приобретение модемов для района
58000
5
Оборудование локальной сети в ОУ района
58000
6
Организация процесса профильного обучения: учебных занятий, довузовской подготовки, проведение конкурсов и т.д.
30000
7
Финансирование опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности
30000
  Итого:
1830000

Литература

1.Бархаев Б.Г. Педагогические технологии воспитания и развития. // Школьные технологии. – 1998. - №1. - С.69.

2.Байкова Л.А. Опыт преобразования педагогической системы ОУ на гуманистических принципах./ /Завуч. - 2002.- №7-8

3. Гизбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии. – 1994. - №3.

4. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое. // Народное образование Педагогика. - 1998. - №5

5. Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе. // Народное образование. – 2002. - № 9. – С. 113-123.

6. Золотарева А., Соловьев О. – Реальная школа: образование наряду с профессией. // Народное образование. - 2002. - №30 С. 145-151

7. Заславская О., Мошкечич В., Гончарова Е. Школа индивидуального выбора. // Народное образование. – 1997. - №10 . – С 181

8. Копылова А. Совместная продуктивная деятельность как условие становления юной личности. // Народное образование. – 2002. - №10.С.127 – 130

9. Куган Б. Профильное образование: региональный подход. // Народное образование. – 2002. – №2 . – С. 61 – 68.

10. Лернер П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей. // Школьные технологии. – 2002. №6. – С. 75 – 81

11.Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2 – е издание – Казань. – Центр инновационных технологий. – 2000. – с. 608

12. Рыбкина А. Профессиональное училище и модернизация системы образования в сельской местности. - // Народное образование. – 2002. №10 – С.135 – 138

13. Селевко А.Г. Социально – воспитательные технологии. // Школьные технологии. – 2002. - № 3 – С. 66 – 80

14. Сборник научно – методических материалов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. – 2000. – С.160

15. Управление современной школой: Пособие для директора школы (Под ред. М.М. Поташника). – М.: АППЦИТП. – 1992 – С.168

16. Чистяков О.Н., П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев, О.В. Кузина, С.О. Кропивянская. Профильное обучение и новые условия подготовки. // Школьные технологии. – 2002. - № 1. – С.1001 - 108

17. Чистяков С.Н. Новая модель образовательного процесса в современном межшкольном комбинате. // Школьные технологии. – 2001. - №2. – С.92 – 107

18. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. М.: сентябрь 2000.

19. Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель. Теоретические основы и практическая реализация. – М. – 1996.

 


Приложение1

Модель организации профильного обучения в Акбулакском районе


 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации