Оренбургский муниципальный высший естественно-гуманитарный колледж  
АНАЛИЗ
работы Антропологического центра
по программе «Одаренные дети»
за 2002-2003 учебный год

Автор: Вялых Владимир Андреевич, директор естественно-гуманитарного колледжа, заслуженный работник образования РФ
Дата представления: 30.06.03

 

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес  к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

В соответствии с этим пониманием в педагогической теории и практике возникают две глобальные, вырастающие из одного корня, задачи:

- разработка теории и создание системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей;

- разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.

Если эти практические задачи рассмотреть на уровне теории, то каждая из них, в соответствии с логикой системного подхода, делится на четыре частных проблемы:

- концепция одаренности;

- выявление уровня одаренности (психодиагностика);

- прогнозирование развития;

- теории, технологии и методики воспитания, обучения и развития творческого потенциала личности.

Если рассматривать решение данных проблем с точки зрения формальной логики, то каждая последующая не может быть решена без предыдущей.

Поэтому специалисты АЦ  рассматривают взаимную связь между ними так, как это представлено на схеме:

АЦ ОМВЕГК использует в своей деятельности следующую концепцию одаренности:

Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)

Нейрофизиологическое заключение рассматривается как основа диагностики, учитывает:

1. степень готовности мозга к обучению;

2. уровень функциональной защищенности от нагрузок;

3. факторы риска, вызывающие истощение мозга;

4. преобладание доминантного полушария.

Интенсивная компьютеризация    электрофизиологических исследований сделала возможной объективную оценку и формализацию множества показателей, извлекаемых из электроэнцефалограммы.

Использование стандартизированной процедуры регистрации фоновой и вызванной биоэлектрической активности, извлечение широкого спектра электроэнцефалографических показателей, построение полигонов распределений и получение  нормативных данных открыли путь к индивидуальной диагностике функциональной зрелости центральной нервной системы у детей разных возрастов.

Для подтверждения достоверности полученных данных ЭЭГ проводятся психонейрофизиологические пробы на выявление доминантности полушария, психологическое тестирование.

Разработанная концепция одаренности важна не только как фундамент для выявления дидактических аспектов проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения педагогической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом. И в этом смысле она является основой  для дальнейшей разработки целей, принципов, содержания, форм и методов обучения.

Концептуальные модели одаренности разрабатывались и разрабатываются учеными многих стран. Это сложная проблема,  но уже изучены многие ее аспекты, что  позволило преодолеть односторонность, как в диагностике одаренности, так и развитии.

 

Концепция одаренности, разработанная специалистами АЦ, позволила определить диагностические этапы:

1.                         Нейрофизиологический этап (ЭЭГ – обследование).

Цель: определение зрелости корково-подкорковых связей, различных   областей мозга (лоб, висок, темя, затылок) и биоритмов мозга в соответствии с 5-7 летним возрастом.

2.                         Психонейрофизиологический этап (проведение проб).

Цель: выявление доминантного полушария.

3.                         Психологическое тестирование (определение уровня развития интеллекта).

Цель: определение уровня словарного запаса, развития логического и математического мышления, а также понятия количественного и качественного соотношения.

4.                         Диагностика уровня креативности  (по Э. Н. Торренсу).

Цель: определение уровня творческого мышления.

5.                         Консультирование родителей.

Цель: знакомство с рекомендательной частью исследования.

Назначение диагностики – составить карту одаренности ребенка, дать оперативную и надежную информацию родителям о предположительных  направлениях развития ребенка, об индивидуальных особенностях состояния и развития головного мозга.

Согласно предложенной схеме АЦ   осуществляет прогнозирование. Это с одной стороны, определение тех результатов, которые могут быть достигнуты  в определенных условиях, с другой стороны, «проигрывание» различных вариантов занятий с одаренными детьми.

Предвидеть развитие событий  помогает специалист АЦ во время собеседования  с родителями, потому что считает, что «чем больше тонкого, вдумчивого предвидения, тем меньше неожиданных несчастий».

Ранняя диагностика, проводимая АЦ, дает возможность прогнозировать, предполагать и своевременно корректировать, направлять дальнейшее развитие личности ребенка.

Реализация  конкретных рекомендаций, выработанных специалистами  АЦ, будет зависеть от семейного воспитания и образовательного окружения ребенка.                                                   

Три года работы по программе «Одаренные дети» на этапе психологическое тестирование психолог использовала для определения уровня развития интеллекта методику Мэдиса, которая апробирована и используется во всех психологических службах дошкольных учреждений.  Анализируя ответы детей, мы пришли к выводу, что многие дети отвечают, заранее зная ответ и следующий вопрос. Поэтому в 2002-2003 году мы заменили методику Мэдиса для определения уровня развития интеллекта.

Для этой цели  выбрали из огромного числа методик те, которые с нашей точки зрения, наиболее информативны, прогностичны и вместе с тем достаточно удобны и просты для использования в ситуации текстового испытания. Методики подбирались таким образом, чтобы их выполнение не занимало много времени, чтобы материал заданий был наглядным и интересным для ребенка.

При решении этой задачи мы опирались на теоретические представления отечественной психологии о возрастной периодизации и кризисах развития ребенка, о ведущей деятельности и новообразованиях в каждом периоде развития.

Наиболее, важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.

Роль образного мышления в познание трудно переоценить. Решение многих типов интеллектуальных задач происходит в образном плане. Образные представления обеспечивают понимание условий задачи, их соотнесение с реальностью, а затем – контроль за реалистичностью решения.

К концу дошкольного детства образное мышление детей не является сугубо конкретным и ситуативным. Ребенок способен не только представить предмет во всей полноте и разнообразии характеристик, но также способен выделить его существенные свойства и отношения. У него формируется наглядно-схематическое мышление. Это особый вид мышления, который выражается в том, что ребенок понимает и успешно использует различные схематические изображения предмета (план, макет, простейший чертеж).

Дети начинают понимать и условные изображения значительно более абстрактных взаимосвязей: отношений между словами в предложении, между буквами в слове, между математическими величинами и т.д. Это открывает путь к обучению детей грамоте и математике с опорой на наглядное условное отображения основных закономерностей внутри учебного материала.

На протяжении дошкольного возраста у детей начинают закладываться основы словесно-логического мышления. Этот вид мышления в своей развитой форме окончательно формируется только в подростковом возрасте (13-14 лет) и является ведущим в мышлении взрослого человека. Развитое словесно-логическое мышление предполагает способность к отвлеченным рассуждениям, строящимся по законам логики. Оно осуществляется в понятиях, закрепленных словах. Систематическое усвоение знаний в школе основано главным образом на логическом мышлении.

Шестилетний ребенок способен к простейшему анализу окружающего: разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам. В пределах знаемого ребенок с успехом устанавливает причинно-следственные связи, что отражается в его речи. Он использует выражения: «если, то», «потому что», «поэтому» и т.д. Его бытовые рассуждения вполне логичны.

Принципы логического мышления заложены в человеческой речи. Их усвоение осуществляется благодаря усвоению ребенком системы значений, зафиксированных в словах. Настоящие понятийные обобщения характеризуются объединением объектов по их существенным свойствам с отрывом от конкретных представлений об этих объектах. Такими обобщениями дети еще не владеют. Однако у них складываются предпосылки понятийных объединений.

К концу дошкольного возраста ребенок уже может объединить предметы в «понятийные» группы: «мебель», «посуда», «одежда» и т.д.

Основы словесно-логического мышления, без которых невозможно успешное обучение в школе, тесно связаны с развитием речи. Особенно важно владение связной монологической речью – сначала устной, затем письменной.

Связная монологическая речь – это не просто отдельное предложение, это развернутое высказывание, состоящее из нескольких предложений. Развернутое монологическое высказывание требует от ребенка большей произвольности, осознанности.

Для детей наиболее простой формой монолога является пересказ сюжетного рассказа, повествование. В нем отчетливо видно общее строение текста: начало, середина, конец, что облегчает построение связного, развернутого повествования при пересказе.

Таким образом, на основании вышеизложенных теоретических представлений мы включили в диагностический комплекс следующие тестовые процедуры:

1.      Субтесты:

-         «Пространственно-арифметический диктант».

Цель: диагностика произвольности  (умения действовать по правилам) и диагностика наглядно-образного мышления (ориентировка в пространстве), диагностика сформированности навыков счета в пределах 10.

-         «Аналогии».

Цель: диагностика сформированности основ понятийного мышления.

-          «Ключи».

Цель: диагностика умения устанавливать и использовать закономерности.

-         «Последовательные картинки».

Цель: диагностика умения устанавливать причинно-следственные отношения и диагностика развития монологической речи.

 

Определение уровня творческого мышления, способности к креативности осуществлялась по тесту «Закончи  рисунок». Для работы в этом году детям были предложены новые варианты фигур. Оценка выполнения задания по этому субтесту определялась по следующим параметрам: беглость, гибкость, оригинальность и тщательность разработки.

 

По  предложенному алгоритму в период с 13 ноября 2002 года по 28 апреля 2003 года было обследовано 55 экспериментальных групп из 52 ДОУ (всего 509 ребенка), из них:

·         по Южному административному округу обследовано - 21 ДОУ;

·         по Северному административному округу обследовано - 31 ДОУ.

(График обследования ДОУ 2002-2003 гг.)

Хочется отметить, что работа администрации ДОУ, воспитателей позволяет родителям осмыслить актуальность диагностики и воспользоваться рекомендательной частью исследования для дальнейшего развития ребенка. Поэтому в этом году ДОУ № 125, 195, 145 сформировали по 2 экспериментальные группы для работы по программе «Одаренные дети».

Выявляется группа родителей ДОУ № 155, 196, 126, 171, 14, 175, 201, 104, 147, 100, которые нашли возможность прийти на консультацию со специалистами  АЦ (100% явка), понимая необходимость владения информацией  о способностях и возможностях своего ребенка для дальнейшего развития.

В результате диагностики были получены следующие данные:

 

В таблице представлены результаты нейрофизиологического исследования детей за 2002-2003 год   по следующим показателям:

 

Ленинский

р-он

Центральный

р-он

Промышленный

р-он

Дзержинский

р-он

Обследовано детей

 141

88

70

210

 

Соответствие возрасту (БЭА)

 

 

 

 

Норма

54,54%

32,95%

38,57%

51,87%

Легкое отставание

41,25%

32,95%

42,85%

34,24%

Умеренное отставание

3,49%

31,81%

17,14%

12,96%

Выраженное отставание

0,79%

2,32%

1,44%

0,92%

 

Доминантное полушарие

 

 

 

 

Сформировано

92,30%

94,31%

95,71%

96.76%

Нет

7,7%

5,69%

4,43%

3,24%

 

Реакция активации

 

 

 

 

Сформирована

89,51%

93,18%

94,28%

88,07%

Нет

10,43%

6,82%

5,72%

12,03%

 

Диффузные изменения

 

 

 

 

Легкие

25,17%

16,09%

8,57%

33,03%

Умеренные

62,93%

65,90%

74,28%

50%

Выраженные

7,69%

15,74%

17,15%

9,23%

Отсутствуют

4,19%

2,27%

0%

7,74%

 

Эпи.признаки

 

 

 

 

Истинные

0,69%

1,13%

2,86%

0,92%

Подобные

10,48%

11,36%

8,57%

3,24%

Отсутствуют

88,83%

87,51%

88,57%

95,84%

 

Стволовые поражения

 

 

 

 

Легкие

9,79%

17,04%

24,28%

12,5%

Умеренные

1,39%

0%

4,28%

 

Выраженные

4,19%

13,63%

12,85%

11,11%

Оральные отделы

13,98%

29,54%

37,14%

13,42%

Кауд. Отделы

1,39%

1,13%

5,71%

10,18%

 

Восстановление

 

 

 

 

Полное

76,92%

64,77%

71,42%

82,94%

Замедленно

23.08%

32,95%

28,58%

18,06%

 

Реактивность

 

 

 

 

Норма

1,39%

2,27%

0%

4,17%

Гиперлябильные

94,42%

95,45%

95,71%

92,59%

Гипореактивные

4,19%

2,27%

4,29%

3,24

Из представленной таблицы видно, что из обследованных детей только у 47,58% БЭА соответствует паспортному возрасту, при этом данный показатель выше у детей Северного административного округа (48,6%) хотя максимальное количество детей с БЭА соответствующей паспортному возрасту были из ДОУ Ленинского района (54,54%). Выраженное отставание преобладает в Центральном районе (2,32%).

Эти данные необходимо учитывать при определении школьной зрелости и готовности к обучению, потому что каждый ребенок имеет свой темп индивидуального развития.

Кроме того следует отметить, что при сравнении с данными прошлого года отмечается значительное снижение детей с выраженной задержкой электрогенеза корковых нейронов.

При однократном исследовании выявлена сформированность доминантного полушария в целом у большинства детей (94,97%), но больше всего в Северном административном округе (96,76% - Держинский и 95,71% -  Промышленный).

Сформированность доминантного полушария имеет прямое отношение к обеспечению направленности поведения и составляет физиологическую основу произвольного внимания. У дошкольников с сформированным доминантным полушарием создается особая готовность организма к определенному виду деятельности. На основе доминанты формируется любая мотивация, и чем сильнее очаг возбуждения, тем мощнее соответствующая мотивация.  Тогда выраженность индивидуальных интересов, ранняя готовность к целеустремленному умственному напряжению являются благоприятными факторами в развитии и реализации умственных данных.

Патологические изменения БЭА головного мозга  наименее выражены у детей Дзержинского района (59,23%) и преобладают в Промышленном районе (91,43%), при этом эпилептическая активность (истинная и подобная) чаще встречается у детей Центрального  района (12,49%) и реже всего у детей Дзержинского района (4,16%).

Выраженное поражение стволовых регуляторных структур чаще встречается у детей Центрального района (13,36%), легкое поражение этих же отделов головного мозга - у детей Промышленного района (24,28%), при этом чаще встречается поражения верхнего (орального отдела) ствола. Поражение стволовых регуляторных структур приводит к дезорганизации процессов возбуждения и торможения в подкорковых ядрах и коре головного мозга. Это может проявляться нарушением поведения, синдромом гиперподвижности, задержкой психо-эмоционального развития.

Замечено, что у большинства детей повышена чувствительность головного мозга к гипоксии (гиперлабильность – 94% в целом, меньше в Дзержинском районе – 92,59%, а наибольше -  в Промышленном 95,71%), что приводит к возбудимости, неусидчивости, невнимательности, активности. Повышенная чувствительность к гипоксии проявляется быстрой утомляемостью (истощаемостью) на любую нагрузку, что приводит к снижению внимания (быстрое «отключение»).

Малый процент детей имеет гипореактивность (Ленинский район – 4,19%, Центральный район – 2,27%, Промышленный район – 4,29%, Дзержинский район – 3,24%), которая характеризуется медлительностью, заторможенностью, неактивностью.

При этом у большего количества детей БЭА (76,.2%) восстанавливается полностью в нормальные для исследуемого возраста сроки.

Из всего вышесказанного следует, что у детей Дзержинского района наименее выражены признаки поражения головного мозга, а у детей Центрального  района эти признаки выражены больше всего.

В этом году положительная динамика по результатам уровня развития интеллекта складывается за счет того, что снижается низкий уровень, а увеличивается средний и высокий.

Низкий уровень развития интеллекта показали дети ДОУ № 125, 195, 56, 10, 189, 102, 148, 138, 150, 86, 34. Обращаем внимание на тот факт, что эти показатели установились до 1 человека из экспериментальной группы, имеющего низкий уровень развития интеллекта.

Анализируя ответы детей, были выделены следующие трудности при выполнении субтестов:

-                    дети были не в состоянии воспринять учебную задачу в ее специфическом учебном значении (субтест «Пространственно-арифметический диктант»), что свидетельствует о низком уровне развития произвольности. Дети не видят за вопросами психолога учебной проблемы, а воспринимают их как повод для непосредственного, «житейского» общения. Они прерывали психолога, вопросом, не относящимся к заданию.

-         Хотелось бы отметить тот факт, что многие дети испытывают затруднение в пространственной ориентировке, путая направления (лево-право, верх-низ).

-         Также затруднения вызывали и математические действия, особенно вычитание (в пределах 5-7).

Сложности у большинства детей вызывал тест «Последовательные картинки».

Об общем уровне развития мышления можно судить, лишь сравнивая решение наглядно-образных задач и правильность, словесно-логических рассуждений. У многих детей старшего дошкольного возраста, наблюдается хороший уровень словесных рассуждений и понятийного обобщения при слабом образном мышлении. И это таит в себе опасность вербализма, т.е. формального усвоения знаний без глубокого понимания того, о чем говорят. Дошкольники допускали ошибки, в основном, в установлении пространственно-временных, причинно-следственных связей. У некоторых детей (10% от числа протестированных) низок уровень развития монологической речи, т.е. они не умеют построить связный последовательный рассказ.

Мы предлагаем для дошкольников задания повышенной трудности, «Ключи» для того, чтобы дать возможность сильным, интеллектуально развитым детям проявить свои способности. Поскольку этот субтест достаточно сложен, с ним справлялись далеко не все дети (60%). Это говорит о том, что у 40% детей не сформированы  умения выявлять закономерности и использовать.

Положительная динамика по результатам уровня развития креативности складывается за счет увеличения среднего уровня и незначительного уменьшения высокого.

В 26 детских образовательных учреждениях (№ 88, 46, 90, 78, 196, 155, 83, 145, 125, 200, 126, 152, 171, 10, 5, 107, 123, 161, 102,14, 6, 197,142, 199, 138)  примерно по 2 человека в среднем имеют низкий уровень развития креативности. Однако эти результаты лучше по сравнению с прошлым годом – количество детей, имеющие низкий уровень развития креативности снизился с3-4 до 1-2.

Трудности при выполнении этого этапа тестирования возникали

а) при отсутствии творческой мотивации, ориентированной на задачу (приступая к рисованию, дети часто не представляли себе до конца задуманного, не имели ясного замысла рисунка; и лишь в процессе рисования, под влиянием результатов их деятельности замысел уточнялся и конкретизировался);

б) в результате того, что дети не способны были создать соответствующие им образ и форму.

 

Рекомендации по результатам ЭЭГ:

Воспитатели и родители должны знать о том, что в быту следует применять различные общеукрепляющие мероприятия с преобладанием активирующих методик;

что по результатам электроэнцефалограммы специалисты  АЦ определили следующие виды одаренности с учетом развития различных отделов головного мозга.

Интеллектуальная – при условии нормального функционирования задних отделов лобной, височной, теменной доли головного мозга, преимущественно слева.

Творческая – при условии нормального функционирования височной, теменной, лобной и затылочной доли преимущественно справа.

Социальная – при условии нормального функционирования теменной, затылочной и лобной доли головного мозга.

Поэтому необходимо понимать, что учитывая механизм обратной связи,  можно активировать конкретные участки мозга и в том числе с помощью решения задач, например, при решении вербальных и арифметических задач возрастает степень активации в лобных и центральных отделах левого полушария, при решении математических задач возникает дополнительный фокус активации в теменно-затылочных отделах.

Мышление и интеллект представляют собой свойство мозга как целого, поэтому особое значение приобретает анализ взаимодействия  различных регионов мозга, при котором достигается высокоэффективная умственная деятельность.

При умственной деятельности, включающей в себе элементы новизны, происходит активация коры головного мозга, в то время как стереотипные, повторяющиеся умственные операции сопровождаются снижением.

Активация – возбуждение или усиление активности, переход из состояния покоя в деятельное состояние.

Активация коры головного мозга способствует своевременному созреванию биоэлектрической активности, что позволит успешно развиваться и обучаться в школе.

Для развития творческой одаренности рекомендуем:

 1. Использовать прием творческого воображения – аналогию. Используя аналогию, наше воображение создает определенные соотношения и связи.

      Аналогии бывают связаны  не только с формой и цветом, но и с ритмом, со звуком (тембр, высота и др.) и другими характеристиками. Аналогия считается одним из самых простых приемов творческого воображения, но вместе с тем создание аналогий – сложный процесс. Тем более, что реальный поиск аналогий идет в нашем мозгу на уровне подсознания и мы сами не всегда готовы дать себе отчет в том, почему тот или иной предмет, звук, действие вызывали у нас ту или иную аналогию.

      Потренируемся искать аналогии во внешних очертаниях разных объектов. Так, например, на прогулке можно дать задание детям понаблюдать за облаками – на что они похожи. Если удается создать необходимый настрой, задание вызывает большой интерес. Необходимо фиксировать количество идей, их оценку можно провести по трем параметрам: количество идей (продуктивность), оригинальность и гибкость мышления.

2.  Пробуждать способность пользоваться цветом как выразительным средством. Задание, тесно связанное с выразительными возможностями цвета – это выразить заданное настроение цветом путем раскрашивания одинаковых контуров. Необходимо дать ребенку 2 заготовки, на которых изображены контуры, например, сказочного дворца (контуры должны быть идентичны), и предложите цветом добиться того, чтобы один дворец стал «дворцом злого», а другой «дворцом доброго» сказочного героя.

3.  Учить устанавливать связи между явлениями, событиями, предметами, понятиями. Легкость ассоциирования, умения связать между собой разные, часто очень далекие по содержанию понятия и предметы – необходимое качество творчески одаренного человека.

Для развития интеллектуальной одаренности рекомендуем:

1.   Использовать методику незаконченного рассказа.

2.   Применять задания, позволяющие формировать у ребенка причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи. Примером может быть задание: перед ребенком разложены картинки, которые все перепутаны. Необходимо их разложить по порядку на столе, а потом рассказать по ним какую-нибудь историю.

3.   Использовать дивергентные задачи, которые предполагают, что на один поставленный  вопрос может быть несколько или даже множество верных ответов.

Наши рекомендации дополнят работу воспитателя, которая осуществляется в соответствии с уровнем их профессионализма и личностных особенностей.

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитующая сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы … не могут заменить личности в деле воспитания. Только характером можно образовать характер» (К. Д. Ушинский). Многое зависит от личностных способностей преподавателя, его педагогической интуиции. Но, даже имея преподавательский талант, нужно обязательно учиться педагогическому общению. Это позволяет воспитателю рефлексировать, а значит – анализировать свои действия, понимать детей, устанавливать с ними контакт, адекватно реагировать  на их действия. Эффективность труда воспитателя связана с педагогической культурой и его знаниями.

Рекомендации носят примерный характер и могут быть интерпретированы в процессе работы.

Антропологический Центр осуществил работу на этапах: диагностики  и прогнозирования. Специалисты АЦ предполагают продолжение работы ДОУ на этапе развития и обучения одаренных детей, с целью индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе, возможности проявления детьми социальных, интеллектуальных и творческих способностей.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации