Историческая справка:
Управление образованием Оренбургской области
Представила: Табакова Е.П., методист УМК руководящих кадров
Дата: 28.02.03

Появление первых образовательных заведений на Оренбургской земле практически совпадает с началом периода освоения края. Через год после основания Оренбурга в феврале 1736 года высшим органом управления православной церкви – Синодом – было принято решение о строительстве соборной церкви во вновь заведенном городе и учреждении при ней славяно-латинских школ. Это первые школы в Оренбургском крае, о которых сообщают исторические источники.

В 1744 году в Оренбурге, на втором году после окончательного основания города, при Экспедиции пограничных дел по Указу императрийцы Елизаветы начала работать школа «татарских учеников». В 1745 году в Оренбурге открылась инженерная школа, в которой преподавались арифметика, геометрия, фортификация и инженерное дело.

Значительную часть населения Оренбургского края того времени составляли ссыльные и члены их семей. В 1748 году по решению Сената бала открыта школа для детей ссыльных. Наряду с государственными, в Оренбурге в этот период открывались частные школы для обучения детей состоятельных родителей. Это первые образовательные учреждения действовавшие на территории Оренбургского края.

Становление образования в губернии в XVIII веке шло крайне сложно. Отсутствовала необходимая материальная база, не хватало финансов, учительских кадров, и, самое главное- не было понимания в обществе, в органах управления государством необходимости развития образования. В 1804 году в России был утвержден новый устав учебных заведений. В соответствии с ним все учебные заведения страны делились на 4 разряда: приходские училища (1 год обучения), уездные училища (2 год обучения), губернские училища (гимназии, 4 года обучения) и университеты. Для управления учебными заведениями было решено разделить всю территорию России на шесть учебных округов. В каждом округе управление учебными заведениями должны были осуществлять попечитель и местный университет. Гимназии подчинялись университету, уездные училища – директорам гимназий, приходские училища – смотрителям уездных училищ. Территория Оренбургской губернии была отнесена к казанскому учебному округу. Местом пребывания попечителя этого округа был определен город Казань. В Казани, где находился центр учебного округа, существовал училищный комитет, в обязанности которого входил подбор и  подготовка учительских кадров. При Казанском университете и  Казанской гимназии работали специальные комиссии, где можно было сдать экзамен на право стать учителем.

В 1875 году было принято решение о выделении из состава Казанского округа отдельного Оренбургского учебного округа, в состав которого вошли учебные заведения, расположенные на огромных площадях. Сегодня на этой территории находятся Башкортостан, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская, Кустанайская, Актюбинская и Уральская области.

Задачей учебного округа было формирование сети образовательных учреждений, контроль за ее функционированием, оказание помощи в обеспечении учебных заведений педагогическими кадрами, учебно-методическими пособиями. Первым ее попечителем был назначен П.А.Лавровский, филолог по образованию, человек, имевший научные труды по славянской филологии и опыт педагогической и организаторской работы в качестве ректора Варшавского университета.

С 1913 года значительно улучшена система управления народным образованием. При уездных земских управах были организованы отделы народного образования, которые взяли на себя расширение сети начальных и высших начальных училищ на территории уездов, открытие и обеспечение работы библиотек, школ для взрослых, народных домов. В декабре 1915 года по предложению земства отдел народного образования был создан при городской управе Оренбурга. Сеть школ, внешкольных учреждений начала достаточно быстро увеличиваться. Была поставлена задача открыть в ближайшие годы в каждой волости высшее начальное училище.     

С 1917 года до образования Оренбургской области (1934 г.) Губернский отдел народного образования возглавляли Хакимов, Антонюк, Косилов, Петров, Шепилов, Беладобров, Задорин, Афанасьев, Симберг.

Дата

Ф.И.О

Стаж работы

1.

С 1935 года по 1937 год

Шапошников Петр Прокопьевич

2 года

2.

С 23 июня 1937 года по 1941 год

Ильин Тихон Фролович

4 года

3.

С 3 декабря 1941 года по 2 февраля 1944 года

Бочагов Архип Кузьмич

3 года

4.

С 24 февраля 1944 года по 23 января 1948 года

Верхова Татьяна Яковлевна

4 года

5.

С 23 января 1948 года по 3 апреля 1961 года

Соловьев Павел Иванович

13 лет

6.

С 3 апреля 1961 года по 25 декабря 1963 года- зав. Облоно.

С 1963 года по 22 марта 1964 года – зав. Облоно Промышленного  облисполкома.

Ткачева Любовь Пантелеевна

3 года

7.

С 1963 года по 1969 год

Семыкин Николай Парфирович

6 лет

8.

С 1969 года по 1982 год

Дкрманов Павел Петрович

13 лет

9.

С 1982 года по 1985 год

 Наточий Виктор Филлипович

3 года

10.

С 1985 года по 1996 год

Попов Владимир Васильевич

11 лет

11.

С 1996 год по 2002 год

Калина Исаак Иосифович

6 лет

12.

С 2002 года

Федоров Петр Григорьевич

 

В справке использованы материалы:
- Болодурин В. С. Образование и педагогическая мысль в Оренбуржье. Страницы истории (1735-1940 годы).-Оренбург: Оренбургское книжное издательство,2001.-320 с.
- Образование Оренбургской области на рубеже XX- XXI веков/ Под ред. В.В. Попова.- Оренбург: ИПК ОГУ, 2002 – 306 с.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации