Автор: Бланк Н.В.
Дата составления: 05.99.

Горохова Флорида Халитовна,
заместитель директора
по научно-методической работе
гимназии № 1 г. Орска

 

Организация методической работы в гимназии

Флорида Халитовна на основе анализа состояния методической работы и факторов, влияющих на ее содержание, разработала, в соответствии с Программой развития, модуль методической деятельности гимназии.
Сущность. В основу разработанной модели методической деятельности педагогического коллектива гимназии № 1 положены рекомендации современных ученых, занимающихся проблемой управления в образовании: М.М. Поташника, В.С. Лазарева, А.М. Моисеева, В.П. Симонова и др.
Главное. Достижение главной цели методической работы - непрерывное совершенствование квалификации учителей, их компетентности в области научных знаний, методики преподавания и профессиональных умений.
Новизна - в разработке модели методической работы в гимназии.
Актуальность проблемы, определенной заместителем директора по научно-методической работе, связана с развитием системы инновационных образовательных учреждений, направленных на элитное образование предусматривающее подготовку к получению высшего образования.

По данным микроисследования, организованного по методике В.П. Зверевой, были выявлены следующие проблемы в организации и содержании методической работы:
1)  проблема вовлечения учителей в исследовательскую и опытно-экспериментальную работу;
2)  проблема содержания гимназического образования и технологий обучения;
3)  проблема качества образования;
4)  проблема структуры и содержания методической работы;
5)  проблема функционирования профессиональных объединений;
6)  проблема оценки педагогических кадров.

В связи с этим возникла необходимость обновления методической деятельности в гимназии.
Основные задачи методической службы:
- повышение профессионального и культурного уровня учителя;
- стимулирование его служебной и общественной активности;
- обновление и совершенствование знаний в области, преподаваемой учебной дисциплины;
- совершенствование педагогического мастерства на основе идей педагогов-новаторов, а также творчески работающих учителей;
- формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности;
- выявление, обобщение, внедрение передового опыта;
- приобщение учителей к исследовательской деятельности на основе достигнутых и понятных ему методик.

Принципы методической деятельности:
1.  Научность.
2.  Целостность.
3.  Системность.
4.  Перспективность.
5.  Конкретность и актуальность.
6.  Коллективность.

Структурно-функциональная модель методической работы гимназии

Педагогический совет

заместитель директора
по научно-методической работе

Медицинская служба  Методический совет  Психологическая служба

зав. кафедрами  руководители МО

кафедра математики и физики кафеда иностран.языков МО начальных классов МО учителей русск.яз. МО учителей истории МО учителей естественно-научных дисциплин МО учителей предметов развивающего цикла
 
 

Микрогруппы учителей, библиотечная служба
НОУ
Микрогруппы учащихся (предметные секции)
 

 Система повышения квалификации учителей (НМУ, ООИПКРО)

Основой методической работы является методический совет, совмещающий функции экспертного совета. Это коллегиальный орган, куда входят представители администрации, педагоги и методисты. Методический совет экспертирует авторские учебные планы, программы, результаты нововведений и др.
Кафедра - объединение преподавателей соответственно специализации, которые ведут заранее спланированную научно-исследовательскую работу по своему предмету (подробнее в Положении о кафедре - приложение № 1).
В работе кафедр выделяются три направления:
1)  научно-теоретическое (доработка учебных планов, программ, содержания новых учебных курсов, новых технологий; систематизация разработанных рекомендаций);
2)  методическое практико-ориентированное (методическая учеба учителей с ориентацией на исследовательский подход; апробация технологий и адаптация текстов новых учебников, методическая помощь в проведении инновационной деятельности);
3)  диагностико-коррекционное (проведение диагностики, разработка тестов, срезов в разноуровневых классах, отслеживание результатов педагогического поиска; коррекционная работа с учителями);

Зав. кафедрами изучают потребности учителей в методической помощи, планируют работу, согласовывая ее с заместителем директора, налаживают контакты с преподавателями вуза, вовлекая их в работу на кафедре.

Методические объединения

Данная традиционная форма коллективной методической работы не утратила своей значимости в гимназии. В тематику заседаний входят вопросы:
- обсуждение методики, теории  психологии;
- анализ программ, учебников, методических пособий;
- итоги самостоятельных и контрольных работ учащихся;
- обсуждение и утверждение системы открытых уроков, их анализа и самоанализа;
- изучение инструктивно-методических материалов;
- планирование работы с учителями на диагностической основе.

Микрогруппа (творческая группа)  учителей

Цель микрогруппы - повышение педагогического мастерства учителей, объединенных по интересам, на добровольных началах и с учетом психологической совместимости в глубоком усвоении сущности проблемы с последующим проектированием педагогических идей в собственную педагогическую деятельность.
Темы работы групп, как правило, формируются во время определения темы самообразования.

Научно-практические и теоретические конференции. В системе методической работы они занимают одно из важнейших мест. Тематика их определяется общей методической проблемой. Методика их проведения может быть традиционной (определение темы, разработка и рассмотрение вопросов на пленарном заседании, принятие рекомендаций) и нетрадиционной, когда обсуждение проблемы проводится в полемической дискуссионной форме. В этом случае в коллективе объявляется тема, предлагается литература для самостоятельного изучения учителями, а затем в ходе совместного обсуждения разрабатываются рекомендации.
В итоге конференция завершает учебный год, определяя достигнутое коллективом и ориентиры на будущее.

Основные этапы работы микрогруппы:
- изучение теории вопроса и передового опыта;
- разработка опытно-экспериментальной работы;
- наработка опыта (посещение уроков, коллективное обсуждение наработанного материала, сбор его);
- анализ полученных результатов, творческий отчет, методические рекомендации коллективу учителей.
Практика показала целесообразность формулирования единой методической темы для всего педагогического коллектива как важное условие сплочения коллектива единомышленников.

Схема работы педагогического коллектива по единой методической теме

Единая методическая система
 

Общешкольные мероприятия (педсоветы, методические семинары, научно-практические конференции)  Работа ШМО, кафедр  Аттестация учителей  Внутришколь-ный контроль
 

индивидуальная методическая помощь

работа с молодыми учителями

Конечные результаты учебно-воспитательного процесса

Содержание, будучи облеченным в любую форму, должно составлять с ним единое целое. Так работа школы молодого учителя строится как постоянно действующий семинар, в программу которого входят уроки-показы, лекции, практикумы и пр. К работе с молодыми учителями привлекаются психологи гимназии, задача которых состоит в психологической подготовке молодых учителей в вопросах обучения и воспитания школьников.

Самообразование - главный и наиболее доступный источник знаний. Выбор темы самообразования основывается на оценке деятельности, видении каждым своих личностных и профессиональных проблем, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, умение проектировать и контролировать свою деятельность.
Главным критерием эффективности методической работы являются результаты обучения, текущая и итоговая диагностика учащихся. Из 58 гимназистов, участвовавших в городских олимпиадах, 16 заняли призовые места. 50 учеников, членов НОУ, в 1998 году завершили исследование тем, защитили рефераты и выступили с ними на городской конференции НОУ.
За достижениями учащихся стоит труд учителей, их педагогическое мастерство и квалификация (82% учителей имеют необходимую для гимназии подготовку).

Приложение № 1

Положение
о предметной кафедре г. Орска

1. Кафедра является учебно-методическим и научным структурным подразделением школы-гимназии, осуществляющим учебно-методическую и научно-исследовательскую работу по одной или нескольким школьным дисциплинам, воспитательную работу среди учащихся, а также повышение квалификации учителей.
2. Кафедру возглавляет заведующий, имеющий ученую степень или звание «Учитель-методист», «Старший учитель», опыт научной (исследовательской) или методической работы в учреждениях образования. Зав. кафедрой назначается приказом директора.
3. В состав кафедры входят учителя-предметники (по профилю кафедры). Состав кафедры утверждается приказом директора.
4. На кафедру возлагается:
а) проведение на высоком теоретическом и методическом уровне учебных (воспитательных) занятий, предусмотренных программой, учебным планом и планом кафедры;
б) проведение с учащимися воспитательных мероприятий по предмету;
в) разработка и представление на утверждение в установленном порядке учебных планов и программ по дисциплинам кафедры;
г) разработка и проведение спецкурсов по углубленному и расширенному изучению учебных предметов или отдельных тем;
д) подготовка научно-методических материалов (рекомендаций, пособий, учебников);
е) рассмотрение индивидуальных планов учебной, методической и научной работы членов кафедры; изучение, обобщение и распространение опыта работы лучших учителей; оказание помощи начинающим учителям в овладении педагогическим мастерством; разработка и использование современных средств, методов и форм обучения; осуществление связей с другими учебно-воспитательными учреждениями;
5. Кафедра проводит заседания один раз в месяц.
6. Кафедра имеет следующую документацию:
- план работы кафедры;
- индивидуальные планы учителей;
- протоколы заседаний кафедры;
- отчет о работе кафедры за год.
7. заведующий кафедрой организует работу кафедры на основе настоящего положения.
8. На заседаниях кафедры систематически заслушиваются и обсуждаются вопросы, обеспечивающие повышение уровня ЗУН, выполнение стандарта образования, учебно-тематических планов, программ повышения квалификации ее членов.
9. На заседаниях кафедры рассматриваются инновации, нововведения, новшества, новые технологии в процессе обучения школьников.
10. Члены кафедры осуществляют взаимопосещение и обсуждение уроков по составленному ими графику в целях обмена опыта друг с другом.
11. Отзывы о посещенных уроках с акцентом на использовании эффективных форм, новых технологий члены кафедры сдают в кафедральную «методическую» копилку.
12. Члены кафедры изучают передовой опыт и обобщают, передавая его на рассмотрение методического совета.
13. Кафедра рассматривает кандидатуры на присвоение квалификационных разрядов.
14. Кафедра рассматривает и обсуждает методические разработки, статьи для помещения их в сборник и рекомендует их методическому совету.
15. Зав. кафедрой с администрацией школы проводит административные итоговые контрольные работы, тестирование учащихся, срезы знаний, анализируют и сдают их для дальнейшего изучения и обсуждения на заседаниях методического совета, педсовета школы-гимназии.