Опыт  работы
Илекского отдела образования  
по проблеме «Ориентация школьников на ценности гражданина  и патриота России в системе управления»

Представила: Ямщикова Л.И., заведующая УМК руководящих  кадров

Дата: 28.02.03

I. Теоретическая  база  опыта.

1. Программа РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.» от 16 февраля 2002 г., 

2. Закон  РФ « Об  образовании».

3. Зверева  В.И. «Организационно-педагогическая  деятельность  руководителя» – М: 1997

4.Аронов А.А. Воспитание патриотов. – М. Просвещение, 1999

5.Гордеева В.И. Уроки истории. М.: Современная Россия , 1989

6. Горелик Ф.Б. Воспитание гражданина, формирование мировоззрения. М. Просвещение, 1996

7.Караковский В.А. Воспитание гражданина: (записки директора школы), М.: Московский рабочий, 1987

8.Макаренко А.С. (Составители Р.М. Бесктна, М.Д. Виноградова) Воспитание.  М.: Просвещение, 1988

9.Плюхин В.У. Творчество у истоков гражданственности. М.: Просвещение 1999

II. Актуальность.

Российское  образование сегодня   переживает  ответственный    этап   развития. Проблема ценностей приобрела актуальный характер, ибо ценности являются основой содержания воспитания. Возвратить человеку понимание смысла  жизни, веру в свое уникальное предназначение, научить достойно встречать грядущие радости и трудности, с готовностью улучшать окружающую жизнь - вот задачи, стоящие перед образованием сегодня.

Педагогические коллективы Илекского района работают над формированием и развитием гуманистических систем, чтобы создать условия для самовоспитания, самоопределения, самореализации созидающей личности школьника. Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России.

III. Основополагающими    принципами  данного  опыта  являются:

- гласность;
- коллегиальность;
-
научность;
-
учет  индивидуальных   особенностей  образовательного учреждения;
-
перспективность.

IV. Условия    возникновения  и  становления  опыта.

& изучение  нормативных  документов  руководящих  органов  образования  (ГУО, УО);
& изучение  психолого-педагогической, управленческой  литературы  по  вопросам   педагогики и психологии,  конкретно -  вопросов управления воспитательными системами;
& наличие широкого спектра образовательных учреждений района, успешно занимающихся вопросами гражданского и патриотического воспитания;
& коллектив    единомышленников,  работающих  творчески,  помогающих    друг  другу  в   этой  работе.

V. Сущность.

§         успешно  реализуется программа Илекского района по патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся;

§         разработана  стратегия  деятельности руководителя ОУ, создающая условия для ориентации ребенка на общечеловеческие ценности  в стенах ОУ на основе национальных традиций;

§         изменены  подходы  к  организации  ВП;

§         разработаны  ориентиры  личностной  системы   качеств  учащихся  для   реализации    модели  выпускника.

VI. Основные  компоненты  опыта.

·         Разработана программа  деятельности Илекского района по формированию  принципов здорового образа жизни, активной созидательной личности, общечеловеческих ценностей;

·         Собраны информационно-аналитические  материалы, сопровождающие  системную  работу  по  внутрирайонному   мониторингу;

·         Ведутся диагностические  исследования  результативности  личностных  достижений  учащихся  и  работы    педагогических  и управленческих кадров района по данной теме;

·         Находится в стадии разработки модель воспитанности выпускника образовательного учреждения Илекского района.

VII. Новизна  данного  опыта   продиктована  следующими  факторами:

·         изменениями  ценностей  современного  образования;

·         изменением  подходов  к  организации  ВП:

  1. ученик  -  главная  фигура  ВП;
  2. продвижение  ученика    оценивается  по  личностным  и  поведенческим  параметрам: коммуникативному  (общение) и социальному  (ответственность);
  3. максимальное  включение   опыта ребенка  во  все  формы  его  активности  и  расширение    реального  опыта.
  4. возрастанием  роли  методистов по воспитательной работе, классных руководителей  и  заместителей  директоров  по  ВР  в  создании  системы    внутрирайонного  мониторинга  как  основного  инструмента  в  управлении процессом воспитания.

VIII  Система мероприятий по формированию ориентации школьников на ценности гражданина и патриота России в системе управления Илекского района.

1. Создание  программы по патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся в районе;
2.
Создание военно- патриотического объединения «Русич» как центра допризывной подготовки учащихся;
3.
Организация краеведческой работы в районе, открытие школьных музеев, организация краеведческих фестивалей «Село мое родное»;
4.
Возрождение тимуровского движения в селе;
5.
Введение ставок заместителей директоров по гражданско- патриотическому воспитанию;
6.
Проведение районная поисковая операция по сбору материала для создания районной «Книги памяти» по заказу администрации Илекского района;
7.
Организация деятельности ученической археологической экспедиции на территории  Илекского района;
8.
Ведение летописи исчезнувших деревень района;
9.
Проведение ежегодных турниров памяти воинов- афганцев Илекского района: по самбо им. Дуюнова (место проведения – Красноярская СШ), по волейболу им. Красикова (место проведения  п. Илек), по баскетболу им. Ищанова (место проведения Дмитровская СШ), по вольной борьбе памяти Героя Советского Союза Ш.А. Гизатова (место проведения Мухрановская СШ).
10.
Проведение этнографического фестиваля «Радуга»;
11.
Проведение военно- спортивных игр «Зарница» и «Зарничка»;
12.
Защита социального проекта «Я - гражданин России» в рамках районного конкурса «Ученик года»;
13.
Создание районной пионерской дружины «Радуга»;
14.
Создание районного органа ученического самоуправления – Думы
15.
Проведение районного конкурса «Семья года»;
16.
Проведение традиционного районного Дня здоровья;
17.
Проведение смотра- конкурса кабинетов ОБЖ;
18.
Проведение «Президентских соревнований»;
19.
Организация летнего отдыха детей.

   

VIII. Система  работы  методической службы Илекского района по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников и  его  результативность.

Несмотря  на  то, что  Илекский район работает над данной проблемой    всего  4-ый год, у  методистов РОО  сложилась  определенная   система  в  работе,  как  с  педагогами, так  и  с  учащимися и  их  родителями. Опыт  создания  системы  внутрирайонного мониторинга как  инструмента   управления  системой воспитания   нарабатывается для осмысления проблемы.             В  районе  определены    параметры,  обеспечивающие проверку качества воспитательной работы ОУ, и создана  модель  выпускника  школы.

Для реализации задач воспитания  на  каждый класс и ОУ составляются   следующие  приложения в форме таблиц и диаграмм,  аналитических справок, анкет:

1)     Диагностика  выявления  проблем воспитания  для учащихся ОУ.

2)     Диаграмма результатов работы по гражданскому и патриотическому воспитанию ОУ и района.

3)     Критерии определения результативности по гражданскому и патриотическому воспитанию

4)     Аналитическая справка зав. по ВР по ОУ, Сводная по району.

5)     Анкетирование и анализ анкет.

Данные всех  перечисленных выше таблиц  обобщаются и  показывают в диаграмме динамику воспитательной работы  учащихся школы  по годам (за все годы работы). Кроме этого зам. директора по ВР составляется сводная таблица личностных  достижений  учащихся  школы  по  четвертям и  годам.

Вся  эти  аналитические  данные   дают  картину   эффективности  работы  педагогического  коллектива школы,  которая  затем оформляется  в  диаграмме и   составляется    таблица «Мониторинг  эффективности  работы  классных руководителей  и образовательных учреждений». 

Анализ    ВР  Илекского района  показывает,  что система  организации гражданского и патриотического воспитания может быть представлена как интересный опыт работы и рекомендована для ознакомления заместителей  директоров  ОУ города  и  района области.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации