Художественная литература на уроках истории – один из путей нравственного и интеллектуального развития учащихся
из опыта работы
Галиевой Л.К.
преподавателя высшей категории,  заместителя директора по УПР ПЛ №18
Представила: Хаббасова А.К., методист УМК ПО
Дата: 15.10.02

               Галиева Лариса Константиновна, преподаватель истории, довольно долго работает в ПЛ №18. В своей преподавательской деятельности она сталкивается с различными проблемами, одну из которых  выделяет особо - учащиеся не умеют учить исторический материал, а затем и грамотно его воспроизводить. Схема подготовки домашнего задания такова: сначала преподаватель должен полностью изложить содержание параграфа. Если он этого не сделает, то при опросе последует реплика: «А вы нам этого не объясняли, поэтому мы не поняли тему урока». Большая часть учащихся никогда не заглядывают в тот раздел учебного пособия, где предлагаются вопросы и задание к теме, они просто заучивают наизусть текст пособия. Когда же учитель формулирует вопрос, предполагающий включение мыслительной деятельности, учащиеся, как правило, сетуют на то, что они не могут и не умеют таким образом отвечать, как предлагает преподаватель. В данном случае сказывается «наследие» традиционных методов обучения, применявшихся в начальном и среднем звене. Поэтому какие – бы  интересные комбинации и методические приемы  не применяли бы в процессе обучения, они не дадут положительного результата до тех пор, пока учащихся не научат самостоятельно добывать знания.  

Для системной  работы преподавателя более характерен проблемный метод обучения, то есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение познавательных вопросов и задач.

Учащиеся довольно быстро втягиваются в такого рода общение, уроки для них проходят интереснее, у них вырабатывается потребность анализировать, спорить, доказывать. И как результат совместных усилий – постепенное приближение к истине, формулировка выводов и положений, которые уже являются систематизированными на проблемном уровне знаниями.

Так как историю немыслимо изучать без нравственного, эстетического ее рассмотрения и осмысления, свой опыт работы Галиева Л. К. называет следующим образом:  Художественная литература на уроках истории – один из путей нравственного и интеллектуального развития учащихся.

 

 Актуальность темы.

Князю Ярославу Мудрому, тому, кто украсил Киев прекрасными памятниками романского стиля, приписывают слова о книгах:  «Книги суть реки, напояющие благодатью всю вселенную». 

В детские и юношеские годы закладывается фундамент не только литературного вкуса, но и духовной культуры человека, интеллектуальные, нравственные установки личности. Под влиянием художественной литературы человек начинает мыслить, чувствовать, а в определенной ситуации и действовать в соответствии с поведением литературных героев. Идет процесс включения в чужую жизнь. Под воздействием художественной литературы идет формирование исторического мышления и гражданского потенциала личности.

Государственно – политические и социально – экономические преобразования конца 80 – х начала 90 – х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив обеспечить вариативность содержания исторического образования, право авторов учебных книг на интерпретацию исторического факта, а учителя и ученика – на собственную позицию, на личностное отношение к прошлому. К сожалению, эти же преобразования породили и проблемы, одной из которых является процесс падения культуры мышления, который затронул, и весьма существенно, школу.

Современная рыночная ситуация диктует условия, при которых образовательные учреждения все более склоняются к прагматическому обучению человека – специалиста, человека – мастера.

Прагматизм – (гр. pragma – действие, практика) – ценно то, что дает «практически полезные» результаты.

Между тем история педагогической мысли – это история предупреждения о губительной опасности образования, лишенного нравственной основы. Специалисты – профессионалы уже сегодня поставили на грань существования природу, животный мир и даже систему жизнеобеспечения. Учителя истории должны противопоставить практицизму духовное и эстетическое отношение к прошлому. Дать учащимся образ минувшего как не некую подкрепленную фактами схему, а представление и переживание, как можно более приближенное к насыщенной жизни былых лет, - главная задача учителя истории.

«Умение встать на чужую, исторически далекую точку зрения… - в этом нравственный смысл гуманитарных наук. Взглянуть не на историю из современности, а на современность из истории – это значит считать себя и свое окружение не конечной целью истории, а лишь одним из множества ее потенциальных вариантов».

      М.Л.Гаспаров.

    Обоснование темы.

  Почувствовать эмоциональную атмосферу эпохи, узнать мечты и надежды людей, их мысли и чувства, отношение к действительности, эту возможность дает использование на уроках гуманитарного цикла (истории, права, экономики и др)  произведений художественной литературы. Поэтому не случайно курс истории, предназначенный для изучения в старшем звене средней школы, предусматривает как основной, ведущий аспект рассмотрения истории – историю социокультурную, духовную.

Такой подход позволяет лучше объяснить национальные традиции установки всего общества и отдельных его представителей. Обращаясь к созданным и создаваемым духовным ценностям, мы извлекаем из них много больше того, что в них вложено и закладывается. Духовные ценности – не застывший, окостенелый, мертвый груз, а пульсирующая реальность в руках учителя. Их первейшая особенность в том, что они принимаются учащимися в качестве ориентиров и образцов.

Произведение художественной литературы на уроках истории и других предметах гуманитарного цикла являются эстетическим средством, формирующим у учащихся гуманизм, гражданское, историческое сознание, чувство личной ответственности за все происходящее в  жизни.

 

 Целеполагание.  

1. приобщить учащихся к духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений россиян, к национальной культуре и народным идеалом;

2.             прививать интерес к предмету, содействуя тем самым процессу формирования духовной культуры учащихся, активизации их интеллектуальной,  эмоциональной и познавательной деятельности.

Сегодня русская история – объект особого внимания. В годы перестройки и гласности в обществе пробудилось любопытство к прошлому; сейчас оно сменяется глубоким напряженным интересом. Критичный, порой настороженный взгляд не обходит стороной даже самые славные страницы истории. «Гроза двенадцатого года» – из их числа. С темой «Отечественная война 1812 года» учащиеся в курсе изучения истории встречаются трижды: в начальной школе, в основной и в средней, т.е. в старшем звене. Курс «История России с древнейших времен до наших дней», предназначенный для изучения в старшем звене школы, призван расширить, обобщить и систематизировать на проблемном уровне знания, получаемые в основной школе; раскрыть новые содержательные аспекты предмета опираясь на интеллектуальные, познавательные возможности старшеклассников. Для работы по данному курсу было рекомендовано учебное пособие в 2- х частях: «История России, конец   XVIIXIX веков» В.И. Буганова и Зырянова П.Н. и «История России с древнейших времен  до конца XVII века» А.Н. Сахарова и В.И. Буганова. Данное учебное пособие было заказано, закуплено и централизованно направлено во все общеобразовательные учреждения города. Многие темы по русской истории, изложенные авторами учебника, теряют свою привлекательность. П.Н. Зырянов, автор материалов главы VII второй части учебного пособия, не только не раскрывает новые содержательные аспекты темы «Отечественная война 1812 года», но и сводит сложнейший материал по истории дипломатии к нескольким строчкам с традиционной трактовкой событий, принятой в советский период развития российской историографии. Поэтому, основываясь на результатах последних исследований, а также обращаясь к   незаслуженно забытому наследию русской либеральной исторической мысли,  можно существенно дополнить и уточнить традиционную трактовку многих фактов и проблем.

Цель, которую ставит перед собой преподаватель, начиная работу над этой темой, способствовать формированию у учащихся системы исторических знаний в соотнесении с другими гуманитарными предметами, в данном случае с литературой, помочь ученикам в формировании самостоятельных оценок и суждений, создавать условия для сознательного выбора общественно – политической позиции.

Перед учащимися ставится цель: знакомясь с новыми содержательными аспектами данной темы, проанализировать сложные события 1807 – 1813 годов и попытаться сформулировать последствия этих событий, определивших развитие России и Европы в XIX веке.

При планировании типа урока и формы организации учебной деятельности учащихся, преподаватель использует активные методы обучения, которые рассчитаны на самостоятельную поисковую работу учащихся. Подводя итог изучению темы «Отечественная война 1812 года», преподаватель и учащиеся сформулировали ряд положений, которые существенно дополнили материал, содержащийся в учебном пособии:

       1. Заключением в 1807 году русско – французского союза Наполеон увлекал Александра I  на трудный, опасный, но заманчивый «раздел мира», на котором оба императора могли оказать друг другу неоценимые услуги. При этом Бонапарта привлекала не только военная целесообразность альянса, но и возможность придать своей власти легитимный характер: Александр I был первым европейским монархом, добровольно признавшим Наполеона императором.

2. Причины начавшейся войны не безграничное честолюбие французского императора, а то, что план Наполеона – политически и отчасти экономически объединить Европу под эгидой Франции, предполагавший дальнейшее сотрудничество с Россией, при котором она должна была играть роль второй державы континента, - противоречил не столько коренным интересам русского народа, сколько растущему стремлению самодержавия к гегемонии в Европе.

3. Действия России в Европе в 1813 – 1815 годах определялись как благородным порывом русской армии, так и корыстными соображениями.

4. Крах империи Наполеона принес Европе ренессанс феодализма, оковы «Священного союза», презрение к национальным интересам «малых народов». Континент вновь превратился в арену жестокой политической борьбы, в которую оказалась вовлечена и Россия.

        

           Исходя из выше изложенного Лариса Константиновна предлагает один из вариантов проведения урока по теме: «Отечественная война 1812 года» в форме школьной лекции. Цель данного урока – развивать у учащихся умение слушать, анализировать, выделять главное, конспектировать.

В ходе урока перед учащимися ставится проблемная задача, привлекая к анализу текстов произведений художественной литературы. Учащиеся к данному уроку готовят небольшие по объему доклады о героях – партизанах 1812 года.

Так как урок очень насыщен различными приемами учебной деятельности и требует достаточно высокого уровня умений и навыков учащихся, его лучше проводить в старших классах. (конспект урока в приложении).

 

Результативность  преподавательской деятельности Галиевой Л.К,
 на примере групп, обучающихся на базе основного общего образования - № 5, 17  и на базе среднего(полного) общего образования - № 10.

 

Группа

Кол-во уч

Предмет

1999 – 2000г.г  1 курс

2000 –2001г.г. 2 курс

Итог

% успеваемости

% качества

% успеваемостити

% качества

1

№ 5

26

История

100%

23%

100%

27%

+ 5%

2

№ 17

27

История

100%

19%

100%

22,2%

+ 3,2%

3

№ 10

25

Обществознание

100%

28%

100%

32%

+4 %

 

Учащиеся этих групп принимали активное участие в научно – практической конференции «Интеллектуал», проводившейся в 2001 году на базе ОГАУ и в областной научной олимпиаде «Молодое поколение в третьем тысячелетии» в марте 2002 года.  Хотя по гуманитарному направлению они не заняли призовых мест, активное включение в познавательную деятельность является показателем стремления ребят к более высокому уровню интеллектуального развития.

  

Приложение.

 

Конспект урока.

Тема урока: Разгром армии Наполеона русскими войсками. Партизанская война

 

Цели урока:

а) в ходе изучения нового материала подвести учащихся к выводу о глубине стратегического замысла М.И. Кутузова, превратившего поражение русской армии в победу в ходе Тарутинского маневра;

б) рассказывая о героизме и мужестве участников войны 1812 года, еще и еще раз напомнить учащимся, что в далеком 1812 году народы России были солидарны и дружны; именно в этом историки видят одну из главных причин победы над Наполеоном;

в) анализируя различные точки зрения на историю Отечественной войны 1812 года, помочь учащимся сформировать основные положения исторического значения войны 1812 года. 

 

                                                         Ход урока

 

I.              Оргмомент

 

II.           Изложение нового материала:

                                                                 План

 

1.             Оставление Москвы и Тарутинский маневр русской армии.

2.             Партизанское движение в войне 1812 года.

3.             Оставление Москвы Наполеоном. Отступление французской армии и ее гибель.

4.             Историческое значение Отечественной войны 1812 года.

 

 

1. П.А.Жилин «Контрнаступление русской армии в 1812 году»

М., 1953г. стр179

На рассвете 2 (14) сентября 1812 года русская армия начала движение по улицам Москвы, уходя по Рязанской дороге. К вечеру ее главные силы уже находились в 15 километрах от Москвы.

Александр I , не исключавший возможность удара Наполеона на С. – Петербург, угрожающе писал М.И.Кутузову:

Зачитать 

«На Вашей ответственности останется, если неприятель в состоянии будет отрядить значительный корпус на Санкт – Петербург для угрожения сей столице…

… вспомните, что Вы еще обязаны ответом оскорбленному Отечеству в потере Москвы!»

 

Рассказ

сопровождается показом маневра по карте «Изгнание Наполеона из России

На второй день после оставления Москвы русские войска, пройдя 30 км по Рязанской дороге, переправились через реку Москву и неожиданно были повернуты М.И. Кутузовым на запад. Через 3 дня русская армия уже находилась на Калужской дороге и остановилась лагерем у Красной Пахры. После  5 - дневного пребывания в Красной Пахре армия совершила еще два перехода и, перейдя реку Нару, остановилась в деревне Тарутино. Только через 12 суток после начала маневра русской армии Наполеон узнал ее местонахождение.

 

Задание классу

 

 

-       Слушая мой рассказ и внимательно изучив местонахождение русской армии по карте «Изгнание Наполеона из России», ответьте на следующие вопросы:

-       С какой целью М.И.Кутузов резко изменил маршрут армии?

-       Почему М.И.Кутузов спешил и тщательно скрывал от всех этот маневр?

Выскажите предположение о значении Тарутинского маневра для дальнейшей судьбы французской армии.

 

В ходе беседы с учащимися формулируются следующие положения и дается их запись в тетрадь:

Запись

 

Сосредоточенная в плотной группировке в Тарутинском лагере, русская армия выполняла следующие задачи:

1)               непосредственная защита тульского оружейного завода и литейного завода в Брянске;

2)               обеспечение связи армии М.И.Кутузова с Дунайской армией Чичагова;

3)               сохранение связи с югом России, который снабжал армию людским ресурсом, конской силой, оружием, продовольствием и фуражом;

4)               армия прочно прикрывала юг России и угрожала наиболее важным коммуникациям противника.

Этим маневром армия Наполеона была поставлена в весьма тяжелое положение: - она была блокирована со всех сторон – частями русской армии и партизанскими отрядами; она лишилась свободы маневра и активных действий.

За короткое время, М.И. Кутузов провел огромную организаторскую работу и сумел подготовить русскую армию к переходу в контрнаступление.

2.

С самого начала войны в Витебской, Смоленской, Калужской, Тульской, Московской  и  других губерниях стало развертываться движение сопротивления французским захватчиком со стороны представителей всех слоев общества. Формы этого сопротивления были многообразными – от пассивных, когда население уходило с пути вражеских войск, до активных, когда мирные труженики брались за оружие,  создавали партизанские отряды, вступали в народное ополчение.

- Перед вами два эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». В одном из них рассказывается о приготовлениях к отъезду из имения князя Болконского Лысые Горы княжны Марьи, а в другом – диалог Пьера Безухова с его кузиной, старшей княжной, в канун оставления Москвы.

Внимательно прочитайте оба отрывка и попытайтесь сформулировать  ответ на вопрос:

1. Какие чувства владеют этими, такими разными по характеру, женщинами?

 

2. Какую позицию русского общества по отношению к французской армии выражают обе героини?

 

Работа по анализу текста художественного произведения

 

 

Эпизод № 1

«Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина.

В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчином запрещен выезд из Москвы, - несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены.

-  «Меньше страху, меньше новостей, - говорилось в афише, - но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет!» Эти слова в первый раз ясно показали Пьеру, что французы будут в Москве … За дверью кабинета послышался голос старшей княжны, спрашивающей, можно ли войти.

- Войдите, войдите, - отвечал Пьер, обращаясь к княжне.

- Простите,                            , что я пришла к вам, - сказала она укоризненно-взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что-нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся?

- Напротив, все, кажется, благополучно,                   , - сказал Пьер … с шутливостью …

-       Да, это благополучно … хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать! … А главное, нынче – завтра французы

-       будут, что ж нам ждать! Я от одном прошу,                       , - сказала княжна, - прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу!

- Да полноте,                    , откуда вы черпаете ваши сведения? Напротив …

- Я вашему Наполеону не покорюсь! Другие как хотят …, а я нет!»

Эпизод № 2

 

« - Вы знаете ли,                      , - сказала                      , - знаете ли, что мы в опасности, что мы, окружены французами; ехать теперь опасно. Ежели мы поедем, мы почти наверное попадем в плен, и бог знает что может случится ! -

Mlle Bourienne достала из ридикюля объявление на нерусской необыкновенной бумаге французского генерала Рамо о том, чтобы жители не покидали своих домов, что им оказано будет должное покровительство французскими властями, и подала его княжне.

- Я думаю, что лучше обратиться к этом генералу, - сказала                                    , - и я уверена, что вам будет оказано должное уважение.

Княжна Марья с бумагой в руке встала от окна и с бледным лицом вышла из комнаты и пошла в бывший кабинет князя Андрея.

- Дуняша, позовите ко мне Алпатыча, Дронушку, кого нибудь, - сказала княжна Марья, - и скажите Амалье Карловне. Чтобы она не входила ко мне, - прибавила она, услыхав голос     

- Поскорее ехать! Ехать скорее! – говорила княжна Марья, ужасаясь мысли о том, что она могла остаться во власти французов.

«Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтоб она, дочь князя Николая Андреевича Болконского, просила господина Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями!» – Эта мысль  приводила ее в ужас, заставляла ее содрогаться, краснеть и чувствовать еще не испытанные ею припадки злобы и гордости. Все, что только было тяжелого и, главное, оскорбительного в ее положении, живо представлялось княжне Марье».  

 

 

 

По мере продвижения французской армии вглубь страны, росло желание россиян защитить национальную честь. Волна патриотизма захватила практически все слои русского общества, от аристократии до простых мужиков.

М.И. Кутузов, П.И.Багратион, генерал Ермолов и другие

военачальники  неустанно занимались организацией «малой войны».

Летучие отряды наносили чувствительные удары по врагу. Одним из первых пошел в партизаны поэт и гусар Денис Васильевич Давыдов (1784 – 1839г.г.). Федор Николаевич Глинка, поэт и писатель, посвятил Денису Давыдову следующее стихотворение:

«Усач. Умом, пером остер он, как француз,

      Но саблею французам страшен:

Он не дает топтать врагам нежатых пашен

    И, закрутив гусарский ус,

Вот потонул в густых лесах с отрядом –

    И след простыл!..

Его постель – земля, а лес дремучий – дом!

И часто он, с толпой башкир и с козаками,

И с кучей мужиков, и конных русских баб,

В мужицком армяке, хотя душой не раб,

Как вихрь, как пожар, на пушки, на обозы,

И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.

Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.

Давыдов! Это ты, поэт и партизан!..»

 

Русские офицеры, организовывающие партизанские отряды, проявляли необыкновенную отвагу и находчивость и были неуловимы.

 

-       Далее идут небольшие сообщения о героях – партизанах – А.Н. Сеславине, Д.В.Давыдове, А.С. Фигнере, о  старостихе Василисе Кожиной, подготовленные учащимися заранее по книгам М.Брагина «В грозную пору. 1812 год», М., 1970г., А.Н.Сизова «Певец во стане русских воинов», М., 1987г., Н.Рыленкова «На старой Смоленской дороге», М., 1969г.

 

Таким образом, действуя совместно с армейскими частями, партизаны наносили ощутимые удары по французским войскам. Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» посвятил партизанскому движению следующие строки:

«Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн.  Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война –  все это были отступления от правил…

Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским, высшим по положению людям,  казалось почему – то стыдным драться дубиной, … - дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

 

 

По мере продвижения французской армии вглубь страны, росло желание россиян защитить национальную честь. Волна патриотизма захватила практически все слои русского общества, от аристократии до простых мужиков.

М.И. Кутузов, П.И.Багратион, генерал Ермолов и другие военачальники  неустанно занимались организацией «малой войны».

Летучие отряды наносили чувствительные удары по врагу. Одним из первых пошел в партизаны поэт и гусар Денис Васильевич Давыдов (1784 – 1839г.г.). Федор Николаевич Глинка, поэт и писатель, посвятил Денису Давыдову следующее стихотворение:

«Усач. Умом, пером остер он, как француз,

      Но саблею французам страшен:

Он не дает топтать врагам нежатых пашен

    И, закрутив гусарский ус,

Вот потонул в густых лесах с отрядом –

    И след простыл!..

Его постель – земля, а лес дремучий – дом!

И часто он, с толпой башкир и с козаками,

И с кучей мужиков, и конных русских баб,

В мужицком армяке, хотя душой не раб,

Как вихрь, как пожар, на пушки, на обозы,

И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.

Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.

Давыдов! Это ты, поэт и партизан!..»

Русские офицеры, организовывающие партизанские отряды, проявляли необыкновенную отвагу и находчивость и были неуловимы.

Проверка домашнего задания в форме ученических сообщений.

-       Далее идут небольшие сообщения о героях – партизанах – А.Н. Сеславине, Д.В.Давыдове, А.С. Фигнере, о  старостихе Василисе Кожиной, подготовленные учащимися заранее по книгам М.Брагина «В грозную пору. 1812 год», М., 1970г., А.Н.Сизова «Певец во стане русских воинов», М., 1987г., Н.Рыленкова «На старой Смоленской дороге», М., 1969г.

3.

Таким образом, действуя совместно с армейскими частями, партизаны наносили ощутимые удары по французским войскам. Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» посвятил партизанскому движению следующие строки:

«Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн.  Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война –  все это были отступления от правил…

 

Зачитать

Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским, высшим по положению людям,  казалось почему – то стыдным драться дубиной, … - дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

     Понимая всю сложность обстановки для французской армии, Наполеон посылает в Тарутино графа Лористона, бывшего посла Франции в России, с предложением заключить мир, на что получает ответ М.И. Кутузова:

«Вы шутите, граф!? Для нас война

только начинается. До сих пор мы лишь

отступали. Я был бы проклят потомством,

если бы меня сочли защитником какого бы

то ни было перемирия. Таков действительный

дух моего народа».

Другое послание было адресовано лично Александру I , но он упорно отказывался от мирных переговоров. В этих условиях поражения французской армии стало делом времени.

Анализ басни И.А.Крылова «Волк на псарне»

Это событие дало повод Ивану Андреевичу Крылову для создания знаменитой басни «Волк на псарне». Давайте прочтем эту басню и попробуем провести аналогию с эпизодом неудавшихся переговоров.

-       Как вы считаете, кто из реальных участников событий выведен в басне в образах «волка» и «ловчего»?

-       Какой намек заключен в словах ловчего?

        «Ты сер, а я, приятель, сед,

И Волчью вашу я давно натуру знаю;

        А потому обычай мой:

С волками  иначе не делать мировой,

       Как снявши шкуру с них долой

И тут же выпустил на Волка гончих стаю»

 

М.И. Кутузов продолжал вооружать полки. В Тарутино пришли 26 казачьих полков с Дона и 60 тысяч войска. Полки, понесшие потери при Бородине, переукомплектовывались. А сам Кутузов вспоминал: «Каждый день, проведенный           

                                       нами в этой позиции, был золо -                                    

-                                            тым  днем для меня и для армии.»

Рассказ сопровождается работой с настенной картой «Изгнание Наполеона из России».

Наполеон же, достигнув Москвы, не решил основной стратегической задачи – он не уничтожил вооруженных сил России. Русская армия отошла вглубь страны и, подобно  домоклову мечу, угрожала обрушиться на голову французов. Москва явилась губкой, всосавшей, а затем и расчленившей французскую армию.

В условиях морального разложения армии, наступившей рано зимы, нехватки продовольствия, Наполеон принимает решение выйти из Москвы. 7 октября 1812 года началось движение 100 – тысячной армии в направлении на Калугу. За армией двигался длиннейший обоз из карет, дрожек, телег, наполненных добром. Ехали в экипажах и шли пешком тысячи людей – иностранцев, покидавших Москву.

По выражению графа Сегюра, любимца Наполеона, «хвост армии походил на татарскую орду, совершившую счастливый набег».

Наполеон приказал войскам отходить по Новой Калужской дороге с тем, чтобы внезапно захватить Тулу и Брянск. Однако М.И. Кутузов разгадал планы противника и преградил ему путь на юг, выйдя с войсками к Малоярославцу.

  С рассвета 12 октября 1812 года – началось решающее сражение за Малоярославец. Город 8 раз переходил из рук в руки, Наполеон потерял 5 тысяч человек, а русская армия – 3 тысячи человек. Сам Наполеон чуть было не попал в плен, т.к. русские гусары оказались в 40 шагах от него. Но Наполеон так и не решился ввести в бой свои главные силы, «старую гвардию» и отдал приказ отходить к Можайску.

Началось бесславное отступление  французов по Старой Смоленской дороге, ими же разоренной. Главная русская армия непрерывно наносила удары в голову и фланги отступающей французской армии при постоянных атаках партизан.

В середине ноября 1812 года – русские войска осуществили стратегическое окружение армии Наполеона на р. Березине.

На горе М.И.Кутузову, во главе ожидаемых подкреплений из Дунайской армии стоял «сухопутный адмирал» Чичагов. Он проявил пассивность, нерешительность, не выполнял прямых приказов Главной квартиры в самый напряженный, решающий момент, так как был в почете у царя.

В результате несогласованности действий русской армии Наполеону удалось с остатками войск (около 9 тысяч человек) вырваться из окружения. Он помчался через р. Березину в Польшу, а затем в Париж, оставив войска на произвол судьбы.

М.И. Кутузов победоносно привел русские войска в Вильно и оттуда написал Александру  I:

Зачитать

«Война окончилась за полным истреблением неприятеля» 

 

 «И благо тому народу…, который в минуту испытания… с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменятся презрением и жалостью».

Л.Н. Толстой

«Война и мир»

 

- Здесь уместно зачитать отрывки из романа «Война и мир», том 4, часть III, гл. VII - IX , в которых рассказывается об отношении Пети Ростова, Денисова и его партизан к пленным французам, к мальчику – барабанщику и о споре Денисова с Долоховым по поводу судьбы пленных французов.

         - А теперь откройте, пожалуйста на стр. 140, внимательно прочтите текст параграфа и выделите из него те положения, которые помогут определить историческое значение

Отечественной войны 1812 года – 3 минуты.

После проверки выполненного задания вывод учителя:

Отражая внешнюю агрессию, Россия вела справедливую, освободительную войну, защищая национальную честь. Жертвы были принесены на священный алтарь Победы, но сама необходимость этих жертв порождалась в конечном счете собственными имперскими амбициями и политическими просчетами.

     «Война 1812 года была великой дипломатической ошибкой, обращенной духом русского народа в великое народное торжество.»                                                                   С.А.Белов.    

 

III. Задание на дом.

1.         57 стр. 138 – 140 учебного пособия

продолжить заполнение таблицы «Ход военных действий»

Самостоятельная работа с учебным пособием В.И.Буганова, П.Н.Зырянова, ч.2 «История России конец XVIIXIX век»

 

 

 

                     


Литература:

1. М.Г. Брагин  «В грозную пору. 1812 год», М., 1970г.

2. Н.Ф. Гарнич  «1812 год», М., 1952 г

3. В.А. Дунаевский  «Об историографии войны 1812 года», ж/л «Преподавания истории в школе» № 5 – 6, 1992г.

4. П.А. Жилин  «Контрнаступление русской армии в 1812 году», М., 1953г

5.М.В. Пономарев «Об истории и предыстории войны 1812 года», ж/л «Преподавания истории в школе» № 5 – 6, 1992г.

6. Н.И.Рыленков  «На старой Смоленской дороге», М., 1969г.

7. А.Н.Сизов  «Певец во стане русских воинов», М., 1987г.

8. Л.Н.Толстой   «Война и мир», М., 1988г.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации