Нормативно-правовая база аттестации ИПР ПУ,
методика выполнения аттестационных работ"

Основными целями аттестации ИПР ПУ являются повышение квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда за счет стимулирования развития творческой инициативы, улучшения социальной защищенности работников отрасли в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда. В перспективе это должно обеспечить повышение конкурентоспособности производимой выпускниками ПУ продукции и рост благосостояния страны.

Аттестация ИПР ПУ должна осуществляться в определенных рамках, задаваемой ее нормативно-правовой базой. Она образуется действующей Конституцией(основным законом) РФ; Законом РФ "Об образовании"; уставами субъектов РФ (в частности Уставом Оренбургской области); рядом приказов по министерствам, в том числе приказом Министерства образования РФ от 17.06.93 N256, утверждающим Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ, совместным приказом Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31.08.95 N463/1268 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик(требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей", приказом Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 14.12.95 N622/1646 "Об утверждении
Рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников, Требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий и внесении изменений в приказ Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31.08.95 N463/1268"; Типовым положением по аттестации инженерно-педагогических и руководящих работников ПУ и ПЛ, утвержденным приказом начальника УПО Администрации Оренбургской области; Методическим пособием по проведению аттестации педагогических работников школ и профессиональных учебных заведений, подготовленным и изданным в Оренбургском ИУУ; приказами и решениями УПО Администрации Оренбургской области; уставами ПУ и ПЛ; решениями методических комиссий ПУ и ПЛ и другими имеющими нормативный характер документами.

В соответствии с имеющейся нормативно-правовой базой аттестация педагогического работника должна проводиться в два этапа. На первом этапе должно осуществляться обобщение итогов педагогической деятельности в форме собеседования, творческого отчета или защиты научно-методической или опытно-экспериментальной разработки. Возможны и другие формы. Второй этап предполагает экспертную оценку практической деятельности педагога.

Аттестации педагогических работников по первому этапу(направлению) на первую и высшую категории в настоящее время осуществляется в форме защиты объединенной единым замыслом и носящей научно-методический или опытно-экспериментальный характер аттестационной работы. Такая работа обладает рядом особенностей, прежде наличием определенных атрибутов(темы, цели, проблемы, объекта и предмета исследования, гипотезы, задач и методов исследования и т.д.). Выбор и формулировка их представляет достаточно сложный творческий процесс, предполагающий напряженную умственную деятельность аттестуемого. Она может быть существенно облегчена за счет опоры на уже известное знание, которое носит инвариантный характер и может быть использовано при выполнении любых конкретных аттестационных работ. Оно достаточно обширно.

При формулировке темы важно учесть необходимость отражения в одном предложении основного содержания всей аттестационной работы.

Цель должна находиться в контексте целей аттестации ИПР ПУ и ПЛ. Проблема предполагает определенной цели, но неопределенность относительно средств ее достижения. В формулировке гипотезы необходимо отразить основное направление предполагаемой деятельности, в том числе исследовательской. Известны и основные методы исследования. Это - теоретический и эмпирический(опытный) методы, которые должны быть дополнены другими методами. Многое известно и относительно методики выбора объекта, предмета, а также задач исследования.

Задача, точнее проблема, аттестуемого состоит в том, чтобы, опираясь на известное, базовое знание, дополнить его своим, специфическим знанием и на этой основе разработать рекомендации относительно того, как должны поступать его коллеги, желающие получить оптимальные результаты своей деятельности.


В содержание