Обобщение опыта работы преподавателя высшей категории

ПУ № 5 при ЮК 25/3 Пищулиной Н.И.

 

Тема: Разработка и апробация программы специального курса «Подготовка осужденных к жизни на свободе»

Условия возникновения проблемы, становление опыта: с одной стороны, жизнь на свободе становится все более динамичной, требования ее к отдельной личности множатся и усложняются; с другой стороны, наблюдается отсутствие у многих освобожденных осужденных необходимой нравственной и психологической подготовки к такому темпу жизни, что ведет к их неспособности адаптироваться к жизни на свободе и многочисленным рецидивам.

В связи с этим возникла проблема, суть которой сводится к противоречию между возросшим спросом со стороны осужденных на приобретение ими психологических механизмов успешной адаптации к жизни на свободе, и неспособностью образовательных учреждений в местах лишения свободы синтезировать у них подобные механизмы. К тому же спрос на знания со стороны осужденных больше, чем объем информации, который им предлагает профессиональная подготовка в училищах. Спрос больше предложения, и училище сейчас не в состоянии его удовлетворить. Все это приводит к отсутствию нравственной и психологической подготовки осужденных перед выходом на свободу. И никто, кроме нас, педагогов, сделать этого не сможет.

Целью работы была разработка и апробация программы специального курса «Подготовка осужденных к жизни на свободе», и формирование у учащихся-осужденных знаний и навыков, необходимых для жизни на свободе.

Актуальность обусловлена выявленным при анализе жизни на свободе бывших осужденных ЮК 25/3 случаев многочисленным рецидивов. Одной из основных причин было отсутствие необходимой нравственной и психологической подготовки к свободному темпу жизни, что ведет к их неспособности успешной адаптации к ней. Поэтому предварительная в, условиях ЮК, подготовка заключенных к жизни в условиях свободы несомненно является актуальной. Основывается это на предположении о том, что между уровнем психологической подготовки осужденных в местах лишения свободы к жизни на свободе и фактической успешной адаптацией к подобной жизни после освобождения.

Вопрос заключается в том, как это сделать. Автором была высказана гипотеза о том, что разработка и внедрение специального курса обучения может быть действенным стимулом для освобожденных осужденных при их последующей адаптации к условиям жизни на свободе. А для этого должна быть разработана специальная программа, названная автором «Подготовка осужденных к жизни на свободе». Данное утверждение основывается на предположении о том, что между реализацией программы и фактической успешной адаптацией к подобной жизни после освобождения. Поэтому разработка и реализация программы также гипотетически являются актуальными.

Перспективность обусловлена вероятным наличием причинной связи между уровнем психологической подготовки осужденных в местах лишения свободы к жизни на свободе в условиях ЮК 25/3 и возможностью успешной адаптацией их к жизни на свободе. Практическая значимость опыта заключается в том, что повышение уровня психологической подготовки осужденных в местах лишения свободы к жизни на свободе в условиях ЮК 25/3 действительно привело к уменьшению числа рецидивов со стороны бывших заключенных.

Научная новизна опыта заключается в исследовании и установлении наличия причинно-следственной взаимосвязи между содержание, уровнем нравственной и психологической подготовки осужденных в местах лишения свободы к жизни на свободе в условиях ЮК 25/3 и возможностью успешной адаптацией их к жизни на свободе.

Технология опыта включало в себя логико-теоретическую апробацию высказанной автором гипотезы о том, что разработка и внедрение специального курса обучения может быть действенным стимулом для освобожденных осужденных при их последующей адаптации к условиям жизни на свободе. С этой целью были проанализированы научные и методологические труды известных ученых педагогов и психологов Абрамкина В.Ф., Александрова Ю. К., Блонского П. П., Витека К., Высотиной Л.А., Гурова А. И., Дистервега А., Заир-Бека Е.С., Коменского Я.А., Кочетова А.И., Коноплевой Н., Макаренко А.С., Мильяненкова Л.А., Немова Р.С. и др., обобщен собственный предшествующий опыт и опыт коллег. После этого была уточнена разработанная программа специального курса "Подготовка осужденных к жизни на свободе", создана система необходимых дидактических и методических средств. Затем была осуществлены опытно-экспериментальная апробация разработанного спецкурса, анализ результатов, сформулированы выводы и рекомендации.

Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности) по следующим показателям:

1.Увеличился интерес к процессу получения знаний в профессиональном училище, улучшилась посещаемость занятий, возросло качество успеваемости по основным предметам (спецтехнологии, производственного обучения, охраны труда).

2. Увеличилось стремление изменить условия наказания, жить и работать в отряде бесконвойного передвижения, жить и работать в колониях - поселениях.

3. Увеличилось стремление к жизни на свободе. Это проявилось в 100% посещении занятий экспериментального курса, добровольном присутствии на всех дополнительных занятиях, активном участии в проведении анкет и тестов, в формулировки множества вопросов о жизни на свободе, на которые мне приходилось искать ответы.

4. Учащиеся - осужденные стали уделять больше внимания осмысливанию причин, которые привели их в места лишения свободы, что подтверждается данными анкетирования.

5. Учащиеся в процессе учебы приобрели знания и навыки в области «Психологии», «Быта», «Трудовой деятельности» и т.п.

Адресная направленность опыта: Приобретенный Пищулиной Н.И. опыт в деле нравственной и психологической подготовки осужденных к жизни на свободе и ликвидации многочисленным рецидивов может быть использован профессионально-педагогическим работниками образовательных учреждений начального профессионального образования, занятым подготовкой кадров в условиях мест лишения свободы.

Следуя по исследованному автором пути, в зависимости от конкретных особенностей педагогических ситуаций, педагоги ПУ системы лишения свободы могут с той или иной степенью полноты достичь желаемого результата - значимым образом повысить уровень подготовки осужденных к жизни на свободе и профилактики возможных рецидивов

Полнота зависит от степени идентичности педагогических ситуаций автора и его последователей. Если они идентичны, то результат может быть гарантирован с практически со 100-процентной вероятностью (уверенностью). Чем существенней отличие, тем меньше эта вероятность. Она может быть повышена путем дополнительного анализа и учета конкретных особенностей педагогических ситуаций при выборе и коррекции (модернизации) системы методов, применяемых при осуществлении педагогической деятельности.