Обобщение опыта работы мастера п/о высшей категории

ПЛ №59 Махмутовой О.Н.

 

Тема работы: Комплексное учебно-методическое обеспечение как средство повышения уровня профессиональной подготовки кадров по специальности «Швея» профессии «Хозяйка усадьбы»

Условия возникновения проблемы и формулировка решаемой проблемы: В современных рыночных условиях резко возросли требования к уровню профессиональной подготовки кадров. В то же время автор отмечает недостаточность уровня профессиональной компетентности обучающихся в ПЛ №59 по специальности «Швея».

Уровень профессиональной компетентности учащихся ПУ и ПЛ обусловлен многими причинами: и качеством теоретического и производственного обучения, и степенью мотивированности обучения, и особенностями материально-технического обеспечения, и компетентностью педагогических кадров и т.д.

В связи с этим возникает проблема, сутью которой является противоречие между необходимостью повышения уровня профессиональной компетентности учащихся ПЛ №59 (достижения конечной цели) и неопределенностью ситуации относительно метода или средства, применение которого реально и наиболее эффективно обеспечило бы повышение данного показателя до требуемого уровня.

При решении данной проблемы автор исходила из того, что она как мастер п/о имеет возможность обусловить достижение поставленной цели лишь воздействуя на результативность производственного обучения, которая определяется влиянием множества различных факторов. В качестве основного гипотетического (прогнозируемого) средства повышения данного показателя учебно-воспитательного процесса ею был выбрано совершенствование комплексного учебно-методического обеспечения процесса производственного обучения.

Актуальность работы обусловлена тем, что усовершенствование комплексного учебно-методического обеспечения процесса производственного обучения по специальности «Швея» способно обеспечить более высокую эффективность производственного обучения учащихся и, как следствие, высокую компетентность выпускников ПЛ по данной специальности. При этом предполагается, что гипотетически имеется причинно-следственная связь между уровнем комплексно-методического обеспечения процесса производственного обучения и компетентностью швей, подготовленных в ПЛ №59.

Решение проблемы подготовки высококомпетентных швей является несомненно актуальным видом деятельности. Повышение качества производственного обучения, которое обусловливает качество профессиональной подготовки швей, по этой причине также является актуальным видом деятельности. Усовершенствование комплексного учебно-методического обеспечения процесса производственного обучения, при прочих равных условиях, обеспечивает повышение качества производственного обучения. Поэтому и этот вид деятельности, и решаемая при этом проблема тоже явля.тся актуальными.

Разработка усовершенствованного комплексного учебно-методического обеспечения как средство повышения уровня профессиональной подготовки кадров по специальности «Швея» профессии «Хозяйка усадьбы» имела целью повышение уровня профессиональной компетентности учащихся ПЛ №59 по специальности «Швея». В процессе опытно-экспериментальной апробации была подтверждено данное гипотетической предположение. В этом заключается практическая значимость опыта Махмутовой О.Н.

Опыт имеет ближнюю и дальнюю перспективу: он может быть использован как коллегами автора по ПЛ №59, так коллегами его по системе НПО. В первом случае педагогическая ситуация, в условиях которой придется работать последователям автора, будут отличаться от условий его работы относительно незначительно. Поэтому они могут воспользоваться опытом Махмутовой О.Н., лишь незначительно скорректировав его. Во втором случае степень необходимой коррекции описываемого опыта может быть более значительной.

Теоретическую базу опыта составили издания: Панкратова В.Н. Основы производственного обучения швейников. М., 1986, Скакун В.А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах. Методическое пособие. М., 1997, Авакимяц Ю.О. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса средствами обучения. М., 1986.

Новизна опыта характеризуется тем, что в процессе опыта было исследовано и установлено наличие причинно-следственной взаимосвязи между уровнем комплексно-методического обеспечения производственного обучения и повышением уровня профессиональной компетентности учащихся по специальности «Швея» профессия «Хозяйка усадьбы» в условиях ПЛ №59.

Технология опыта включала в себя ретроспективный анализ компетентности учащихся и результативности производственной практики по специальности «Швея» профессии «Хозяйка усадьбы» в условиях ПЛ №59. При этом было выявлено недостаточно полное соответствие их знаний, умений и навыков требованиям профессиональной характеристики. Тем самым было зафиксировано наличие актуальной педагогической проблемной ситуации и с учетом имеющихся наличных средств выдвинута рабочая гипотеза относительно методов ее решения. У автора такой гипотезой было предположение о возможности повышения уровня компетентности у учащихся ПЛ №59, обучающихся по специальности «Швея».

Оценивая реальность и возможную эффективность данного гипотетического пути автор сопоставлял его с теоретизированным опытом, опубликованным в специальной и нормативной литературе.

Затем последовала разработка комплексного учебно-методического обеспечения производственного обучения по специальности «Швея» профессии «Хозяйка усадьбы»

Особенностью программы является то, что в ней предусматривается два этапа производственного обучения: в учебных мастерских и на предприятии, изучение литературы, разработка рабочей программной документации по производственному обучению, разработка и накопление дидактических средств для п/о, разработка КИМов по профессии «Швея», систематизация комплексного методического обеспечения.

Результативность опыта Махмутовой О.Н. может охарактеризована следующими показателями: качество обучения учащихся достигает 80%. В конкурсах профмастерства по профессии «Хозяйка усадьбы», зональных смотрах «Театр мод» учащиеся ПЛ№59 занимают призовые места.

Адресная направленность опыта: Следуя по результатам опыта автором, мастера п/о ПУ и ПЛ могут, в зависимости от конкретных особенностей педагогических ситуаций, с той или иной степенью полноты достичь желаемый результат - значимым образом повысить уровень профессионального образования учащихся ПУ и ПЛ. Результаты опыта могут быть использованы мастерами производственного обучения, работающих с группами учащихся, обучающихся по профессии «Швея».

В зависимости от степени отличия педагогической ситуации, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты - значимое повышение уровня компетентности учащихся. Полнота достижения результатов зависит от степени идентичности педагогических ситуаций автора и его последователей. Если они идентичны, то результат может быть гарантирован с практически со 100-процентной вероятностью (уверенностью). Чем существенней отличие, тем меньше эта вероятность. Она может быть повышена путем дополнительного анализа и учета конкретных особенностей педагогических ситуаций при выборе и коррекции (модернизации) системы методов, применяемых при осуществлении педагогической деятельности.