Представил: Зотов М.П. - директор ПУ-5
Дата: 24.09.01
 
ЦЕЛЕВАЯ  ПРОГРАММА

по  управлению  качеством  образования  в  ПУ-5

в  условиях  взаимодействия  с  ОАО «Носта»

В  последнее  время  в  педагогической  науке  и  в  обществе  много  говорят  о  кризисе  образовательной  системы  и  образования  в  целом.

Но  что  надо  понимать  под  образованием?

ОБРАЗОВАНИЕ – 1.)  В  соответствии  с  Законом РФ  «Об  образовании»  это – целенаправленный  процесс  воспитания  и  обучения  в  интересах  человека,  общества,  государства,  сопровождающийся  констатацией  достижения  гражданином  (обучающимся)  установленных  государством  образовательных  уровней  (образовательных  цензов).

2.)  По  МСКО ЮНЕСКО  (Международная  стандартная  классификация  образования)  термин  «образование»  включает  в  себя  все  виды  целенаправленной  и  систематической  деятельности,  осуществляемой  в  целях  удовлетворения  образовательных  потребностей.  Подразумевается,  что  под  образованием  понимается  организационный  и  устойчивый  процесс  коммуникации,  порождающий  обучение.

3.)  Образование  взрослых – составная  часть  системы  образования,  ее  относительно  обособленное  подразделение,  основной  задачей  которого  является  содействие  всестороннему  развитию  человека  в  период  его  самостоятельной  жизни.  В  этом  смысле  образование  взрослых  является  социальным  институтом,  преемственно  продолжающим  процесс  превращения  имеющегося  в  обществе  социально-культурного  опыта  в  достояние  всех  его  членов.

Как  видим,  толкований  несколько.  Но  все  сходятся  в  одном,  что  образование – это  прежде  всего,  развитие  профессионально  значимых  качеств,  передача  человеческой  культуры  от  поколения  к  поколению.

Ценность  любого  образования  определяется  его  качеством.  Возникает  вопрос,  что  есть  качество?

«Качество  образования – есть  мера  соответствия  учебно-личностных  достижений  учащихся  социо-культурным  потребностям  человека  и  общества».

(Н.В. Смирнова)

Далее  возникает  проблема  управления  качеством  образования.  «Управлять – значит  приводить  к  успеху  других», - так  трактует  это  понятие  современная  психология.  Для  выполнения  данной  задачи  в  ПУ  разработана  программа  развития,  в  которой  определены  цели,  задачи,  проблемы  и  этапы  совершенствования  образовательной  системы  данного  учебного  заведения  (ПУ-5).

ЭТАПЫ

              Направление  изменений                                                    Микроцели

              состояния  ПУ-5

Работа  над  программой

Подготовка  управленческой  команды  и  ИПР  к  реализации  программы.              Учеба  и повышение  квалификации.

Создание  модели  выпускника  и  модели  учебного  заведения.

Пути  реализации  моделей.

Ресурсное  обеспечение  программы  преобразований

Материальная  база.

 

Разработка  нормативно-правовой  базы.

 

Учебно-программная  документация.

 

Построение  модели  учебно-воспитательного  процесса.

 

Информационное  обеспечение.

 

Создание  методической  службы.

 

Создание  социально-психологической  службы.

I   э т а п

Проектирование  и  запуск  процесса  преобразований  в  ПУ-5.

Разработка  и  защита  программы развития.

Воспитание  потребности  в  преобразованиях  у  ИПР.

Создание  управленческой  команды.  Ее  учеба.  План  обучения.

Создание творческих групп. Разработка пакета нормативно-правовых документов.

Внесение изменений в Устав училища. Создание условий для выбора учащимися  второй профессии. Веер предложений. Поиск идеи, цели для построения будущего ПУ-5.

Приобретение  и  установка  Мини АТС,  ксерокса,  факса.  Перемонтаж.  Создание  условий  для  работы  ИПР.  Установка  второго  номера  АТС  и  третьего  номера  АТС.  Ремонт.  Составление  плана  переоснащения  материальной  базы.

Пакет  документов  по  функционалу.

Поиск  примерных  программ,  Устава.

Приобретение  учебно-программной  документации.

Работа  над  региональным  компонентом.

Создание  воспитательной  системы  модели  самоуправления.

Работа  над  имиджем  училища.

Консультация  в  ИРПО  по  работе  над  программой.

Обеспечение  накопления  периодики,  опыта  других  училищ,  школ.

КПН  Ю.А. Якуба,  КФиЛН  Н.М. Уваровой,  Т.А. Сергеева.

Создание  методической  службы.

Работа над документацией, регламентирующей  деятельность  методической  службы.

Система  социально-медико-психологического  просвещения.

Пропаганда  здорового  образа  жизни.

1 9 9 7  год

Ожидаемые  результаты.

II   э т а п

Апробация,  доработка  и  корректировка  программы  развития  ПУ-5.

Корректировка  программы.  Опрос,  анкетирование,  тестирование.

Создание  системы  контроля  и  анализа  работы.

Учеба  директора.  Учеба  управленческой  команды.

Повышение  квалификации  ИПР  ПУ-5.  Семинары.

Работа над созданием модели ученика. Органиграмма нового ПУ-5. Система прогнозирования личности учащегося. Веер предлагаемых профессий. Создание высокоорганизованного коллектива ИПР, учащихся, склонного к самосовершенствованию.

Продолжение  работы  над  установкой  Мини АТС,  перемонтажем.

Косметический  ремонт  учебного  корпуса.

Внесение  изменений  в  Устав  ПУ-5.

Продолжение  работы  над  приобретением  учебно-программной  документации.

Подписка  на  периодику.  Разработка  авторских  программ.

Участие  во  всех  конкурсах,  выставках.

Продолжение  работы  над  имиджем  училища.

Консультации  с  КТН А.П. Тяпухиным  по  программе  развития.

Продолжение  работы  по  продолжению  накопления  периодики.

Создание  технологий  приобщения  к  тайнам  профессионального  мастерства.  Создание технологии привития учащимся культуры производственной коммуникации.

Создание  системы  диагностики.  Развитие  и  контроль  развития  профессионально  значимых  качеств  учащихся.  Пропаганда  здорового  образа  жизни.

1 9 9 8   год

Ожидаемые  результаты.

III   э т а п

- А -

Контроль  ресурсного  обеспечения  в  ПУ-5,  сопряжение  процесса  развития  с  постоянным  анализом  опыта  образовательных  учреждений  других  территорий.

Контроль  хода  ресурсного  обеспечения.

Завершение  формирования  системы  контроля  и  анализа  хода  реализации  про-граммы. Продолжение  работы  по  созданию  системы  контроля  и  анализа  работы.

Отчеты  о  повышении  квалификации  управленческой  команды.

Создание  творческих  лабораторий  роста  молодых  специалистов.

Училище  работает  над  омолаживанием  состава  ИПР.  Продолжение  формирования  коллектива.  Создание  высокоорганизованного  коллектива  ИПР,  склонного  к  самосовершенствованию,  способного  к  внедрению  новшеств.

Токарная  мастерская.  Столярная,  слесарная  мастерские.  Ремонт  мастерских.

Приобретение  учебников,  видеопродукции.

Создание  библиотечки  нормативно-правовых  документов.  Локальные  акты.

Работа  над  совершенствованием  регионального  компонента.

 Апробация  и  аттестация  новых  организационных  идей  дополнительного  профессионального  образования  учащихся.

Организация  издания  буклетов,  объявлений,  рекламная  кампания  на  радио  и  в  печати.  Продолжение  работы  над  имиджем  училища.

Работа  над  программным  обеспечением  учебного  процесса.

Банк  данных,  чем  ценен  выпускник.

Завершение  создания  технологии  приобщения  учащихся  к  тайнам  мастерства            и  других  технологий,  их  сопряжение,  доработка,  корректировка.

Закладка  процедурного  кабинета.  Соединение  системы  обучения  и  воспитания  с  психолого-педагогической  коррекцией.

1 9 9 9  год

Ожидаемые  результаты.

III   э т а п

- Б -

Изучение  опыта  новаторов.

Сравнительный  анализ  выпускников  ближайших  лет  и  нового  ПУ-5.

Консультации  с  ИРПО  и  ИУУ.

Продолжение  работы  над  омоложением  ИПР.  Повышение  квалификации  ИПР  и  поиск  новых  технологий  в  управленческой  деятельности.

Изучение  и  внедрение  новых  технологий  в  теоретическое  и  производственное  обучение.  Создание  технологии  развития  коммуникативной  культуры  учащихся.

Продолжение  формирования  коллектива  ИПР.

Спортивный  зал.  Тренировочный  зал.  Видео-,  аудиотехника.  Анализ  оснащения  кабинетов,  мастерских  и  их  аттестация.  Подключение  к  сети  «Интернет».

Новые  формы  деятельности.

Завершение  работы  над  региональным  компонентом.

Анализ работоспособности  коллектива.

Тестирование  учащихся,  обработка  и  накопление  полученных  результатов.

Работа  над  имиджем  училища.

Банк  данных  новых  педагогических  технологий.  Обмен  информацией.

Банк  данных,  чем  ценен  родитель.

Школа  педагогического  и  методического  мастерства.

Поиск  новейшей  литературы. 

Оттачивание  системы  психолого-педагогической  коррекции.

2 0 0 0   год

Ожидаемые  результаты.

III   э т а п

- В -

Сравнительный  анализ  выпуска.

Корректировка  деятельности  в  ходе  выполнения  программы  развития.

Контрольные  срезы  и  обработка  результатов  всей  деятельности  коллектива.

Тестирование,  контрольные  срезы  знаний,  сравнение  накопленного  материала  с  создаваемой  моделью  учащегося  ПУ-5.

Продолжение  формирования  коллектива  ИПР.

Реализация  плана  оснащения  училища.

Сверка  нормативно-правовой  базы  с  имеющимися  в  других  училищах.

Консультации  с  ИРПО,  ИУУ  и  др.  (Оформление  итогов).

Разработка  программ  под  наши  идеи.

Формирование  систематизированной  технологии  традиционного  набора  учебно-воспитательных  мероприятий  (годовой  круг  воспитательных  мероприятий).

Обработка  результатов  деятельности.

Анализ  накопления,  систематизация.

Аналитическая  работа  по  результатам  внедрения  методических  технологий.

Психолого-педагогические  консилиумы.

Сравнительный  анализ  состояния  здоровья  учащихся  училища  по  годам.

2 0 0 1  год

Ожидаемые  результаты.

IV   э т а п

Фиксация  достигнутого  в  реализации  новых  технологий  в  деятельности  ПУ-5.

Сбор  материалов,  обработка  и  анализ  выполнения  плана  преобразований.

Систематизация,  фиксирование  накопленных  традиций.

Традиционное  сопоставление  достигнутого  с  моделью,  с  целью  совершенствования.

Сборка  хода  оснащения  учебно-программной  деятельности  учебниками,  видеопродукцией.

Накопление  нормативно-правовой  библиотечки.

Корректировка  программ.

Обобщение  передового  опыта,  создание  школы  опыта  воспитательной  работы.

Корректировка  годового  круга  воспитательных  мероприятий.

Видеотека  передового  опыта.

Библиотека  передового  опыта.

Тестирование  и  обработка  материалов.

2 0 0 2  год

Ожидаемые  результаты.

V   э т а п

Аналитическая  обработка  итогов  реализации  программы.

Описание  итогов  в  сравнении.

Оформление  имеющихся  недоработок

Управленческий  аппарат,  использующий  новейшие  достижения  педагогической  науки.

 

Творческие  лаборатории.

Конкурентоспособный  ученик,  соответствующий  модели.

Современное  училище,  соответствующее  построенной  модели.

 

Полный  банк  данных,  необходимый  для  учебно-воспитательного  процесса.  Оснащенное  училище. 

Видеотека  открытых  уроков,  ключевых  мероприятий.

Аттестация  публикации  в

периодике

Библиотечка  нормативно-правовой  документации.

Опубликование  новых  методичек.

 

Высококачественное  наполнение  единой  образовательной  программы

(ЕОП)  учебно-программной  документацией.

Защита  авторских  программ.

Консультации

с  наукой

В  училище  создана  современная  воспитательная  система.

 

Школа  опыта.  Консультации  с  ИРПО  и  ИУУ.

Методическая  библиотека.

Летопись  выполнения  программы  развития.

Аттестация  социально-психолого-медицинской  службы.

2 0 0 3   год

Ожидаемые  результаты.

В  процессе  реализации  данной  программы  возникла  необходимость  создания  целевой  программы  управления  качеством  образования,  основной  целью  которой  было  создание  модели  учебного  заведения  начального  профессионального  образования  нового  типа.

Исходя  из  модели  был  разработан  алгоритм  правления  качеством  образовательного  процесса  в  училище.

А Л Г О Р И Т М

управления  качеством  образования  ПУ-5

I  курс

Анализ  успеваемости  абитуриентов    (сентябрь)

* по  документам

Входной  контроль   (сентябрь-октябрь)                               Производственное  совещание

* срез  знаний  по  общеобразовательным  предметам

Интеграция  в  образовательном                                   Педагогический  консилиум

пространстве               (октябрь-декабрь)

* коррекция  знаний  учащихся

* ориентация  учащихся  на  освоение  избранной

   профессии

Программа  «Учись  учиться»

             течение  года)

Олимпиады                   (декабрь)                                      Производственное  совещание

* по  общеобразовательным  предметам

Конкурсы  творческих  работ   (декабрь)

* рефераты,  доклады

* действующие  модели

* технические  бюллетни,  конспекты

Анализ  предварительной  успеваемости                                            Малый  педсовет

                                                (декабрь)

* за  первое  полугодие

Дифференцированный  подход  к  уровню  обученности

Промежуточный  контроль  за  I  полугодие                  Заседания  методических

                                                 (декабрь)                                                          комиссий

* директорские  контрольные  работы

* тестирование

* зачеты

* смотры  знаний

* проверочные  работы  по  п/о

Аттестация  учащихся  за  I полугодие                   Педсовет

Конкурсы  профессионального  мастерства                        Производственное

                                                   (февраль)                                                   совещание

Техническое  творчество  учащихся    (март)

Промежуточный  контроль  по                                       Заседания  методических

общетехническим  предметам             (март)                                  комиссий

* срез  знаний  по  материаловедению

* тестирование  по  черчению

Дни  специалиста     (апрель)

Промежуточный  контроль   (апрель-май)                       Совещание  при  директоре

* срез  знаний  по  общеобразовательным  предметам

* директорские  контрольные  работы  по  спецтехнологии

* проверочные  работы  по  п/о

Аттестация  учащихся  за  I  курс                          Педсовет

II  курс

Мониторинг  результатов  педагогического                   Круглый  стол

консилиума                                (сентябрь-октябрь)

* уровень  воспитанности  и  обученности  учащихся

 


Олимпиады                                  (ноябрь)

* по  общеобразовательным  предметам

Конкурсы  творческих  работ    (ноябрь)                    Производственное  совещание

* рефераты,  доклады

* действующие  модели

* технические  бюллетни,  конспекты

Дни  специалиста                     (ноябрь)

Анализ  предварительной  успеваемости                         Малый  педсовет

учащихся                                       (декабрь)

Коррекция  знаний  учащихся    (декабрь)                                    И М С

* выравнивание  знаний  учащихся

* работа  с  сильными  учащимися  по  улучшению

   качества  знаний

* дифференциация  в  подходе  к  обученности  учащихся

* работа  со  слабоуспевающими  учащимися

Текущий  контроль                  (декабрь)                                  Заседания  методических

* срез  знаний  по  общеобразовательным  предметам                                   комиссий

* тестирование  по  спецтехнологии

* зачеты

* общественные  смотры  знаний

* проверочные  работы

Аттестация  учащихся  за  I  полугодие                Педсовет

Промежуточная  аттестация  по  общетехническим                                    Заседание

дисциплинам                                 (февраль)                                  методической  комиссии

* тестирование  по  электротехнике

* срез  знаний  по  оборудованию

Конкурсы  профмастерства    (февраль)

                                         Производственное

                                                                                                                совещание

Техническое  творчество  учащихся   (март)

Предварительный  анализ  успеваемости                      Совещание  при  директоре

за  II  полугодие                                (апрель)

Коррекция  знаний  учащихся   (апрель-май)                  Совещание  при  зам. по  ООД

* индивидуальные  консультации

* групповые  консультации

Текущий  контроль                         (май)                                   Заседания  методических 

                                                                                                                  комиссий

* директорские  контрольные  работы  по 

   общеобразовательным  предметам

* срез  знаний  по  спецтехнологии

* пробные  работы

Итоговая  аттестация  учащихся  по                              Педсовет

общеобразовательным  предметам      (июнь)

* экзамен  по  химии

* экзамен  по  физике

* экзамен  по  истории

* экзамен  по  математике

Поэтапная  аттестация  учащихся                        Педсовет

за  II  курс                                                        (июнь)

* определение  уровня  квалификации  учащихся

III  курс

Сравнительный  анализ  уровня  обученности

учащихся                                          (сентябрь)

Промежуточный  контроль  знаний                             Заседания  методических

                                                     (октябрь-ноябрь)                            комиссий

* срез  знаний  учащихся  по  литературе

* общественный  смотр  знаний  по  предмету

   «Человек  и  общество»

* тестирование  по  спецтехнологии

Дни  специалиста                         (ноябрь)

Аттестация  учащихся  по  общеобразовательным                Заседания  МК

предметам  и  спецтехнологии  (декабрь)

* экзамен  по  литературе

* экзамен  по  предмету  «Человек  и  общество»

* экзамен  по  спецтехнологии

Аттестация  учащихся  за  I  полугодие                          Педсовет

Конкурсы  профмастерства        (февраль)                  Производственное  совещание

Техническое  творчество  учащихся  (март)

Производственная  практика  (апрель-июнь)               Производственное  совещание

* технологический  процесс  в  цехах  ОАО «Носта»

Коррекция  уровня  профессиональной                           Совещание  при  зам. по                                                                                                   УПР

подготовленности  учащихся   (апрель-июнь)

* консультационная  работа  по  письменным

   экзаменационным  работам

Проверочные  работы   (июнь)                            Совещание  при  старшем  мастере

 


Предварительная  защита   (июнь)                                      И М С

 


Итоговая  аттестация  (защита)   (июнь)              Педсовет

Мониторинг.  Адаптация  учащихся  в  цехах

ОАО «Носта»

(через  3  месяца  после  выпуска)

Мониторинг.  Адаптация  учащихся  в  цехах

ОАО «Носта»

(через  9  месяцев  после  выпуска)

В  целом  целевая  программа  представлена  в  следующей  таблице.