Обобщение опыта работы мастера п/о высшей категории

ПУ №35 Левановой С.С.

 

Тема работы: Разработка детальной программы предвыпускной производственной практики учащихся по профессии «Слесарь КИП и А».

Условия возникновения и формулировка решаемой в ходе опыта проблемы: В настоящее время существенным образом возросли требования к знаниям, навыкам, и умениям и, вообще, к компетентности слесарей КИП и А.

В свою очередь это привело к необходимости совершенствования процесса производственной практики вообще и процесса предвыпускной практики учащихся по профессии «Слесарь КИП и А». Возможными путями этого являются обновление содержания процесса практики, технологии и организации ее реализации,, совершенствование материального и других видов ее обеспечения.

В связи с этим возникла проблема, суть которой сводится к противоречию между необходимостью существенного роста уровня знаний, навыков и умений учащихся ПУ №35, обучающихся по профессии «Слесарей КИП и А», и неопределенностью методов и средств достижения. Автором была высказана гипотеза (разработан прогноз), в соответствии с которой данная проблема может быть успешно решена, если разработать более совершенную программу предвыпускной практики.

Целью работы при этом стало выявление оптимального содержания проведения предвыпускной производственной практики, обеспечивающей формирование у обучающихся практических основ конкретной профессии и высокий уровень квалификации молодого специалиста.

Соответственно объектом исследования был выбран процесс производственной практики учащихся ПУ №35, предметом исследования - процесс производственной практики учащихся ПУ №35 по профессии «Слесарь КИП и А» на базовом предприятии - Ириклинской ГРЭС.

Актуальность работы обусловлена тем, что наличие модернизированной программы способна обеспечить более высокую степень совершенства предвыпускной производственной практики, а это, в свою очередь, может обусловить формирование более высокий уровень компетентности у учащихся ПУ №35, обучающихся по профессии «Слесарей КИП и А».

Актуальность последнего вида деятельности для системы НПО давно признана и не вызывает сомнения. Поскольку успешность деятельности по формированию более высокого уровня компетентности у учащихся ПУ №35 зависит от качества предвыпускной производственной практики, то и проблема его повышения также является актуальной. В свою очередь, качество предвыпускной производственной практики обусловлено ее содержанием, определяемым программой. Тем самым и проблема совершенствования программы предвыпускной производственной практики учащихся ПУ №35, обучающихся по профессии «Слесарей КИП и А», которой занималась Леванова С.С. также является актуальной.

Разработка детальной программы предвыпускной производственной практики учащихся по профессии «Слесарь КИП и А» имела целью формирование более высокого уровня компетентности у учащихся ПУ №35 в ходе прохождения ими данной практики. В этом заключается практическая значимость выполненной автором работы.

Опыт имеет ближнюю и дальнюю перспективу: он может быть использован как коллегами автора по ПУ №35, так коллегами его по системе НПО. В первом случае педагогическая ситуация, в условиях которой придется работать последователям автора, относительно незначительно будут отличаться от условий его работы. Поэтому они могут воспользоваться опытом Левановой С.С., лишь незначительно скорректировав его. Во втором случае степень необходимой коррекции описываемого опыта может быть более значительной.

Новизна опыта характеризуется тем, что исследовано и установлено наличие причинно-следственной взаимосвязи между совершенствованием программы предвыпускной производственной практики учащихся ПУ №35 по профессии «Слесарь КИП и А» и уровнем их компетентности.

Технология опыта: ретроспективный анализ результатов предвыпускной производственной практики учащихся ПУ №35 по профессии «Слесарь КИП и А» и выявление неполного количественного и качественного соответствия уровня их знаний, умений и навыков требованиям профессиональной характеристики. Тем самым было зафиксировано наличие актуальной педагогической проблемной ситуации и с учетом имеющихся наличных средств выдвинута рабочая гипотеза относительно методов ее решения. У автора такой гипотезой было предположение о возможности повышения уровня компетентности у учащихся ПУ №35, обучающихся по профессии «Слесарей КИП и А» за счет совершенствования детальной программы их предвыпускной производственной практики.

Оценивая реальность и возможную эффективность данного гипотетического пути автор сопоставлял его с теоретизированным опытом, опубликованным в специальной и нормативной литературе.

Затем последовала разработка детальной программы предвыпускной производственной практики учащихся ПУ №35 по профессии «Слесарь КИП и А» и накопление дидактических и методических средств, экспериментальная апробация эффективности разработанной программы, анализ результатов, выводы и формулировка рекомендаций. Программа была согласована с главным инженером Ириклинской ГРЭС и утверждена директором ПУ №35.

Особенностью программы является то, что в ней предусматривается два этапа производственного обучения: в учебных мастерских и на предприятии.

Задачи разработки и использования программы были:

1. Привитие учащимися навыков последовательного освоения рабочих приёмов ремонта, поверки, монтажа и эксплуатации приборов КИП и А.

2. Формирование у учащихся:

-сознательного отношения к процессу усвоения знаний, умений и навыков;

-ответственного отношения к трудовому коллективу и режиму работы предприятия;

-творческого подхода к выполнению производственных заданий.

Опытно-экспериментальная апробация разработанной программы осуществлялась на, базовой для ПУ №35, Ириклинской ГРЭС.

Оценка результативности детальной программы предвыпускной производственной практики учащихся по профессии «Слесарь КИП и А» в условиях производства.

При оценке результативности авторской разработки были использованы следующие показатели:

1. Итоговая оценка качества выполнения проверочной контрольной работы учащегося, которая проводится на рабочем месте, в трудовом коллективе.

2. Сводная ведомость оценок работ учащихся.

3. Протокол проверки знаний учащихся.

4. Итоговая ведомость промежуточной аттестации знаний учащихся.

5. Заключение о качестве выполнения пробной работы.

6. Заключение  о соответствии производственной практики учащегося учебному плану и программе.

7. Оценка отчета учащегося о производственной практике.

Кроме того учащиеся разрабатывали и защищали выпускные квалификационные работы в трудовом коллективе при поддержке наставника в присутствии представителя предприятия - специалиста высокой категории. Тем выпускникам, знания и умения которых соответствовали уровню требований предприятия,  после окончания училища администрация предприятия предлагает рабочие места.

В ходе апробации детальная программа предвыпускной производственной практики учащихся по профессии «Слесарь КИП и А» показала высокую эффективность. Многие учащиеся продемонстрировали высокий уровень своих знаний и умений.

Адресная направленность опыта: Следуя по исследованному автором пути, в зависимости от конкретных особенностей педагогических ситуаций, педагоги системы НПО могут с той или иной степенью полноты достичь желаемого результата - значимым образом повысить уровень профессионального образования выпускников ПУ и ПЛ. Результаты опыта могут быть использованы мастерами производственного обучения, работающих с группами учащихся, обучающихся по профессии «Слесарь КИП и А».

В зависимости от степени отличия педагогической ситуации, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты - значимое повышение уровня компетентности учащихся. Полнота достижения результатов зависит от степени идентичности педагогических ситуаций автора и его последователей. Если они идентичны, то результат может быть гарантирован с практически со 100-процентной вероятностью (уверенностью). Чем существенней отличие, тем меньше эта вероятность. Она может быть повышена путем дополнительного анализа и учета конкретных особенностей педагогических ситуаций при выборе и коррекции (модернизации) системы методов, применяемых при осуществлении педагогической деятельности.