Обобщение опыта работы преподавателя высшей категории

ПЛ №47 Коваленко Е.Н.

 

Тема работы: «Разработка и апробация учебного пособия по стенографии для секретарей»

Условия возникновения и формулировка решаемой в ходе опыта проблемы: В настоящее время произошло существенное обновление учебной программы и задач преподавания предмета «Стенография» профессии «Секретарь». Это повлекло за собой необходимость обновления содержания текстов для стенографирования и расшифровки; изменения структуры подачи материала для лучшего понимания и усвоения учащимися, изменения словаря сокращений с учетом профессиональной подготовки учащихся; подбора текста для стенографирования с учетом воспитательных задач преподавания, профессиональной подготовки учащихся. В то же время отсутствуют учебники и учебные пособия, в полной мере соответствующие обновленной учебной программе.

В связи с этим возникла проблема, сутью которой является противоречие между необходимостью непрерывного повышения уровня профессиональной подготовки учащихся ПЛ №47 по профессии «Секретарь» и недостаточным объемом учебно-методического обеспечения учебного процесса по данной профессии.

Актуальность работы обусловлена тем, что наличие достаточного объема учебно-методического обеспечения учебного процесса по профессии «Секретарь» обусловливает обновление содержания текстов для стенографирования и расшифровки; изменение структуры подачи материала для лучшего понимания и усвоения учащимися, изменение словаря сокращений с учетом профессиональной подготовки учащихся; подбор текста для стенографирования с учетом воспитательных задач преподавания. В свою очередь это обеспечивает повышение уровня профессиональной подготовки учащихся ПЛ №47 по профессии «Секретарь».

Актуальность последнего вида деятельности общепризнана и несомненна. Поэтому те виды деятельности, которые обеспечивают ее реализацию и получение конечного результата, также являются актуальными. Прежде всего это - обновление содержания текстов для стенографирования и расшифровки; изменение структуры подачи материала для лучшего понимания и усвоения учащимися, изменение словаря сокращений с учетом профессиональной подготовки учащихся; подбор текста для стенографирования. Данный вид деятельности актуален, поскольку от него непосредственно зависит достижение актуальной цели. Но сама эта деятельность может быть реализована лишь при наличии качественного учебно-методического обеспечения. Тем самым повышение качества и номенклатуры учебников и учебных пособий также является актуальным. Деятельность автора, сопряженная с подготовкой рукописи, апробацией и изданием учебного пособия по курсу стенографии, также является актуальной.

Создание учебного пособия по стенографии имело целью: повышение качества знаний учащихся по стенографии, повышение уровня профессиональной подготовки секретарей, осуществление воспитательных задач на занятиях стенографией, рациональное использование рабочего времени на учебных занятиях в лицее, повышение качества преподавания стенографии, более успешная реализация преподавателем образовательной, воспитывающей, развивающей функций обучения учащихся. В этом заключается практическая значимость работы при повышении качества учебно-воспитательного процесса.

Опыт имеет ближнюю и дальнюю перспективу: пособие - каждому учащемуся лицея, перевод пособия на дискеты, компьютеризация учебных занятий по стенографии.

Новизна опыта характеризуется тем, что исследовано и установлено наличие причинно-следственной взаимосвязи между совершенствованием учебно-методического обеспечения и уровнем профессиональной подготовки учащихся ПЛ №47 по профессии «Секретарь» в условиях профессионального лицея №47.

Технология опыта: ретроспективный анализ результатов педагогической деятельности преподавателей и мастеров п/о ПЛ №47 уровня профессионального образования выпускников и выявление неполного количественного и (или) качественного соответствия уровня их знаний, умений и навыков требованиям профессиональной характеристики. Тем самым было зафиксировано наличие актуальной педагогической проблемной ситуации и с учетом имеющихся наличных средств выдвинута рабочая гипотеза относительно методов ее решения. У автора такой гипотезой было предположение о возможности повышения уровня профессионального образования выпускников за счет создания учебного пособия по стенографии и последующего повышения качества знаний учащихся по стенографии, повышение уровня профессиональной подготовки секретарей. Оценивая реальность и возможную эффективность данного гипотетического пути автор сопоставлял его с теоретизированным опытом, опубликованным в специальной литературе. При этом были использованы труды известных ученых-педагогов Батышева С.Я., Вексман Р.А., Каждана Я.Е., Порто Т.С., Подласого И.П., Сластенина В.А., Исаева И.Ф., Шиянова Е.Н., Сухомлинского В.А., Поташника М.М., Новикова А.М. и др.

После этого следовали разработка учебного пособия по стенографии для секретарей, разработка и накопление дидактических и методических средств, экспериментальная апробация эффективности разработанного учебного пособия, анализ результатов, выводы и формулировка рекомендаций.

Особенностями учебного пособия являются то, что темы предлагается изучать по блочному принципу. В ИБ (информационном блоке) излагаются основные сведения курса стенографии: правила сокращения и производные от них, фразеограммы. В ПБ (практическом блоке) предлагаются материалы по закреплению усвоения материала, развитию умений и навыков стенографирования текстов и чтения стенограмм: упражнения, слова, предложения, тексты. БС (блок самоконтроля) дает возможность осуществлять контроль и самоконтроль за усвоением материала, применять знания на практике контрольные вопросы и задания.

Результативность опыта Коваленко Е.Н. по практической значимости может быть оценена тем фактом, что благодаря учебному пособию учащиеся начали получать целостное представление о стенографии, ее сущности и значении, преимуществах перед обычным письмом, о роли стенографии в работе секретаря; полнее осознали требования к стенографическому письму, правила сокращения, приемы сокращенной записи простых и сложных слов, фразеограмм; полнее стали применять знания на практике, стенографировать различные тексты и читать стенограммы. Неуспевающих по стенографии не стало, контрольные работы последних 3-х лет дают 66,7 -86,96% качества знаний, итоги 2001-2003 г.г. - 72,4 - 96,6%, итоги 1 полугодия этого учебного года продемонстрировали 75 — 80% качества знаний. Успешно сдаются зачеты по стенографии в конце года в виде творческих работ. Иначе говоря, конечная цель работы - повышение уровня профессиональной подготовки учащихся ПЛ №47 по профессии «Секретарь» была достигнута.

Помимо этого, она обладает и определенной научной новизной. В ходе опыта были исследованы и установлены закономерности, определяющие причинно-следственные зависимости между уровнем учебно-методического обеспечения и результативностью профессиональной подготовки учащихся ПЛ №47 по профессии «Секретарь».

Адресная направленность опыта: Следуя по исследованному автором пути, в зависимости от конкретных особенностей педагогических ситуаций, педагоги системы НПО могут с той или иной степенью полноты достичь желаемого результата - значимым образом повысить уровень профессионального образования выпускников ПУ и ПЛ. Результаты опыта могут быть использованы преподавателями стенографии образовательных учреждений, работающих в группах учащихся, получающих профессию «Секретарь». Пособие предназначено для учащихся 1 курса нашего профессионального лицея, обучающихся по профессии «Секретарь», может быть использовано учащимися других учебных заведений, получающих эту профессию. Возможно использование пособия для самостоятельного изучения стенографии любым человеком.

В зависимости от степени отличия педагогической ситуации, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты - значимое повышение уровня профессионального образования выпускников с различной степенью полноты. Полнота зависит от степени идентичности педагогических ситуаций автора и его последователей. Если они идентичны, то результат может быть гарантирован с практически со 100-процентной вероятностью (уверенностью). Чем существенней отличие, тем меньше эта вероятность. Она может быть повышена путем дополнительного анализа и учета конкретных особенностей педагогических ситуаций при выборе и коррекции (модернизации) системы методов, применяемых при осуществлении педагогической деятельности. Обучение стенографии по данному пособию рекомендуется проводить по классической схеме: изложение материала - закрепление полученных знаний - контроль усвоения материала - применение знаний на практике. Работа учащихся осуществляется по схеме: информационный блок — практический блок — блок самоконтроля. Необходима тщательная проработка всех блоков и ежедневная тренировка в стенографировании и чтении стенограмм.