Обобщение опыта работы преподавателя высшей категории
ПЛ №47 Коваленко Е.Н.
Тема работы: «Разработка и апробация
учебного пособия по стенографии для секретарей»
Условия возникновения и формулировка решаемой в ходе опыта
проблемы: В настоящее время произошло
существенное обновление учебной программы и задач преподавания предмета
«Стенография» профессии «Секретарь». Это повлекло за собой необходимость
обновления содержания текстов для стенографирования и расшифровки; изменения
структуры подачи материала для лучшего понимания и усвоения учащимися,
изменения словаря сокращений с учетом профессиональной подготовки учащихся;
подбора текста для стенографирования с учетом воспитательных задач
преподавания, профессиональной подготовки учащихся. В то же время отсутствуют
учебники и учебные пособия, в полной мере соответствующие обновленной учебной
программе.
В связи с этим возникла проблема, сутью которой является
противоречие между необходимостью непрерывного повышения уровня
профессиональной подготовки учащихся ПЛ №47 по профессии «Секретарь» и
недостаточным объемом учебно-методического обеспечения учебного процесса по
данной профессии.
Актуальность работы обусловлена тем,
что наличие достаточного объема учебно-методического обеспечения учебного
процесса по профессии «Секретарь» обусловливает обновление содержания текстов
для стенографирования и расшифровки; изменение структуры подачи материала для
лучшего понимания и усвоения учащимися, изменение словаря сокращений с учетом
профессиональной подготовки учащихся; подбор текста для стенографирования с
учетом воспитательных задач преподавания. В свою очередь это обеспечивает
повышение уровня профессиональной подготовки учащихся ПЛ №47 по профессии
«Секретарь».
Актуальность последнего вида деятельности общепризнана и
несомненна. Поэтому те виды деятельности, которые обеспечивают ее реализацию и
получение конечного результата, также являются актуальными. Прежде всего это -
обновление содержания текстов для стенографирования и расшифровки; изменение
структуры подачи материала для лучшего понимания и усвоения учащимися,
изменение словаря сокращений с учетом профессиональной подготовки учащихся;
подбор текста для стенографирования. Данный вид деятельности актуален,
поскольку от него непосредственно зависит достижение актуальной цели. Но сама
эта деятельность может быть реализована лишь при наличии качественного
учебно-методического обеспечения. Тем самым повышение качества и номенклатуры
учебников и учебных пособий также является актуальным. Деятельность автора,
сопряженная с подготовкой рукописи, апробацией и изданием учебного пособия по
курсу стенографии, также является актуальной.
Создание учебного пособия по стенографии имело целью: повышение качества
знаний учащихся по стенографии, повышение уровня профессиональной подготовки
секретарей, осуществление воспитательных задач на занятиях стенографией,
рациональное использование рабочего времени на учебных занятиях в лицее,
повышение качества преподавания стенографии, более успешная реализация
преподавателем образовательной, воспитывающей, развивающей функций обучения
учащихся. В этом заключается практическая значимость работы при
повышении качества учебно-воспитательного процесса.
Опыт имеет ближнюю и дальнюю перспективу: пособие - каждому
учащемуся лицея, перевод пособия на дискеты, компьютеризация учебных занятий по
стенографии.
Новизна опыта характеризуется тем, что
исследовано и установлено наличие причинно-следственной взаимосвязи между
совершенствованием учебно-методического обеспечения и уровнем профессиональной
подготовки учащихся ПЛ №47 по профессии «Секретарь» в условиях
профессионального лицея №47.
Технология опыта: ретроспективный
анализ результатов педагогической деятельности преподавателей и мастеров п/о ПЛ
№47 уровня профессионального образования выпускников и выявление неполного
количественного и (или) качественного соответствия уровня их знаний, умений и
навыков требованиям профессиональной характеристики. Тем самым было
зафиксировано наличие актуальной педагогической проблемной ситуации и с учетом
имеющихся наличных средств выдвинута рабочая гипотеза относительно методов ее
решения. У автора такой гипотезой было предположение о возможности повышения
уровня профессионального образования выпускников за счет создания учебного
пособия по стенографии и последующего повышения качества знаний учащихся по
стенографии, повышение уровня профессиональной подготовки секретарей. Оценивая
реальность и возможную эффективность данного гипотетического пути автор
сопоставлял его с теоретизированным опытом, опубликованным в специальной
литературе. При этом были использованы труды известных ученых-педагогов
Батышева С.Я., Вексман Р.А., Каждана Я.Е., Порто Т.С., Подласого И.П.,
Сластенина В.А., Исаева И.Ф., Шиянова Е.Н., Сухомлинского В.А., Поташника М.М.,
Новикова А.М. и др.
После этого следовали разработка учебного пособия по стенографии
для секретарей, разработка и накопление дидактических и методических средств,
экспериментальная апробация эффективности разработанного учебного пособия,
анализ результатов, выводы и формулировка рекомендаций.
Особенностями учебного пособия являются то, что темы предлагается
изучать по блочному принципу. В ИБ (информационном блоке) излагаются основные
сведения курса стенографии: правила сокращения и производные от них,
фразеограммы. В ПБ (практическом блоке) предлагаются материалы по закреплению
усвоения материала, развитию умений и навыков стенографирования текстов и
чтения стенограмм: упражнения, слова, предложения, тексты. БС (блок
самоконтроля) дает возможность осуществлять контроль и самоконтроль за
усвоением материала, применять знания на практике контрольные вопросы и
задания.
Результативность опыта Коваленко Е.Н. по практической значимости может быть оценена тем фактом,
что благодаря учебному пособию учащиеся начали получать целостное представление
о стенографии, ее сущности и значении, преимуществах перед обычным письмом, о
роли стенографии в работе секретаря; полнее осознали требования к
стенографическому письму, правила сокращения, приемы сокращенной записи простых
и сложных слов, фразеограмм; полнее стали применять знания на практике,
стенографировать различные тексты и читать стенограммы. Неуспевающих по
стенографии не стало, контрольные работы последних 3-х лет дают 66,7 -86,96%
качества знаний, итоги 2001-2003 г.г. - 72,4 - 96,6%, итоги 1 полугодия этого
учебного года продемонстрировали 75 — 80% качества знаний. Успешно сдаются
зачеты по стенографии в конце года в виде творческих работ. Иначе говоря,
конечная цель работы - повышение уровня профессиональной подготовки учащихся ПЛ
№47 по профессии «Секретарь» была достигнута.
Помимо этого, она обладает и определенной научной новизной.
В ходе опыта были исследованы и установлены закономерности, определяющие
причинно-следственные зависимости между уровнем учебно-методического
обеспечения и результативностью профессиональной подготовки учащихся ПЛ №47 по
профессии «Секретарь».
Адресная направленность опыта: Следуя по
исследованному автором пути, в зависимости от конкретных особенностей
педагогических ситуаций, педагоги системы НПО могут с той или иной степенью
полноты достичь желаемого результата - значимым образом повысить уровень
профессионального образования выпускников ПУ и ПЛ. Результаты опыта могут быть
использованы преподавателями стенографии образовательных учреждений, работающих
в группах учащихся, получающих профессию «Секретарь». Пособие предназначено для
учащихся 1 курса нашего профессионального лицея, обучающихся по профессии
«Секретарь», может быть использовано учащимися других учебных заведений,
получающих эту профессию. Возможно использование пособия для самостоятельного
изучения стенографии любым человеком.
В зависимости от степени отличия
педагогической ситуации, используя данный опыт, можно получить устойчивые
положительные результаты - значимое повышение уровня профессионального
образования выпускников с различной степенью полноты. Полнота зависит от
степени идентичности педагогических ситуаций автора и его последователей. Если
они идентичны, то результат может быть гарантирован с практически со
100-процентной вероятностью (уверенностью). Чем существенней отличие, тем
меньше эта вероятность. Она может быть повышена путем дополнительного анализа и
учета конкретных особенностей педагогических ситуаций при выборе и коррекции
(модернизации) системы методов, применяемых при осуществлении педагогической
деятельности. Обучение стенографии по данному пособию рекомендуется проводить
по классической схеме: изложение материала - закрепление полученных знаний -
контроль усвоения материала - применение знаний на практике. Работа учащихся
осуществляется по схеме: информационный блок — практический блок — блок
самоконтроля. Необходима тщательная проработка всех блоков и ежедневная
тренировка в стенографировании и чтении стенограмм.