Аннотированный список учебников и учебных пособий,
рекомендованных  для УНПО МО РФ
на 2001/2002 уч.год
с дополнениями на 2003/2004 уч.год

Представила: Хаббасова А.К. методист УМК ПО
Дата дополнения:
28.04.04

Математика

Изучается как обязательный предмет в УНПО профилированно.

Изучение математики в УНПО рекомендуется осуществлять по приведенным ниже программам профилированных курсов:

1. Программа профилированного курса математики для учреждений начального профессионального образования строительного профиля.

Березина Л.Ю., зав. лабораторией методического обеспечения предметов естественнонаучного и общетехнического цикла ИРПО, канд. пед. наук; старший научный сотрудник.

Михайлова Н.Н., зав. кафедрой Института развития профессионального образования, канд.пед.наук.

Программа адресована преподавателям математики учреждений начального профессионального образования строительного профи­ля, включая лицеи. При сохранении базового федерального компонента, обеспечива­ющего получение общего среднего образования, программа учитывает специфические потребности в математическом инструментарии про­фессиональной подготовки.

Базисный компонент программы согласован с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России № 56 от 30.06.99. программа нацеливает на использование личностно-ориентированных педтехнологий.

2. Программа профилированного курса математики для учреждений начального профессионального образования металлообрабатывающего профиля.

Березина Л.Ю., зав. лабораторией института развития профессионального образования, кандидат педагогических наук.

Щербинина Г.В., преподаватель учебно-воспитательного комплекса №5 г. Москвы

Предлагаемая программа профилированного курса математики для учреждений начального профессионального образования металлообрабатывающего профиля обеспечивает необходимый базисный уровень среднего (полного) общего образования и учитывает специфику подготовки работников для металлообрабатывающей промышленности.

Базисный компонент программы согласован с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России №56 от 30.06.99. Программа нацеливает на использование личностно-ориентированных педтехнологий.

3. Программа про­филированного курса математики для учреждений начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля.

Березина Л.Ю., Дубинчук Е.С.

Предлагаемая программа профилированного курса математики для учреждений начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля обеспечивает необходимый ба­зисный уровень общего среднего образования и учитывает специфику подготовки работников для сельского хозяйства.

Базисный компонент программы согласован с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 30.06.99.

4. СБОРНИК ПРОГРАММ
профилированных курсов математики для учреждений начального профессионального образования по профилям: легкая промышленность (текстильное, швейное, обувное производство); лесозаготовительные работы и деревообрабатывающая промышленность;

морской и речной флот, судостроение и судоремонт; наземный и подземный транспорт (железнодорожный транспорт и метрополитен); полиграфия; химические производства; профессии, не имеющие отраслевого профиля

Березина Л.Ю., к.п.н., зав.лабораторией; Витухина И.А., к.п.н., ст.науч.сотр., Кузнецова Е.Д., методист ИПКи ПРНО Моск. обл., препод. математики ВПУ № 13 г. Раменское; Суворова Е.В., препод. Математики ПОУ № 114; Соловьева Л.А., препод. математики ВПУ № 12 г. Керчи.

Программы настоящего сборника обеспечивают необходимый базисный уровень среднего (полного) общего образования и учитывают специфику подготовки работников для соответствующей отрасли.

Сборник состоит из традиционных разделов программ по математике, но построен по блочно-модульному принципу: основу программ составляет базисный компонент, и наряду с этим отражен профессионально значимый материал дифференцированно по следующим отраслевым комплексам: железнодорожный транспорт и метрополитен; лесозаготовительные работы и деревообрабатывающая промышленность; полиграфия, текстильное, швейное и обувное производство; химические производства; морской и речной флот, судостроение и судоремонт, профессии, не имеющие четкой отраслевой направленности.

Сборник программ предназначен для преподавателей математики учреждений НПО вышеуказанных отраслевых комплексов.

Русский язык

Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник.-5-е изд.-М.: Дрофа, 2001.-464 с.

Учебник написан по программе «Основы риторики: От мысли к слову», утвержденной Министерством образования РФ, является первым за последние семь десятилетий учебным руководством по всему курсу риторики. Автор знакомит учащихся с законами риторики, с основами мастерства публичного выступления, с искусством ведения беседы, спора, рассказывает о своеобразии русской риторики. В учебнике теоретический материал сопровождается практическими заданиями, что дает возможность учащимся прочнее и глубже закрепить полученные знания, овладеть искусством красноречия.

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: 10-11 классы- 7 изд., - М.: Просвещение, 2001. - 351 с.

Учебное пособие поможет построить различные по стилю тексты-сочинения, очерки, рефераты, аннотации, рецензии, правильно оформить деловые бумаги (заявление, автобиографию).

Система специальных упражнений позволит глубже понять художественно-языковую форму изучаемых литературных произведений, особенности языка и стиля писателя, овладеть приемами работы с текстами разных типов, стилей и жанров.

Особенностью книги является то, что для лингвистического и стилистического анализа предлагаются цельные тексты из произведений русских писателей, поэтов (а не отдельные предложения). Большое внимание в пособии уделяется систематической работе со словарями различного типа.

Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 1998. -256 с.

Вспомнить орфографические и пунктуационные правила, закрепить их на практике, получить дополнительные сведения по лексике, орфоэпии, грамматике, стилистике поможет данное пособие, зарекомендовавшее себя в школе на протяжении многих десятилетий и по-прежнему пользующееся популярностью. Книга доработана с учетом новых школьных программ по русскому языку и литературе.

 

Немецкий язык

    Воронина Г. И., Карелина И. В. Немецкий язык, контакты: Учебник и книга для чтения по немецкому языку для 10-11 классов. М.: Просвещение, 2000.-320 с.

    Учебно-методический комплект для 10-11 классов является продолжением базового курса для 5-9 классов. В комплект входят учебник и книга для чтения, книга для учителя и аудиокассеты.

    В учебном курсе представлен актуальный аутентичный материал, охватывающий сферы повседневного общения современной молодежи. Основное внимание в курсе уделяется этике общения как на межличностном, так и на межкультурном уровнях. Наличие четко продуманной системы коммуникативных упражнений и заданий обеспечивает закрепление и углубление усвоенных знаний и умений, а тесты по темам дают возможность осуществлять текущий и итоговый контроль            

 

Английский язык

Кузовлев В. П. и др. Английский язык: учебник для 10-11 классов. М.: Просвешение, 1999.-336 с.

Учебник авторов В. П, Кузовлева и др. Английский язык: учебник для 10-11 классов -победитель конкурса «Новые учебники для российских школ», проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Минобразования РФ.

Учебник завершает серию учебных пособий для средней школы авторского коллектива под руководством В. П. Кузовлева и ставит своей целью закрепить, обобщить и систематезировать уже приобретенные ЗУН с учетом требований госстандарта и программы по иностранным языкам.

Учебник построен в соответствии с учебным планом и рассчитан на 2 часа в неделю. Материал объединен в 7 циклов, каждый из которых имеет свое название, отражающее его основное содержание. Все циклы имеют единую структуру, что облегчает учителю и учащимся работу с учебником. В конце каждого цикла в разделе «PREPARATION FOR TESTING» содержится материал для контроля и самоконтроля учащихся. Учащиеся получат страноведческие знания о тех сферах культуры англоязычных стран, которые не были достаточно полно освещены в предыдущих классах: о государственно-политическом устройстве, молодежной культуре, положении молодежи и ее правах, социальной защищенности граждан, вкладе ученых и деятелей культуры в мировой научно-технический прогресс и мировую культуру. Знакомство с культурой стран изучаемого языка происходит путем сравнения со знаниями о своей стране. В учебнике имеется специальная группа упражнений под рубрикой «IN YOUR CULTURE», которая учит рассказывать на английском языке о родной культуре.

 

География

Плисецкий Г. П. «Коммерческая география. Россия и мир.10-11 кл.» - М.: Просвещение, 1996.-

        Учебно-методический комплект. «Коммерческая география. Россия и мир.» построен по авторской программе и включает в себя учебник в двух частях и тетрадь для практических занятий. Он предназначен для изучения данного спецкурса в старших классах общеобразовательной школы.

         Главной целью УМК является формирование у учащихся представления о научном направлении - коммерческая география и его актуальности в условиях современных рыночных отношений. Целесообразность курса коммерческой географии диктуется потребностью в получении учащимися необходимых географических знаний об условиях и факторах, особенностях и тенденциях формирования рынка в России, ее месте в мировом хозяйстве. Курс предполагает сохранение коммерческой специфики отдельных разделов социально-экономической географии с акцентами на тех разделах, которые содержат сведения научного и прикладного характера, полезных будущим экономистами предпринимателям в их профессиональной подготовке.

           Материал в учебнике рассматривается в контексте современных геополитических событий. В книге используются последние статистические данные. 

           В первой части УМК изучаются основы коммерческой географии. В ней дается информация, позволяющая увидеть специфику российского рынка. Учебник дает общее представление о структуре современного мирового рынка, о месте России в нем, рассматривает особенности отраслевых рынков промышленности и сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления и услуг, инфраструктурного комплекса, финансовой и инвестиционной деятельности.

             Вторая часть УМК посвящена региональным аспектам рынка.

             В учебнике много иллюстраций, необходимых для понимания основного содержания; широко представлены карты, схемы, диаграммы, таблицы.

              УМК «Коммерческая география. Россия и мир. 10-11 классы» соответствует обязательному минимуму содержания и современной концепции географического образования в России.

    Холина В. Н., География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: 10-11кл.-М.: Просвещение, 2000.-320 с.    

       Первый российский учебник по социально-экономической географии включает такие темы, как: эволюция географических взглядов на мир и методов географического анализа, география религий, теория и практика геополитики, модели размещения хозяйства, географические границы, география городов и экономическое районирование.

       Материал для проведения самостоятельных и практических работ (таблицы, карты, задания по каждой теме) позволит учителю строить работу в диалоге с учащимся.

    Винокурова Н. Ф. и др. Природопользование 10-11 кл.- М.: Просвещение, 1996.- 256 с.

     Природопользование 10-11 кл- первый российский учебник, который интегрирует знания о взаимоотношениях общества и природы на основе различных видов хозяйственной деятельности, об изменениях в природе и их последствиях для человека.

      Изучение каждой темы завершается обобщением, включающим три блока: «Ваш рейтинг», коммуникативный и практический, предполагающие участие в ролевых играх, дискуссиях, «мозговых атаках», моделировании и практической деятельности.         

Биология

Беляев Д. К, и др. Общая биология 10-11 кл. М.: Просвещение, 1999. - 288 с.    

Учебник отличается эволюционной, экологической и природоохранной направленностью. Он поможет развить у учащихся эволюционный взгляд на природу, повысить экологическую культуру школьников.

В книге раскрыты основные общебиологические понятия, закономерности, теории; особое внимание уделено вопросам охраны природы, селекции, биотехнологии, медецинской генетики и др.

Методический аппарат учебника включает лабораторный практикум, а также задания, направленные на поиск логических причинно-следственных связей, на работу с терминами, заполнение таблиц.

Захаров В.Б. и др. Общая биология 10-11 кл. М.: Просвещение, 1999. - 256 с.

Учебник разработан на основе современных образовательных стандартов и в соответствии с новым базисным планом.

Учебник дает представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, знакомит школьников с многообразием жизни и историей ее развития на Земле. Особое внимание уделяется анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем. Большое место в ряде разделов отведено изложению общебиологических закономерностей .

Насыщенный методический аппарат учебника, включающий разнообразные задания проблемно-поискового характера, проверочные и лабораторные работы, позволяет учителю оперативно контролировать успеваемость учащихся.

Каждую главу учебника завершает перечень основных положений, необходимых для запоминания, а также задания для самостоятельной работы.

Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учебное пособие для НПО и СПО. - 384 с.

Раскрываются основные понятия и закономерности общей биологии, экологии и природоохранной деятельности. Рассматриваются некоторые наиболее важные понятия промышленной экологии, а также экологические аспекты чрезвычайных и экстремальных ситуаций.

Химия  

Цветков Л.А. и др. Органическая химия: 10-11 классы. М.: Просвещение, 1998. -192 с.  

   В этом учебнике отражены современные достижения химической науки, широко раскрыто значение химии в повседневной жизни, усилена практическая направленность курса.

 Учебный материал излагается проблемно, с вовлечением учащихся в познавательный процесс, уделено внимание гуманистической направленности химических знаний. Совершенно новой является структура учебника. В тексте содержатся разноуровневые задания для самостоятельной работы учащихся, в том числе задания экспериментального характера.

Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф. Г.  Химия: 10-11 классы. М.: Просвещение, 1998. - 160 с.

Весь учебный материал изложен по плану:

1.     Строение, определение и общая характеристика данного вещества.

2.     Нахождение в природе.

3.     Способы получения.

4.     Физические свойства.

5.     Химические свойства.

6.     Применение.

7.     Генетическая связь.

Такой план является своеобразной памяткой как для изучения, так и для воспроизведения материала. В учебнике включены схемы, таблицы, рисунки, содержащие основной материал изучаемого вопроса или темы. Такие таблицы и схемы служат опорой для воспроизведения и повторения материала. Продуманный методический аппарат учебника окажет помощь в самостоятельной систематической работе. На полях книги- интересные сведения по истории химии, дополнительный фактический материал.

ОБЖ

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 10 класса и Учебник для11 класса. М.: Просвещение, 2000.-160 стр.

Учебники направлены на завершение формирования у старшеклассников целостного представления об опасных и чрезвычайных ситуациях, а также о правилах безопасного поведения в различных ситуациях природного, технического и социального происхождения. Особое внимание уделяется формированию индивидуальной системы здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья.

Учебник для 10 класса написан в соответствии с новой программой «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса рекомендованной Минобразования. В книгу включен раздел «Основы военной службы», изучая который, учащиеся получат сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, боевых традициях и символах военной чести, об основных воинских обязанностях.

Смирнов А. Т., Мишин Б.И., Ижевский П. В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебник для девушек 10-11 классов. М.: Просвещение, 2001.-160 стр.

Учебник написан в соответствии с одноименным разделом новой программы по курсу«Основы безопасности жизнедеятельности», рекомендованной Минобразования РФ. Старшеклассницы узнают из учебника о роли женщины в современном обществе, функциях семьи, правах и обязанностях родителей. Особенное внимание уделено репродуктивному здоровью женщины и нежелательным факторам, которые могут ему угрожать.

Физическая культура

Лях В. И. и др. Физическая культура. 10-11 класс. М.: Просвещение, 1997. - 160 с.

 Учебник поможет учащимся освоить теоретический и практический материал по физической культуре, будут незаменимы при подготовке к экзаменам. В книге учащиеся найдут сведения по гигиене, рациональному режиму дня, питанию, самоконтролю, профилактике травматизма; комплексы для развития силы, выносливости, гибкости, координации движений; упражнения для совершенствования техники спортивных игр.

 

Информатика

Гейн А. Г., Сенокосов А. И., Юнерман Н. А. Информатика. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2000. -255 с.

Пособие приходит на смену популярному учебнику «Основы информатики и вычислительной техники». Оно соответствует программе и отражает произошедшие за последнее десятилетие значительные изменения в информатике. Методическая система учебника сохранена: основное внимание уделено решению жизненных задач с помощью современных информационных технологий, что позволяет сделать курс информатики привлекательным для всех школьников.

Книга содержит развернутую систему вопросов и заданий, среди которых немало задач, имеющих характер проблемных ситуаций. В заданиях действует разветвленная система мотивов. Практические навыки учащиеся приобретают, не только решая задачи, но и выполняя лабораторные работы в компьютерном классе. Лабораторные работы даны в обобщенном виде и легко адаптируются к той технике и программному обеспечению, которые имеются в распоряжении учителя на любом языке программирования.

Юдина А. Г. Практикум по информатике. М.: Мнемозина, 1999. -127 с.

Практикум позволяет учителю сделать уроки информатики развивающими, пробудить в учащихся самостоятельность и инициативу, желание экспериментировать, высказывать предположения и проверять их опытным путем. Практикум содержит около 200задач и заданий представляющих две системы. Задачи Практикума познакомят учащихся в доступной форме с основами программирования, компьютерной графикой, компьютерным моделированием и исследованием.

Важной особенностью учебного пособия является частичная интеграция с курсами геометрии, алгебры и физики. 

Обществознание

Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: Учебник для НПО.- 144.

В соответствии с программой курса «Введение в современное обществознание» в доступной форме раскрываются такие темы, как этапы развития общества и его социальные основы; эволюции и революции в развитии общества; природа тоталитарного государства; экономика, правовые и политические основы современного общества.

Смирнов И.П. Хрестоматия по курсу «Введение в современное обществознание»: Учебное пособие для НПО.- 232 с.

Содержит материалы, дополняющие учебник И.П. Смирнова «Введение в современное обществознание».

Для учащихся учреждений начального профессионального образования. Имеет гриф Минобразования РФ.

Основы правоведения

Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. Основы правоведения: Учебник для НПО/ Под ред. В.И. Шкатуллы. - 160 с.

В соответствии с программой курса «Основы правоведения» дается характеристика всех основных отраслей права. Помогает выпускнику профессионального училища приобрести необходимую правовую культуру для жизни в современном обществе.

Для учащихся учреждений начального профессионального образования. Имеет гриф Минобразования России.

Яковлев А.И. Основы правоведения: Учебник - 272 с.

В учебнике в соответствии с программой курса «Основы правоведения» дается характеристика всех основных отраслей права. Учебник написан с учетом новой Конституции РФ, новейшего законодательства и практики его применения.

Основы  военной службы

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы  военной службы: Учебное пособие для СПО / Под ред. А.Т. Смирнова. - 240 с.

Разработано в соответствии с программой дисциплины «Основы военной службы», рекомендованной Министерством образования РФ. Направлено на военно-патриотическое воспитание молодежи, морально-психологическую подготовку студентов к службе в Вооруженных Силах РФ. Последовательно изложены материалы об истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре и реформе. Освещены вопросы организации воинского учета, задачи современных Вооруженных Сил, порядок прохождения воинской службы по призыву и контракту. Уделено внимание формированию здорового образа жизни молодежи.

Смирнов А.Т., Тупикин Е.И. Основы  военной службы. Тестовые задания и рекомендации по контролю знаний.

Учебно-методическое пособие содержит комплект тестовых заданий, рекомендации по их конструированию и применению в системе контроля качества знаний, общие рекомендации по особенностям системного контроля качества знаний учащихся.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации